Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 1. Основные социально-экономические модели общественного развития стран мира и России




Основные социально-экономические модели общественного развития стран мира и России

Понятие макроэкономической социологии

Тема. Макроэкономическая социология. Основные социально-экономические модели стран мира и России

................ В последние годы появилось множество социологических концепций, объясняющих суть, причины и характер изменений, происходиящих в общественных системах. К макросоциологии сегодня принято относить преимущественно такие теоретические концепции, как:

структурный функционализм. Представители (Т. Парсонс и др.) этого направления видят главную задачу социологии в изучении механизмов структур, обеспечивающих устойчивость социальной системы. Функционирование общества в целом и отдельных его подсистем анализируется под углом зрения выполнения ими определенного набора функциональных требований;

неоэволюционизм в социологии. Представители этого направле­ния (Г. Спенсер и др.) проводят ревизию идей классического эволюционизма и выделяют три главных вида неоэволюционизма: неодарвинизм, культурный материализм, эволюционный функционализм.

Неодарвинизм рассматривает общество как совокупность изменчивых явлений и свойств (например, формы политической власти, типы поселения, институты родства, наследования и т.д.). И все это необходимо для осуществления разнообразных вариантов власти.

Культурный материализм (Л. Уайт, М. Харрис и др.) уделяет особое внимание истории развития технико-экономической базы культуры. Эволюционный функционализм (Р. Белл, Н. Смелсер и др.) исследует связь дифференциации общества с общественным разделением труда;

· марксизм (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др.). Основополагающими признаками новой экономической системы (социализм) они считали: общественную собственность на средства производства, отсутствие эксплуатации наемного труда, равную плату за равный труд, всеобщую и полную занятость, ведение хозяйства по единому плану.

К. Маркс разработал теорию об общественно-экономических формациях, обосновал причины их смен, сформулировал учение о воспроизводстве и экономических кризисах, рассмотрел механизм образования цены производства, исследовал двойственный характер груда, развил учение о прибавочной стоимости, раскрыл роль производительного и непроизводительного труда и др.;

· неомарксизм (Ч.Л. Миллс, А. Гоулднер и др.) представляет собой учение, интерпретирующее философию К. Маркса в духе фрейдизма.
Последователи этого учения соединяют философские понятия с политэкономическими. Согласно их рассуждениям, капитализм является фатально неизбежным для всех стран. Они противопоставляли молодого Маркса зрелому, автору «Капитала».

· структурализм (Ж. Лакан, М. Фуко и др.) — это учение, применяющее структурный анализ к социальным явлениям и процессам, главным образом к явлениям культуры. Представители этого направления пытались научно, объективно объяснить взаимосвязи и взаимодействия социально-культурных образований как знаковых систем;

· монетаризм (М. Фридмен). Сущность этой теории сводится к тому, что денежной массе, находящейся в обращении, отводится первостепенная роль в социально-экономическом развитии. Управление хозяйственной деятельностью, по мнению сторонников этой теории, сводится к контролю государства над денежной массой, эмиссией денег и их количеством, находящимся в обращении;

· кейнсианство (Дж.М. Кейнс). Эта теория обосновывает необходимость государственного регулирования рыночной экономики посредством увеличения или сокращения спроса через изменение наличной и безналичной денежной массы. Последователи этой теории (С. Харрис, А. Лернер и др.) утверждают, что для эффективного развития рыночной экономики необходимо постоянное систематическое вмешательство государства в хозяйственную деятельность;

· институционально-социологическое направление (Т. Веблен, Дж. Гэлбрейт и др.) и неоконституционалисты (Р. Коуз, Дж. Бьюкенен). Они рассматривали хозяйственную деятельность как систему, на которую оказывают влияние экономические, социологические, политические и социально-психологические факторы, и сформулировали теорию конвергенции (от лат. converge — сближаюсь, схожусь).

Согласно этой теории различные социальные системы перенимают друг у друга и усваивают положительные и отрицательные моменты. Главным институтом в рамках этой теории является индустрия, а реальная власть распределяется между специалистами производства и управления независимо от общественно-экономической системы.

Ими были также разработаны теории прав собственности и общественного выбора, позволяющие сделать вывод о социализации рыночной экономики.

 

Макросоциология представлена концепциями, в большей мере связанными с проведенными социологическими и социально-экономическими исследованиями, имеющими различные идейные и методологические основания как позитивистской, так и анти позитивистской направленности.

 

Вопрос 2. Основные социально-экономические модели общественного развития стран мира и России

В конце XX и начале XXI в. широкое распространение получили социально-политические модели общественного развития, которые основной задачей ставили решение социальных проблем общества и развитие в этих целях его социальной сферы. Распространение и реализация этих моделей зависели от политического устройства, уровня экономического развития, отношений собственности, структуры управления, культуры, морали, особенностей истории традиций. В основе решения социальных проблем лежит определение произведенного общественного продукта. Принципы этого распределения различны. Условно их можно свести к следующим:

· принципы либеральной модели, опирающейся в основном на индивида с уменьшением государственного влияния на жизнь населения;

· социально-демократические принципы (вариант социальной рыночной экономики), предусматривающие определенную роль государства в перераспределении доходов между различными группами населения, учет потребностей социально незащищенных групп населения;

· •принципы советской модели, опирающейся на централизованное государственное планирование, регулирование производства и распределения материальных благ;

· принципы, принятые в развитых странах, где в зависимости от имеющихся ресурсов главными задачами в разрешении социальных проблем рассматриваются борьба с голодом, бедностью, антисанитарией и эпидемиями, обучение квалификации для работы в промышленном и сельскохозяйственном производстве и т.д.

 

Некоторые модели общественно-экономического развития, разрабатываемые и предлагаемые социально-политической наукой приведены ниже.

I.Государство всеобщего благосостояния (Г. Эспинг-Андерсен). Для многих ученых это синоним системы обеспечения социальных потребностей общества и оптимальное сочетание свободных рыночных экономических отношений и участия правительственных институтов в решении социальных проблем. Исходя из общих принципов государства всеобщего благосостояния, Эспинг-Андерсен выделяет три типа такого государства, закладывая в них следующие параметры: декоммодификации, стратификация общества; интервенция (государственное вмешательство).

Декоммодификация замещение принципа рыночного распределения товаров и усиление бюрократизации. Она имеет место тогда, когда та или иная услуга предоставляется как право и когда индивид может поддержать свой уровень благосостояния независимо от степени своей включенности в рыночные отношения.

Стратификация это социальная дифференциация и неравенство на основе таких критериев, как социальный престиж, профессия, доход, образование, участие во властных отношениях и т.д. Это постоянное ранжирование социальных статусов и ролей в социальной системе.

 

Три типа государства

а) неолиберальный (англо-американский) — ему свойствен низкий уровень декоммодификации, сильная стратификация общества, государственное вмешательство в форме регулирования рынков. Сторонники данной теории полагают, что государство должно минимально вмешиваться в экономику, а основным принципом экономического развития выступает принцип саморегулирования;

б) консервативно-корпоративистский (франко-германский) – его отличает высокий уровень декоммодификации, сильная стратификация общества и вмешательство государства в форме прямого предоставления финансового обеспечения и регулирования рынков;

в) социально-демократический (скандинавский, шведская модель решения социальных проблем) — характеризуется высоким уровнем декоммодификации, слабой стратификацией общества и невмешательством государства в форме прямого предоставления финансового обеспечения.

Т.е., в свой основе западные доктрины тяготеют к идее государственной опеки над социальной сферой.

 

2. Патерналистская модель в СССР. Директивная экономика реализовалась по патерналистской модели.

Патернализм предполагает, что центральное руководство берет на себя ответственность за экономическое положение и одновременно претендует на использование любого инструмента из арсенала административных средств, который представляется ему наиболее целесообразным.

Основные черты этой модели следующие:

· жесткое директивное регулирование производства, распределения и обмена социальных благ и услуг;

· огосударствление социальной сферы, ее отдельных отраслей и учреждений;

· равенство в потреблении материальных благ и услуг;

· гарантированная всеобщая занятость из-за отсутствия рынка труда,

 

Патерналистская социально-экономическая политика соответствовала российской социально-экономической и политической ситуации.

 

3. Социально-рыночная экономика Германии (Л. Эрхард).

Эрхард, используя основные положения неолиберализма, разработал концепцию социального рыночного хозяйства и обеспечил политическими методами предпосылки ее реализации. В Германии сложился, основывающийся на свободе и социальной стабильности целостный общественный порядок, который позволил добиться высоких темпов роста производства, снижения безработицы, стабильности денежной системы, роста доходов людей. Эрхард был убежден, что социальные проблемы в обществе решаются не перераспределением, а на основе повышения хозяйственной эффективности и конкуренции рынка. Поэтому основная задача экономической политики государства состоит не в раздаче благ, а в создании условий для свободной самодеятельности индивидов, которые сами позаботятся о себе.

Основные положения теоретической модели социально ориентированного рыночного хозяйства включали следующие принципы:

• целевой установкой является высокий уровень благосостояния для всех слоев населения;

• путь к достижению этой цели лежит через процесс свободной рыночной конкуренции и частного предпринимательства;

• активная и ответственная роль в создании предпосылок и условий для такой конкуренции отводится государству;

• высокий уровень благосостояния служит основой для развития гражданских свобод и демократии, создает общий тонус защищенности и свободы граждан.

Эрхард считал, что общество не имеет права проедать больше, чем оно создает, и плодить иждивенцев. Рост государственных расходов на социальные нужды не может быть выше темпов роста ВВП. Увеличение заработной платы не должно опережать рост производительности труда. Налоговую политику следует выстраивать так, чтобы не лишать предпринимателя стимулов для инвестиций и не наказывать тех, кто трудится больше. Пособие по безработице не может превращаться в легализованную возможность отдохнуть за государственный счет. Объектами социальной поддержки со стороны государства должны быть только действительно нуждающиеся и не имеющие возможности обеспечить себе прожиточный минимум.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1488; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.