Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Борев, Ю.Б. 2 страница




6. Сознание и подсознание........................................................................................................................................................................ 71

II. Художественный образ.................................................................................................................................................................. 72

1. Художественное творчество как образное мышление и как рождение особой реальности............................................................. 72

2. Метафоричность, парадоксальность, ассоциативность...................................................................................................................... 73

3. Самодвижение........................................................................................................................................................................................ 73

4. Многозначность и недосказанность..................................................................................................................................................... 74

5. Индивидуализированное обобщение.................................................................................................................................................... 74

6. Единство мысли и чувства.................................................................................................................................................................... 75

7. Реалии мира и личность художника — строительный материал образа........................................................................................... 76

8. Оригинальность..................................................................................................................................................................................... 77

Художественное произведение............................................................................................................. 77

I. Художественное произведение как форма социального бытия искусства................................................................ 77

1. Художественный текст — первая ступень бытия искусст­ва.............................................................................................................. 77

Научный текст........................................................................................................................................................................ 77

Практический, деловой текст............................................................................................................................................. 77

Художественный текст......................................................................................................................................................... 78

Знак............................................................................................................................................................................................ 78

2. Художественное произведение — социально функционирую­щий текст, вторая ступень бытия искусства................................. 78

3. Актуальное и вечное в произведении.................................................................................................................................................. 79

4. Художественная реальность и художественная концепция............................................................................................................... 80

Первый пласт («я — я»)....................................................................................................................................................... 81

Второй пласт («я—ты»)....................................................................................................................................................... 81

Третий пласт («я —мы»)...................................................................................................................................................... 81

Четвертый пласт («я - все мы»)........................................................................................................................................... 81

Пятый пласт («я — всё»)...................................................................................................................................................... 81

Шестой пласт («я — все созданное нами в сфере материальных ценностей»)................................................... 81

Седьмой пласт («я—все созданное нами в сфере духа»)........................................................................................... 81

Восьмой пласт («я — всеобщее»)..................................................................................................................................... 81

5. Художественная правда и правдоподобие........................................................................................................................................... 82

II. Художественный стиль.................................................................................................................................................................. 82

1. Стиль как категория эстетики........................................................................................................................................ 82

1. Стиль — фактор творческого процесса,..................................................................................................................... 83

2. Стиль — фактор произведения,..................................................................................................................................... 83

3. Стиль — фактор художественного процесса, его стрежень................................................................................. 83

4. Стиль — фактор художественного общения (автора и реципиен­та)................................................................. 83

2. Структура стиля.................................................................................................................................................................................... 83

Первый (глубинный, «порождающий») слой стиля..................................................................................................... 83

Второй стилевой слой — национальная стилистическая общность...................................................................... 84

Третий стилевой слой — национально-стадиальный стиль..................................................................................... 84

Четвертый слой стиля........................................................................................................................................................... 84

Пятый уровень стилистической общности..................................................................................................................... 84

Шестой уровень стилистической общности — стиль периода творче­ства.......................................................... 84

Седьмой уровень стилистической общности — стиль произведения.................................................................... 84

Восьмой слой стилистической общности: стиль элемента произведе­ния,........................................................... 84

Девятый уровень стилистической общности — стиль эпохи,.................................................................................. 85

Закономерность художественного процесса:............................................................................................................... 85

3. Стиль - «генная» (порождающая) программа произведения............................................................................................................. 85

Искусство................................................................................................................................................. 88

I. Природа искусства............................................................................................................................................................................ 88

1. Концепции искусства в истории эстетики............................................................................................................................................ 88

Символическое искусство................................................................................................................................................... 89

Классическое искусство (вторая стадия развития искусства — антич­ность)..................................................... 89

Романтическое искусство.................................................................................................................................................... 89

2. Искусство — форма общественного сознания.................................................................................................................................... 89

Мораль — носитель общественно устоявшихся принципов отноше­ний между людьми................................. 90

Политика.................................................................................................................................................................................. 90

Философия взаимодействует с искусством:................................................................................................................... 90

Религия взаимодействует с художественным творчеством,...................................................................................... 90

Право взаимодействует с искусством, что способствует проникнове­нию правосознания............................. 90

Наука взаимодействует с искусством............................................................................................................................. 91

3. Искусство — художественное освоение мира..................................................................................................................................... 91

4. Личное, национальное, интернациональное и общечеловече­ское в искусстве.................................................................................. 92

5. Народность искусства........................................................................................................................................................................... 94

1. Народ — объект художественного творчества........................................................................................................ 94

2. Отражение интересов народа и его миросозерцания — необходимое условие народности искусства. 94

3. Народ — не только объект, но и субъект искусства............................................................................................... 94

4. Народ — создатель, носитель, хранитель языка и культуры,............................................................................. 94

5. Еще одна сторона народности искусства: народ — цель искусства, его конечный адресат..................... 95

6. Народ — носитель поля общественного мнения,.................................................................................................... 95

II. Множественность целей искусства (полифункциональность)...................................................................................... 95

1. Преобразующая функция (искусство как деятельность)................................................................................................................... 95

1) через идейно-эстетическое воздействие на людей.................................................................................................. 95

2) через включение человека в ценностно ориентированную деятель­ность....................................................... 95

3) через преобразование в процессе художественного творчества........................................................................ 95

4) через обработку строительного материал образа.................................................................................................. 96

2. Компенсаторная функция (искусство как утешение).......................................................................................................................... 96

3. Познавательно-эвристическая функция (искусство как знание и просвещение).............................................................................. 96

Художественный процесс................................................................................................................... 126

I. Этапы и русло протекания художественного процесса................................................................................................... 126

1. Художественное развитие................................................................................................................................................................... 126

2. Художественное направление как инвариант художественной концепции..................................................................................... 126

Художественный период................................................................................................................................................... 128

Художественная эпоха...................................................................................................................................................... 128

Художественная стадия.................................................................................................................................................... 128

Эра........................................................................................................................................................................................... 129

I. ЭРА ПРОСТРАНСТВЕННОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ................................................................... 129

II. ЭРА ИСТОРИЗМА ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ВРЕМЕНЕМ............................................................... 130

III. ЭРА ХРОНОТОПА (ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ)..... 130

II. Теоретическая история искусства.......................................................................................................................................... 131

1]. ДРЕВНЕЙШАЯ ЭПОХА: ОСТАВАЯСЬ ЧАСТЬЮ ПРИРОДЫ, ЧЕЛОВЕК ВЫДЕЛЯЕТ СЕБЯ КАК СУБЪЕКТА, СПОСОБНОГО ОСВАИВАТЬ МИР ПРАКТИЧЕСКИ И ЭСТЕТИЧЕСКИ................................................................................................................ 131

2. Миф — форма перехода от магических реалий к художествен­ной реальности............................................................................. 132

3. Мифологический космизм: человек в мире неустойчивого равновесия глобальных сил, борющийся за жизнь и готовящийся к жизни после жизни.............................................................................................................................................................................................. 133

2]. АНТИЧНОСТЬ КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЭПОХА: ГЕРОИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ГАРМОНИИ И РОКА...... 136

1. Особенности античного искусства................................................................................................................................................ 136

2. Реалистический мифологизм (мир, каков он есть): человек, преодолевая страх, героически отстаивает свой социум даже ценой жизни............................................................................................................................................................................................................. 137

3. Романтический мифологизм (мир, каким он должен быть): героическое бесстрашие — путь к подвигу человеколюбия........ 137

4. Мифологизм обыденного сознания (мир, как о нем говорят и ду­мают многие): героизм смешон; предпочтительна спокойная жизнь с тихими радостями, весельем, созерцанием красоты, любовными уте­хами...................................................................................... 138

3]. СРЕДНИЕ ВЕКА КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЭПОХА: ЧЕЛОВЕК В ЧЕРНО-БЕЛОМ МИРЕ БОРЬБЫ ДОБРА И ЗЛА 139

1. Характеристика эпохи.................................................................................................................................................................... 139

2. Рыцарский романтизм (искусство Замка): герой в сражениях, мученик в любви......................................................................... 141

3. Сакральный аллегоризм (литература Монастыря): мученик, уповающий на волю Бога............................................................. 143

Средневековое искусство сакрально............................................................................................................................. 144

4. Карнавальный натурализм (искусство Города)............................................................................................................................. 145

4]. ВОЗРОЖДЕНИЕ КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЭПОХА: СВОБОДНЫЙ ЧЕЛОВЕК — ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ МИРА.. 147

1. Особенности Возрождения............................................................................................................................................................ 147

2. Ренессансный гуманизм: титан, сражающийся с морем бед, чтоб победить их в единоборстве: делай, что хочешь!............... 147

3. Маньеризм: изысканно элегантный человек в мире беззаботно­сти и вычурной красоты............................................................. 155

4. Барокко как кризис ренессансного гуманизма: экзальтирован­ный индивидуалист, гуманный скептик-гедонист в неустойчивом ми­ре............................................................................................................................................................................................................. 157

Барокко.................................................................................................................................................................................. 157

5. «Плеяда»: жизнерадостный человек национальной культуры, живущий в государстве и ориентированный на гуманные националь­ные и государственные ценности.............................................................................................................................................................. 160

6. Рококо: изысканная праздная личность, почитающая короля и беззаботно живущая среди изящных вещей............................. 161

5]. НОВОЕ ВРЕМЯ КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЭПОХА: ЧЕЛОВЕК НАДЕЖД И ИЛЛЮЗИЙ............................................... 161

1. Особенности эпохи........................................................................................................................................................................ 161

2. Классицизм: человек долга в абсолютистском государстве......................................................................................................... 163

3. Просвещение: инициативный, авантюрный человек в меняю­щемся мире.................................................................................... 167

4. Сентиментализм: впечатлительный человек, умиляющийся добродетели и ужасающийся злу.................................................. 170

5. Романтизм: вечность зла и вечность борьбы с ним; «мировая скорбь» — состояние мира, ставшее состоянием духа.............. 175

6. Неоготика: в земной жизни человека не ждет ничего хорошего, уповать следует на жизнь небесную..................................... 182

6]. АВАНГАРДИЗМ КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЭПОХА НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ МИР ВРАЖДЕБЕН ЛИЧНОСТИ.... 182

Особенности эпохи............................................................................................................................................................................ 182

ПРЕДМОДЕРНИЗМ СВОБОДА И УДОВОЛЬСТВИЕ............................................................... 183

1. Особенности предмодернизма............................................................................................................................................................ 183

2. Натурализм: человек плоти в вещно-материальном мире............................................................................................................... 183

3. Импрессионизм: утонченная, лирически отзывчивая, впечат­лительная личность, способная видеть красоту........................... 184

Импрессионизм................................................................................................................................................................................... 184

Поль Сезанн (1837—1906)............................................................................................................................................... 185

4. Эклектизм: демократизм, равенство, доходность............................................................................................................................ 185

МОДЕРНИЗМ: УСКОРЕНИЕ ИСТОРИИ И УСИЛЕНИЕ ЕЕ ДАВЛЕНИЯ НА ЧЕЛОВЕКА................................. 187

1. Особенности модернизма.................................................................................................................................................................... 187

2. Символизм: «в закате утонула (так пышно!) кровать»; мечты о рыцарстве и прекрасной даме................................................. 188

3. Акмеизм: поэт — гордый властитель мира, разгадывающий его тайны и преодолевающий его хаос......................................... 188

4. Футуризм: воинственная личность в урбанистически организо­ванном хаосе мира...................................................................... 189

5. Примитивизм: упрощение человека и мира...................................................................................................................................... 190

6. Кубизм: геометрическое упрощение человека и мира...................................................................................................................... 191

7. Абстракционизм: бегство личности от банальной и иллюзорной действительности..................................................................... 192

Супрематизм......................................................................................................................................................................... 193

8. Лучизм: трудность и радость бытия человека в неопределенном мире, рассекаемом лучами света.......................................... 194

НЕОМОДЕРНИЗМ ЧЕЛОВЕК НЕ ВЫДЕРЖИВАЕТ ДАВЛЕНИЯ МИРА И СТАНОВИТСЯ НЕОЧЕЛОВЕКОМ.................................................................................................................................................................................................................... 195

1. Особенности неомодернизма.............................................................................................................................................................. 195

2. Дадаизм: мир — бессмыслица и безумие.......................................................................................................................................... 195

3. Сюрреализм: смятенный человек в таинственном и непознава­емом мире..................................................................................... 196

4. Экспрессионизм: отчужденный человек во враждебном мире........................................................................................................ 201

Искусство экспрессионизма утверждает смятенную хаосом мира индивидуальность.................................................................... 202

5. Конструктивизм: человек в среде отчужденных от него индуст­риальных сил.............................................................................. 204

6. Экзистенциализм: одинокий человек в мире абсурда....................................................................................................................... 206

7. Литература «потока сознания»: духовный мир личности, не со­пряженный с реальностью.......................................................... 212

ПОСТМОДЕРНИЗМ: ЧЕЛОВЕК НЕ ВЫДЕРЖИВАЕТ ДАВЛЕНИЯ МИРА И СТАНОВИТСЯ ПОСТЧЕЛОВЕКОМ.................................................................................................................................................................................................................... 214

1. Особенности постмодернизма............................................................................................................................................................ 214

2. Поп-арт: зомбированная масс-культурой личность общества мас­сового потребления; приобретатель и потребитель............. 214

3. Гиперреализм: обезличенная живая система в жестоком и грубом мире....................................................................................... 218

4. Фотореализм: достоверный обыденный человек в достоверном обыденном мире....................................................................... 218

5. Сонористика: Нарцисс в зеркале звуков (игра тембров, выра­жающая «Я» автора)...................................................................... 219

6. Музыкальный пуантилизм: «мне дождь весенний говорит: мир из осколков состоит»................................................................ 220

7. Алеаторика: человек — игрок в мире случайных ситуаций............................................................................................................. 220

8. Хеппенинг: своевольная, анархически «свободная», манипули­руемая личность в хаотичном мире «случайных» событий..... 221

9. Саморазрушающееся искусство: безликая личность в мире «ничто»............................................................................................. 222

10. Соц-арт: социальная проблематика в свете переориентации на посткоммунистические ценности............................................ 222

11. Концептуализм: человек, отрешенный от смысла культуры, среди эстетизированных продуктов интеллектуальной деятельности.................................................................................................................................................................................................................... 224

7]. РЕАЛИЗМ КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЭПОХА НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ. ЧЕЛОВЕК ТЕРПИТ БЕДСТВИЯ, НО ВЫСТОИТ................................................................................................................................................................................................................... 226

1. Критический реализм XIX в.: мир и человек несовершен­ны; выход — непротивление злу насилием и самосовершенствова­ние. 226

2. Социалистический реализм: личность социально активна и включена в творение истории насильственными средствами....... 233

3. Крестьянский реализм: крестьянин — главный носитель нрав­ственности и опора национальной жизни................................... 242

4. Неореализм: человек из народа, ориентированный на простые жизненные ценности................................................................. 244

5. Магический реализм: человек живет в реальности, совмещаю­щей в себе современность и историю, сверхъестественное и естест­венное, паранормальное и обыденное............................................................................................................................................... 244

6. Психологический реализм: личность ответственна; духовный мир должна заполнять культура, способствующая братству людей и преодолению их эгоцентризма.......................................................................................................................................................... 246

7. Интеллектуальный реализм: счастлив, творящий добро; состо­яние мира не способствует счастью; существуют ли пути очеловечи­вания мира?......................................................................................................................................................................................... 249

Общение с искусством как сокровенный личностный процесс................................................. 254

I. Художественное восприятие — завершающее звено художественной коммуникации...................................... 254

1. Реципиент (читатель, слушатель, зритель)........................................................................................................................................ 254

2. Диалогичность восприятия и «сотворчество» реципиента............................................................................................................... 255




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.