Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политические партии и модели электорального поведения в России




Политический режим.

Политическая система.

Политическая власть.

Тема 4. Политика и власть.

Лекции:

Лекция 4.1. Политическая власть: понятие, концепции, ресурсы, виды. Государственная власть в РФ.

План:

1. Основные подходы к понятию сущности политической власти.

2. Особенности политической власти.

3. Основные функции власти.

4. Структура власти.

5. Виды пол.власти.

6. Уровни пол.власти.

7. Формы пол.власти.

8. Теория разделения властей.

9. Государственная власть в РФ.

Власть – одна из центральных категорий политической науки.

1. Основные подходы к понятию сущности политической власти:

- теологический (Августин Блаженный): власть – божественное установление, а те, кто ее осуществляет – лишь исполнители божественной воли;

- биологический (М. Марсель): это механизм обуздания человеческой агрессивности, заложенный в наиболее фундаментальных инстинктах человека как биологического существа; это воля и способность к самоутверждению (Ф. Ницше);

- бихевиористский (Г. Лассуэл): это особый тип поведения, где одни командуют, а другие подчиняются, который вытекает из присущего индивидам стремления, воли к власти с целью улучшения своей жизни и жизни других или как самоцель: получить наслаждение от обладания властью; подход индивидуализирует понимание власти, сводя ее к взаимодействию реальных личностей, обращая особое внимание на субъективную мотивацию власти;

- психологические (З. Фрейд, К.Г. Юнг): власть – это взаимодействие воли к ней одних и подчиняемости других; источник власти – в сознании и бессознательном человека; она формируется в детстве, когда ребенок подчиняется воли родителей, прежде всего, отца, и служит преимущественно для компенсации физической и психической неполноценности;

- телеологический (Б. Рассел): власть – это устойчивая способность достижения поставленных целей и получения намеченных результатов с помощью других людей;

- социологический: исследует власть в терминах социального взаимодействия, в контексте социальных условий ее возникновения и функционирования, социального взаимодействия. Но природа властного взаимодействия трактуется сторонниками этого подхода неоднозначно:

а) позитивисткая концепция (М. Вебер): это способность и возможность одного индивида в определенных социальных условиях проводить собственную волю вопреки сопротивлению другого; в основе властных отношений лежат отношения господства и подчинения, складывающееся между субъектом властной воли и объектом властного воздействия;

б) системная (К. Дойч, Н. Луман): это средство социального общения, позволяющее регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества;

в) структурно-функционалисткая (Т. Парсонс): это способность социальной системы (общества) обеспечить исполнение ее элементами принятых обязательств; это свойство общества разделять функции управления и исполнения, т.е. свойство социальных статусов, ролей, дающее возможность контролировать ресурсы, средства влияния; власть связана с занятием руководящих должностей, позволяющих воздействовать на людей с помощью поощрения и наказания;

г) конфликтологическая (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин): это отношение господства и подчинения одного класса (привилегированного) другим (эксплуатируемым); природа данного господства обусловлена экономическим неравенством (прежде всего, обладанием собственностью на средства производства), местом и ролью класса в экономической системе общества;

д) дуалистическая (М. Дюверже): отличает понятие господства от понятия власти: первое более узкое, т.к. связано только с применением силы, а второе может осуществляться также с помощью силы авторитета, убеждения, веры;

- реляционный подход: власть - это взаимодействие субъекта и объекта, когда субъект контролирует объект; сюда входят: теории «сопротивления» Д. Картрайта, Дж. Френча и др. (субъект власти подавляет сопротивление объекта), теории «обмена ресурсами» П. Блау, Д. Хиксона и др. (благодаря неравному распределению ресурсов между участниками социальных отношений индивиды, располагающие «дефицитными ресурсами», уступают часть из них тем, кто их лишен, в обмен на желаемое поведение), теории «раздела зон влияния» Д.Ронга и др. (если в одной ситуации властью обладает один индивид по отношению к другому, то с изменением среды влияния позиции участников меняются) и т.д.

Все приведенные трактовки сущности власти не исключают друг друга, а подчеркивают многомерность данного политического феномена и позволяют сделать вывод. Если политика – это сфера деятельности по поводу государства, гос.власти, а власть – это реализация воли социального субъекта, то политическая власть – это реализация воли того или иного социального субъекта с помощью и посредством государства.

Признаки власти:

1. универсальные (присущи любому виду власти):

- ассиметричность: качественное различие между властителем и подвластными, т.е. неравенство статуса, ресурсов, прав, полномочий);

- инверсионность/обратимость: взаимовлияние властных и подвластных (могут поменяться местами, нарушить внутр.равновесие);

- комбинированный характер: сочетание влияния субъекта и силы сопротивления объекта;

- ресурсность: субъект имеет средства для доминирования;

- кумулятивность: власть всегда стремится к расширению зоны своего распространения (вовлечь в сферу влияния как можно больше объектов);

- конструирующие способности: власть – не только регулятор, но и творец соц.преобразований;

2. специфические (присущие только опред.виду власти):

2. Особенности политической власти (по В.П. Пугачеву)

- легальность использования силы в пределах государства;

- верховенство, обязательность ее решений для всякой другой власти;

- публичность, т.е. всеобщность и безличность;

- моноцентричность: единый центр принятия решений – государство;

- многообразие ресурсов.

Д.П. Зеркин говорит еще о таких особенностях, как: выражение верховенства общих интересов, функционирование в институциональной форме (пол.институты) и др.

 

3. Основные функции власти: господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация и т.д.

 

4. Структура власти (по Р.Т. Мухаеву):

1. Источники (факторы, создающие возможность существования власти): авторитет, сила, закон, богатство, знания, социальный и политический статус и т.д.

2. Субъект (источник политической активности, направленной на объект), который должен обладать такими качествами, как воля к власти, готовность нести ответственность, компетентность, авторитет, организаторские способности и т.д. Могут быть: а) первичные: социальные акторы (индивиды, группы, нации, народы, сообщества народов; б) вторичные: институты пол.власти (государство, партии, элиты и т.д.).

3. Объект (тот, кто выстраивает свое поведение в соответствии с содержанием властного воздействия): индивиды, соц.группы, общество. Мотивы подчинения объекта: страх, привычка (наиболее стабильный), заинтересованность в выполнении распоряжений, убежденность в их необходимости, авторитет субъекта (лучшие), идентификация объекта с субъектом.

Отношения между субъектом и объектом власти может развиваться от ожесточенного сопротивления до добровольного повиновения и сотрудничества (субъектно-субъектные отношения, напр., между ветвями власти).

4. Ресурсы (по Р.Т. Мухаеву) - совокупность средств и методов, посредством которых субъект власти влияет на объект. Существуют разные классификации: по Конфуцию, Н. Макиавелли, О. Тоффлеру (сила, богатство, знания) и т.д. Самые распространенные:

- по А. Этциони:

а) утилитарные: материальные блага, связанные с повседневными потребностями людей, используемые для поощрения или наказания (изменение размера зар.платы);

б) принудительные: меры административного наказания (судебное преследование участников забастовки);

в) нормативные: средства воздействия на внутренний мир человека и его поведение для убеждения объекта в общности его интересов с субъектом;

- по важнейшим сферам жизнедеятельности общества: экономические (деньги, материальные ценности), социальные (соц. Статус, престиж, образование), культурно-информационные (информация, знания и знание способов их получения), принудительные или силовые (оружие, армия, полиция), демографические (человек как ресурс, создающий другие ресурсы). Такая классификация ресурсов власти служит основанием для ее типологии.

 

5. Виды пол.власти:

- по субъектам: автократическая (самодержавие), олигархическая (группократия), самоуправленческая (власть принадлежит всем членам группы или организации);

- по сферам проявления: государственная, партийная, профсоюзная, армейская, семейная, личная и т.д.

- государственная и общественно-политическая. Первая выражает непосредственно волю государства и его институтов, вторая – волю соц. и пол. структур, движений, объединений. Первая по функциям органов власти делится на: законодательную, исполнительную, судебную;

- по способам взаимодействия субъекта и объекта: демократическая (объекты участвуют в принятии властных решений), авторитарная (неограниченность власти, но без полного контроля над обществом), тоталитарная (всеобъемлющий контроль субъекта, прежде всего, государства, над обществом), конституционная (правление в рамках закона), деспотическая (всевластие, произвол), либеральная (уважение свобод и прав людей);

- по типам общественно-экономических формаций: власть рабовладельческого, феодального, капиталистического и социалистического общества;

- по степени лимитированности: безграничная (абсолютизм) и ограниченная;

- по принципу наследуемости: династическая (КНДР) и выборная (РФ);

- из понятия легитимности: законно-установленная или насильственно-узурпированная; три типа легитимности по мотиву подчинения (М. Вебер): традиционная власть (власть основана на божественном праве, традициях), харизматическая (персонализация власти в нестабильном обществе в лице лидера, наделяемого сверхъестественными качествами); рационально-легальная (вера электората в справедливость существования и функционирования власти).

 

6. Уровни пол.власти:

- мегауровень (международные организации: ООН);

- макроуровень (центральные органы гос-ва);

- мезоуровень (областныеи районные организации);

- микроуровень (первичные организации и малые группы).

 

7. Формы пол.власти:

- по степени концентрации власти: централизованная (интегральная) и децентрализованная (дифференцированная); для первой характерно: свертывание институтов гражданского общества, ущемление прав и свобод граждан, жесткий социальный и политический контроль и т.д. В целом, это строго субординированная система управления, сосредоточенная в одном месте и в одних руках, возникающая в чрезвычайных обстоятельствах. Три подвида централизованной власти: царство (династический абсолютизм), деспотия (личностный или групповой авторитаризм), этатизм (государственно-бюрократический авторитаризм);

- по степени цензовых ограничений (В.В. Ильин): лицензируемая и не лицензируемая. Первую отличает ввод ограничений (цензов) на участие граждан в функционировании власти (пол, возраст, мат. и соц. статус, партийная принадлежность, образование и т.д.);

- по степени персонифицируемости властных связей: персонифицированная (олигархия, аристократия, технократия и др.) и не персонифицированная власть (демократия, охлократия);

- по характеру и особенностям субъектов власти М. Дюверже выделил исторические формы властвования: анонимная (первобытное общество, где власть носит безличный характер и «распылена» между его членов), индивидуализированная (формируется в результате усложнения разделения труда и появления управленческой деятельности как самостоятельного вида труда), институционализированная (реализуется посредством пол.институтов);

- по обеспечению группового доминирования (Б. Боббио): видимое правление (демонстрация пол.решений как принятых в интересах общества и под его контролем), полускрытое или теневое (приоритетное влияние на власть органов и структур, официально не обладающих такими правами: армия, служба безопасности, неформальные элитарные группировки), скрытое (деятельность криминальных сообществ, органов тайной полиции и т.д.).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 544; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.