КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Допускаемые контактные и изгибные напряжения
2.5.1 Допускаемые напряжения при расчете передачи на контактную выносливость [σ]H Допускаемые контактные напряжения рассчитываются отдельно для материала шестерни и колеса по формуле: . Поясним составляющие данной формулы. SH – коэффициент запаса прочности при расчете на контактную прочность; его минимальные значения: SH = 1,1 – для колес с однородной структурой материала (нормализованных, улучшенных или объемно-закаленных), SH = 1,2 – для колес с поверхностным упрочнением зубьев. σНlim – предел контактной выносливости (см. таблицу 3). Таблица 3 – Значения предела контактной выносливости
– коэффициент долговечности, учитывает влияние ресурса работы передачи: при условии, что . (1) В соответствии с кривой усталости контактные напряжения не могут иметь значений меньших σНlim. Поэтому при > в расчетах принимают = . В противном случае ( < ) в расчетах принимают каждое со своим значением. Для длительно работающих быстроходных передач > и, следовательно, , что и учитывает первый знак неравенства в формуле (1). Второй знак неравенства ограничивает допускаемые напряжения по условию предотвращения пластической деформации или хрупкого разрушения поверхностного слоя: для материалов с однородной структурой (нормализованных, улучшенных, объемно закаленных) и для поверхностно-упрочненных материалов (закалка ТВЧ, цементация, азотирование). – коэффициент, учитывающий влияние шероховатости сопряженных поверхностей зубьев, который принимают для зубчатого колеса пары с более грубой поверхностью в зависимости от параметра Ra шероховатости ( =1¸0,9). Большие значения соответствуют шлифованным и полированным поверхностям (Ra =0,63¸1,25 мкм). Для материалов первой группы принимать =0,9, а для материалов второй группы принимать =1. – коэффициент, учитывающий влияние окружной скорости V на допускаемое контактное напряжение ( =1¸1,15). Меньшие значения соответствуют твердым передачам, работающим при малых окружных скоростях (V до 5 м/с). При более высоких значениях окружной скорости возникают лучшие условия для создания надежного масляного слоя между контактирующими поверхностями зубьев, что позволяет повысить допускаемые напряжения: , при H < 350HB; , при H > 350HB. На предварительном этапе расчета принимать = 1. Для колес с прямыми зубьями, расчетное допускаемое напряжение [σ]Н следует принимать для более слабого и лимитирующего колеса. При термической обработке улучшение обычно лимитирует материал колеса, т.е. H= Hmin= H2.
Для колес с косыми, шевронными зубьями и с раздвоенным потоком мощности: , где [s]HMAX – предельно допускаемое контактное напряжение, которое равно: [s]HMAX= 1,23×[s]Hmin, здесь [s]Hmin – меньшее из двух допускаемых напряжений для шестерни и колеса. В случае если вышеуказанное условие не выполняется, то за расчетное контактное напряжение принимается [s]H = [s]HMAX.
2.5.2 Допускаемые напряжения изгиба [σ]F Допускаемые напряжения изгиба зубьев шестерни и колеса также определяются по общей зависимости, но с подстановкой соответствующих параметров для шестерни и колеса, учитывая влияние на сопротивление усталости при изгибе долговечности (ресурса), шероховатости переходной поверхности между смежными зубьями и реверса (двухстороннего приложения) нагрузки: . Поясним составляющие данной формулы. Предел изгибной выносливости при отнулевом цикле напряжений (см. таблицу 4). SF – коэффициент запаса прочности при расчете на изгибную прочность; его минимальные значения: SF = 1,55 – для цементированных и нитроцементированных колес, SF = 1,75 – для остальных материалов. Коэффициент долговечности учитывает влияние ресурса передачи: , при условии, что , (2) где и - для улучшенных зубчатых колес, а и - для закаленных и поверхностно упрочненных зубьев. В соответствии с кривой усталости изгибные напряжения не. могут иметь значений меньших . Поэтому при > в расчетах принимают = . В противном случае ( < ) в расчетах принимают каждое со своим значением. Для длительно работающих быстроходных передач > и, следовательно, , что и учитывает первый знак неравенства в формуле (2). Второй знак неравенства ограничивает допускаемые напряжения по условию предотвращения пластической деформации или хрупкого разрушения зуба. Таблица 4 – Значения предела изгибной выносливости
Таблица 5 - Коэффициенты приведения
– коэффициент, учитывающий влияние шероховатости переходной поверхности между зубьями, который принимают: при шлифовании или зубофрезеровании с параметрами шероховатости мкм; при полировании (большие значения при улучшении и после закалки ТВЧ). – коэффициент, учитывающий влияние двухстороннего приложения нагрузки (реверса). При одностороннем приложении нагрузки . При реверсивном нагружении и одинаковой нагрузке и числе циклов перемены напряжений в прямом и обратном направлении (например, зубья сателлита в планетарной передаче): - для нормализованных и улучшенных сталей; - для закаленных и цементированных сталей; - для азотированных сталей.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 2952; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |