Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понимание сообщения состоит в истолковании адресатом полученного сообщения




Замысел сообщения — это информация в исходном виде, которую один партнер намерен передать другому

Коммуникативное намерение (коммуникативная интенция) — это желание вступить в общение с другим лицом.

Так, намерение поужинать и намерение предложить кому-то поужинать вместе различаются отсутствием или наличием коммуникативной интенции.

Этот некий глубинный уровень порождения сообщения, на котором существует лишь смутный проект предстоящего высказывания.

В речевом общении различают два вида целей, которые преследует говорящий,

  ближайшая цель, непосредственно выражаемая говорящим
  и более отдаленная, долговременная.

Основными разновидностями ближайшей цели общения являются:

1 интеллектуальная цель получение информации, в том числе оценочной; выяснение позиций; поддержка мнения; развитие темы; разъяснение; критика;
2 цель, связанная с установлением характера отношений развитие или прекращение коммуникации, поддержка или отвержение партнера; побуждение к действию.

 

За ближайшими целями часто стоит целевой подтекст

 

Подтекст - это подспудный, неявный смысл высказывания, дающий о себе знать косвенным образом.

В разговорной речи в зависимости от речевой ситуации, намерений и экспрессии говорящего прямые лексические значения слов и предложений

  перестают определять внутреннее содержание речи
  и даже вступают с ним в противоречие.

 

Подтекст — это тот комплекс мыслей и чувств, который скрыт под словами текста.

Средствами обнажения подтекста могут быть

  намекающие реплики
  различные качества звучания речи (интонация, пауза и т.д.), свидетельствующие о "подводном" течении высказывания

 

Целевой подтекст:

  углубляет
  и усложняет общение.

 

  человек, поддерживающий не очень для него интересный разговор, может преследовать долговременную цель установить хорошие отношения со своим собеседником.
  Просьба уточнить сказанное при обсуждении какого-либо вопроса в группе может иметь: * своей ближайшей целью действительное получение информации (с последующей поддержкой или критикой высказанного мнения), * а отдаленной целью — намерение заявить о себе, утвердить свой статус.  
  Обращение к ребенку: «Помоги маме приготовить обед» может выступать * побуждением к действию в данной конкретной ситуации * и одновременно — воспитательным воздействием,

 

Хотя часто люди более или менее тщательно скрывают или маскируют свои отдаленные цели, их можно выявить

  по общему характеру разговора,
  по непроизвольным (вербальным или невербальным) проявлениям говорящего.

 

1 Правильное понимание сообщения В случае значительного сходства образов мира у партнеров расшифрованная информация будет близка к той, которая составляла замысел сообщения, — послание будет правильно понято.  
2 Затруднения в понимании сообщения Если же образы мира у партнеров сильно отличаются, понимание будет затруднено

 

К социально-ролевым структурным компонентам речевой коммуникации следует отнести:

  статусные и ситуативные роли участников общения,
  а также используемые ими стилевые приемы.

Статус (от лат.- состояние, положение). – положение, позиция, ранг субъекта в любой иерархии, структуре, системе.

Социологи выделяют два вида статуса: (1) личный и (2) приобретенный.
1 Личный статус Личный статус (врожденный) — положение человека в малой группе Личный статус зависит от того, каким образом воспринимают, оценивают и относятся к человеку представители этой группы.
2 Приобретенный статус Приобретенный статус личности - социальный статус, определяемый усилиями и способностями самого человека

 

Статус лица — в обществе — может означать:

  положение представляемой человеком организации в обществе (примеры статусов: консультативный, наблюдателя при международной организации)
  социальную роль человека (примеры статусов: лидер, исполнитель, организатор)
  положение человека в обществе (примеры статусов: высокий, низкий).

 

Понятие «статусная роль» указывает на поведение, предписанное человеку его социальным (возрастным, половым, должностным и т. д.) положением, или статусом.

В начале конкретного коммуникативного акта от его участников требуется понимание

  собственной социальной роли
  и роли партнера.

 

Это необходимо для того, чтобы

  сориентироваться в ситуации
  и выбрать соответствующую манеру речевого поведения.

 

Не случайно, когда представляют друг другу незнакомых людей, то называют одну из основных социальных ролей

Например, «знакомьтесь, это Володя — мой однокашник»

Остальные социальные роли

  опознаются по внешнему виду человека
  или предполагаются сопутствующими названной роли.

 

По ходу общения могут быть выделены и ситуативные роли говорящих, существенно влияющие на характер общения.

  лидер, стремящийся вести разговор и контролировать его ход;
  «посредник», следящий за общим ходом беседы, уравновешивающий интересы различных людей;
  «капризный ребенок», нарушающий любые запреты, выступающий с независимыми суждениями;
  «гибкий человек», готовый приспособиться к различным ситуациям и др.

 

Стилевые характеристики участников общения проявляются

  в особенностях речевого стиля коммуникантов,
  в используемых ими коммуникативных стратегиях и тактиках.

 

Стили могут быть ранжированы по степени внимания говорящих к своей речи.

1 Одностильно говорящий тот, кто вступает в речевое общение, уделяя выбору языковых средств минимальное внимание В разных ситуациях и с разными партнерами он не способен проявить языковую гибкость
2 Человек, обладающий высоким уровнем языковой компетенции * с одной стороны, стремится сохранить свой стилевой облик в разных коммуникативных сферах, * а с другой — умеет выполнять различные речевые роли, использовать разностильный речевой репертуар в зависимости от обстоятельств общения.

 

Стили слушания также можно расположить между двумя крайними позициями:

  от умения (желания)
  до неумения (нежелания) слышать.

Помимо индивидуальных особенностей говорящих и слушающих, выбор стиля речевого поведения зависит от социального контекста.

Обращение к речи официальной или поэтической, научной или бытовой, деловой или публицистической задается ролевой ситуацией.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 505; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.