Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Алгоритм определения темы текста




Методика обучению написанию сочинения-рецензии

Выписываем в тетрадь определение понятия и сразу составляем речевые клише. Запись может выглядеть таким образом: ТЕМА – предмет речи – О КОМ? О ЧЕМ?

1. Из каждого абзаца текста выпиши тематическое предложение, которое содержит наибольший объем информации.

2. Сократи предложения, оставив в них только ключевые слова и словосочетания.

3. Выпиши получившиеся предложения (словосочетания) и распредели их по порядку по мере убывания значимости информации для понимания текста.

4. Сформулируй тему текста, используя формулу: РЕЧЕВОЕ КЛИШЕ + КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО (СЛОВОСОЧЕТАНИЕ)

Примеры:

· Автор текста обращается к теме о (роли, значении, влиянии…) + ключевые слова.

· В тексте говорится о (роли, значении, влиянии…) + ключевые слова.

· Автор рассуждает о (роли, значении, влиянии…) +ключевые слова.

ТЕМА может быть:

- основной; - общечеловеческой

- актуальной; - философской

- вечной; - сквозной

- важной; - созвучной и т.д.

 

Практика показывает, что учащиеся, научившись быстро находить ключевые слова в тексте, не всегда понимают их лексическое значение, и тогда смысл текста воспринимается ими неадекватно. Поэтому всегда ввожу работу со словарем, когда начинаем знакомиться с новым текстом. Чаще всего для ЕГЭ предлагаются тексты публицистического стиля с нравственно-этической и философской проблематикой. Постепенно собирается «копилка» с толкованием ключевых слов отечественной публицистики. Таких, например, как: милосердие, сострадание, совесть, мещанство, пошлость и др.

Помимо толкования значения слова, учащиеся выписывают к нему из словарей синонимы и антонимы, составляют словосочетания. Вот какой языковой материал собран к слову «сострадание»:

СОСТРАДАНИЕ – жалость, сочувствие, вызванные чьим-либо горем. ¨ проникнуться состраданием, испытывать сострадание Синонимы: сопереживание, участливость, сожаление, соболезнование Антонимы: равнодушие, безучастность, безразличие.

 

Данный языковой материал неоднократно используется в смысловом анализе текстов и постепенно присваивается речевой практикой учащихся, обогащая их словарный запас.

При отработке умения определять проблему текста обращаю внимание ребят на то, что часто в этом помогают задания в самом тесте, но лишь в том случае, если ты правильно понимаешь смысловое содержание текста. Учащиеся получают следующую справку о проблеме:

ПРОБЛЕМА – это основной вопрос, который поднял автор.

¨ Чтобы определить проблему, к которой обращается автор, надо найти противоречие. Оно и является предметом рассуждения или описания.

ПРОБЛЕМАТИКА – это круг вопросов, совокупность проблем.

 

Речевые клише:

* Автор обращается к … (философской, психологической, социальной и др.) проблеме …(воспитания, образования, исторической памяти, экологиии, культуры, нравственности …) и (вскрывает противоречие между …, показывает, обращает внимание читателя на …, выражает сожаление по поводу того, что…).

Если учащиеся уверенно могут определять тему и проблему текста, можно давать задание написать мини-сочинение (5 – 6 предложений). Постепенно, по мере приращения новых умений, будет увеличиваться и объём ученического сочинения.


 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1069; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.