Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Борев, Ю.Б. 1 страница




Эстетика: Учебник/Ю.Б. Борев—М,: Высш. шк., 2002. — 511с.

ISBN 5-06-004105-0

В книге известного ученого, писателя, зав. отделом теории Института мировой литературы РАН, члена международной ассоциации эстетиков Ю.Б. Борева кратко излагаются основные положения современной эстетики. Автор освещает вопросы природы, сущности, происхождения и теоретической истории развития искусства. По-новому освещаются категории прекрасного, возвышенного, трагического, комического и др. Теоретические положения иллюстрируются богатым материалом из истории мирового искусства.

Для студентов вузов, искусствоведов, художников, для широкого круга читателей, интересующихся искусством.

УДК 7.01 ББК 87.8

ISBN 5-06-004105-0

О ГУЛ «Издательство «Высшая школа», 2002

Оригинал-макет данного издания является собственностью издательства «Высшая школа», и его репродуцирование (воспроизведение) любым способом без согласия издательства запрещается.


Оглавление................................................................................................................................................................................................... 8

От автора................................................................................................................................................. 11

Эстетика как наука................................................................................................................................ 12

I. Предмет и задачи эстетики............................................................................................................................................................. 12

1. Что изучает эстетика (взаимоотношения эстетики и мира)................................................................................................................ 12

2. Кому и зачем нужна эстетика (отношение эстетики к художнику и публике).................................................................................. 13

3. Дает ли эстетика нормы искусству (отношение эстетики к худо­жественному творчеству)............................................................ 14

4. Наука — это система (системность эстетических знаний).................................................................................................................. 14

Главные особенности научной системы:............................................................................................................................................. 14

1. Информативная насыщенность..................................................................................................................................... 14

2. Теоретичность.................................................................................................................................................................... 14

3. Соподчиненность.............................................................................................................................................................. 15

4. Иерархичность................................................................................................................................................................... 15

5. Упорядоченность.............................................................................................................................................................. 15

6. Единство (монизм)............................................................................................................................................................. 15

7. Минимальная достаточность........................................................................................................................................ 15

8. Принципиальная разомкнутость.................................................................................................................................. 15

9. Независимость................................................................................................................................................................... 15

5. Монистическое основание системы (системообразующее зна­чение эстетического)........................................................................ 15

II. Проблемное поле эстетики........................................................................................................................................................... 17

1. Эстетика действительности................................................................................................................................................................... 17

1. Эстетика действительности........................................................................................................................................... 17

2. Эстетика искусства........................................................................................................................................................... 17

3. Теоретико-информативная эстетика..................................................................................................................................................... 18

4. Рецептивная эстетика............................................................................................................................................................................. 18

Главные идеи рецептивной эстетики............................................................................................................................... 18

5. Техническая (индустриальная) эстетика.............................................................................................................................................. 19

Основные принципы технической эстетики:................................................................................................................. 19

6. Практическая эстетика.......................................................................................................................................................................... 19

Эстетическое отношение к действительности.................................................................................. 20

I. Эстетическая деятельность. Общечеловеческие аспекты освоения мира................................................................... 20

1. Многообразие форм эстетической деятельности................................................................................................................................ 20

2. Соотношение эстетической и художественной деятельности............................................................................................................. 20

А). Некоторые ошибочно отождествляют эстетическое и художест­венное........................................................ 20

В). эстетическая де­ятельность шире художественной - М. Каган.......................................................................... 21

Г). Художественное творчество — высшая форма эстетической де­ятельности................................................. 21

Дизайн....................................................................................................................................................................................... 23

4. Терминологический аппарат эстетической деятельности................................................................................................................... 23

Эсте­тическое восприятие.................................................................................................................................................... 23

Эстетическое представление............................................................................................................................................. 23

Эстетическое впечатление.................................................................................................................................................. 23

Эстетический вкус................................................................................................................................................................. 23

Эстетический идеал.............................................................................................................................................................. 23

Художественная культура общества............................................................................................................................... 23

Эстетическая культура общества..................................................................................................................................... 24

II. Эстетическое — системообразующая метакатегория эстетики..................................................................................... 24

1. Теоретическая модель эстетического................................................................................................................................................... 24

1 модель эстетического (объективно-духовная; объективно-идеали­стическая):............................................... 24

II модель эстетического (субъективно-духовная, персоналистская, субъективно-идеалистическая):........ 24

III модель эстетического (субъективно-объективная; дуалистиче­ская):.............................................................. 24

IV модель эстетического («природническая»; «материалистическая»):............................................................... 25

V. модель эстетического («общественная» концепция): эстетическое................................................................... 25

Прекрасное............................................................................................................................................................................. 25

2. Эстетическое как ценность.................................................................................................................................................................... 25

3. Системообразующее значение эстетического...................................................................................................................................... 26

III. Прекрасное — коренная категория эстетики..................................................................................................................... 27

1. Прекрасное в истории эстетики............................................................................................................................................................ 27

Древние египтяне................................................................................................................................................................... 27

Натурфилософы..................................................................................................................................................................... 27

Пифагорейцы.......................................................................................................................................................................... 27

Атомисты Левкипп и Демокрит......................................................................................................................................... 29

Досократики говорили о красоте, как о качестве мира. Сократ (V в. до н.э.)...................................................... 29

Платон (ок. 428—347 до н.э.) в диалоге «Пир»............................................................................................................. 30

Аристотель (384—322 до н.э.), в отличие от Платона,............................................................................................... 31

Плотин (204—270) оспаривал точку зрения,................................................................................................................ 31

В Средние века....................................................................................................................................................................... 31

Гуманисты Возрождения.................................................................................................................................................... 32

Эстетика классицизма (ее каноническое выражение дал Буало)........................................................................... 32

Эстетика французских просветителей (XVIII в.).......................................................................................................... 32

И. Кант (1724-1804).............................................................................................................................................................. 33

Ф. Шиллер (1759-1805) утверждал: красота — это свобода................................................................................... 33

Г.В.Ф. Гегель (1770-1831) видел в прекрасном один из этапов обще­мирового движения духа..................... 33

Н.Г. Чернышевский (1828-1889) в отличие от Гегеля считает................................................................................. 34

К. Маркс (1818-1883) подчеркнул общественные, трудовые истоки прекрасного:.......................................... 34

Западноевропейская эстетика конца XIX-XX вв.......................................................................................................... 34

2. Прекрасное и полезное.......................................................................................................................................................................... 34

3. Прекрасное и симметрия....................................................................................................................................................................... 35

4. Прекрасное и деятельность человека................................................................................................................................................... 36

5. Мера........................................................................................................................................................................................................ 36

6. Прекрасное в природе........................................................................................................................................................................... 36

7. Прекрасное в обществе......................................................................................................................................................................... 37

8. Прекрасное в искусстве......................................................................................................................................................................... 37

IV. Другие эстетические категории................................................................................................................................................ 37

1. Возвышенное......................................................................................................................................................................................... 37

Возвышенное в истории эстетической мысли............................................................................................................... 38

Псевдо-Лонгин........................................................................................................................................................................ 38

Эпоха Средневековья........................................................................................................................................................... 38

Высокий Ренессанс............................................................................................................................................................... 38

Природа возвышенного....................................................................................................................................................... 39

Возвышенное в обществе.................................................................................................................................................... 40

Возвышенное в искусстве.................................................................................................................................................... 40

В Средние века....................................................................................................................................................................... 40

Эпоха Возрождения.............................................................................................................................................................. 41

В искусстве Нового времени.............................................................................................................................................. 41

2. Трагическое............................................................................................................................................................................................ 42

Трагическое в истории эстетики............................................................................................................................................ 42

Платон...................................................................................................................................................................................... 42

Аристотель.............................................................................................................................................................................. 42

Эстетика просветителей (Дидро, Лессинг)..................................................................................................................... 43

Кант........................................................................................................................................................................................... 43

Значимость категории трагическое для понимания современности...................................................................... 43

Трагедия — невосполнимая утрата и утверждение бессмертия............................................................................. 44

Общефилософские аспекты трагического...................................................................................................................... 44

Трагическое в искусстве...................................................................................................................................................... 46

В Средние века....................................................................................................................................................................... 46

На рубеже Средневековья и Возрождения возвышается Данте.............................................................................. 46

Эпоха Возрождения и барокко ищет причину мира и его трагедий в самом мире............................................ 47

В эпоху классицизма............................................................................................................................................................ 48

Искусство романтизма (Гейне, Шиллер, Байрон, Шопен)......................................................................................... 48

Критический реализм раскрыл трагический разлад личности и об­щества......................................................... 49

Трагическое и философия революционного насилия................................................................................................. 49

В свете этих рассуждений искусство социалистического реализма...................................................................... 51

3. Комическое. Концепции комического в истории эстетики.................................................................................... 52

Платон...................................................................................................................................................................................... 53

В Средние века....................................................................................................................................................................... 53

Эстетика классицизма.......................................................................................................................................................... 53

Эстетика Просвещения........................................................................................................................................................ 53

Школа йенских романтиков,.............................................................................................................................................. 54

Комическое — социокультурная реальность............................................................................................................... 54

Комизм как критика.............................................................................................................................................................. 55

Демократизм смеха............................................................................................................................................................... 56

Активность восприятия комизма....................................................................................................................................... 56

Комическое как противоречие........................................................................................................................................... 57

Неожиданность в комическом........................................................................................................................................... 57

Чувство юмора и остроумие............................................................................................................................................... 58

Разрушающее и созидающее в смехе.............................................................................................................................. 58

Типы и оттенки комизма. Мера смеха............................................................................................................................. 59

Карнавальный смех.............................................................................................................................................................. 59

Ирония...................................................................................................................................................................................... 59

Сарказм.................................................................................................................................................................................... 59

Мера смеха.............................................................................................................................................................................. 59

Комическое как утверждение радости бытия.................................................................................................................... 60

Историзм комедийного анализа жизни........................................................................................................................... 60

Римские сатурналии............................................................................................................................................................. 61

В Средние века....................................................................................................................................................................... 61

Эпоха Возрождения.............................................................................................................................................................. 61

В эпоху Возрождения........................................................................................................................................................... 62

В эпоху классицизма............................................................................................................................................................ 62

Сатира эпохи Просвещения............................................................................................................................................... 62

Романтизм................................................................................................................................................................................ 62

Сатира искусства социалистического реализма......................................................................................................... 63

Модернизм............................................................................................................................................................................... 63

4. Безобразное............................................................................................................................................................................................ 63

5. Низменное.............................................................................................................................................................................................. 64

6. Ужасное.................................................................................................................................................................................................. 64

7. Хаос и гармония.................................................................................................................................................................................... 65

8. Эстетические понятия и их взаимоотношения с категориями........................................................................................................... 65

9. Взаимодействие эстетических свойств в жизни и в искусстве........................................................................................................... 66

Художественное творчество................................................................................................................ 67

I. Творческий процесс.......................................................................................................................................................................... 67

1. Автор и степень его предрасположенности к творчеству................................................................................................................... 67

Способности художника,.................................................................................................................................................... 67

Одаренность............................................................................................................................................................................ 67

Гений......................................................................................................................................................................................... 67

2. Художественное творчество как специфическая деятельность......................................................................................................... 68

3. Творчество как воплощение замысла.................................................................................................................................................. 68

5. Психологические механизмы художественного творчества.............................................................................................................. 69

Память....................................................................................................................................................................................... 70

Воображение.......................................................................................................................................................................... 70

Ассоциации............................................................................................................................................................................. 70

Вдохновение........................................................................................................................................................................... 70

Внутреннее освобождение.................................................................................................................................................. 70




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.