КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Выбор материала зубчатых колес
В зависимости от вида, назначения, условий эксплуатации и требований к габаритным размерам передачи, следует выбирать материал зубчатых колес с необходимой твердостью рабочих поверхностей зубьев и с соответствующим вариантом термической обработки [2, c.12, таб.2.1], [3, c.170−171, таб.8.7], [4, c.88, таб.4.5]. Основным материалом для большинства зубчатых колес, применяемых в машиностроении, являются стали. В зависимости от твердости рабочих поверхностей зубьев после термообработки зубчатые колеса можно условно разделить на две группы: 1) прирабатываемые зубчатые колеса с твердостью рабочих поверхностей зубьев менее НВ350 – термообработка нормализация и улучшение; 2) слабо прирабатываемые зубчатые колеса с твердостью рабочих поверхностей зубьев более НВ350 – термообработка закалка, цементация, азотирование и т.д. На практике основное применение имеют следующие варианты термической обработки: I – термическая обработка колеса – улучшение до твердости 235¸262НВ и термическая обработка шестерни – улучшение до твердости 269¸302НВ. Марки сталей одинаковы для колеса и шестерни (например, стали 40, 45, 50 ГОСТ 1050-88, 40Х, 40ХН, 35ХМ ГОСТ 4543-71 и т.д.). Зубья колес из улучшаемых сталей хорошо прирабатываются и не подвержены хрупкому разрушению, но имеют ограниченную нагрузочную способность. II – термическая обработка колеса – улучшение до твердости 269¸302НВ и термическая обработка шестерни – улучшение и закалка ТВЧ, твердость поверхности в зависимости от марки стали 45¸50HRCЭ и 48¸53HRCЭ. Твердость сердцевины зуба соответствует термической обработке – улучшение. Марки сталей одинаковы для колеса и шестерни. III – термическая обработка колеса и шестерни одинаковая – улучшение и закалка ТВЧ, твердость поверхности в зависимости от марки стали 45¸50HRCЭ и 48¸53HRCЭ. Марки сталей одинаковы для колеса и шестерни. IV – термическая обработка колеса – улучшение и закалка ТВЧ, твердость поверхности в зависимости от марки стали 45¸50HRCЭ и 48¸53HRCЭ; термическая обработка шестерни – улучшение, цементация и закалка, твердость поверхности 56¸63 HRCЭ. Материал шестерни – стали марок 20Х, 20ХН2М, 18ХГТ, 12ХН3А, 25ХГМ ГОСТ 4543-71 и др. V – термическая обработка колеса и шестерни – улучшение, цементация и закалка, твердость поверхности 56¸63HRCЭ. Цементация (поверхностное насыщение углеродом) с последующей закалкой наряду с большой твердостью поверхностных слоев обеспечивает и высокую прочность зубьев на изгиб. Марки сталей одинаковы для колеса и для шестерни: 20Х, 20ХН2М, 18ХГТ, 12ХН3А, 25ХГМ ГОСТ 4543-71 и др. Кроме цементации применяют также нитроцементацию (твердость поверхности 56¸63HRCЭ, стали марок 25ХГМ, 30ХГТ) и азотирование (твердость поверхности 58¸67HRCЭ, стали марок 38Х2МЮА, 40ХНМА). При поверхностной термической или химико-термической обработке зубьев механические характеристики сердцевины зуба определяет предшествующая термическая обработка (улучшение). Несущая способность зубчатых передач по контактной прочности тем выше, чем выше поверхностная твердость зубьев. Поэтому целесообразно применение поверхностного термического или химико-термического упрочнения. Эти виды упрочнения позволяют в несколько раз повысить нагрузочную способность передачи по сравнению с улучшаемыми сталями. Однако, при назначении твердости рабочих поверхностей зубьев следует иметь в виду, что большей твердости соответствует более сложная технология изготовления зубчатых колес и малые размеры передачи, что может привести к трудностям при конструктивной разработке узла. Для передач редукторов общего назначения, к габаритным размерам которых не предъявляют особых требований, следует применять материалы первой группы, зубчатые колеса из данных сталей дешевы в изготовлении и хорошо прирабатываются в процессе эксплуатации. Материалы второй группы применяют, как правило, только в ответственных механизмах с особыми требованиями к габаритам и массе. В открытых цилиндрических передачах применяются материалы только первой группы. Механические характеристики сталей, применяемых для зубчатых колес, приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Механические характеристики сталей, применяемых для изготовления зубчатых колес
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1529; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |