КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Как составная часть подготовки учащихся к написанию сочинения-рецензии
Работа с текстом Используя технологию дифференцированного обучения, на занятии необходимо сочетать индивидуальные и групповые формы работы. Поэтому некоторые учащиеся получают карточки с индивидуальными маршрутами, другие работают в группах, выполняя задания и ориентируясь на указания и рекомендации к ним. В помощь учащимся предлагаются различные словари, справочники, иллюстративные и дидактические материалы. Анализируя текст с учетом различных аспектов языка, ученики представляют данные своего исследования классу, а краткую запись на контрольном листе размещают на доске. В итоге учащиеся имеют наглядное представление о результатах их самостоятельного исследования и творческой работы по всем аспектам анализируемого текста.
n Задание 1. Определить стиль и тип речи текста, его жанровую принадлежность Указания к выполнению: - Определите ведущий стиль текста, исходя из его признаков: назначение текста, сфера употребления, языковые приметы. - Определите ведущий тип речи или сочетание типов речи в тексте (повествование, описание, рассуждение). - Определите жанровые особенности текста (документальная основа высказывания, общественное звучание темы, установка на эмоциональное воздействие). n Задание 2. Определите композиционные и содержательные особенности текста. Озаглавьте текст. Определите тип связи предложений в тексте. Указания к выполнению: - Определите основную тему и идею текста. - Определите структурные части текста и микротемы каждой части. - Название текста и его основная мысль должны совпадать. - Подтвердите примерами тип связи предложений в тексте (цепная, параллельная). n Задание 3. Проанализировать текст со стороны орфографии. Подобрать материал для словарного диктанта. Указание к выполнению: - Найти в тексте слова, которые могут вызвать затруднения при написании. - Объединить в «гнезда» слова с одинаковыми орфограммами, объяснить их. - Составьте словарный диктант, дополнив его другими словами и словосочетаниями. n Задание 4. Определить разновидности типов предложений в тексте. Объяснить расстановку знаков препинания. Объяснить, почему тире называют «цветаевским знаком»? Подобрать 3-4 предложения для синтаксического разбора. n Задание 5: Найти в тексте лексические средства художественной выразительности, объяснить их значение. Указания к выполнению: - Среди большого разнообразия средств художественной выразительности обратите внимание на риторические фигуры и тропы. - Объясните их значение и подберите синонимы. Итак, наметилось несколько аспектов анализа данного текста: стилистический, композиционно-содержательный, орфографический, синтаксический и пунктуационный, анализ средств художественной выразительности, творческий аспект. Стилистический аспект анализа текста состоит в том, чтобы определить стиль текста с учетом его назначения, сферы употребления и языковых примет; выделить ведущий тип речи или сочетание типов речи в тексте; объяснить жанровую принадлежность текста. Ученики доказали, что данный текст принадлежит к публицистическому стилю речи. Его назначение – эмоциональное воздействие авторского впечатления от поэзии Цветаевой и ее облика. По тексту видно, что автор хорошо знал и любил стихи Цветаевой, восхищался ее личностью. Этим чувством проникнут весь текст. Жанр текста – биографический очерк. Он мог быть отрывком из воспоминаний, частью статьи или публичного выступления. К языковым приметам, определяющим стиль текста, относятся: цитирование, восклицательные и вопросительные предложения., ряды однородных членов, сложные предложения, короткие простые предложения, неполные предложения, эмоциональная лексика, авторские определения, слова в переносном значении. В тексте нет преобладающего типа речи, в нем сочетается рассуждение и описание. Композиционно – содержательный аспект анализа текста предполагает определение темы и идеи текста, основных структурных частей, микротем каждой части, а также тип связи предложений в тексте. Идея текста заключается в том, что автор предлагает посмотреть на Цветаеву его глазами, увидеть исключительность, неординарность и ее творчества, и ее внешности. Основная тема текста – это сложность и противоречивость Марины Цветаевой. Текст делится на два смысловых куска: творчество и внешность. Каждая часть включает четыре микротемы: 1 часть. Творчество: стихи Цветаевой трудны; ритмы ни с чем не сравнимы; сложность синтаксиса; противоречивость творчества. 2 часть. Внешность: воображаемый образ Цветаевой; простота и строгость облика; несхожесть с фотографиями; главное в Цветаевой. В целом текст можно озаглавить так: «Противоречивая Цветаева». В качестве обобщения учащимся предлагается подобрать по тексту примеры противопоставлений и заполнить таблицу. Орфографический аспект анализа текста определяет следующие задания: найти в тексте слова, которые могут вызвать затруднения при написании; объединить слова с одинаковыми орфограммами в «гнезда», объяснить их; подобрать материал для словарного диктанта. Синтаксический и пунктуационный аспекты взаимосвязаны и направляют работу на определение разновидностей типов предложений в тексте, объяснение расстановки знаков препинания, подбор нескольких предложений для синтаксического разбора. Интересны аргументы, подтверждающие утверждение о том, что тире является «цветаевским» знаком: тире – это знак противопоставления, антитезы, контраста, передает экспрессию, движение: ничего округлого, спокойного, плавного, напротив - стремительность, порыв, резкость. Все эти свойства тире выделяются в стихах Цветаевой. Это ее любимый авторский знак. Лексические средства художественной выразительности в данном тексте анализируются в двух аспектах: риторические фигуры и тропы.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |