Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессионализация и развитие личности




Профессионализм

При удачном выборе профессиональной деятельности человек к зрелому возрасту накапливает в своей профессиональной области такой опыт, что объект труда становится для него максимально «проницаемым», а свою работу он выполняет «играючи».

Профессионал — это человек, который успешно адаптировался к профес­сии и овладел психологическими средствами труда.

Профессиональная адаптация означает:

т вхождение человека в ролевую структуру группы;

— принятие человеком всех компонентов профессиональной деятельнос­ти: ее задач, предмета, способов, средств, результатов и условий;

— приспособление не только человека к профессии, но и профессии к человеку (Маркова А. К., 1996, с. 79).

Профессионализм человека означает также овладение психологически­ми средствами труда: операциями и действиями, а также более крупными их объединениями — способами, приемами, навыками и умениями; «тех­никами» — совокупностью приемов, умений, навыков, применяемых для решения отдельных задач профессиональной деятельности и профессио­нального общения; технологиями, которые означают планирование психо­логической стороны производственного процесса и подчинение поставлен­ным системам целей его содержания и методов, контроль за достижением поставленных целей (Маркова А. К., 1996, с. 82).

Особенность трудовой деятельности человека заключается еще и в том, что в процессе труда происходит не только преобразование внешнего мира, приспособление его к разнообразным потребностям человека. Труд


ГЛАВА 5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ■ 535

Профессиональный эталон — субъективное представление о психологических качествах и поведении человека, способствующих эффективному выполнению профессиональной де­ятельности. Профессиональный эталон определяет оценку происходящих событий, выбор стиля поведения, удовлетворенность собой и результатами деятельности. Образ Я — здесь: обобщенное субъективное предстезление о своих собственных личнос­тных, в том числе профессиональных качествах.

Профессиональная деформация личности — процесс и результат влияния на личност­ные свойства человека специфических особенностей определенной профессиональной де­ятельности, осуществляемой в течение длительного времени.

выступает инструментом преобразования общественных отношений и чело­века как результата, носителя и творца этих отношений.

Профессионализация — это одна из сторон социализации и, следователь­но, развития личности. Предполагается, что фактором, конституирующим процесс развития личности в зрелом возрасте, является именно профессио­нальный эталон, выбор которого связан с решением проблемы смысла жизни (Рябикина 3. И., 1996). При этом центральным противоречием, обеспечивающим развитие личности, является противоречие между обра­зом Я и этим эталоном. Было обнаружено, что стереотипный, схематизиро­ванный профессиональный эталон делает невозможной полноценную ин­теграцию личностного опыта, а профессиональное становление в этом случае является даже препятствием для развития личности. Развитию лич­ности способствует только индивидуализированный, то есть принятый лич­ностью с учетом ее индивидуальных особенностей профессиональный эта­лон, поскольку он «выражает аутентичное природе конкретного человека целеполагание» (Рябикина 3. И., 1996, с. 9).

Энн Роу обнаружила, что в каждой группе профессий, существенно отли­чающихся по своему содержанию, выявляется характерный образец пове­дения и установок личности.

«Так, представителям группы сервиса свойствен интерес к людям, их взаимоотношениям. Они относятся к другим мягко, заботливо, участливо, любят оказывать окружающим помощь и поддержку, воспитывать их... Главная отличительная особенность представителей технических профес­сий — интерес к интеллектуальной деятельности, прежде всего в области математики, искусство и гуманитарные науки занимают таких людей в малой степени. Поведение этих профессионалов отличается напряженнос­тью, тревожностью. Они не любят находиться в центре внимания... Психо­логи, в отличие от других, отдают меньшую дань интеллектуализму, их больше интересуют взаимоотношения людей и сами люди. Эта черта свойст­венна и антропологам. Для биологов же характерна ограниченность соци­альных контактов, некоторый рационализм и т. п.» (цит. по: Борисо­ва Е. М., 1981, с. 161-162).

Влияние профессиональной деятельности человека на формирование у него устойчивых образцов поведения и мышления отражает соответст­вующий термин — «профессиональная деформация личности».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 208; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.