Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Хрестоматия




 

«Побуждения к удовлетворению неотложных первостепенных нужд человека и его семьи обычно представляет собой более сильный мотив, чем побуждение к накоплению, и последнее только тогда начинает проявляться в полную силу, когда достигнут известный уровень благосостояния. Это ведет к тому, что с ростом реального дохода, как правило, более высоким оказывается удельный вес той части дохода, которая направляется в сбережения».

Дж. М. Кейнс «Общая теория занятости,

процента и денег»

 

«Идеи Кейнса, очевидно, повлияли на тех, кто формирует экономическую политику. Однако не следует думать, что научная идея была бы способна оказать столь сильное влияние, если бы процессы социального развития не подготовили почву и не сделали политиков восприимчивыми к рекомендациям Кейнса».

Я. Корнаи «Дефицит»

 

«В частности, многие сторонники классической школы полагали, что скорость обращения денег в движении доходов и реальный объем производства (выпуск продукции) имеют тенденцию стремиться к некоему естественному уровню и не зависят от воздействия денег и денежной политики (следовательно, могут рассматриваться как константы). Они считали, что реальный объем производства определяется состоянием трудовых ресурсов государства, его производственными мощностями и так далее, а скорость обращения определяется факторами, схожими с количеством ежегодных выплат жалования рабочим».

Э.Дж. Долан «Денъги, банки и денежно-кредитная

политика»

«Неоклассический синтез — это сочетание здорового ядра современной теории распределения доходов с классическими экономическими принципами. Предварительно знакомясь с каким-либо вопросом, экономист интересуется функционированием экономики как единого целого, а не точкой зрения какой-либо одной группы. Его целью является разработка социальной и общегосударственной, а не индивидуальной политики. Слишком часто то, что касается всех, никого не касается конкретно… элементарный курс экономической теории не претендует на то, чтобы обучить кого-либо, как вести предприятие или банк, как разумно расходовать деньги или как быстро разбогатеть на бирже. Но мы надеемся, что общая экономическая теория создаст полезную основу для множества таких видов деятельности».

П. Самуэльсон «Экономика»

 

«Цены на товары похожи на термометр в том смысле, что последний регистрирует жару, но не создает ее. Разбитый термометр не оказывает никакого влияния на измеряемое им явление; он просто увеличивает нашу неосведомленность. Цены не только измерительный инструмент, они также играют жизненно важную роль в самом экономическом процессе».

М. Фридмен «Количественная теория денег»

 

«Если бы казначейство наполняло старые бутылки банкнота-ми, закапывало их на соответствующей глубине в бездействующих угольных шахтах, заполняло эти шахты городским мусором, а затем, наконец, предоставляло бы частной инициативе на основе хорошо испытанных принципов laisser faire выкапывать эти банкноты из земли, то безработица могла бы полностью исчезнуть, а косвенным образом это привело бы, вероятно, к значительному увеличению как реального дохода общества, так и его капитального богатства по сравнению с существующими размерами. Разумеется, более целесообразно было бы строить жилые дома и т.п., но если этому препятствуют политические и практические трудности, то и предлагаемый вариант окажется лучше, чем ничего».

Дж. М, Кейнс «Общая теория занятости, процента и денег»

 

«После прочтения комментария к какой-либо великой книге возвращались к оригинальному тексту и обнаруживали, что книга содержит много больше того, что мы были склонны от нее ожидать. Комментарии аккуратны и последовательны, а великие книги — нет. Вот почему следует читать великие книги».

М. Блауг «Экономическая мысль в рещроспективе»

Контрольные вопросы и задания

 

1. Охарактеризуйте предмет макроэкономического анализа. В чем его отличие от анализа на микроуровне?

2. Назовите основные макроэкономические проблемы.

3. Перечислите модели макроэкономического равновесия. Каково их значение для изучения макроэкономики?

4. Почему классическую модель называют базовой и классической?

5. В чем сущность закона Сэя?

6. На каких основных положениях строилась классическая макроэкономическая модель?

7. Объясните, почему классики отводили государству роль «ночного сторожа».

8. Назовите достоинства и недостатки классической модели.

9. Каковы причины появления кейнсианской теории?

10. Какие основные положения составляют ядро кейнсианских воззрений?

11. Какие рецепты макроэкономического регулирования предлагал Кейнс?

12. Почему Кейнс так высоко оценивал роль государства в регулировании экономики?

13. В чем сущность политики экспансии?

14. В чем причина популярности кейнсианской макроэкономической модели?

15. Почему рецепты Кейнса перестали помогать экономике?;

16. Дайте определение стагфляции.

17. Каковы экономические условия распространения монетаризма?

18. Назовите основные постулаты модели М.Фридмена.

19. В чем сущность политики сдерживания?

20. Как монетаристы оценивают роль государства?

21. Проведите сравнительный анализ кейнсианской и монетаристской макроэкономических моделей.

22. В чем причина односторонности всех моделей?

Задачи и упражнения

1. Используя модель совокупного спроса и совокупного предложения, объясните, как оценивается классиками и кейнсианцами нижеследующее:

а) механизм формирования равновесия объемов совокупного спроса и совокупного предложения;

б) форма кривой совокупного предложения;

в) совместимость равновесия с безработицей и инфляцией.

2. Какая переменная в кейнсианской модели является главной и как изменения этой переменной обеспечивают макроэкономическое равновесие?

3. Классическая и кейнсианская школы по-разному определяли функционирование экономической системы. Прокомментируйте следующее утверждение: «Государственный сектор экономики не играет существенной роли».

4. Допустим, что при полной занятости ресурсов происходит снижение уровня потребительских расходов. Обсудите возможности кратковременных приспособлений в рамках кейнсианской модели.

5. Составьте таблицу, аналогичную табл. 8.1, для сравнения воззрений классической и кейнсианской экономических школ.

6. Милтон Фридмен выступил со своими идеями еще в 50-х гг. XX в., но тогда предложения и выводы монетаристов не получили общественной поддержки. Почему популярность к этой макроэкономической модели пришла в конце 70-х гг.?

 

 

Вопросы и задания для семинара

1. Теоретические позиции и практические рекомендации современных кейнсианцев отличаются от позиций и рецептов основоположников теории эффективного спроса. Так почему же они считают себя кейнсианцами?

2. Кейнсианская макроэкономическая модель опровергла базовую (классическую) модель равновесной динамики. Монетаризм, в свою очередь, выступил с опровержением кейнсианства. С точки зрения формальной логики монетаристская и классическая модели должны быть идентичны. Так ли это на самом деле? Проведите сравнительный анализ.

3. В хрестоматии к этой теме приведена цитата М.Фридмена, в которой он сравнивает цены с термометром. Есть у него и еще одна аналогия с паровым котлом, приводящим в движение воздуходувку: «Контролируя температуру в одной комнате путем отключения находящегося в ней радиатора, вы просто увеличите температуру в других комнатах. Отключив все радиаторы, вы поднимите давление в бойлере и увеличите опасность его взрыва. Отключая или включая отдельные радиаторы, вы находите способ регулировать температуру в различных комнатах». Какой основополагающий постулат своей теории Фридмен стремится подкрепить этими сравнениями?

4. Может ли существовать высокая безработица, если число пустующих рабочих мест превышает число безработных? Каким может быть ответ с классической и кейнсианской точек зрения? Какова ваша позиция по этому вопросу?

5. В чем суть принципа laisser faire и какова его современная оценка?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 564; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.