Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Считая, что при равномерном движении на горизонтальном поле




Рк = Ркр + Рf, Н

Силу тяги на крюке можно определить

Ркр = , Н

2.2.4. Программа для расчета передаточных чисел трансмиссии и текущих значений силы тяги на крюке.

До начала вычислений необходимо:

1. Определить частоту вращения коленчатого вала двигателя n`, соответствующую мощности ХNеН на регуляторной ветви характеристики.

2. Подобрать шины для колесного трактора и рассчитать радиус ведущего колеса.

3. Выбрать восемь значений аргумента Ме.

 

2.1. Расчет и построение теоретической тяговой характеристики трактора.

Тяговая характеристика дает наглядное представление о тяговых и топливно-экономических показателей трактора. Она строится в функции силы тяги на крюке для установившегося режима работа тракторного агрегата на горизонтальном поле и относится к определенному почвенному фону. Обычно характеристика строится для нескольких наиболее типичных почвенных фонов.

При выполнении курсовой работы тяговая характеристика строится для одного почвенного фона (необработанная стерня нормальной влажности и средней плотности). Построение производится на листе чертежной бумаги формата А24, который делится двумя взаимно-перпендикулярными линиями на четыре части таким образом; чтобы ось абсцисс проходила несколько ниже середины листа, а ось ординат сдвинута влево (Рис. 5). При этом принимаем следующие допущения:

1.Коэффициент сопротивления качению сохраняет неизменное значение на всех режимах работы.

2.Механические КПД трансмиссии имеет постоянное значение независимо от степени загрузки двигателя и номера включенной передачи.

 

2.3.1.Построение регуляторной характеристики двигателя.

 

Регуляторная характеристика n= f(Ме), Nе=f(Ме) и Gт= f(Ме) строится в нижнем левом квадрате тяговой характеристики, От начала координат 0 по оси ординат вниз в выбранном масштабе откладывается крутящий момент двигателя, по оси абсцисс влево – частота вращения, мощность и часовой расход топлива, Числовые значения параметров приведены в табл.2. Построение безрегуляторной ветви характеристики ограничивает максимальным значением крутящего момента двигателя.

 

2.3.2.Построение лучей касательной силы тяги.

 

Лучи касательной силы тяги строятся в правом нижнем квадрате тяговой характеристики. Ось абсцисс вправо от начала координат будет представлять в выбранном масштабе силу тяги на крюке. Влево от начала координат в том же масштабе откладываются сила сопротивления качению Рf и полученная точка обозначается 01. Таким образом, ось абсцисс с началом координат в точке 01 будет являться осью касательной силы тяги Рк. Отложив по одному значению силы тяги на крюке Ркр при соответствующем значении крутящего момента Ме для каждой передачи, проводят через полученные точки прямые линии из начала координат 01. Справа лучи касательной силы ограничивают либо максимальным значением крутящего момента Ме max, либо буксованием трактора на месте, = 1.

 

2.3.3. Построение зависимости буксования от силы тяги на крюке.

Иногда для этой цели берется реальная кривая буксования трактора-прототипа. Прототипом может служить только такой трактор, у которого при полной идентичности типа и конструктивных параметров движителя эксплуатационная, а главным образом сцепная, масса равна соответствующей массе проектируемого трактора (отличие не должно превышать 5%). Кроме того кривая буксования выбирается по почвенному фону, влажности и плотности почвы.

Расчетный способ построения зависимости основан на применении эмпирических формул, полученных путем статистической обработки опытных данных. Для этого можно использовать формулу д. Т. н. У.Н. Трепененкова.

= ,

где кр - текущее значение коэффициента использования сцепной массы;

 

кр=

с, d –коэффициенты;

к – показатель степени.

 

С d к

Колесный трактор 0,246 3,06 3

Гусеничный трактор 0,0333 1,377 2

 

Для гусеничных и колесных тракторов 4 4 сцепная масса равна эксплуатационной. У колесных тракторов 4 2 сцепная масса изменяется в зависимости от нагрузки на крюке и сопротивления качению

кr,

где m2 – масса, нагружающая ведущие колеса при статическом положении трактора (принимается по прототипу);

hкр = 0,4 м – высота точки прицепа;

L – продольная база трактора (принимается по прототипу)

Формула Н.Н. Трепененкова предназначена для расчета буксования трактора на стерне нормальной влажности и средней плотности. В пределах до гус= 0,3 и кол= 0,4 погрешность в несовпадении расчетной и эмпирической кривых не превышает 4%. Зависимость = f (Ркр) строится в правом верхнем квадрате характеристики.

 

2.3.4. Построение лучей теоретических скоростей движения.

 

Лучи теоретических скоростей движения строятся в левом верхнем квадрате характеристики с использованием формулы

м/с.

Величину теоретической скорости движения на холостом ходу трактора определяют графически. Для этого точку пересечения луча касательной силы тяги какой-либо передачи с осью крутящего момента (Ркр=0) проецируют на зависимость n = f (Ме) и далее на луч теоретической скорости движения данной передачи.

 

2.3.5. Построение зависимости действительной скорости движения от силы тяги на крюке.

 

Величина действительной скорости движения определяется выражением

Vg= Vт (1- ) м/с

 

Зависимости Vg= f (Ркр) для различных передач строятся в правом верхнем квадрате характеристики.

 

2.3.6. Построение зависимости тяговой мощности от силы на крюке.

 

Величина тяговой мощности рассчитывается по формуле

N кр = Ркр Vg 10-3 кВт.

Зависимости N кр = f(Ркр) для различных передач строятся в правом верхнем квадрате характеристики.

 

2.3.7. Построение зависимости Gт = f(Ркр).

 

Из начала координат 01 восстанавливается перпендикуляр к оси абсцисс и на нем вверх откладывается отрезок, равный в выбранном масштабе часовому расходу топлива на холостом ходу двигателя. Задаваясь значением силы тяги на крюке, проецируют данную точку на луч касательной силы тяги какой –либо передачи и далее на зависимость Gт = f(Ме). Полученный часовой расход топлива откладывается на ординате, соответствующей выбранному значению силы тяги на крюке. Зависимость Gт = f(Ркр) строится в правом верхнем квадрате характеристики.

 

2.3.8. Построение зависимости gкр = f(Ркр).

 

Величина удельного тягового расхода топлива определяется выражением

 

г/кВт ч

Зависимости gкр = f(Ркр) для различных передач строятся в правом верхнем квадрате характеристики.

 

2.3.9. Построение зависимости .

 

Величина тягового КПД трактора рассчитывается по формуле

 

Величину эффективной мощности находят графически, проецируя значения Ркр на луч Рк соответствующей передачи и далее на зависимость Nе = f (Ме). Кривая строится в правом нижнем квадрате характеристики.

2.2. Анализ тяговой характеристики трактора.

 

В заключении выполнения тягового расчета трактора необходимо оценить:

1. Соответствие расчетных параметров проектируемого трактора заданию на проектирование.

2. Сравнивать параметры проектируемого трактора с трактором

прототипом.

3. По графику теоретической тяговой характеристики определить:

- величину буксования при номинальной силе тяги на крюке,

- тяговый диапазон трактора,

- максимальное значение тягового КПД трактора и соответствующую ему силу тягового сопротивления,

- максимальное значение тяговой мощности и соответствующее ей тяговое сопротивление (предварительно необходимо провести огибающую кривых) Nкр= f(Ркр) для всех передач

- минимальный тяговый расход топлива,

- часовой расход топлива при номинальной силе тяги на крюке

 

3.Динамический расчет автомобиля.

 

Задачей динамического расчета автомобиля является определение основных параметров двигателя и трансмиссии, обеспечивающих ему выполнение эксплуатационного задания по перевозке груза с определенной скоростью движения в конкретных дорожных условиях. Иногда динамический расчет производится с целью установления возможности использования существующего автомобиля в конкретных дорожных условиях в качестве тягача.

Исходные данные для расчета:

1. Тип автомобиля.

2. Грузоподъемность mе или пассажиров вместимость nе.

3. Коэффициент сопротивления качению f0.

4. Максимальная скорость движения Vmax м/с.

5. Максимальное значение приведенного коэффициента дорожного сопротивления .

6. Число передач m.

 

3.1. Определение массы автомобиля, мощности двигателя и расчет скоростной характеристики двигателя.

 

3.1.1. Определение полной массы автомобиля.

 

Полную массу автомобиля рассчитывают по формуле

mа = mе + m0 + mвод к2,

где mе = 75 nе – легковой автомобиль;

mе = 80 nе – автобус городского типа;

mе = 90 nе – междугородный автобус;

m0 - собственная масса автомобиля;

 

m0 = ,

 

-коэффициент грузоподъемности автомобиля;

=0,25...0,45 – легковой автомобиль;

=0,45...0,90 – автобус;

=0,90...1,20 – грузовой автомобиль;

mвод= 75 кг – масса водителя. При наличии на автомобиле экспедитора и пр. mвод увеличивается вдвое. Для легкового автомобиля mвод= 0, т.к. водитель включается в число пассажиров.

 

3.1.2. Определение мощности двигателя.

 

Номинальная мощность двигателя, необходимая для движения полностью груженного автомобиля с максимальной скоростью в заданных дорожных условиях, определится

кВт,

где f v – коэффициент сопротивления качению;

 

,

к – коэффициент обтекаемости Нс24;

F – лобовая площадь автомобиля м2.

Лобовую площадь ориентировочно можно оценить по эмпирическим формулам:

F=В Н м2 грузовой автомобиль;

F=0,775 АН м2 легковой автомобиль;

F= АН м2 автобус

 

Где А – габаритная ширина автомобиля м,

Н - габаритная высота м,

В – колея автомобиля м,

Средние значения величин к и F приведены в табл.4.

Таблица 4.

  Грузовые Автобусы Легковые Гоночные
К, Нс24 0,60...0,70 0,45...0,60 0,25...0,45 0,13...0,15
F, м2 3,0...6,0 4,5...6,5 1,6...2,8 1,0...1,3

- механический КПД трансмиссии;

,

 

- механический КПД трансмиссии, учитывающий потери холостого хода;

ц, к – механический КПД цилиндрической и конической пар шестерен;

 

ц= 0,985; к= 0,975;

nц, nк - число цилиндрических и конических пар шестерен, работающих на одной передаче.

До выполнения расчетов необходимо выбрать схему трансмиссии, ориентируясь на автомобиль – прототип.

 

3.1.3. Расчет и построение теоретической скоростной характеристики двигателя

 

Исходные данные для расчета:

- номинальная мощность двигателя, NеН кВт;

- частота вращения при номинальной мощности nн об/мин;

- удельный эффективный расход топлива при номинальной мощности gен г/кВт ч.

Зависимость эффективной мощности двигателя от частоты вращения по внешней скоростной характеристике выражается эмпирической формулой

Nе = N ен кn[2 + в(кn-1)- к n2] кВт,

Где - относительная величина частоты вращения.

Вычисления следует начать для к n равным:

К n= 1,0 – двигатель, снабженный регулятором частоты вращения;

К n= 1,2 – двигатель без регулятора;

В – коэффициент;

В= 1,13 – дизель с непосредственным впрыском топлива;

В =1,0 – карбюраторный двигатель.

Крутящий момент двигателя определяется

Нм.

Зависимость удельного эффективного расхода топлива от частоты вращения по внешней скоростной характеристике выражается эмпирической формулой

г/кВт ч.

где с – коэффициент,

с= 1,55 – дизель,

с= 1,2 – карбюраторный двигатель.

 

Часовой расход топлива подсчитывается

Gт=gе Nе 10-3 кг/ч.

Результаты расчетов оформляются в табл.5.

Таблица 5

N об/мин                  
Nе кВт                  
Ме Нм                  
Gег/кВт ч                  
Gт кг/ч                  

 

Внешняя скоростная характеристика двигателя строится на листе формата А24.

 

3.2. Определение передаточных чисел трансмиссии.

 

3.2.1. Расчет радиуса ведущего колеса.

Подбор шин по нагрузке, приходящийся на одну шину при движении автомобиля с полной нагрузкой

 

, Н

где 2= 1,1...1,3 – коэффициент изменения нагрузки на ведущие колеса,

а2 – доля массы, нагружающая ведущие колеса неподвижного автомобиля с полной нагрузкой,

а2= 0,48...0,53 – легковой автомобиль;

а2= 0,50...0,60 – автобусы и грузовые автомобили с кабиной над двигателем,

а2=0,70...0,75 – грузовые автомобили с кабиной за двигателем,

z2 – число шин ведущей оси.

Шины выбираются в соответствии с ГОСТ 4754 – 80.

Правильность выбора шин следует проверить по эмпирической формуле

 

, Н,

 

где в – ширина шины, мм,

d0- диаметр обода, мм,

Рв- давление воздуха в шине, кгс/см2,

Ку – коэффициент удельной грузоподъемности,

Ку= 0,0070 – шины современных легковых автомобилей и диагональные шины грузовых автомобилей,

Ку = 0,0065 – радиальные шины грузовых автомобилей,

Ку = 0,0060 – шины большегрузных автомобилей.

Радиус ведущего колеса рассчитывается

 

, м

где - коэффициент деформации шины,

легковые автомобили =0,86...0,88,

грузовые автомобили 0,89...0,91.

 

3.2.2. Определение передаточных чисел трансмиссии.

 

Передаточное число главной передачи определяется из условия движения автомобиля на высшей передаче с максимальной скоростью

 

,

 

где i км- передаточное число коробки на высшей передаче. Прямая передача i км= 1,

повышающая передача i км 0,8.

На первой передаче автомобиль должен преодолеть максимальное сопротивление дороги

 

Максимальное значение передаточного числа коробки по условиям сцепления может достигать

Очевидно, что i кр< i кс.

Ряд передаточных чисел коробки составляет геометрическую прогрессию поэтому i кn= i к1 q n-1,

Где n - номер передачи,

Q – знаменатель геометрической прогрессии,

 

3.3.2. Расчет и построение тяговой диаграммы движения.

 

Значения касательной силы тяги на различных скоростных режимах работы двигателя для всех передач определяется

 

Н,

 

Сила сопротивления качению рассчитывается по формуле

Рf =f g m а Н; f v= f0 (1+ )

Суммарная сила сопротивления качению и воздуха

Рс = Рf + Pw; Рw= к F V2 Н

Величины Рк, fv, Рf, Pw заносятся в соответствующие графы итоговой табл.6. На графике тяговой диаграммы движения (тягового баланса) автомобиля наносятся – Рк = f(V) для всех передач

Рf = f(V), Рz = f(V)

 

3.3.3. Расчет и построение динамической характеристики.

 

Динамический фактор на различных скоростных режимах работы двигателя для всех передач определяется:

 

,

и заносится в соответствии графы итоговой табл.6. На графике динамической характеристики наносятся кривые динамического фактора и коэффициента сопротивления качению. Используя динамическую характеристику определяют:

1.Дmax – максимальное значение динамического фактора на первой передаче,

2.Дm – максимальное значение динамического фактора на высшей передаче,

3.Vк – критическую скорость автомобиля на высшей передаче,

4. Д` - динамический фактор на высшей передаче при наиболее приемлемой скорости движения V =(0,4...0,5) Vmax;

5. Д2...Дm-1 – максимальные значения динамического фактора на промежуточных передачах.

 

3.3.4. построение графика мощностного баланса.

Мощность затраченная на преодоление сопротивления качению, определяется

N f = f vg m aV10-3 кВт.

Суммарная мощность, расходуемая на сопротивления качению и воздуха

N к= N f + N w; N w = к F V310-3 кВт.

Потери мощности в трансмиссии составляют

кВт.

Результаты расчетов заносятся в соответствующие графы итоговой табл. 6. На графике мощностного баланса наносятся для всех передач, , Nк +Nтр= f (V)

 

3.3.5. Расчет и построение графиков ускорения и величин, обратных ускорениям.

Ускорения на различных скоростных режимах работы двигателя для всех передач определяются

 

м/с2,

 

где вр- коэффициент вращающихся масс,

вр= а+в (i0, iк)2,

а, в – коэффициенты, а=1,04; в=0.0015.

ускорения и обратные величины заносятся в соответствующие графы итоговой таблицы 6. На графах наносятся –j=f(V) и для всех передач.

 

Итоговая таблица результатов динамического расчета

Таблица 6

Nоб/мин                  
Ме Нм                  
Ne кВт                  
V1 м/с                  
Рк1 Н                  
Д1                  
J1 м/с2                  
1/ J1с2                  
V2 м/с                  
...                  
Vm м/с                  
Pкm Н                  
Pwm Н                  
Дm                  
Jm м/с2                  
1/ Jmс2                  
fv                  
Pf Н                  
Nf кВт                  
Nw кВт                  
Nк кВт                  
Nкт кВт                  
Nе кВт                  

 

3.3.7 Расчет и построение графика времени разгона.

 

Определение времени разгона автомобиля рекомендуется произвести графо -аналитическим методом. Время разгона на каком-то участке изменения скорости движения приближенно можно определить

.

Таким образом, оно численно будет равно площади криволинейной трапеции, ограниченной осью абсцисс, кривой 1/j и двумя ординатами, приведенными из концов отрезка

где Fi – площадь криволинейной трапеции, мм2;

-масштаб времени, с/мм.

 

Суммарное время разгона

м,

 

где n – число участков, на которое разделено время разгона. Рекомендуется все время разгона разбить не менее чем на десять участков, при этом величина i должна увеличиваться с возрастанием скорости движения.

Таблица 7.

Vi м/с                  
Fi мм2                  
i с                  
tp с                  

 

 

3.5. Расчет топливной экономичности автомобиля.

Таблица 8.

Vi м/с                      
Fi мм2                      
i с                      
Sp с                      

 

Топливная экономичность автомобиля оценивается расходом топлива на 100 км пройденного пути. Удельный путевой расход топлива определяется выражением

 

л/100 км,

где V –скорость движения автомобиля, м/с;

gт – плотность топлива, кг/л;

gт=0,725 кг/л – бензин;

gт=0,825 кг/л – дизельное топливо;

Ne` - мощность развиваемая двигателем при движении с заданной скоростью, кВт (определяется по графику мощностного баланса);

Ge` - удельный эффективный расход топлива г/кВт ч;

 

,

где ge – удельный эффективный расход топлива по внешней скоростной характеристике (соответствует мощности Ne);

 

Ne – эффективная мощность двигателя по внешней скоростной характеристике (определяется по графику мощностного баланса),

а1, а2, а3 – коэффициенты,

 

а1, а2, а3

 

карбюраторный двигатель 2,911 4,558 2,668

дизель 2,054 2,889 1,760

При выполнении курсовой работы необходимо определить удельный путевой расход топлива для движения автомобиля с полной загрузкой по заданной дороге:

1. при максимальной скорости Vmax;

2. при наиболее приемлемой скорости движения V = (0,4...0,5) Vmax;

 

3.6. Анализ динамического расчета автомобиля.

 

По окончании динамического расчета необходимо оценить:

1. Соответствие расчетных параметров проектируемого автомобиля заданию на проектирование

2. Сравнить параметры проектируемого автомобиля с автомобилем-прототипом.

3. По графической части:

- используя тяговую диаграмму движения оценить возможность работу автомобиля с прицепом и найти полную массу прицепа для случая движения с наиболее приемлемой скоростью;

- выполнить анализ динамической характеристики автомобиля;

- оценить загрузку двигателей при наиболее приемлемой скорости движения;

- оценить топливную экономичность двигателей и автомобилей при наиболее приемлемой скорости движения;

- оценить динамику разгона автомобиля и сравнить ее с автомобилем-прототипом.

 

 

ГАСАГРОПРОМ СССР

 

Оренбургский ордена Трудового Красного Знамени

Сельскохозяйственный институт

 

Кафедра тракторов и автомобилей

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И СБОРНИК ПРОГРАММ К РАСЧЕТУ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО ТРАКТОРАМ И АВТОМОБИЛЯМ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА МЕХАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ПО РАЗДЕЛУ "АВТОТРАКТОРНЫЕ ДВИГАТЕЛИ"

 

Оренбург - 1987




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 270; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.