КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дидактические материалы
В содержание дидактических материалов вошли задания, позволяющие формировать и развивать у студентов навыки эффективного межличностного общения. Задание 1. Приведенные ниже вопросы дают возможность подумать о себе в ситуации общения с другими людьми. Если Вы ответите хотя бы на несколько вопросов в каждом из четырех разделов, Ваше представление о себе как о коммуникаторе станет более ясным и конкретным. 1. Какое место в моей жизни занимает общение с другими людьми? Сколько времени в течение дня я провожу в общении с людьми? Хотелось бы мне проводить с людьми больше времени или я предпочитаю одиночество? У меня много друзей или очень мало? Много ли времени провожу я с моими друзьями? Можно ли сказать, что моя жизнь переполнена людьми? Можно ли сказать, что в моей жизни слишком мало людей и я очень часто испытываю чувство одиночества? Что для меня предпочтительнее — небольшие компании, большие группы или я предпочел бы большую часть времени проводить лишь с одним человеком? Планирую ли я встречи с другими или это происходит случайно? 2.Что является для меня важным, когда я общаюсь с людьми? Что мне нравится в других: ум; физическая привлекательность; то, что они ценят то же, что и я; их происхождение? Может быть, я выбираю общество этих людей потому, что они обладают влиянием и властью? Выбираю ли я среди людей тех, кто будет делать то, что я хочу? Выбираю ли я среди людей тех, кто будет принимать решения за нас двоих? Те люди, с которыми я общаюсь, скорее похожи на меня, отличаются от меня или в чем-то они подобны мне, а в чем-то отличны? В чем? Чувствую ли я, что нуждаюсь в друзьях больше, чем они во мне или наоборот? Даю ли я другим знать, что хочу от них? Даю ли я им знать прямо, или они выясняют, что я хочу, косвенным путем? 3. Как я строю свои отношения с коллегами и друзьями? Нравится ли мне управлять людьми? Позволяю ли я другим управлять мной? Часто ли я уступаю другим? Ожидаю ли я, что со мной будут обращаться как с равным? Хочу ли я обращаться с другими, особенно с друзьями, как с равными? О чем я прошу моих друзей? О чем мои друзья просят меня? Манипулирую ли я людьми? Легко ли мной манипулировать? Ощущаю ли я ответственность за то, что происходит в моих отношениях с другими людьми или предоставляю, чтобы все шло свои ходом? Каковы мои отношения с начальством? Не мешают ли мои личные отношения с коллегами выполнять работу? 4. Каковы мои основные ценности в межличностном общении? Готов ли я принимать людей такими, какие они есть? Важно ли для меня быть самим собой в общении с другими? В чем я чересчур осторожен и внимателен, общаясь с людьми? С чем связаны мои страхи? Могу ли я общаться с людьми, чьи взгляды, мнения, поведение отличны от моих? Есть ли у меня предрассудки в отношении других людей? Обсуждаю ли я свои взгляды и представления с другими? Могу ли я придавать такое значение отношениям (например, дружеским), что они могут повлиять на мою работу или другие занятия? Готов ли я работать, рисковать, ставить себя на место другого для того, чтобы обогатить свое общение с людьми? Задание 2. Разделитесь в группе на пары таким образом, чтобы вашим партнером был человек, которого вы знаете не очень хорошо. Возьмите друг у друга интервью (на интервью каждому отводится 10 минут), во время которого постарайтесь выявить три отличительные черты вашего собеседника (это могут быть какие-то личные достижения, поступки, взгляды или оценки). После завершения интервью представьте своего собеседника группе, дав ему или ей краткую характеристику. Задание 3. Разделитесь в учебной группе на несколько подгрупп (по 5-6 человек). Каждая подгруппа должна выполнить следующее: а) договориться об определении понятия «межличностная коммуникация», которое было бы принято всей подгруппой; б) найти аналогию (музыкальную, литературную, архитектурную, игровую и т.д.), которая позволила бы изобразить это определение; в) представить свое определение на суд остальных подгрупп; г) после того как все подгруппы выступят, провести общее обсуждение и определить: - в чем сходство и различие предложенных определений? - было ли чье-то определение неверным? Задание 4. Выразите два противоположных состояния (например, гнев и спокойствие, печаль и радость, усталость и бодрость): а) используя только мимику; б) используя только жесты; в) используя мимику и жесты. Задание 5. Сделайте по возможности видеозапись интервью между участниками вашей группы, при этом постарайтесь выступить в роли, как интервьюера, так и интервьюируемого. При анализе видеозаписи отмечайте мимику и жесты, которые наиболее эффективно подчеркивают смысл Ваших слов. Задание 6. Послушайте и посмотрите выступления двух-трех ведущих прямого эфира на радио и телевидении. Оцените их речь с точки зрения использования интонаций (на радио), жестикуляции, мимики и других форм невербальной экспрессии (на телевидении). Обратите внимание на то, как влияют на восприятие содержания сообщения такие детали, как цвет и стиль одежды, украшения, косметика, прическа. Задание 7. Выберите партнера. Каждый должен нарисовать на карточке или на листе бумаги три фигуры, состоящие из нескольких прямых пересекающихся линий. Не показывайте рисунки друг другу. Цель упражнения — устно проинструктировать партнера так, чтобы он смог воспроизвести ваши рисунки. При передаче инструкции необходимо выполнить три условия: а) Когда вы объясняете свой первый рисунок, вы должны отвернуться от партнера и никак не комментировать его усилия. Ему, в свою очередь, также не разрешается разговаривать и смотреть на вас на этой фазе эксперимента. Это — ситуация, когда обратная связь отсутствует. б) Когда вы описываете второй рисунок, вы можете повернуться и наблюдать за работой партнера. Вы можете комментировать то, что он рисует, но ему так и не раз решается ни говорить, ни смотреть на вас. Это — ограниченная обратная связь. в) Наконец, говоря о третьем рисунке, вы можете взаимодействовать открыто: смотреть и комментировать усилия партнера, он может смотреть на вас, задавать вопросы для контроля за точностью своей работы. Это — свободная обратная связь. Если время позволяет, обменяйтесь ролями. 1 При каком условии копирование происходит быстрее? Почему? 2 При каком условии копирование оказывается более точным? Почему? 3 При каком условии вы чувствовали себя более уверенно? В роли отправителя сообщения? Получателя? Почему? 4. При каком условии вы чувствовали себя менее уверенно как отправитель? Получатель? Почему? 5 Можно ли обнаружить параллели между этим упражнением и ситуациями в повседневной жизни? Задание 8. Выберите себе партнера. Расскажите о каком-то событии, произошедшем с вами и оставившем у вас сильное впечатление (5-7 предложений). После того как рассказ закончен, ваш партнер должен сообщить, как он понял эту историю, начиная пересказ фразой «Как я услышал...». Важно, чтобы на этом этапе тот, кто пересказывает, не вносил никаких добавлений, суждений или интерпретаций. Он должен понять, а не анализировать или оценивать. В то же время он должен пересказывать своим языком, а не просто повторяя рассказ слово в слово. На следующем этапе рассказчик оценивает, насколько точен пересказ. Если обнаружились какие-то искажения, он повторяет историю, и слушатель должен еще раз передать, как теперь он понял сообщение. Достигнув максимально возможного понимания рассказанной истории, партнеры меняются местами. После того как оба партнера несколько раз проделали работу, необходимо обсудить следующие вопросы: 1. Оказавшись в роли слушателя, насколько точно с первого раза вы сумели понять содержание прозвучавшего рассказа? 2. Оказавшись в роли рассказчика, что вы чувствовали, когда ваш партнер пытался понять вас? 3.Что для вас было наиболее и наименее сложно, когда требовалось понять рассказ своего партнера? 4. Сравните полученные ощущения при выполнении задания с вашим повседневным опытом общения. Задание 9. Какие чувства вы могли бы услышать в приведенных ниже высказываниях? а) «Какое чудесное платье! Где ты его достала?» б) «У меня завтра доклад, послезавтра экзамен, каждую ночь репетиции, а сегодня днем еще собрание устроили. Не знаю, смогу ли я вообще сегодня поесть. И так — весь месяц». в) «Я уверена, что она получит оценки лучше, чем я. Конечно, она — единственный ребенок, у нее мама и бабушка постоянно за ней ухаживают. Ей только и остается, что заниматься. А я работаю, и все должна дома сама делать». г) «Не могу понять, почему они не пишут. Раньше не бывало, чтобы так долго не было ответа. Теперь даже не знаю, как связаться с ними». д) «Благодарю за отличный вечер. Обед — фантастический, музыка — тоже. Давайте встретимся еще». е) «Ну как мне рассказать ему, что я чувствую на самом деле? Он, возможно, рассердится, и мы начнем ругаться. Он подумает, что я не люблю его, если скажу о своих переживаниях». Задание 10. Сравните приведенные ниже высказывания, в которых содержится критическая оценка деятельности сотрудника. Оцените их с точки зрения правил проведения проблемной беседы. 1) «Я вижу, Сергей, что твоя работа над новой математической игрой для детей движется согласно графику. Это редко случается в нашей фирме. Твои программы отлично сделаны с педагогической точки зрения, мне это подтвердили учителя, которые их уже использовали. Правда, наши конкуренты тоже оживились в последнее время. Может быть, есть смысл внести некоторые изменения в нашу компьютерную графику? Я хотел бы, чтобы ты в ближайшее время обсудил с коллегами возможные действия. Я не сомневаюсь, что у вас возникнут конструктивные предложения». 2) «Ну, что же, Сергей, графика в программе, над которой ты работаешь, не идет ни в какое сравнение с тем, что делают наши конкуренты. Может, тебе это задание не по силам? Или тебе наплевать на успех нашей фирмы?» Рассмотрите эти высказывания с точки зрения их мотивирующего воздействия на работу сотрудника. Задание 11. Предложите кому-нибудь из членов группы сделать сообщение, которое содержало бы скрытый мотив. Например, он утверждает, что ему очень интересно работать на данном предприятии; на самом же деле ему требуется производственный стаж для участия в конкурсе на должность специалиста в филиале иностранной фирмы. В процессе беседы с этим человеком постарайтесь определить его скрытый мотив. Задание 12. Сформулируйте перечисленные ниже темы таким образом, чтобы они побуждали людей к их проблемному обсуждению: а) возможность студентам, успешно занимающимся в течение семестра, не сдавать курсовой экзамен; б) введение всеобщего платного обучения в высшей школе; в)трудности межкультурного общения на совместных предприятиях; Задание 13. Прочтите отрывок из повести И. С. Тургенева «Ася». Выделите факторы (внешние и внутренние), вызвавшие взаимную привлекательность героев. «... Чем больше я узнавал его, тем сильнее я к нему привязывался. Я скоро его понял. Это была прямо русская душа, правдивая, честная, простая, но, к сожалению, немного вялая, без цепкости и внутреннего жара. Молодость не кипела в нем ключом; она светилась тихим светом. Он был очень мил и умен, но я не мог себе представить, что с ним станется, как только он возмужает. Быть художником... Без горького, постоянного труда не бывает художников... а трудиться, думал я, глядя на его мягкие черты, слушая его неспешную речь, — нет! трудиться ты не будешь, сжаться ты не сумеешь. Но не полюбить его не было возможности: сердце так и влеклось к нему. Часа четыре провели мы вдвоем, то, сидя на диване, то, медленно расхаживая перед домом; и в эти четыре часа сошлись окончательно...». Задание 14. Вспомните своих самых близких друзей. Что вам больше всего нравится в них? Чем эти люди отличаются от других ваших знакомых? Задание 15. Сергей обожает мотоциклы, сам — рокер. Лена, подруга Сергея, ненавидит мотоциклы, считая их опасными. а) Используя теорию баланса, нарисуйте диаграмму, изображающие эти отношения. б) Укажите варианты, доступные для Лены, с помощью которых она может сбалансировать ситуацию, и составьте диаграмму для каждого варианта. Задание 16. Ниже приведены вопросы, отвечая на которые вы сможете задуматься об особенностях вашего эмоционального поведения в межличностном общении. Как я управляю своими чувствами и эмоциями в общении? • Каким я кажусь окружающим людям — очень эмоциональным или скорее • Проявление каких эмоций в отношении других людей мне даются легко, а какие я стараюсь скрыть? Легко ли другим понять, что я чувствую? Задание 17. Для развития способности осознавать собственное эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других предлагаем вам выполнить следующее упражнение. Поставьте перед собой задачу изучить несколько эмоций, например страх, гнев, горе, радость. В отношении каждой их них ответьте на следующие вопросы: 1.Определите время, когда вы переживали эту эмоцию. 2.Определите относительную силу (интенсивность) этого чувства по шкале от 1 (слабая) до 5 (очень сильная). 3.Опишите, что вы чувствовали и как, по-вашему, выглядели, когда переживали это чувство. 4Опишите, как вы пытались управлять этой эмоцией. 5.Опишите, как реагировали на вас окружающие вас люди. 6.Определите время, когда кто-либо из тех, с кем вы общались, переживал это чувство. 7Опишите ваше восприятие того, как этот человек выглядел, и что он чувствовал. 8Опишите, как он пытался управлять этой эмоцией. 9Опишите вашу реакцию на его поведение. Позволяю ли я эмоциям овладеть мной, когда я нахожусь с другими людьми? Пытаюсь ли я управлять поведением других людей с помощью своих эмоций, например, демонстрируя дурное настроение или обиду? Манипулирую ли я другими людьми? Считаю ли я, что необходимо быть эмоциональным, общаясь с другими? Как я реагирую, когда другие ведут себя эмоционально со мной? Какие эмоции мне нравятся в других? Какие неприятны и вызывают страх? Что я делаю, когда другие никак не проявляют свои эмоции? Задание 18. Выберите себе какое-либо эмоциональное состояние. После того как выбор сделан, сообщите о нем в письменной форме тому, кто будет руководить этой игрой. Затем руководитель формирует пары с учетом следующих условий: Во-первых, не сводить в пару людей, которые уже испытывают друг к другу сильные чувства; Во-вторых, не сводить в пару людей, выбравших одинаковое состояние; В-третьих, по возможности составлять пару из людей, выбравших принципиально различные состояния (например, скуку и веселье или гнев и равнодушие). Пары занимают место за столом. Каждый из партнеров должен постараться перевести партнера в свое эмоциональное состояние за 5 минут. Если один из участников признает, что перешел в эмоциональное состояние партнера, то он поднимает вверх руки, и они становятся зрителями. После завершения игры все садятся в круг. Те, кто поменял свое состояние, объясняют, что этому способствовало: действия партнера или общий эмоциональный фон. В тех парах, где никто не принял состояние партнера, участники выясняют, почему, на их взгляд, так случилось. В общее обсуждение рекомендуется включить также следующие вопросы: От каких эмоциональных состояний участники игры отказывались легче? В какие состояния чаще переходили? Есть ли зависимость между полом, возрастом, профессией и выбираемыми эмоциями?
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1119; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |