КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Органы гос-ой власти РФ
Теория разделения властей. ТРВ и реальный ПИ такого разделения формируются только в Новое время (17 – 18 вв.), хотя отдельные идеи разграничения гос.органов и их функций высказывались еще античными мыслителями (Платон, Аристотель). Условия и предпосылки ТРВ сложились в эпоху промышленных и буржуазных революций в Европе, т.е. в период формирования капитализма, а сама теория разрабатывалась в трудах просветителей: Гоббса, Локка, Монтескье, Руссо и т.д. → условия: - технологические: разделение труда, как следствие капитализма, требовало разделения не только на производстве, но и в управлении; - социальные: социальная дифференциация общества требовала разделения власти (дворянство/феод.аристократия с пол.правами, но низким мат.положением и экономически мощная буржуазия без пол.власти, но с претензией на нее). → ТРВ в Новейшее время (19 – 20 вв.) была признана и закреплена в качестве важнейшего конституционного принципа в ряде стран мира: страны Европы, США, РФ (ст. 10 Конст.) и т.д. Направления разделения властей: - по вертикали: разделение властных полномочий между субъектами гос.управления различных уровней (центр., регион. и локального); в полном объеме х-но для федераций; ос-ть унитарных гос-в - отсутствие или очень слабое развитие регион.уровеня; - по горизонтали: распределение власти между субъектами гос.управления одного высшего уровня (законодат., исполнит. и суд. ветви власти). В современной России – тенденция усиления роли исполнит.власти. Принципы ТРВ: - приоритет законодательной власти (парламент – выборный орган=народ.суверенитет + законы, которые закрепляют само разделение властей и определяют направление работы всех ветвей власти); - взаимный контроль ветвей власти/ «система сдержек и противовесов» (подотчетность, ответственность, процедуры импичмента и вотума недоверия и т.д.); - баланс властей (взаимное уравновешивание) для предотвращения злоупотребления властью одной из ее ветвей; - четкое разграничение полномочия ветвей власти (ответственность). Значение ТРВ: - позволяет более четко определить функции ветвей власти в их противоречивом взаимодействии; - это важнейший механизм по предотвращению установления тирании и диктатуры; - осуществляет взаимный контроль властей для достижения единства действия всех гос.структур; - ликвидирует возможность злоупотребления властью одной из ее ветвей; - повышает легитимность и эффективность пол.власти: легальность власти – это ее законность (формируется и функционирует на основе закона); легитимность – признание гражданами правомерности и легальности власти, добровольное согласие ей подчиняться; (легальность и легитимность пол.власти должны совпадать; в РФ – «ножницы»); легитимация – средства и методы, с помощью которых власть становится законной; эффективность власти – это ее результативность, степень адекватности властных решений и действий задачам и функциям власти в обществе.
9. Государственная власть и проблемы разделения властей в РФ: - проблема легитимности власти в России: в 1990-х гг. на смену советскому типу легитимности (сочетал идеологическую и харизматическую легитимность) приходит система властвования, легитимность которой включает в себя элементы традиционной (в сознании многих президент отождествляется с монархом), харизматической (многие из современных пол.лидеров – это бывшие коммунистические вожди, сохранившие стиль пол.деятельности) и рационально-легальной легитимности (власть формируется на свободных выборах). Т.е. сформировалась «смешанная, многоэлементная легитимность» (Р.Т. Мухаев), которая в силу прежде всего социально-экономической нестабильности в стране отражает несовпадение легальности власти (ее законности, конституционности) и легитимности (поддержки большинством населения). Так, неэффективная экономическая политика 1990-х гг. заметно понизила легитимность режима, сохранив его легальность. А в связи с событиями января 1992 - декабря 1993 гг. (противостояние законод. власти в лице Верховного совета и исполнительной власти в лице Б.Н. Ельцина и президентской команды) до сих пор идут споры о легальности власти, установленной по Конституции от 12 декабря 1993г. - тенденция усиления исполнительной власти: Распространенной является точка зрения о том, что в России после декабря 1993 г. устанавливается президентский пол.режим с чертами: а) исключительно сильная власть президента по Конституции РФ; б) наличие парламента с ограниченными правами и ответственностью; в) декларативная многопартийность, т.к. какая бы партия не победила на выборах, она не допускается к реальной власти и не может осуществить свою программу (в отличии от «президентской» партии); г) корпоративное, а не гражданское общество (во власти участвует крупный капитал, финансовая олигархия, зависимые СМИ, силовые структуры, криминальные круги); д) бюрократизация власти. Власть в России должна быть легитимной, независимой, компетентной, а также сильной, но не в смысле угрозы применения силы, а посредством своего авторитета, нравственности, поддержкой народа и т.п. Одной из главнейших и неотложных задач современного российского общества является задача отлаживания механизма разделения гос.власти.
Система органов гос.власти РФ: Законодательная власть – Федеральное собрание – представительный орган РФ и ее субъектов. Исполнительная власть – Правительство РФ, органы исполнительной власти (министерства РФ, федеральные службы, госкомитеты РФ, агентства). В субъектах РФ ораны исполнит.власти – президенты, правительства, министерства. Судебная власть – Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, иные федеральные суды.
Гос.власть осуществляют в РФ: - Президент - ФС (СФ и ГД) - правительство - суды РФ Гос.власть в субъектах РФ осуществляют: - образуемые ими органы гос-ой власти
ПО форме реализации гос-ой деятельности органы гос-ва делятся на: - представительные (Федеральное Собрание РФ) - исполнительно-распорядительные - судебные - прокурорские ПО принципу разделения властей: - законодательные - исполнительные - судебные По иерархии: - федеральные - республиканские - местные ПО порядку осуществления компетенции: - коллегиальные (Федеральное Собрание РФ) - единоначальные (Президент РФ) По правовым формам деятельности: - правотворческие (Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ) - правоприменительные (Министерство образования РФ) - правоохранительные (прокуратура, адвокатура, министерство внутренних дел и его органы (милиция), нотариат, налоговая полиция
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 690; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |