КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
К Часть VII. Средняя взрослость (от 40 до 60 лет)
РЕЗЮМЕ В возрасте средней взрослости ведущим видом деятельности человека остается труд. К этому возрасту большинство людей накапливает достаточно большой опыт в выбранной профессиональной деятельности, которая позволяет человеку компенсировать наступающие возрастные изменения в его организме. Отношения с супругом к этому возрасту, как правило, определяются и стабилизируются, а на передний план выступают проблемы помощи: с одной стороны, вступающим в самостоятельную жизнь детям, с другой — пожилым родителям. Основную часть свободного от основной работы времени большинству людей приходится тратить на дополнительные заработки и обеспечение быта, поэтому досуговую самореализацию могут позволить себе очень немногие. ИТОГИ ВОЗРАСТА У людей, достигших возраста средней взрослости, отмечается относительное снижение характеристик психофизических функций. Однако это никак не отражается на функционировании когнитивной сферы человека, не снижает его работоспособность, позволяя ему сохранять трудовую и творческую активность. Развитие отдельных способностей человека продолжается в течение всего среднего возраста. Особенно это относится к тем из них, которые связаны с трудовой деятельностью человека и его повседневной жизнью. Интенсивность инволюции интеллектуальных функций человека зависит от двух факторов: одаренности и образования, которые противостоят старению, затормаживая инволюционный процесс. Специфика интеллектуального развития человека и показатели его интеллектуальных возможностей во многом зависят от личностных особенностей человека, его жизненных установок, планов и жизненных ценностей.
Главное достижение этого возраста может быть определено как обретение состояния мудрости. В этот период своей жизни человек, как правило, обладает обширными фактуальными и процедурными знаниями, умением оценивать события и информацию в более широком контексте и способностью справляться с неопределенностью. Развитие аффективной сферы человека в период средней взрослости протекает неравномерно. Данный возраст может быть для человека периодом расцвета его семейной жизни, карьеры или творческих способностей. Но при этом он все чаще начинает задумываются о том, что он смертен и что его время уходит. Труд становится важнейшим источником человеческих чувств. Те эмоции, которые играют в жизни обычно очень большую роль и существенно сказываются на общем эмоциональном состоянии, настроении человека, связаны с ходом его трудовой деятельности, ее успехом или неуспехом. Этот период жизни человека обладает чрезвычайно высоким потенциалом для развития стресса, который способствует развитию многих заболеваний среднего возраста. В зрелом возрасте люди часто испытывают депрессию и чувство одиночества. Желание человека среднего возраста действовать без промедления и тут же получать результат изменяет структуру его мотивации, смещая образующие ее компоненты в сторону удовлетворения обостряющихся потреб- ИТОГИ ВОЗРАСТА ■ 541 ностей. Среди них основными являются: реализация своего творческого потенциала; необходимость передать что-то следующему поколению; корректировка деятельности с точки зрения возможной стагнации и упущенных возможностей; забота о сохранении близких отношений с родными и друзьями; подготовка к спокойной и обеспеченной жизни в пожилом возрасте. В контексте этих изменений происходит осмысление и переоценка жизни в целом; корректировка сложившейся системы ценностей в трех связанных между собой сферах: личной, семейной и профессиональной.
Резкие социальные и жизненные изменения в любой из этих сфер могут вызвать мотивационный кризис, связанный с ослаблением или отказом человека от ведущего жизненного мотива, его сменой, а также определить последующий путь мотивационного развития личности. В период средней взрослости Я-концепцяя личности обогащается новыми Я-образами, принимает во внимание постоянно меняющиеся ситуационные отношения и вариации самооценок и детерминирует все взаимодействия. Я-концепция зрелого взрослого развивается в результате возникновения большого числа частных Я-концепций и в процессе генерирования концептуального ядра личности. Сутью Я-концепции становится не самоактуализация любыми доступными индивиду средствами, а самоактуализация в пределах нравственных правил и более значительных, чем ситуационные, личностных ценностей. Для самооценки периода средней взрослости характерна тенденция усиления когнитивного компонента. Осознанное, взвешенное, реалистичное отношение к себе ведет к тому, что знания о себе начинают регулировать и вести за собой эмоции, адресующиеся собственному «Я». Число частных самооценок сокращается, самооценка приобретает обобщенный характер. Я-образ динамически гармонично развивающейся личности в этом возрасте преобразуется в Я-образ, преимущественно связанный с обеспечением развития других личностей (детей, учеников, младших сослуживцев и т. д.). У самоактуализированной личности развивается эффективная Я-концепция, а для пограничных состояний характерна «диффузность самоидентичности», или расколотое самосознание. Поведенческие особенности обусловлены тем, что в возрасте средней взрослости ведущим видом деятельности человека остается труд. К этому возрасту большинство людей накапливает достаточно большой опыт в выбранной профессиональной деятельности, которая позволяет человеку компенсировать наступающие возрастные изменения в его организме. Отношения с супругом к этому возрасту, как правило, определяются и стабилизируются, а на передний план выступают проблемы помощи: с одной стороны, вступающим в самостоятельную жизнь детям, с другой — пожилым родителям.
Основную часть свободного от основной работы времени большинству людей приходится тратить на дополнительные заработки и обеспечение быта, поэтому досуговую самореализацию могут позволить себе очень немногие. Следует отметить, что ведущим фактором развития в этом возрасте является успешная трудовая деятельность, обеспечивающая самоактуализацию личности. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
■ ■
Абрамова Г. С. Возрастная психология. М., 1998. Алешина Ю. Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем совместной жизни. Автореф. дисс.... канд. психол. наук. М., 1985. Альпероеич В. Д. Геронтология. Старость: Социокультурный портрет. М., 1998. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980. Анастази А. Психологическое тестирование / Под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. М., 1982. Андреева Т. В. Социальная психология семейных отношений. СПб., 1998. Ароне К. Развод: крах или новая жизнь? М., 1995. Бажин Е. Ф., ГолынкинаЕ. А., ЭткиндА. М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал. 1984. Т. 5, № 3. Безносое С. П. Профессиональная деформация личности. Автореферат дисс.... докт. психол. наук. СПб., 1997. Берльер Ф. Старение и старость. М., 1964. Бойко Е. И. Время реакции человека. М., 1964. Борисова Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности // Психология формирования и развития личности. М., 1981. Васильев В. К., Филимоненко Ю. И. Психологическая самозащита в сфере политического поведения // Правовые и социально-экономические аспекты деятельности средств массовой информации. СПб.: Изд. СПбГУ, 1996. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976. ВиткинД. Женщина и стресс. СПб., 1996. Виткин Д. Мужчина и стресс. СПб., 1996. Возрастные и индивидуальные различия памяти / Под ред. А. А. Смирнова. М.: Просвещение, 1967. Возрастные аспекты онтопсихологии: Учеб. пособие / Под ред. А. П. Крылова, Е. Ф. Рыбалко. СПб., 1993. Гозман Л. Я., Кроз М. В. Измерение уровня самоактуализации личности // Алешина Ю. Е., Гозман Л. Я., Дубровская Е. С. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. М., 1987.
Голизек Э. Преодоление стресса за 60 секунд. М., 1995. Голод С. И. Семья и брак: историко-социо-логический анализ. СПб., 1998. Городецкая И. М. Исследование мотивации учения и труда безработных // Анань-евские чтения-98: Тезисы научно-практической конференции. СПб., 1998. Гурвич И. Н. Социальная психология здоровья. СПб., 1999. Гурко Т. А. Удовлетворенность браком как показатель супружеских отношений // Семья и социальная структура. М., 1987. Захарова А. В. Структурно-динамическая модель самооценки. Вопросы психологии. 1989. № 1. Здравожыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986. Изард К. Г. Психология эмоций / Пер. с англ. СПб., 1999. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000. Каариайнен К., Фурман Д. Е. Верующие, атеисты и прочие // Вопросы философии. 1997. № 6. Калиш Р. Пожилые люди и горе // Психология зрелости и старения. М., 1997. Осень. Карсаевская Т. В. Этапы жизненного цикла человека: зрелость и старость // Психология зрелости и старения. М., 1997. Осень. Квинн В. Прикладная психология. СПб., 2000. Корчмарюк В. А. Мотивационные детерминанты служебно-боевой деятельности офицеров внутренних войск МВД России. Автореф. дисс.... канд. СПб., 1998. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. Куликов Л. В. Мозаика радости. СПб., 1997. Куликов Л. В. Психология настроения. СПб., 1997. Куницына В. Н. Нарушения, барьеры, трудности межличностного неформального общения: актуальные проблемы психологической теории и практики. СПб., 1995. Ладанов И. Д. Управление стрессом. М., 1989. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). М., 1992. Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. СПб., 1996. Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996. Маслоу А. Мотивация и личность. М., 1998. Меткалф С, Фелибл Р. Юмор — путь к успеху. СПб., 1997. Молодая семья: социально-экономические, правовые, морально-этические проблемы. Киев, 1991. Моргун В. Ф., Ткачева Н. Ю. Проблема периодизации развития личности. М., 1981. Муздыбаев К. Удовлетворенность жизнью, ощущение счастья, переживание смысла собственного бытия // Рабочий класс СССР на рубеже 80-х годов. М., 1981. Нейдхард Д., Вейнштейн М., Конри Р. Властелин эмоций. СПб., 1997. НельсонДжоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.: Питер, 2000. Обозова А. Н. Супружеская совместимость — фактор устойчивости брака // Личность в системе общественных отношений. Ч. 4. М., 1983. Обуховский К. Психология влечений человека. М., 1971. Пако С. Строение психологических особенностей человека // Основы геронтологии / Под ред. А. Бинэ. М., 1960. Популярная энциклопедия пожилого возраста. Самара, 1996. ПотанИна Ю. А. Адресная поддержка пенсионеров в условиях переходной эко- ШШШШЖ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ■ 543 номики // Население России сегодня. М., 1999. Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы. Киев, 1997. Реан А. А. Практическая психодиагностика личности. СПб., 2001. Рогов Е. И. Эмоции и воля. М., 1999. Российский статистический ежегодник. 1999. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М., 1970. Рябикина 3. И. Развитие личности и профессиональный рост. Автореф. дисс.... докт. психол. наук. Минск, 1997. Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1979. Смит Эллиот Д. Стареть можно красиво. М., 1995. Соколова Е. Т., Николаева В. В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М., 1995. Сталин В. В. Самосознание личности. М., 1983. Тхостов А. Ш., Степанович Д. А. Влияние кризисной жизненной ситуации на структуру самооценки // Вопросы психологии. 1987. № 2. Узнадзе Д. Н. Психологические мотивации поведения человека. М., 1969. Устинова А. И. Зрительные функции возраста пилотов // Пятое совещание по физиологической оптике. М., 1966. Файзуллаев А. А. Мотивационные кризисы личности // Психологический журнал. 1989. № 3. Федотова Е. О. Нарушение устойчивости самооценки при неврозах. М., 1985. Федотова Н. Ф., Филиппова Л. А. Ценностные ориентации супругов и их представления об ориентациях своих брачных партнеров // Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания. Краснодар, 1977. Филиппов Ф. Р. От поколения к поколению. М.1989. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. М., 1980. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1998. Хамитов Н. Философия одиночества. Одиночество женское и мужское. Киев, 1995. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 т. М., 1986. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск: Изд-во Томского университета; М.: Барс, 1997. Хъелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977. Чечот Д. М. Молодежь и брак. Л., 1976. Элкинд Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни // Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1999. Эллис А. Психотренинг по методу А. Элли-са. СПб.: Питер, 1999. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1999. Юркевич Н. Г. Советская семья: функции и условия стабильности. Минск, 1970. Яшин Г. А. Труд как формообразующий фактор человеческой деятельности. Ав-тореф. дисс.... канд. филос. наук. М., 1996. Baumeister R. A self-presentational view of social phenomen // Psychol. Bull. 1982. Vol. 91. № l. Droege R. (1982). A psychosocial study of the formation of the middle adult life structure in women. Unpublished doctoral dissertation California School of Professional Psychology, Berkeley. Erikson E. N. The life cycle completed. New York: Norton, 1982. Farrell M. P. & Rosenberg S. D. Men at midlife. Boston: Auburn Hause, 1981. Gottlieb J., Carver С Anticipation of future interaction and by stander effect // J. of exp. and social Psychol. Gould R. L. Transformations, growth and change in adult life. New York: Simon and Schuster, 1978. Horn J. L. The theory of fluid and crystallized intelligence in relation to concepts of cognitive psychology and aging in adulthood. In: F. I. M. Craik & S. Trehub (Eds.) Aging and cognitive processes. New York: Plenum, 1982. Levinson D. The seasons of a man's life. New York: Knopf, 1978. Maslow A. H. Toward a psychology of being (second ed.). Princeton. NJ: Van Nostrad Reinhold, 1968. Neugarten B. L. The psychology of aging: An overview. Washington, DC: American Psychological Associations, 1976. PfeifferD. & Davis G. The use of leisure time in middle life. The Gerontologist. 1971, 11. Satow K. Social approach and helping // J. of exp. and social Psychol. 1975. Vol. 11. 1980. Vol. 16. Schaie K. W. The Seattle longitudinal study: A twenty-one year exploration of psychometric intelligence in adulthood. In: K. W. Schaie (Ed.). Longitudinal studies of adult psychological development. New York: Guilford, 1983. Schaie K. W. Intellectual development in adulthood. In: J. Birren & K. W. Schaie (Eds.) Handbook of the psychology of aging. San-Diego: Academic Press, 1990. Schoempheldt L., Owens W. A. Age and intellectual change: a crossection view of longitudinal data // Труды XVIII Международного психологического конгресса. М., 1966. Вып. 29. Sherman E. Meaning in mid-life transition. Albany: State University of New York Press, 1987. Spurlock J. Black women in middle years. In: G. Bauch & J. Brooks-Gunn (Eds.). Woman in midlife. P. 247, New York: Plenum. Thomas L. E. Causes of mid-life change from high status careers. Vocational Guidance Quarterly. 1979, 27. Willis S. L. Adult intelligence. In: S. Hunter & M. Sundel (Eds.), Midlife myths: issues, findings, and practice implications. Newbury Park, CA: Sage, 1989.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 198; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |