КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Для выполнению курсового проекта
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ по дисциплине «Тракторы и автомобили»
раздел I «Тепловой и динамический расчет двигателя» раздел II «Тяговый расчет трактора» раздел III «Динамический расчет автомобиля»
Специальность: 110304.65 – «Технология обслуживания и ремонта машин в агропромышленном комплексе»
Оренбург 2012г. УДК 631.3
Рецензенты доктор технических наук, профессор В.Д.Поздняков доктор технических наук, профессор В.А.Шахов
Учебно-методическое пособие по курсовому проекту «Тепловой и динамический расчет двигателя, тяговый расчет трактора и динамический расчет автомобиля». /Е.М.Асманкин, В.Н.Алексеев, Д.В.Фролов; Издательский центр ОГАУ. – Оренбург, 2012. – __ с.
В методические указания включены методики теплового и динамического расчета двигателя, тягового расчета трактора и динамического расчета автомобиля Методическое пособие предназначено для выполнения курсового проекта по дисциплине «Тракторы и автомобили» и может быть использовано студентами инженерных факультетов аграрных вузов для выполнения дипломных проектов.
Одобрено и рекомендовано к изданию методической комиссией технического факультета Оренбургского ГАУ.
ВВЕДЕНИЕ Назначение курсового проекта - систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний, полученных при изучении курса "Тракторы и автомобили" и приобретение навыков в решении ряда взаимосвязанных между собой инженерных вопросов. Курсовой проект состоит из трех частей: тепловой и динамический расчет двигателя, тяговый расчет трактора и динамического расчета автомобиля. В первом разделе методическом пособия рассмотрены следующие вопросы. 1. Определение эксплуатационной массы проектируемого трактора. 2. Определение номинальной мощности двигателя. 3. Тепловой расчет двигателя. 3. Определение основных размеров двигателя (диаметр и ход поршня). 4. Динамический расчет двигателя. 5. Построение индикаторной диаграммы в координатах развернутой индикаторной диаграммы по углу поворота коленчатого вала, сил инерции, суммарной диаграммы сил давления газов на поршень и сил инерции прямолинейно возвратно-движущихся масс, диаграммы тангенциальных сил и графиков по кинематике поршня (перемещение, скорость и ускорение). 6. тяговый расчет трактора. 7. Построения тяговой характеристики трактора 8. Динамический расчет автомобиля. 9. Построение динамической характеристики автомобиля. Все расчеты, оформляется отдельными разделами единой расчетно-пояснительной записке с приложением необходимых схем и графиков. Расчетно-пояснительная записка выполняется на отдельных листах стандартного формата А4, напечатанных на одной стороне листа и снабжена титульным листом. В расчетно-пояснительной записке принимаемые коэффициенты и параметры должны быть обоснованы, формулы сопровождаться пояснениями, а полученные результаты снабжаться размерностью, при необходимости иметь ссылки на литературу, список которой, в соответствии с правилами библиографии приводится в конце записки. Графическая часть выполняется на чертежной бумаге форма А1 по правилам ЕСКД. Возможен расчет курсового проекта с применением ЭВМ. 1. Компьютерная программа, выполненная в среде «Mathcad 2001»
Рекомендуемая литература Основная литература. 1. Основы теории и расчета автотракторных двигателей / Баширов Р.М. – Уфа: БашГАУ, 2010. – 304 с. 2. Колчин А.И., Демидов В.П. Расчет автомобильных и тракторных двигателей. – М.: Высшая школа, 2008. – 496 с. Дополнительная литература. 3. Кутьков Г.М. Теория трактора и автомобиля. – М.: КолосС, 2004. 4. Конструирование двигателей внутреннего сгорания: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Двигатели внутреннего сгорания» направления подготовки «Энергомашиностроение» /Н.Д. Чайнов, Н.А.Иващенко, А.Н.Краснокутский, Л.Л.Мягков; под. Ред. Н.Д.Чайнова. М.: Машиностроение, 2008. 496 с., ил.
1. Студент получает задание от преподавателя на курсовой проект.
Параметры задания определяются по номеру варианта совпадающего с порядковым номером студента по зачетной книжке. На основание полученного задания приступает к выполнению курсового проекта по следующему порядку. 1. Определение эксплуатационной массы проектируемого трактора. Различают конструктивную (сухую) массу трактора mк и эксплуатационную (полную) массу mэ. Эксплуатационная масса включает в себя конструктивную массу mк , массу топлива, смазочных материалов и воды mгсм, возимого инструмента mи, водителя mвод, а кроме того и массу балласта mбал, если таковой применяется mэ = mк + mгсм + mи + mвод + mбал ; к2. Конструктивна масса должна обеспечить прочность и долговечность конструкции трактора, эксплуатационная – необходимые тягово-сцепные качества. Эксплуатационную массу трактора можно определить, приравнивая касательную силу тяги к величине сопротивления движению Рк = крн + к f g mэ; Н, Где = 1,3...1,4 – коэффициент возможной перегрузки при работе трактора в составе пахотного агрегата; К – коэффициент, зависящий от типа ходового аппарата; К = 1 – колесный движитель; К = 0,5 – гусеничный движитель; f- коэффициент сопротивления качению; g- ускорение свободного падения, м/с2. Возможное значение касательной силы тяги при допустимом буксовании определяется Рк = доп к g mэ; Н, доп- коэффициент сцепления при допустимом буксовании; к- коэффициент нагрузки ведущих колес; к= 0,75...0,85 – колесные тракторы 4 2; к= 1- колесные тракторы 4 4 и гусеничные.
Отсюда mэ = , к2 Значения коэффициентов, характеризующих тягово-сцепные качества тракторов, приведены в таблице 1
Таблица 1
Можно считать, что конструктивная масса трактора пропорциональна номинальной мощности двигателя mk= В ближайшем будущем следует ожидать, что удельная мощность может быть повышена до следующих пределов: Колесные тракторы КN = 25... 30 кВт/т; Гусеничные тракторы КN = 15... 20 кВт/т; При выполнении курсового проекта допустимо выбрать значение конструктивной массы, ориентируясь на показатели современных тракторов того же тягового класса. С достаточно для учебных расчетов точностью можно принять, что за счет водителя, инструмента, горюче-смазочных материалов масса трактора возрастает на 7...10%. Недостаток эксплуатационной массы восполняется применением балласта, навешиваемого на ведущие колеса. 2. Определение номинальной мощности двигателя. Номинальная мощность двигателя определяется из условия равномерного движения трактора на горизонтальном поле с номинальной силой тяги на крюке и действительной скоростью движения в определенных почвенных условиях при допустимом буксовании NeH= , кВт, Где тр- механический КПД трансмиссии, учитывающий потери холостого хода; тр= х цпц кпк; х= 0,96 – механический КПД трансмиссии, учитывающий потери холостого хода; ц, к- механический КПД цилиндрической и конической пар шестерен ц=0,985; к=0,975; nц,nк – число цилиндрических и конических пар шестерен, работающих на одной передаче. До выполнения расчетов необходимо выбрать схему трансмиссии, ориентируясь на трактор-прототип.
3. Тепловой расчет двигателя Тепловой расчет двигателя позволяет с достаточной степенью точности аналитическим путем определить основные параметры вновь проектируемого двигателя, а также проверить степень совершенства действительного цикла реально работающего двигателя. 3.1 Исходные данные: Назначение двигателя – тракторный, автомобильный и т.п. Номинальная эффективная мощность "Nе" кВт берется из пункта 2. Частота вращения коленчатого вала "n" об/мин. Принимается по прототипу. Тип двигателя – карбюраторный, дизельный, ротопоршневой, газовый и др. Состав топлива и его теплота сгорания. Принимается по данным таблиц 2 и 3. Для жидкого и твердого топлива сумма составляющих равна 1 кг., а для газообразных – 1 м3 или моль (иногда состав дается в %). Таблица 2. Средний элементный состав бензинов, дизтоплив и их теплота сгорания
Таблица 3. Средний состав газообразного топлива и его теплота сгорания
Примечание: для природного газа общая сумма не равна 100 %. Остальное составляют негорючие компоненты (азот и углекислый газ). 3.2 Степень сжатия " " зависит прежде всего от способа смесеобразования и рода топлива, а также от быстроходности двигателя, наличия наддува и др. Для современных карбюраторных двигателей степень сжатия находится в пределах 6...9 причем для двигателей легковых автомобилей ближе к верхнему пределу, а грузовых – нижнему. Для двигателей с воспламенением от сжатия =14...18, в том числе двигатели с разделенными камерами имеют более высокую степень сжатия, а с наддувом более низкую. 3.3 Коэффициент избытка воздуха " ". Для различных двигателей коэффициент избытка воздуха принимается: Карбюраторные 0,85...0,98, Дизели 1,30...1,60 Дизели с наддувом 1,30...2,2. 3.4 Параметры окружающей среды. Давление и температура окружающей среды при работе двигателя без наддува Ро = 0,1 Мпа и То = 293 К.
При расчете рабочего цикла двигателя наддувом за исходные принимаются давление "Рк" и температура "Тк" на выходе из компрессора, а при наличии промежуточного холодильника – за холодильником. В зависимости от степени наддува принимаются следующие значения давления "Рк" Мпа надувочного воздуха: При низком наддуве..............................до 1,5 Ро при среденем надуве.............................(1.5...2,2) Ро ПРИ ВЫСОКОМ НАДДУВЕ.......................... свыше 2,2 Ро Температура воздуха за компрессором "Тк"
где "nк" – показатель политропы сжатия воздуха в компрессоре принимают: для поршневых нагнетателей................... 1,4...1,6 для объемных нагнетателей..................... 1,55...1,75 для осевых и центробежных нагнетателей......... 1,4...2,0 Для газотурбинного наддува в автотракторных дизелях принимают последнее ближе к нижнему пределу.
3.5 Процессы впуска и выпуска (газообмена) 3.5.1 Давление в конце впуска «Ра» Ра = (0,8…0,9)Ро более высокие значения у дизельных двигателей: для двигателей с наддувом Ра = (0,90…0,96)Ро 3.5.2 Температура подогрева свежего заряда при номинальном режиме работы двигателя Для карбюраторных двигателей.....................-5...200 Для дизелей без наддува..........................10...400 Для дизелей с наддувом...........................(0)...(+10)
3.5.3 Давление остаточных газов Рr Рr = (1,05…1,25) Р0 – двигатели без наддува Рr = (0,75…0,98) Рк – двигатели с наддувом и газовой турбиной на выпуске. Большие значения «Рr» принимаются для двигателей с высокой частотой вращения.
3.5.4 Температура остаточных газов Тr; К Карбюраторные двигатели................... 900…1100 Дизели.....................................600…900 Газовые двигатели...........................750…1000 Следует иметь ввиду, что при увеличении степени сжатия и обогащения рабочей смеси температура остаточных газов снижается, а при увеличении частоты вращения – возрастает. 3.5.5 Коэффициент остаточных газов " " Коэффициент остаточных газов для четырехтактных двигателей с учетом продувки и дозарядки цилиндра и без учета продувки и дозарядки Для бензиновых и газовых двигателей без наддува..... 0,04...0,10 Для дизелей без наддува......................... 0,02...0,05. При наддуве коэффициент остаточных газов несколько снижается. Примечание: Здесь и ниже для двигателей без надува в формуле подставляются вместо Рк и Тк значения соответственно Р0 и Т0. 3.5.6 Температура в конце впуска "Та". Для современных четырехтактных двигателей температура в конце впуска составляет: Карбюраторные двигатели....................320...370 К Дизели.................................... 310...350 К Двигатели с наддувом........................ 320...400 К. 3.5.7 Коэффициент наполнения «» с учетом продувки и дозарядки и без учета =1
Значения коэффициента, наполнения при работе двигателей с полной нагрузкой изменяются в пределах карбюраторные двигатели................. 0,70…0,90 дизели без наддува....................... 0,80…0,94 дизели с наддувом........................0,80…0,97
3.6 Процесс сжатия 3.6.1 Показатель политропы сжатия " " принимается по прототипу или по номограмме (4, рис.25) откуда определяется показатель адиабаты К1 в зависимости от " " и "Та" и тогда значение " " составит для карбюраторных двигателей n1= К1-(0,00...0,04); для дизелей n1= К1 0,2 При определении n1 необходимо учитывать, что большие значения относятся к высокооборотным двигателям. 3.6.2 Давление в конце сжатия, Мпа. 3.6.3 Температура в конце сжатия, К. В таблице 4 приведены параметры конца сжатия. Таблица 4. Значения "n1"; "Рс" и "Тс" для различных двигателей
3.7 Количество и состав заряда до и после сгорания 3.7.1 Теоретически необходимое количество воздуха для полного сгорания 1 кг твердого или жидкого топлива, в кг, кмоль. кг воздуха/кг топлива или кмоль/1 кг топлива
3.7.2 Действительное количество воздуха израсходованного при сгорании 1 кг топлива, кмоль. 3.7.3 Количество свежего заряда, кмоль. где mТ – молекулярная масса паров топлива, кг/моль. Для автомобильных бензинов................ mТ = 110...120 Для дизельных топлив...................... mТ= 180...200 Величиной 1/ mТ при определении М1 для двигателей с воспламенением от сжатия обычно пренебрегают. 3.7.4 Количество остаточных газов, кмоль. 3.7.5 Количество газов в конце сжатия, кмоль. Мс = М1 + Мr 3.7.6 Количество продуктов сгорания, кмоль при ; при 3.7.7 Количество газов в конце сгорания, кмоль Мz =М2 + Мr 3.7.8 Коэффициенты молекулярного изменения горючей и рабочей смесей
Величина изменяется в пределах: Для карбюраторных двигателей 1,06...1,12 Для дизельных двигателей 1,03...1,06 3.8. Процесс сгорания 3.8.1 Теплоемкости газов. Величина теплоемкости зависит от температуры и давления тела, его физических свойств и характера процесса. Для расчетов рабочих процессов обычно пользуются средними молярными теплоемкостями при постоянном объеме и при постоянном давлении +8,315 (кДж/кмоль.град) Для определения средних молярных теплоемкостей используют справочные таблицы, графики для отдельных газов или приближенно эмпирические формулы
кДж/кмоль. К Тс – температура конца сжатия, К Для продуктов сгорания при
и при
7.2. теплота, теряемая вследствие химической неполноты сгорания топлива при
(кДж/1 кг топлива)
7.3. Температура в конце сгорания. Задаваясь коэффициентом использования теплоты / = 0,85...0,95 можно определить температуру конца сгорания в карбюраторном двигателе по уравнению:
и в дизельном двигателе по уравнению: при этом - степень повышения давления. Большие значения относятся к однокамерным дизелям.
Следует помнить, что зависят от температуры и при подстановке в уравнение всех членов получается квадратное уравнение типа Решая его относительно ТZ можно найти корни, один из которых и есть температура конца сгорания.
7.4. Давление в конце сгорания. Карбюраторный двигатель ; Мпа Дизельный двигатель ; Мпа 7.5. Степень предварительного расширения. - называется степенью предварительного расширения. Для дизельного двигателя Параметры конца сгорания приведены в таблице 5. Таблица 5
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |