Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды экономического анализа




Цель, задачи и принципы проведения экономического анализа

Предмет, объекты и субъекты экономического анализа

Тема 1. Экономический анализ в системе управления организацией

 

Анализ – означает разложение, расчленение изучаемого объекта на части, элементы, на внутренние присущие этому элементу составляющие.

Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний о методах и приемах исследования, применяемых для обработки и оценки экономической информации о деятельности хозяйствующих субъектов.

Экономический анализ как практика представляет управленческой деятельности, предшествующий принятию управленческих решений и направленный на обоснование этих решений на основе имеющейся информации.

Под предметом экономического анализа понимают хозяйственные процессы предприятий, организаций, их социально-экономическую эффективность и конечные финансовые результаты их деятельности, которые складываются под воздействием факторов.

Объектом экономического анализа выступает финансово-хозяйственная деятельность организаций (предприятий), совокупность их производственных отношений, технико-организационные, социальные и природные условия хозяйственной деятельности.

Хозяйственная деятельность предприятия как общий объект анализа подразделяется на:

1. Хозяйственные процессы (снабжение, производство, реализация);

2. Финансовые результаты, полученные под воздействием факторов;

Субъекты экономического анализа – это пользователи информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятия (собственники, руководство, персонал, поставщики, покупатели, кредиторы, государство в лице налоговых и статистических органов, аудиторские и консалтинговые фирмы, страховые компании).

 

 

Главной целью экономического анализа является поиск, измерение и обоснование величины хозяйственных резервов возможного повышения эффективности деятельности организации.

Задачи экономического анализа:

1. Формирование информационной базы для принятия рациональных управленческих решений:

- учетной

- отчетной

- бизнес-плановой

- нормативной и другой документации.

2. Выявление резервов повышения эффективности производства:

- внутрипроизводственных, которые могут быть освоены силами и средствами самого предприятия (снижение затрат на производство продукции, увеличение финансовых результатов за счет продажи продукции по более высокой цене и др.);

- внешних, это техническая, финансовая помощь субъекту хозяйствования со стороны государства, вышестоящих органов, спонсоров;

3. Обоснование и выбор оптимальных вариантов управленческих решений, т.е. руководство из нескольких предлагаемых альтернативных решений может выбрать наиболее выгодный;

4. Выбор способов получения желаемых результатов:

- минимизация затрат;

- поддержание баланса между расходами и доходами;

- предупреждение экономических кризисов;

5. Обеспечение финансовой стабильности:

- повышение финансовых результатов;

- стабилизация финансового состояния, обеспечение платежеспособности;

- обеспечение необходимой финансовой устойчивости;

6. Совершенствование методик изучения рынка, партнеров, конкурентов на основе анализа:

- перспективного (прогнозного);

- оперативного;

- маржинального;

- комплексного;

7. Изучение и обобщение передового опыта.

 

Принципы (правила) проведения экономического анализа:

1. Анализ должен основываться на государственном подходе, т.е. оценивая определенные проявления экономической жизни, необходимо учитывать их соответствие государственной экономической, социальной, экологической, международной политике и законодательству;

2. Анализ должен носить научный характер, т.е. учитывать требования экономических законов развития производства, осуществляться с применением новых методов экономических исследований;

3. Анализ должен быть комплексным, что предполагает исследование всех аспектов хозяйственной деятельности, изучение причинных зависимостей в экономике предприятия;

4. Системный подход. Т.е. каждый изучаемый объект рассматривается как сложная динамическая система, состоящая из ряда элементов, которые связаны между собой и с внешней средой;

5. Анализ хозяйственной деятельности должен быть объективным, конкретным, точным. Он должен проводиться на основе использования достоверной информации, все выводы и рекомендации должны быть подкреплены аналитическими расчетами;

6. Анализ должен быть действенным, т.е. активно действовать на ход производства и его результаты, должен давать руководству необходимые материалы для разработки мероприятий и принятия управленческих решений;

7. Анализ должен быть регулярным, т.е. проводится через заранее определенные промежутки времени;

8. Анализ должен быть эффективным, т.е. затраты с его проведением должны быть существенно меньше полученного в процессе его проведения экономического эффекта.

 

 

Экономический анализ как наука подразделяется на:

 

1. Макроэкономический анализ, объектами его изучения являются финансово-экономические процессы на уровне управления государством, отраслью, регионами такие как национальное богатство, ВВП, количество денег в обращении, средние и динамические показатели, такие как средняя заработная плата, средние доходы, уровень инфляции и др.

2. Микроэкономический анализ, т.е. исследование деятельности отдельных хозяйствующих субъектов (организаций) и их подразделений, объектами анализа выступают процессы производства и реализации продукции, себестоимость, финансовые результаты, финансовое состояние и др.

 

Виды анализа можно классифицировать по многим признакам: функциональному, временному, по субъектам (по использованию результатов), по содержанию программы, по степени охвата изучаемых объектов, от методики изучения объектов и др.

1. По функциональному признаку, т.е. по той роли и задачам выделяют финансовый, управленческий, маркетинговый, инвестиционный, технико-экономический, логистический, функционально-стоимостной, экономико-статистический, экономико-экологический и другие виды анализа.

Финансовый анализ – основное его назначение диагностика финансовых результатов предприятия, оценка финансового состояния и эффективности финансово-хозяйственной деятельности.

В процессе проведения финансового анализа выясняют:

· каков имущественный потенциал предприятия и какие изменения произошли за отчетный период;

· насколько оптимальна структура активов предприятия;

· какова структура источников средств предприятия и какие изменения в ней произошли;

· платежеспособно предприятие или нет;

· обеспечена ли финансовая устойчивость предприятия;

· целесообразно ли предприятию привлекать заемные средства;

Управленческий анализ направлен на разработку информации, необходимой руководству для оперативного планирования, контроля и принятия управленческих решений, касающихся использования денежных средств, продажи продукции, совершенствования техники, технологии и организации производства. Управленческий анализ имеет следующие особенности:

· результаты анализа ориентированы на цели и интересы руководителей;

· в процессе проведения управленческого анализа используются различные источники информации (учетные данные, нормативная документация, инструктивный материал и др.);

· отсутствует регламентация по проведению анализа со стороны государственных органов;

· анализ проводится в комплексе, т.е. изучаются все стороны деятельности предприятия;

· анализ является закрытым, т.е. его результаты могут представлять коммерческую тайну (в отличие от финансового анализа, результаты которого являются публичными).

Маркетинговый анализ направлен на продвижение товаров (работ, услуг) на рынок. В процессе маркетингового анализа происходит:

· исследование рынка по направлениям деятельности предприятия;

· разработка стратегии маркетинга на удовлетворение требований потребителей при максимизации собственной прибыли;

· изучение потребительских свойств производимой продукции путем изучения требований потребителей;

· разработка предложений по стимулированию увеличения объема продаж выпускаемой продукции и др.

Инвестиционный анализ используется для разработки программы диагностики инвестиционной деятельности предприятия. В ходе анализа рассматриваются варианты будущих вложений денежных средств по следующим направлениям:

· покупка земли, на которой будет располагаться новое производство;

· расходы на разработку проектно-сметной документации;

· стоимость строительно-монтажных работ по возведению объекта;

· приобретение технологического, транспортного, энергетического и прочего оборудования;

· затраты на создание мощностей по охране окружающей среды;

· затраты на создание и пополнение оборотных средств и др.

В процессе прогнозирования последствий инвестиций с помощью анализа выбирают наиболее выгодные источники финансирования: государственные, муниципальные, заемные средства (кредиты, займы), собственные источники (свободные денежные средства, прибыль и др.).

Технико-экономический анализ применяется для разработки рекомендаций по улучшению экономических результатов за счет использования резервов в технике, технологии, организации производства, а также за счет укрепления материально-технической базы.

В процессе ТЭА осуществляют:

· диагностику производственных результатов во взаимосвязи со структурой основных производственных фондов;

· выявляют влияние технического уровня развития предприятия на качество и конкурентоспособность продукции;

· выявляют резервы в использовании производственных ресурсов;

· оценивают использование трудовых ресурсов, организацию труда, эффективность морального и материального стимулирования повышения производительности труда, проводят анализ соответствия профессионального и квалификационного состава работающих требованиям производства, условий их труда и др.

Логистический анализ исследует товарные потоки на пути от поставщиков сырья до потребителя. Он направлен на поиск резервов ускорения оборачиваемости материальных и денежных средств при производстве и продаже продукции, выполнении работ, оказании услуг. С помощью этого вида анализа можно изыскать возможности по сокращению времени прохождения товаров по цепи производитель-потребитель, снизить транспортные расходы, сократить затраты ручного труда и др.

Существует правило логистики: нужный товар необходимого качества и в необходимом количестве должен быть доставлен в нужное время и в нужное место с минимальными затратами.

Функционально-стоимостной анализ исследует функции, которые выполняет объект, и методы их реализации. Его основное назначение – выявить ненужные функции объекта и предупредить лишние затраты за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощения конструкций изделия, замены материалов и др.

Например, в растениеводстве, рекомендации по выращиванию какой-либо сельскохозяйственной культуры с использованием комбинированных машинных агрегатов, которые совмещают несколько операций в одном проходе, позволяют снизить прямые эксплуатационные затраты и уменьшить уплотнение почвы.

Экономико-статистический анализ применяется статистическими органами для изучения массовых явлений на разных уровнях управления – предприятия, отрасли, региона.

Экономико-экологический анализ проводят органы охраны окружающей среды, экономические службы предприятия. С помощью анализа исследуется взаимодействие экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию.

2. По времени реализации принимаемых управленческих решений различают:

Оперативный анализ проводят в процессе хозяйственной деятельности, и это оказывает влияние на конечный результат.

Перспективный анализ – проводят с целью определения возможных результатов в будущем и возможного развития событий на перспективу.

Итоговый анализ – определение эффективности и оценка результатов хозяйственной деятельности за анализируемый период с целью использования данных в текущей работе и на перспективу. Его ценность в том, что деятельность предприятия изучается комплексно и всесторонне по отчетным датам за соответствующий период.

3. По субъектам (по использованию результатов, пользователи анализа) различают:

Внутренний анализ, который проводится непосредственно на предприятии для нужд оперативного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью. Результаты представляют интерес для специалистов, руководителей.

Внешний анализ – проводится на основании финансовой и статистической отчетности банками, налоговыми органами, акционерами, инвесторами для определения кредитоспособности, финансовой устойчивости, ликвидности и др.

4. По степени охвата изучаемых объектов анализ делится на:

Сплошной, при котором выводы делаются после изучения всех без исключения объектов.

Выборочный, при котором выводы делаются на основе результатов обследования только части объектов.

5. По содержанию программы анализ может быть:

Комплексным, когда деятельность предприятия изучается всесторонне.

Тематическим (целевым), когда изучаются только отдельные стороны деятельности предприятия, представляющие в определенный момент наибольший интерес. Например, использование материальных ресурсов, производственная мощность предприятия, снижение себестоимости и др.).

6. В зависимости от методики изучения объектов различают:

Качественный анализ – это способ исследования, основанный на качественных сравнительных характеристиках и экспертных оценках исследуемых явлений и процессов.

Количественный (факторный) анализ – основан на количественных сопоставлениях и исследовании степени чувствительности экономических явлений к изменению различных факторов.

Экспесс-анализ основан на знании типичных признаков, характерных для определенных экономических явлений. Знание признака позволяет быстро и точно установить суть происходящих процессов, не производя глубоких исследований. Например, если объемы производства опережают объемы реализации, то это ведет к затовариванию, т.е. идет работа на склад, понижается платежеспособность, ликвидность и др.

Маржинальный анализ – это метод оценки и обоснования причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли. С его помощью определяют безубыточный объем продаж, критическую сумму постоянных и переменных расходов, критический уровень отпускной цены при которых предприятие будет иметь нулевой финансовый результат.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.