Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Показатели, используемые в анализе




Содержание метода экономического анализа

Тема 2. МеТОДИКА И МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Метод в переводе с греческого означает «путь к чему-либо». Метод это способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность.

Под методом любой науки понимают свойственный ей способ проникновения в содержание самого предмета, т.е. способ его познания.

Методы подразделяются на:

1. Общенаучные, которые свойственны всем наукам (наблюдение, сравнение, эксперимент, анализ, синтез, моделирование, абстрагирование и др.);

2. Конкретно-научные, которые свойственны отдельным наукам.

Метод экономического анализа как способ познания хозяйствующего субъекта состоит из ряда последователь осуществляемых этапов:

1. Наблюдение за объектом, измерение и расчет абсолютных показателей, приведение их в сопоставимый вид и т.д.

2. Систематизация и сравнение, группировка и детализация факторов, изучение их влияния на показатели деятельности субъекта;

3. Обобщение – построение итоговых и прогнозных таблиц, подготовка выводов и рекомендаций для принятия управленческих решений.

Под методом понимают подход к изучению реальной действительности, способ изучения явлений в природе и обществе. С помощью метода изучаемые явления рассматриваются во взаимосвязи и взаимообусловленности, в движении, изменении и развитии.

Основной метод, используемый при анализе деятельности предприятий, — изучение хозяйственных процессов. Для их характеристики применяется система соответствующих показателей, отражающих хозяйственную деятельность. Особенность метода — изучение причин (факторов), вызвавших изменение тех или иных показателей.

Из большого числа методов можно выделить следующие.

Детализация — расчленение сводных показателей на составляющие, комплексных факторов на первичные и вторичные по времени, месту, по удельному весу в структуре показателей и т.д.

Детализация итоговых показателей по времени позволяет расчленить показатели за год по кварталам, месяцам; показатели за месяц — по декадам и дням; показатели за день — по сменам и часам. Например, для предприятий сельского хозяйства немаловажное значение имеет динамика поступления денежных средств за произведенную и проданную продукцию в течение года. Характер поступлений определяет потребность в кредитных ресурсах на проведение работ и другие цели.

Сравнение - наиболее традиционный и распространенный метод анализа. Существует несколько его форм: сравнение с данными бизнес-плана, сравнение с прошлыми, сравнение с лучшими, сравнение со средними данными.

Горизонтальный анализ оценивает показатели во времени, поэтому иногда его называют временным. При этом производится сравнение данных отчетного и предыдущего (базисного) годов.

Вертикальный анализ — это использование метода сравнения бухгалтерской или иной отчетности, представленной в виде относительных величин, которые характеризуют структуру итоговых показателей.

Трендовый анализ применяется при изучении темпов роста или прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года, т. е. при исследовании рядов динамики. Аналитические таблицы по своей конструкции могут быть похожи на таблицы горизонтального анализа, но значения показателей базисного года в этом случае принимаются за 100 %.

Индексный метод применяется при анализе деятельности предприятия, когда для решения поставленной задачи средних величин недостаточно. Например, анализируется динамика объема продаж отчетного года по сравнению с базисным. По величине выручки от реализации продукции (работ, услуг), используя средние величины, мы можем сделать вывод, за счет чего произошло увеличение или снижение объема продаж.

Индекс — это относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления в рассматриваемых условиях выше или ниже уровня того же явления, но в других условиях.

Факторный анализ — это исследование влияния отдельных факторов (причин) на результирующий показатель.

 

 

 

Показатели по своему содержанию делятся на:

1. Количественные показатели, которые используются для выражения абсолютных и относительных величин, характеризующих объем производства и реализации продукции, его структуру и др. стороны работы предприятия (объем выпущенной продукции, количество работников, площадь посевов, поголовье скота и т.д.)

2. Качественные показатели применяются для оценки выпущенной продукции с точки зрения ее соответствия установленным требованиям (стандартам, техническим условиям, оценивают экономическую эффективность использования трудовых, материальных и финансовых показателей (производительность труда, материалоемкость, рентабельность, урожайность с.-х. культур, продуктивность животных и т.д.).

По сфере применения показатели делятся на:

1. Общие, которые действуют во всех отраслях экономики (показатели валовой продукции, производительности труда, прибыли себестоимости и др.)

2. Специфические показатели, те которые действуют в пределах отдельной отрасли экономики или предприятия (влажность торфа, жирность молока, урожайность с.-х. культур и др.).

Показатели также могут быть:

1. Абсолютные, т.е. они выражаются в денежном выражении, натуральных измерителях (руб., коп, т, кг, м, км, га):

- натуральные, выражают величину явления в физических единицах измерения (масса, длина, объем)

- стоимостные

2. Относительные показатели, которые характеризуют соотношение каких-либо двух абсолютных показателей (в %, в индексах, коэффициентах).

Также можно показатели разделить на:

1. Факторные, которые определяют поведение результативного показателя и выступают в качестве причин изменения его величины;

2. Результативные, которые рассматриваются как результат воздействия одной или нескольких причин и выступает в качестве объекта исследования

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.