Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ранняя взрослость




Модель развития взрослых Хейвигхерста

 

Хейвигхерст описывал развитие индивидуума на протяжении всей его жизни с прагматических позиций. Рассматривал взрослость как ряд периода, в течение которых человек должен добиться выполнения определенных задач развития.

✓ Задачи ранней взрослости:

1. Выбор супруга (и)

2. Подготовка к супружеской жизни

3. Создание семьи

4. Воспитание детей

5. Ведение домашнего хозяйства

6. Начало профессиональной деятельности

7. Принятие гражданской ответственности

8. Нахождение конгениальной социальной группы

✓ Задачи среднего возраста:

1. Достижение зрелой гражданской и социальной ответственности

2. Достижение и поддержание целесообразного жизненного уровня

3. Выбор подходящих способов проведения досуга

4. Помощь детям стать ответственными и счастливыми взрослыми

5. Усиление личностного аспекта супружеских отношений

6. Принятие физиологических перемен середины жизни и приспособление к ним

7. Приспособление к взаимодействию со стареющими родителями

✓ Задачи пожилого возраста:

1. Приспособление к убыванию физических сил и ухудшению здоровья

2. Приспособление к выходу на пенсию и снижению доходов

3. Приспособление к смерти супруга (и)

4. Установление прочных связей со своей возрастной группой

5. Выполнение социальных и гражданских обязательств

6. Обеспечение удовлетворительных жизненных условий

 

 

Развитие взрослого человека можно рассматривать в контексте 3 самостоятельных систем, связанных с различными аспектами его Я:

Я как индивидуума,

Я как члена семьи,

Я как работника.

В центре этих систем – развитие того, что было названо Эриксоном, близостью и генеративностью, и то и другое связано с формированием идентичности.

Близость выражается через установление интимных отношений. Согласно трехкомпонентной теории любви Стернберга, любовь имеет 3 составляющие:

• интимность, или чувство близости с любимым человеком;

• страсть, или состояние возбуждения, связанного с физическим влечением и сексуальным поведением;

• решение/обязательство, или решение любить какого-то человека и обязательство сохранять длительные отношения.

Образование пары – обычный для взрослости процесс, который у большинства американцев заканчивается вступлением в брак. Выбор партнера может быть продиктован влечением к родителю противоположного пола, которое имело место в раннем детстве, или влечением к кому-то, чьи качества дополняют собственные качества человека. с другой стороны, в основе этого выбора может лежать тщательный анализ достоинств и недостатков потенциального супруга, производимый в процессе ухаживания. Парам, начинающим совместную жизнь, приходится решать задачу определения своих ролей, не полагаясь при этом на традиционные предписания и установки. Молодожены должны приспособиться к своим различающимся потребностям в независимости и единстве, разумно распределить между собой домашние обязанности, научиться уважать индивидуальность друг друга и находить выход из конфликтных ситуаций. Все большее число людей выбирают одинокий образ жизни, стремясь к большей автономии и свободе. Те же, кто внезапно остается один после прекращения длительных близких отношений, развода или смерти супруга, часто испытывают эмоциональное потрясение и с большим трудом приспосабливаются к новой для себя ситуации.

Требования и обязанности родительства способствуют формированию взрослого человека. Для каждого периода семейного цикла характерны свои достижения, задачи и конфликты. Среди стадий, включаемых в семейный цикл, можно назвать стадию выкармливания, во время которой родители привязываются к младенцу, интерпретативную стадию, во время которой родители пересматривают свои устоявшиеся взгляды и представления; и стадию расставания, когда дети покидают родительский дом. Каждая стадия требует от родителей разрешения своих внутренних конфликтов на более высоком уровне. В последние годы заметно возросло число матерей одиночек. Росс и Сохилл полагают, что эта тенденция может быть связана с улучшением социальных и экономических условий жизни и повышением статуса женщин, в результате чего им удается содержать семью, обходясь без поддержки мужа отцы, воспитывающие детей одни, сталкиваются в основном, с теми же проблемами, что и матери-одиночки.

Профессиональный цикл начинается с приобретения жизненного опыта, ведущего к выбору профессии, продолжается все время, в течение которого человек занимается выбранным делом, и прекращается с выходом на пенсию. Этот цикл может сопровождаться рядом позитивных и негативных событий. Влияющих на профессиональную карьеру человека. Супер разбил профессиональный путь человека на 5 этапов, акцентируя внимание на выяснении индивидуумом своих склонностей и способностей:

- этап роста,

- этап исследования,

- этап упрочения карьеры,

- этап сохранения достигнутого,

- этап спада.

Хейвигхерст предложил иную периодизацию профессионального пути, принимая во внимание прежде всего приобретение установок и трудовых навыков, позволяющих людям становиться полноценными работниками. По Хейвигхерсту этапами профессионального пути являются:

- идентификация с работником,

- приобретение основных трудовых навыков и формирование трудолюбия,

- приобретение конкретной профессиональной идентичности,

- становление профессионала,

- работа на благо общества,

- размышления о продуктивном периоде профессиональной деятельности.

На выбор человеком своей профессиональной карьеры влияет множество различных факторов; этот процесс начинается еще в детстве. Исследователи расходятся в своих взглядах на то, какие факторы определяющие. Что касается пола и расы, в обществе продолжают бытовать представления, что женщинам и представителям расовых меньшинств, следует лишь заниматься определенными видами деятельности. Хотя подобные стереотипы все еще очень сильны, их влияние постепенно ослабевает. Согласно одной теории, выбор профессии определяют отношения «родитель-ребенок». Другое объяснение, известное как теория Я-концепции, основывается на предположении, что человек выбирает ту профессию, которая соответствует его представлениям о собственных возможностях. Третий подход, теория черт личности, предлагает: выбор профессии продиктован наличием у человека тех черт личности, которых требует от него конкретная работа. Для успешного вхождения в профессию необходимо, чтобы человек смог превратить свои идеалистические мечты в реалистические цели на ранних этапах своей трудовой жизни люди могут испытывать разочарование в тех случаях, когда их мечты не совпадают с действительностью.

Левинсон подчеркивает роль наставников, помогающих молодым людям в приобретении мастерства и уверенности в себе, в усвоении ценностей и норм, соответствующих выполняемой работе. После того как работникам удается адаптироваться к требованиям своей профессии и продвинуться вверх по служебной лестнице, они вступают в период сохранения достигнутого, в течение которого занимают прочное профессиональное положение.

Однако многие люди меняют свою работу по несколько раз, так никогда и не достигнув этапа упрочения карьеры и фазы стабильности, предполагаемых классической моделью профессионального цикла.

В последнее время значительно увеличилось число женщин, которые работают. Но, несмотря на это большинство из них, продолжают выполнять «женскую» работу и, во всяком случае, зарабатывать меньше мужчин. Модели профессиональной карьеры у женщин отличаются гораздо большим разнообразием, чем у мужчин. Некоторые женщины следуют примеру мужчин и не прерывают свою трудовую деятельность; другие решают завести детей, как только добиваются определенных успехов в работе; третьи сначала занимаются воспитанием детей и только потом начинают трудиться. В большинстве семей теперь зарабатывают оба супруга. Такая модель имеет целый ряд экономических преимуществ. Хотя нередки случаи, когда имеет место конфликт между семейной и профессиональными ролями женщин, работающие женщины, в общем, выигрывают как в плане психологического благополучия, так и в плане физического здоровья.

Успешное совмещение работы и семейных обязанностей – одна из главных проблем ранней взрослости. Тем, кто перешагнул порог взрослости в наше время, приходится решать ее в условиях, характеризующихся изменением установок в отношении семьи и работы. Некоторые имеют возможность совместить работу с семейной жизнью, работая дома и используя такие современные технические средства, как компьютеры и факсы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 2751; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.