КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Whitbeck C. Investigating professional responsibility // Techne: research in philosophy and technology. – 2004. – N 1, V 8
[33] Brumsen M., Roeser S. Research in Ethics and Engineering // Techne. – 2004. – V. 8, N 1. [34] См.: http://en.wikipedia.org/wiki/Applied_ethics. [35] Апресян Р.Г. Междисциплинарные проблемы прикладной этики // Прикладная этика: «КПД практичности». Ведомости. Вып. 32, специальный / Под ред. В.И. Бакштановского, Н.Н. Карнаухова. – Тюмень, 2008. – С. 6. [36] Коновалова Л.В. Прикладная этика. Вып. 1: Биоэтика и экоэтика. – М., 1988. См.: htpp: // library.ksu.ru/library/book/12574/html. [37] Rorty R. Consequences of pragmatism. – Minneapolis: Univ. of Minesota Press, 1992. –237 p. [38] Коновалова Л.В. Прикладная этика. Вып. 1: Биоэтика и экоэтика. – М., 1988. См.: htpp: // library.ksu.ru/library/book/12574/html. [39] Москаленко В.Ф., Попов М.В. Біоетика: філософсько-методологічні та соціально-медичні проблеми. – Вінниця: Нова книга, 2005. – С. 49. [40] Kuczewski M. G. Fragmentation and Consensus: communitarian and casuist bioethics. – Washington, DC: Georgetown university press, 1997. [41] Макинтайр А. После добродетели: исследование теории морали. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 384 с. [42] В первоначальном значенииозначает стиль жизни определенной социальной группы, а также культурную ориентацию и иерархию ценностей. [43] Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Введение в прикладную этику. – Тюмень: НИИ прикл. этики ТюмГНГУ, 2006. – С. 20. [44] Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Прикладная этика: опыт университетского словаря. – Тюмень: НИИ прикл. этики ТюмГНГУ; Центр прикладной этики, 2001. – С. 96. [45] Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Введение в прикладную этику. – Тюмень: НИИ прикл. этики ТюмГНГУ, 2006. – С. 20. [46] Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. На пути к либеральной евгенике? – М.: Изд-во «Весь Мир», 2002. – 144 с. [47] Причинение одним человеком насильственной смерти другому. [48] Фукуяма Ф. Всесвітня ліберальна революція // Лібералізм. Онтологія. – К.: СМОЛОСКИП, 2002. – С. 1033-1043. [49] Поттер В.Р. Биоэтика – мост в будущее. – К.: Вадим Карпенко, 2002. – С. 88. [50] Гартман Я. Методологическое и общественное состояние биоэтики // Практична філософія. – 2006. – № 3. – С. 13. [51] Каллахан Д. Индивидуальное и общее благо: коммунитаристский подход к биоэтике // Практична філософія. – 2005. – № 3. – С. 83. [52] Гартман Я. Методологическое и общественное состояние биоэтики // Практична філософія. – 2006. – № 3. – С. 53-59. [53] Kerner G.G. The revolution in ethical theory. – N.-Y., Oxford: Oxford university press, 1966. [54] Beauchamp T.L., Childress J.F. Principles of biomedical ethics. – N.-Y., Oxford: Oxford university press, 1994. – Р. 44. [55] (лат.) к случаю, кстати; экспромтом. [56] (лат.) прежде всего. [57] См.: Veatch R. The patient-physician relation. The patient as a partner. Part 2. – Bloomington: Indiana university press, 1991. – 320 p.; Beauchamp T.L., Childress J.F. Principles of biomedical ethics. – N.-Y., Oxford: Oxford university press, 1994; Rendtorff J.D. Basic ethical principles in European bioethics and biolaw: autonomy, dignity, integrity and vulnerability – towards a foundation of bioethics and biolaw // Medicine, health care and philosophy. – 2002. – N 5. – 235-244. [58] Engelhardt T.H. The foundation of bioethics. – New-York: Oxford university press, 1986. – 335. [59] См.: Frankena W. Ethics / Ed. by K.E. Goodpaster. – Eglewood Cliffs. N.Y.: Prentice-Hall, 1976. [60] См.: Ross W.D. Foundation of ethics. – Oxford: Clarendon Press, 1939. [61] Beauchamp T.L., Childress J.F. Principles of biomedical ethics. – N.-Y., Oxford: Oxford university press, 1994. – 546 р. [62] common (англ.) – 1) общий; 2) простой, обыкновенный; 3) общественный. В процессе работы с англоязычными источниками мы столкнулись с проблемой адекватного перевода на русский язык понятия «common morality». Из трех возможных вариантов перевода нами был выбран первый – «общая» для всех членов общества, принимаемая всеми мораль. [63] Beauchamp T.L., Childress J.F. Principles of biomedical ethics. – N.-Y., Oxford: Oxford university press, 1994. – Р. 100. [64] От англ. community – 1) община; 2) сообщество. Коммунитаризм – направление в этике, согласно которому основанием морали являются традиции и ценности, возникающие в конкретных общинах (сообществах людей). [65] Распределительная справедливость; означает, что доля благ, получаемая членами социальной группы, отвечает социальным и индивидуальным нормам справедливости. [66] Beauchamp T.L., Childress J.F. Principles of biomedical ethics. – N.-Y., Oxford: Oxford university press. – Р. 111. [67] Хатчесон Френсис (1694-1746) – шотландско-ирландский педагог и философ, знаменит своими этическими сочинениями. Согласно Хатчесону, человек по своей природе предрасположен к моральным поступкам, стимулом для которых выступает их красота; обладая врожденным моральным чувством, человек способен судить о добродетельности или порочности самого себя и других людей. [68] От лат. libertas – свобода. Социально-политическое движение, основанное на трех фундаментальних положениях традиции естественных прав: 1) права человека происходят из естественного порядка мироздания и природы человеческих существ; 2) правительства создаются для защиты этих прав; 3) в случае несостоятельности государства в деле защиты прав своих граждан, у последних есть не только право, но и обязанность изменить или отменить существующее правительство. [69] Gert B., Culver C. M., Clouser K.D. Bioethics: a return to fundamentals. – New York: Oxford university press, 1997. – 320 p. [70] Там же. – С. 34. [71] Rendtrorff J.D., Kemp P. Basic ethical principles in European bioethics and biolaw. Autonomy, dignity, integrity and vulnerability. – V. 1. – Guissona: Impremta Barnola, 2000. – Р. 334. [72] Whitbeck C. Investigating professional responsibility // Techne: research in philosophy and technology. – 2004. – V 8, N 1. См.: электронный журнал / scholar.lib.vt.edu/ejournals/SPT/v8n1/whitbeck.html. [73] Toulmin S. The tyranny of principles // Hastings Cent. Rep. – 1981. – N 11. – P. 31-39. [74] Там же. [75] Callahan D. Universalism and particularism // Hastings Cent. Rep. 30. – 2000. – N 1. – P. 37-44. [76] От англ. egality – равенство. [77] Medicine, health care and philosophy, 2005, № 8. [78] Heubel F., Biller-Andorno N. The contribution of Kantian theory to contemporary medical ethics: a critical analysis // Medicine, health care and philosophy. – 2005. – N 8. – P. 5-18.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 172; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |