Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выбор оптимальной структуры управления организации




Формирование уровней управления организации

Большинство фирм имеют три уровня управления: верх­ний, средний и нижний.

Управляющие каждого уровня выполняют одинаковые функции: планирование, организация, руководство, мотива­ция, контроль. Различие лишь в том, какое значение они придают той или иной функции. Руководитель верхнего уровня уделяет планированию и организации больше времени, чем управляющие более низких уровней. Управляющий средне­го уровня уделяет руководству и контролю больше времени, чем управляющий верхнего уровня. Управляющий нижнего уровня расходует большую часть своего времени на мотива­цию и контроль подчиненных. Большинство управляющих выполняют все пять функций управления.

Управляющие верхнего уровня средних и крупных фирм концентрируют внимание на планировании будущего, поста­новке целей, определении курсов действий, правил и проце­дур их выполнения. Они отвечают за процветание фирмы и потому должны планировать, направлять и контролировать ее деятельность. К верхнему уровню управления относят президента и вице-президентов.

Управляющие среднего звена возглавляют отделения или отделы. Они должны организовать их работу так, чтобы цели фирмы были достигнуты, а ее политика проводилась в жизнь, подбирать и сохранять хороших работников. Они отвечают в основном за руководство повседневной деятельностью своих подразделении. К среднему уровню руководства относятся управляющие конторами, цехами и складами, старшие мас­тера, начальники отделов технического контроля и качества продукции.

Нижний уровень управления — это уровень должностных лиц, непосредственно руководящих работой своих подчинен­ных. На этом уровне функции планирования и организации реализуются в действиях управляющего, стимулирующего и направляющего деятельность работников. Типичные наимено­вания должностей, занимаемых управляющими этого уровня: мастер, бригадир, начальник группы, агент по закупкам, эк­спедитор.

Организационная структура управления — это целост­ная совокупность соединенных между собой информационными связями элементов объекта и субъекта управления. Она отражает строение системы управления организацией, т. е. распределение подразделений фирмы по уровням управления в их взаимосвязи. В зависимости от соотношения уровней управления и структурных подразделений все виды органи­зационных структур можно разделить на две основные груп­пы. К первой группе относятся традиционные, или бюрокра­тические, структуры управления, ко второй — адаптивные, или органические.

Ключевые концептуальные положения нормативной модели рациональ­ной бюрократии таковы:

1) четкое разделение труда, использование на каждой должности квалифицированных специалистов;

2) иерархичность управления, при которой нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим;

3) наличие формальных правил и норм, обеспечивающих однородность выполнения менеджерами своих задач и обя­занностей;

4) дух формальной обезличенности, характерной для вы­полнения официальными лицами своих обязанностей;

5) осуществление найма на работу в соответствии с ква­лификационными требованиями по данной должности, а не с субъективными оценками.

Главные отличительные черты бюрократического типа структуры управления — рациональность, ответственность и иерархичность. Сам Макс Вебер считал центральным пун­ктом концепции — исключение смешения "человека" и "дол­жности", ибо состав и содержание управленческих работ должны определяться исходя из потребностей организации, а не людей, в ней работающих.

Бюрократические структуры управления показали свою эффективность особенно в крупных и сверхкрупных органи­зациях, в которых необходимо обеспечивать слаженную чет­кую работу больших коллективов людей, работающих на еди­ную цель.

Основными видами бюрократических структур управле­ния являются линейная, функциональная, линейно-функци­ональная структуры.

Линейная организационная структура характеризуется тем, что руководители подразделений низших ступеней уп­равления непосредственно подчиняются одному руководите­лю более высокого уровня и связаны с вышестоящей систе­мой только через него.

Рис. 6.1. Линейная структура управления организации

 

Линейные структуры управления применяются в органи­зациях, состоящих из рабочих групп, выполняющих одина­ковые функции. При этом деление организации на группы производится по количественному признаку в соответствии с принципом диапазона контроля.

Функциональной структуры является то, что каждый руководитель имеет пра­во давать указания только по вопросам, входящим в его ком­петенцию, т. е. в рамках своей четко определенной функции.

Рис. 6.2. Функциональная организационная структура

 

Как показано на рисунке, заместитель директора по производству имеет право отдавать указания только по вопросам, касающимся производства продукции. Замес­титель директора по экономике осуществляет текущее ру­ководство экономической деятельностью предприятия. Началь­ник конструкторского отдела несет ответственность за раз­работку новых видов продукции. Начальник технологического отдела — за составление технологических процессов. Началь­ники финансового и планового отделов — соответственно за финансовую деятельность и составление текущих и перспек­тивных планов деятельности организации.

Линейно-функциональные структуры управления отличаются тем, что линейные руководители имеют право отда­вать распоряжения и принимать решения при участии функ­циональных служб.

Реальный переход к органическому типу структуры уп­равления требует серьезной подготовительной работы. Прежде всего компании принимают меры к расширению участия работающих в решении проблем организации, ликвидируют функциональную обособленность, развивают информационные технологии, радикально просматривают характер взаимоотношений с другими компаниями.

Наиболее значительные различия между двумя типами структур управления показаны в таблице.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.