Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В настоящее время все более обостряются проблемы, связанные с социальной адаптацией и интеграцией детей-мигрантов и их семей в новых социокультурных условиях




Праздник, посвященный Дню Матери

«Рожденное любовью слово «Мама»

Праздник проводится в форме семейной гостиной. Этот праздник является итогом совместной деятельности детей, педагогов и родителей по подготовке Дня Матери с учетом национальных традиций семей.

Подготовительный этап включает:

- написание сочинений о Маме по номинациям: «Мама – деловая женщина», «Мама – очаровательная и привлекательная», «Мама - Марья-искусница» и т.д.

- проведение смотра видео-фильмов о Маме: «Мамино творчество», «Я и мама», «Звездный час моей мамы».

На празднике происходит поздравление мам и награждение детей, принявших участие в смотре видео-фильмов и написании сочинений, представляются самые интересные работы,

Для девочек - старшеклассниц проводится круглый стол «Я - будущая мама», где идет разговор о ценности материнства в различных культурах, трудностях и счастье Матери, об особенностях материнского воспитания.

На праздник «Рожденное любовью слово»Мама» приглашаются семьи: дети и родители, бабушки и дедушки, другие родственники. Кроме традиционных поздравлений, дети в творческой форме представляют своих мам, их увлечения, профессии. Это происходит а форме чтения стихотворных строчек собственного сочинения, рисунков, песен и т.д. Мамы благодарят детей и дополняют их представления своими рассказами, предлагают попробовать блюда собственного приготовления различной национальной кухни, демонстрируют различные изделия, изготовленные своими руками.

В заключение праздника проводится Песенный серпантин, родители исполняют свои любимые песни о Маме.

Литература

Казакова С. Ю. K. филос. н. ИЭУиП.

(Библер ВС Культура. Диалог культур /опыт определения/ Вопросы философии - 1989 №6 с33-38).

«Средства арт-педагогики в решении проблем детей мигрантов

и их семей».

(Методические рекомендации)

Поэтому возникает необходимость в разработке таких механизмов (приемов, методов, техник, технологий), которые бы позволили мигрантам успешно овладеть национально-культурными ценностями иной страны и обеспечить их успешную адаптацию к новым условиям жизни.

По мнению многих ученых Э. Тейлора, П. Сорокина, В. Межуева, С. Гессена – одна из функций культуры (и искусства) – это гармоничное развитие целостного человека во взаимодействии его с окружающей действительностью.

Основная цель взаимодействия человека с искусством – это гармонизация развития личности с окружающим миром через развитие способностей самовыражения и самоисцеление.

В современных условиях одним из наиболее эффективных средств успешной адаптации мигрантов к новым социокультурным условиям являются средства арт-терапии и арт-педагогики. Следует различать арт-терапию и арт-педагогику.

Арт-терапия – это обращение к внутреннему личностному, жизненному опыту; символическая творческая деятельность становиться инструментом межличностных и внутриличностных коммуникаций (территория клиента).

Арт-педагогика - овладение навыками и умениями, компенсация дефицитарности в сенсорной, двигательной, эмоциональной, интеллектуальной сферах. Работа "на территории педагога".

История применения средств искусства с целью исцеления, исправления, развития человека насчитывает много веков. Крупнейшие отечественные психологи – Ананьев Б.Г., Выготский Л.С., Гарбузов А.В., Запорожец А.В. и др., психиатры – Бехтерев В.М., Догель И.А., Гаркалов И.А. говорили и влиянии искусства на формирование, развитие и формирование человека.

С помощью искусства человек духовно и практически осваивает мир посредством художественных образов. Специфика воздействия искусства на человека заключается в эмоциональных реакциях.

Внешним воздействием искусства на эмоциональную сферу человека является феномен катарсиса – «очищение и облагораживание чувств, в результате их ощущения и включения в ценностную систему, создающую баланс положительного отношения к другим людям, к миру в целом, к самому себе».

В результате катарсиса происходит превращение отрицательных эмоций в положительные, благодаря включению в иную, более высокую систему ценностей, возникает состояние внутренней упорядоченности и гармонии.

Можно выделить двусторонний механизм воздействия искусства на человека:

- искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную, травмирующую человека ситуацию и найти разрешение этой ситуации на основе креативных способностей человека,

- эстетическая реакция катарсиса, позволяет изменить действие «аффекта от мучительного к приносящему наслаждение».

Рассмотрение искусства как фактора психического развития детей, обоснование использования изобразительных приемов в работе с детьми в качестве психотерапевтического и психокоррекционного инструмента дается в работах X. Рид, Е. Крамер.

В России такой опыт работы представлен в работах Е. И. Бурно, Г. В. Бурковского, Р. Б. Хайкина, О. А. Карабановой, Л.Д. Лебедевой и др. Изобразительная деятельность позволяет детям без слов выразить свои мысли. Использование же продуктов изобразительной деятельности (рисования, лепки, декоративно-прикладного искусства) облегчает отреагирование переживаний и фантазий, способствует изменению поведения ребенка.

Арт-педагогические методы могут быть эффективными в работе с детьми-мигрантами и их родителями т.к. с помощью их успешно решаются следующие проблемы

· негативная «Я – концепция», дисгармоничная самооценка, низкая степень самопринятия

· трудности эмоционального развития, снижение эмоционального тонуса, импульсивность эмоциональных реакций, повышенная тревожность, страхи, фобические реакции, агрессивность

· переживание эмоционального отвержения, чувство одиночества, стрессовые состояния, депрессия

· негативное поведение, нарушение взаимопонимания с близкими, конфликты в межличностных отношениях, враждебность к окружающим,

· Создает положительный эмоциональный настрой в группе

· Облегчает процесс коммуникации со сверстниками, учителями, другими взрослыми

· Укрепляет культурную идентичность ребенка

· Позволяет обратиться к реальным проблемам, которым по каким-либо причинам затруднительно обсудить

· Дает возможность экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выстраивать их в социально-проблемной форме

· Развивает чувство социального и внутреннего контроля

· Способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта

· Повышает адаптационные способности человека к повседневной жизни. Снижает утомление, негативные эмоциональные состояния

· Эффективно в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития

· Позволяет выстраивать отношения с ребенком на основе любви и взаимной привязанности и тем самым компенсировать их отсутствие в родительском доме

Арт-педагогические методы преобладают существенным преимуществом по сравнению с другими методами: развивает и усиливает внимание к чувствам, позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми, ускоряет процесс адаптации, предоставляет возможность выражать агрессивные чувства в социально приемлемой форме.

Форма проведения арт-педагогика может быть как сугубо индивидуальной, так и групповой (с использованием совместно создаваемой атмосферы и «групповых проектов»). Материалом творчества может быть рисунок, лепка, аппликация, работа с тканью и деревом, подручными предметами, изготовление масок - почти все. Работа может сочетаться с музыкальным воздействием, пластикой, элементами драматизации и медитации - спектр «инструментов» практически неисчерпаем.

Для успешной адаптации детей-мигрантов и их семей можно использовать следующие методики.

С детьми в группе:

- «Мое имя». Детям предлагается нарисовать свое имя, используя любые матриалы.

- «Мое настроение». Детям предлагается нарисовать свое настроение в обыденной жизни, в школе, дома, в отношениях с друзьями.

- «Прорисовка чувств». Изобразить в краске и линиях свои чувства: спокойствие (покой) – беспокойство (тревога), радость – печаль (горе), интерес – равнодушие, и т.п.

- «Разговор». Каждый в группе выбирает для себя цвет, отражающий его индивидуальность, и находит партнёра, ориентируясь на его цвет. Затем пары изображают «разговор цветов» на одном листе бумаги, пытаясь вести свою линию параллельно линии партнёра. Варианты: используйте различные формы и.пятна в ответ на формы и пятна партнёра, пользуясь разными цветами; рисуйте поочерёдно, пытаясь продолжить линию партнёра; рисуйте одновременно, свободно ведя свою линию в любом направлении; рисуйте одновременно, пытаясь вести свою лини параллельно линии партнёра; меняйтесь цветами через некоторое время;

- «Общее пространство». Сначала партнеры рисуют поочерёдно, затем продолжают одновременно. Варианты: выберите три цвета на двоих и изобразите характер своих отношений на общем рисунке, обращая внимание на то, как вы пользуетесь пространством листа, аналогично предыдущему, но с обменом цветами через некоторое время, используя технику коллажа, каждый выбирает бумагу определённого цвета для создания общего образа.

Общий рисунок. Рисуйте одновременно, по возможности молча. Старайтесь реагировать на действия партнёра. Варианты: просто рисуйте молча одновременно с партнёром, начните рисовать каждый своим цветом с закрытыми глазами, затем откройте глаза и завершите рисунок, перед рисованием выберите тему, старайтесь создать целостную композицию, каждый рисует что-либо с закрытыми глазами, затем партнёры открывают глаза и, основываясь на ассоциациях имеющихся набросков, создают законченное изображение. Когда рисунок закончен, сочиняют историю на его основе.

- «Каракули Д. Винникота». Нарисуйте каракули и передайте партнёру, который должен создать из них образ.

- «Портреты». Нарисуйте автопортрет и портрет партнер. Обсудите полученные четыре рисунка. Варианты: нарисуйте абстрактный портрет партнера, используя цвета и формы, нарисуйте автопортрет и передайте партнеру для дорисовки, нарисуйте портрет партнера и передайте ему для дорисовки, сначала расспросите партнера, а потом дорисуйте его портрет, нарисуйте партнера, обращая особое внимание на детали его внешнего облика и одежды, например, пуговицы, ботинки и т. Д., создайте автопортрет портрет партнера, используя технику коллажа

- «Совместный проект». Создайте какое-нибудь произведение вместе со своим партнером молча пользуясь любыми материалами.

Семейные проблемы:

- «Семейный герб». Нарисуйте герб своей семьи. Каждого из членов семьи в отдельности Выберите девиз для своего герба.

- Семейный портрет. Реалистическое, абстрактное, символическое изображение членов семьи. Варианты: автопортрет, изображение членов семьи, как животных или предметов, изображение семьи в образе сказочных героев, изображение нескольких членов семьи с составлением диалогов между ними, подберите и вырежьте иллюстрации из журналов, напоминающие о семье и отношениях между ее членами.

- Кинетический рисунок семьи. Изобразите членов семьи в процессе совместной или индивидуальной деятельности, либо сцену из семейной жизни. Варианты: аналогично предыдущему, но с уточнением сюжета и т. д. изобразите себя в любой роли, которую Вы играете в семье, изобразите план Вашего жилища и расположите в нем членов семьи, выполняющих какую-либо деятельность.

- Наследство. Сложите лист дважды и изобразите на каждой из его четырех частей: что Вы унаследовали из личных качеств родителей, что Вам хотелось бы от них унаследовать, что Вам не хотелось бы от них унаследовать, какие из этих качеств Вам хотелось бы передать детям. Варианты: нарисуйте Ваше прошлое и настоящее в семье и каким Вам хотелось бы их видеть, изобразите сильные и слабые качества, унаследованные от родителей.

Доцент кафедры педагогики

социального творчества

СПб АППО к.п.н. Косабуцкая С.А.

 

Список литературы:

1. Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.

2. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М.: Просвещение, 1968.

3. Ветрова В. Ладушки.- М.: Знание, 1994.

4. Выготский Л.С. Психология искусства. Комментарии. М., 1987.

5. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1986.

6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. — СПб.: Речь; ТЦ Сфера, 2001.

7. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. –М., 1997.-194с.

8. Копытин А.И. «Питер» -Практикум по арттерапии СПб-2000 99-175с.

9. Копытин А.И. «Системная арттерапия» «Питер СПб 2001г.»

10. Лебедева Л.Д. Педагогические основы арт. терапии. –СПб., 2000.

11. Лебедева Л.Д. Практика арт. терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб:, Речь. 2003.

12. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. — СПб.: Речь, 2003.

13. Люшер М. Цвет вашего характера / М. Люшер. Тайны почерка / Д. Сара. — М.: Вече, Персей, АСТ, 1996.

14. Маховер К. Проективный рисунок человека. — М.: Смысл, 2003.

15. Михалычев С. «Цветные» дети // Частная школа. — 1995. — № 3.

16. Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. – СПб.: Речь, 2002.

17. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. — М.: Академия, 1997.

18. Степанов С.Ю., Семенов И.Н., Зарецкий В.К. Исследование проблем психологии творчества. М., 1983.

19. Столяренко Л.Д. Основы психологии. — Ростов н/Д: Феникс, 1997.

20. Тейлор К. Психологические тесты и упражнения для детей. — М.: Апрель Пресс, изд-во Эксмо, 2002.

21. Федорова Г.П. Заглянет солнце в наше оконце. СПб.: Колокольчик, 1997.

22. Ферс Г.М. Тайный мир рисунка: Исцеление через искусство. — СПб.: Европейский дом, 2000.

23. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. — Минск: Ильин В. П., 1996.

 

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 277; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.