КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
I. Карта интересов для младших школьников
Ключи. Ключи Ключи
Методика СТРУКТУРА ИНТЕРЕСОВ (ХЕННИНГА)
Методика относится к классу опросников-анкет. Предназначена для выявление профессиональных склонностей, интересов личности. По своей структуре и предназначению сходна с «Анкетой интересов». Стимульный материал представлен 136 утверждениями, к которым испытуемый должен выразить свое отношение. Возможные варианты ответов фиксированы по 4 градациям от «совершенно неприемлемо» до «весьма интересно». Все вопросы методики сгруппированы в следующие 17 шкал, отражающие различные сферы человеческой деятельности: 1. География; 2. Физика; 3. Биология; 4. Техника; 5. Политика; 6. Мораль; 7. Экономика; 8. Философия; 9. Психология; 10. Литература; 11. Легкая музыка; 12. Классическая музыка; 13. Мода; 14. Хореография; 15. Искусство кино; 16. Путешествия; 17. Спорт. К каждой из выделенных шкал относятся по 16 утверждений опросника. Используется простой алгоритм обработки полученных данных, который заключается в суммировании сырых значений по шкалам. Интерпретация осуществляется путем сравнения выраженности значений по шкалам (т.н. ипсативное оценивание). Методика рекомендуется в качестве скриннинговой в целях профориентационной работы психолога. Допускаются как индивидуальная, так и групповая формы проведения тестирования Содержание Инструкция Инструкция: «Проставьте напротив каждой из нижеприведенных фраз цифры 1, 2, 3, 4 в зависимости от степени их привлекательности для Вас в соответствии со следующей градацией: 1 - совершенно неприемлемо, 2 - неинтересно, 3 - интересно, 4 - весьма интересно». Стимульный материал: 1. Классическая музыка как сопровождение к спортивным упражнениям. 2. Взаимосвязь спорта и политики. 3. Выбор частот и т. п. физические вопросы, связанные с беспроволочной передачей легкой музыки. 4. Соотношение относительной и абсолютной истин на примере изучения географии. 5. Животные и растения пяти континентов. 6. Удешевление производства товаров путем применения автоматики. 7. Обмен валюты во время заграничных поездок. 8. Произведения мировой литературы в кино. 9. Совместные каникулярные путешествия девочек и мальчиков. 10. Мотоспорт. 11. Нагрузка на мышцы и сердце танцоров. 12. Физиологические проблемы процессов творческого мышления у великих физиков. 13. Модная спортивная одежда спортсменов в различных видах спорта. 14. Изображение типов людей в кино. 15. Моральные проблемы в медицине и в других областях биологии. 16. Спортивная дружба между девочками и мальчиками. 17. Моделирование костюмов на киностудиях. 18. Особенности технических сооружений для добычи полезных ископаемых в горной местности и на равнине. 19. Тетради с записями модных песенок (шлягеров). 20. Влияние музыки на производительность труда. 21. Задачи моды в обществе. 22. Политические события в кино. 23. Цели и формы ведения психологической войны. 24. Физические проблемы передачи звука и световые эффекты в оперных спектаклях. 25. Одежда для концерта. 26. Средства обороны армий. 27. Отношения между мужем и женой, между родителями и детьми. 28. Развлекательная музыка из фильмов. 29. Формирование объективного мнения путем рецензий на фильмы. 30. Путешествие в горы и к озерам европейских стран. 31. Излучения в недрах Земли и в атмосфере. 32. Траектория полета прыгающего с трамплина лыжника и другие физические проблемы спорта. 33. Короткометражные фильмы об опытах, связанных с наукой об электричестве. 34. Связь темперамента и нервной системы. 35. Здоровье и одежда. 36. Поездки спортивных команд. 37. Кинорепортажи о работе на крупных предприятиях. 38. Темперамент и стиль танца. 39. Ответственность физика за применение его изобретений и открытий. 40. Кричащая и скромная одежда. 41. Спортивные фильмы. 42. Танцы как символ трудового процесса. 43. Рабочая спецодежда. 44. Книги о современном танце. 45. Технические аппараты для измерения силы воли и других психических свойств. 46. Кинофильмы о редких животных и растениях. 47. Изменения, происходящие в легких, сердце и других органах спортсмена. 48. Книги по географии. 49. Роль физики в познании мира. 50. Технические приборы для записи музыки. 51. Познаваемость процессов развития моды. 52. Случайность и закономерность спортивных рекордов. 53. Верность, прямолинейность, характер людей. 54. Правильность отражения жизни с помощью шлягеров. 55. Свобода печати. 56. Классическая балетная музыка. 57. Киногерои как образцы морали людей. 58. Способность к музыке и чувство ритма. 59. Танцевальная музыка. 60. Использование бактериологического оружия. 61. Результаты экспедиций как доказательство правильности гипотез. 62. Проблемы обучения с помощью автоматов. 63. Голоса животных в музыкальных произведениях. 64. Затраты на постановку оперы. 65. Демонстрация моделей одежды в сопровождении музыки. 66. Препятствия обмену туристами. 67. Техника передачи концертов. 68. Легкая музыка в поезде. 69. Формирование характера в спорте. 70. Суеверие и истина о происхождении жизни. 71. Преломление света и контраст цветов одежды. 72. Проблемы рычага в балете. 73. Политика как отражение законов общества. 74. Оперный словарь. 75. Танец как форма отражения. 76. Одежда в различных странах. 77. Обычаи и манера поведения на вечерах. 78. Модная одежда, изготовленная с помощью новых текстильных машин. 79. Электротехнические аппараты. 80. Практическая и со вкусом сделанная дорожная одежда. 81. Рассказы и романы о спорте 82. Формирование характерных черт у людей разных профессий. 83. Полезные ископаемые, производство товаров и торговля в странах Европы. 84. Одежда для танцевального вечера. 85. Фильмы-балеты. 86. Легкая музыка и шлягеры. 87. Строение тела животных как образец для технических решении в области авиа- и судостроения. 88. Воздействие джазовой музыки на настроение. 89. Познаваемость духовной жизни человека. 90. Освободительная борьба народов. 91. Гастроли симфонических оркестров. 92. Доказательства закономерностей экономического развития. 93. Безнравственное использование технических изобретений на примерах из жизни. 94. Особенности темперамента разных народов. 95. Танцевальные элемента гимнастики. 96. Одежда и характер человека. 97. Фильмы о ландшафтах Европы. 98. Романы нравов. 99. Характер танца как отражение ситуации в политике общества. 100. Условия для использования атомной физики (мирного). 101. Типичные для отдельных местностей и народов виды спорта. 102. Влияние спортивных упражнений на повышение производительности труда. 103. Книги по анатомии человека. 104. Правила внутреннего распорядка и трудовая дисциплина на предприятиях. 105. Соотношение чувственного и рассудочного элементов при восприятии музыкальных произведений. 106. Обычаи и нравы различных народов. 107. Методы содержания крупного рогатого скота и обработки почвы. 108. Влияние давления воздуха, шума и освещения на процесс труда. 109. Европейские, азиатские, африканские и латиноамериканские танцы. 110. Серия статей о процессе познания человека. 111. Оперы как отражение нравов эпохи. 112. Книги и журналы о торговле, транспорте и финансовой системе. 113. Формы и результаты экономической взаимопомощи. 114. Ежегодник по вопросам техники. 115. Отвлечение и разрядка во время путешествий. 116. Зависимость объективной истины от места и времени на примере учения о морали. 117. Книги о темпераментах, характерах и дарованиях людей. 118. Экспедиции для поиска редких животных и растений. 119. Возникновение электрического тока в мозге. 120. Легкая музыка различных стран. 121. Фильмы-оперы. 122. Поп-музыка как средство выражения интересов общества. 123. Спортивные упражнения в сопровождении музыки. 124. Проблемы аранжировки в эстрадной музыке. 125. Популярная литература об атомной физике. 126. Фильмы-путешествия. 127. Восприятие симфонической музыки людьми различного типа. 128. Описание путешествий. 129. Танцы на палубе плавучего дома отдыха. 130. Технические устройства для фиксации движений в процессе танца. 131. Фильмы-репортажи о новых технических изобретениях. 132. Оперная музыка Китая, Индии и европейских стран. 133. Запреты оперных спектаклей. 134. Журналы мод. 135. Учебные экскурсии в физические научно-исследовательские институты. 136. Самолеты и другие современные технические средства пассажирского сообщения. 1. География: 4, 5, 18, 30, 31, 48, 76, 83, 90, 94, 97, 101, 106, 109, 120, 132. 2. Физика: 3, 12, 24, 31, 32, 33, 39, 49, 71, 72, 79, 100, 108, 119, 125, 135. 3. Биология: 5, 11, 15, 34, 35, 46, 47, 58, 60, 63, 70, 87, 103, 107, 117, 119. 4. Техника: 6, 10, 18, 26, 45, 50,62,67,78,79,87,93,114,130,131, 136. 5. Политика: 2, 21, 22, 23, 26, 27, 55, 60, 66, 73, 90, 99, 100, 113, 122, 133. 6. Мораль: 9, 15, 16, 27, 39,40,53, 57,77, 86, 93, 98, 104, 106,111, 116. 7. Экономика: 6, 7, 20, 37, 42, 43, 64, 82, 83, 92 102, 104, 107, 108, 112,113. 8. Философия: 4, 29, 49, 51, 52, 54, 61, 70, 73, 75, 89, 92, 105, 110, 116. 9. Психология: 12, 14, 23, 34, 38, 45, 53, 69, 82, 88, 89, 94, 96, 115, 118, 127. 10. Литература: 8, 19, 44, 48, 55, 74, 81, 98, 103, 110, 112, 114, 118, 125,128,134. 11. Легкая музыка: 3, 19, 20, 28, 50, 54, 58, 59, 65, 68, 86, 88, 120, 122,123,124. 12. Классическая музыка: 1, 24, 25, 56, 63, 64, 67, 74, 91, 105, 111, 121, 124, 127, 132, 133. 13. Мода: 13, 17, 21, 35, 40, 43, 51, 65, 71, 76, 78, 80, 84, 96,134. 14. Хореография: 11, 38, 42, 44, 56, 59, 72, 75, 77, 84, 85, 95, 99, 109,129,130. 15. Искусство кино: 8, 14, 17, 22, 28, 29, 33, 37, 41, 46, 57, 85, 97, 121, 126, 135,136. 16. Путешествия: 7, 9, 30, 36, 61, 66, 68, 80, 91, 115, 117, 126, 128, 129, 135, 136. 17. Спорт: 1, 2, 10,13, 16, 32, 36, 41, 47, 52, 69, 81, 95, 101, 102, 123.
Выявление интересов и склонностей ребенка дело очень сложное, как и любая другая психодиагностическая работа. Учитель, воспользовавшись представленной методикой, может получить первичную информацию о направленности интересов младших школьников. Это, в свою очередь, даст возможность более объективно судить о способностях и о характере одаренности ребенка. При изучении направленности интересов младших школьников следует иметь в виду, что теория и практика обучения и воспитания свидетельствуют о том, что интересы у большинства детей данного возраста нечетко дифференцированы и неустойчивы. Но это не может быть причиной отказа от их изучения. Без информации о склонностях и интересах ребенка наши педагогические меры могут быть неадекватны Важно, что, несмотря на отсутствие абсолютного совпадения между интересами и склонностями, с одной стороны, и способностями и одаренностью —с другой, между ними существует тесная связь. Эта связь уже на ранних этапах развития личности выражена достаточно определенно: ребенок интересуется, как правило, той наукой или сферой деятельности, в которой он наиболее успешен, за достижения в которой его часто поощряют взрослые и сверстники. Таким образом, склонности выступают как индикатор способностей и одаренности, с одной стороны, как отправная точка — с другой. Чтобы полученная информация была объективна, целесообразно провести по данной методике опрос не только детей, но и их родителей. Для этого необходимо заготовить листы ответов по числу участников — это самая трудоемкая операция. Обследование можно провести коллективно. Инструкции предельно просты и не потребуют больших усилий для изучения. Обработать результаты можно также в течение короткого времени. Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер: • математика и техника; • гуманитарная сфера; • художественная деятельность; • физкультура и спорт; • коммуникативные интересы; • природа и естествознание; • домашние обязанности, труд по самообслуживанию. Данная методика, кроме диагностической функции, поможет в решении и коррекционно-педагогических задач. Полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С помощью их легче сделать развитие ребенка всесторонним и гармоничным. Данная методика может активизировать работу с родителями. Подтолкнуть их к изучению интересов и склонностей собственных детей, дать им возможность, по крайней мере, задуматься над этой сложной проблемой. Интересным будет также сопоставление ответов детей и их родителей. Это позволит создать более объективную картину направленности интересов ребенка и выявит зоны для коррекционной работы, как с детьми, так и с их родителями.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1669; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |