КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Борев, Ю.Б. 1 страница
Эстетика: Учебник/Ю.Б. Борев—М,: Высш. шк., 2002. — 511с. ISBN 5-06-004105-0 В книге известного ученого, писателя, зав. отделом теории Института мировой литературы РАН, члена международной ассоциации эстетиков Ю.Б. Борева кратко излагаются основные положения современной эстетики. Автор освещает вопросы природы, сущности, происхождения и теоретической истории развития искусства. По-новому освещаются категории прекрасного, возвышенного, трагического, комического и др. Теоретические положения иллюстрируются богатым материалом из истории мирового искусства. Для студентов вузов, искусствоведов, художников, для широкого круга читателей, интересующихся искусством. УДК 7.01 ББК 87.8 ISBN 5-06-004105-0 О ГУЛ «Издательство «Высшая школа», 2002 Оригинал-макет данного издания является собственностью издательства «Высшая школа», и его репродуцирование (воспроизведение) любым способом без согласия издательства запрещается. Оглавление................................................................................................................................................................................................... 8 От автора................................................................................................................................................. 11 Эстетика как наука................................................................................................................................ 12 I. Предмет и задачи эстетики............................................................................................................................................................. 12 1. Что изучает эстетика (взаимоотношения эстетики и мира)................................................................................................................ 12 2. Кому и зачем нужна эстетика (отношение эстетики к художнику и публике).................................................................................. 13 3. Дает ли эстетика нормы искусству (отношение эстетики к художественному творчеству)............................................................ 14 4. Наука — это система (системность эстетических знаний).................................................................................................................. 14 Главные особенности научной системы:............................................................................................................................................. 14 1. Информативная насыщенность..................................................................................................................................... 14 2. Теоретичность.................................................................................................................................................................... 14 3. Соподчиненность.............................................................................................................................................................. 15 4. Иерархичность................................................................................................................................................................... 15 5. Упорядоченность.............................................................................................................................................................. 15 6. Единство (монизм)............................................................................................................................................................. 15 7. Минимальная достаточность........................................................................................................................................ 15 8. Принципиальная разомкнутость.................................................................................................................................. 15 9. Независимость................................................................................................................................................................... 15 5. Монистическое основание системы (системообразующее значение эстетического)........................................................................ 15 II. Проблемное поле эстетики........................................................................................................................................................... 17 1. Эстетика действительности................................................................................................................................................................... 17 1. Эстетика действительности........................................................................................................................................... 17 2. Эстетика искусства........................................................................................................................................................... 17 3. Теоретико-информативная эстетика..................................................................................................................................................... 18 4. Рецептивная эстетика............................................................................................................................................................................. 18 Главные идеи рецептивной эстетики............................................................................................................................... 18 5. Техническая (индустриальная) эстетика.............................................................................................................................................. 19 Основные принципы технической эстетики:................................................................................................................. 19 6. Практическая эстетика.......................................................................................................................................................................... 19 Эстетическое отношение к действительности.................................................................................. 20 I. Эстетическая деятельность. Общечеловеческие аспекты освоения мира................................................................... 20 1. Многообразие форм эстетической деятельности................................................................................................................................ 20 2. Соотношение эстетической и художественной деятельности............................................................................................................. 20 А). Некоторые ошибочно отождествляют эстетическое и художественное........................................................ 20 В). эстетическая деятельность шире художественной - М. Каган.......................................................................... 21 Г). Художественное творчество — высшая форма эстетической деятельности................................................. 21 Дизайн....................................................................................................................................................................................... 23 4. Терминологический аппарат эстетической деятельности................................................................................................................... 23 Эстетическое восприятие.................................................................................................................................................... 23 Эстетическое представление............................................................................................................................................. 23 Эстетическое впечатление.................................................................................................................................................. 23 Эстетический вкус................................................................................................................................................................. 23 Эстетический идеал.............................................................................................................................................................. 23 Художественная культура общества............................................................................................................................... 23 Эстетическая культура общества..................................................................................................................................... 24 II. Эстетическое — системообразующая метакатегория эстетики..................................................................................... 24 1. Теоретическая модель эстетического................................................................................................................................................... 24 1 модель эстетического (объективно-духовная; объективно-идеалистическая):............................................... 24 II модель эстетического (субъективно-духовная, персоналистская, субъективно-идеалистическая):........ 24 III модель эстетического (субъективно-объективная; дуалистическая):.............................................................. 24 IV модель эстетического («природническая»; «материалистическая»):............................................................... 25 V. модель эстетического («общественная» концепция): эстетическое................................................................... 25 Прекрасное............................................................................................................................................................................. 25 2. Эстетическое как ценность.................................................................................................................................................................... 25 3. Системообразующее значение эстетического...................................................................................................................................... 26 III. Прекрасное — коренная категория эстетики..................................................................................................................... 27 1. Прекрасное в истории эстетики............................................................................................................................................................ 27 Древние египтяне................................................................................................................................................................... 27 Натурфилософы..................................................................................................................................................................... 27 Пифагорейцы.......................................................................................................................................................................... 27 Атомисты Левкипп и Демокрит......................................................................................................................................... 29 Досократики говорили о красоте, как о качестве мира. Сократ (V в. до н.э.)...................................................... 29 Платон (ок. 428—347 до н.э.) в диалоге «Пир»............................................................................................................. 30 Аристотель (384—322 до н.э.), в отличие от Платона,............................................................................................... 31 Плотин (204—270) оспаривал точку зрения,................................................................................................................ 31 В Средние века....................................................................................................................................................................... 31 Гуманисты Возрождения.................................................................................................................................................... 32 Эстетика классицизма (ее каноническое выражение дал Буало)........................................................................... 32 Эстетика французских просветителей (XVIII в.).......................................................................................................... 32 И. Кант (1724-1804).............................................................................................................................................................. 33 Ф. Шиллер (1759-1805) утверждал: красота — это свобода................................................................................... 33 Г.В.Ф. Гегель (1770-1831) видел в прекрасном один из этапов общемирового движения духа..................... 33 Н.Г. Чернышевский (1828-1889) в отличие от Гегеля считает................................................................................. 34 К. Маркс (1818-1883) подчеркнул общественные, трудовые истоки прекрасного:.......................................... 34 Западноевропейская эстетика конца XIX-XX вв.......................................................................................................... 34 2. Прекрасное и полезное.......................................................................................................................................................................... 34 3. Прекрасное и симметрия....................................................................................................................................................................... 35 4. Прекрасное и деятельность человека................................................................................................................................................... 36 5. Мера........................................................................................................................................................................................................ 36 6. Прекрасное в природе........................................................................................................................................................................... 36 7. Прекрасное в обществе......................................................................................................................................................................... 37 8. Прекрасное в искусстве......................................................................................................................................................................... 37 IV. Другие эстетические категории................................................................................................................................................ 37 1. Возвышенное......................................................................................................................................................................................... 37 Возвышенное в истории эстетической мысли............................................................................................................... 38 Псевдо-Лонгин........................................................................................................................................................................ 38 Эпоха Средневековья........................................................................................................................................................... 38 Высокий Ренессанс............................................................................................................................................................... 38 Природа возвышенного....................................................................................................................................................... 39 Возвышенное в обществе.................................................................................................................................................... 40 Возвышенное в искусстве.................................................................................................................................................... 40 В Средние века....................................................................................................................................................................... 40 Эпоха Возрождения.............................................................................................................................................................. 41 В искусстве Нового времени.............................................................................................................................................. 41 2. Трагическое............................................................................................................................................................................................ 42 Трагическое в истории эстетики............................................................................................................................................ 42 Платон...................................................................................................................................................................................... 42 Аристотель.............................................................................................................................................................................. 42 Эстетика просветителей (Дидро, Лессинг)..................................................................................................................... 43 Кант........................................................................................................................................................................................... 43 Значимость категории трагическое для понимания современности...................................................................... 43 Трагедия — невосполнимая утрата и утверждение бессмертия............................................................................. 44 Общефилософские аспекты трагического...................................................................................................................... 44 Трагическое в искусстве...................................................................................................................................................... 46 В Средние века....................................................................................................................................................................... 46 На рубеже Средневековья и Возрождения возвышается Данте.............................................................................. 46 Эпоха Возрождения и барокко ищет причину мира и его трагедий в самом мире............................................ 47 В эпоху классицизма............................................................................................................................................................ 48 Искусство романтизма (Гейне, Шиллер, Байрон, Шопен)......................................................................................... 48 Критический реализм раскрыл трагический разлад личности и общества......................................................... 49 Трагическое и философия революционного насилия................................................................................................. 49 В свете этих рассуждений искусство социалистического реализма...................................................................... 51 3. Комическое. Концепции комического в истории эстетики.................................................................................... 52 Платон...................................................................................................................................................................................... 53 В Средние века....................................................................................................................................................................... 53 Эстетика классицизма.......................................................................................................................................................... 53 Эстетика Просвещения........................................................................................................................................................ 53 Школа йенских романтиков,.............................................................................................................................................. 54 Комическое — социокультурная реальность............................................................................................................... 54 Комизм как критика.............................................................................................................................................................. 55 Демократизм смеха............................................................................................................................................................... 56 Активность восприятия комизма....................................................................................................................................... 56 Комическое как противоречие........................................................................................................................................... 57 Неожиданность в комическом........................................................................................................................................... 57 Чувство юмора и остроумие............................................................................................................................................... 58 Разрушающее и созидающее в смехе.............................................................................................................................. 58 Типы и оттенки комизма. Мера смеха............................................................................................................................. 59 Карнавальный смех.............................................................................................................................................................. 59 Ирония...................................................................................................................................................................................... 59 Сарказм.................................................................................................................................................................................... 59 Мера смеха.............................................................................................................................................................................. 59 Комическое как утверждение радости бытия.................................................................................................................... 60 Историзм комедийного анализа жизни........................................................................................................................... 60 Римские сатурналии............................................................................................................................................................. 61 В Средние века....................................................................................................................................................................... 61 Эпоха Возрождения.............................................................................................................................................................. 61 В эпоху Возрождения........................................................................................................................................................... 62 В эпоху классицизма............................................................................................................................................................ 62 Сатира эпохи Просвещения............................................................................................................................................... 62 Романтизм................................................................................................................................................................................ 62 Сатира искусства социалистического реализма......................................................................................................... 63 Модернизм............................................................................................................................................................................... 63 4. Безобразное............................................................................................................................................................................................ 63 5. Низменное.............................................................................................................................................................................................. 64 6. Ужасное.................................................................................................................................................................................................. 64 7. Хаос и гармония.................................................................................................................................................................................... 65 8. Эстетические понятия и их взаимоотношения с категориями........................................................................................................... 65 9. Взаимодействие эстетических свойств в жизни и в искусстве........................................................................................................... 66 Художественное творчество................................................................................................................ 67 I. Творческий процесс.......................................................................................................................................................................... 67 1. Автор и степень его предрасположенности к творчеству................................................................................................................... 67 Способности художника,.................................................................................................................................................... 67 Одаренность............................................................................................................................................................................ 67 Гений......................................................................................................................................................................................... 67 2. Художественное творчество как специфическая деятельность......................................................................................................... 68 3. Творчество как воплощение замысла.................................................................................................................................................. 68 5. Психологические механизмы художественного творчества.............................................................................................................. 69 Память....................................................................................................................................................................................... 70 Воображение.......................................................................................................................................................................... 70 Ассоциации............................................................................................................................................................................. 70 Вдохновение........................................................................................................................................................................... 70 Внутреннее освобождение.................................................................................................................................................. 70
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |