КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Борев, Ю.Б. 2 страница
6. Сознание и подсознание........................................................................................................................................................................ 71 II. Художественный образ.................................................................................................................................................................. 72 1. Художественное творчество как образное мышление и как рождение особой реальности............................................................. 72 2. Метафоричность, парадоксальность, ассоциативность...................................................................................................................... 73 3. Самодвижение........................................................................................................................................................................................ 73 4. Многозначность и недосказанность..................................................................................................................................................... 74 5. Индивидуализированное обобщение.................................................................................................................................................... 74 6. Единство мысли и чувства.................................................................................................................................................................... 75 7. Реалии мира и личность художника — строительный материал образа........................................................................................... 76 8. Оригинальность..................................................................................................................................................................................... 77 Художественное произведение............................................................................................................. 77 I. Художественное произведение как форма социального бытия искусства................................................................ 77 1. Художественный текст — первая ступень бытия искусства.............................................................................................................. 77 Научный текст........................................................................................................................................................................ 77 Практический, деловой текст............................................................................................................................................. 77 Художественный текст......................................................................................................................................................... 78 Знак............................................................................................................................................................................................ 78 2. Художественное произведение — социально функционирующий текст, вторая ступень бытия искусства................................. 78 3. Актуальное и вечное в произведении.................................................................................................................................................. 79 4. Художественная реальность и художественная концепция............................................................................................................... 80 Первый пласт («я — я»)....................................................................................................................................................... 81 Второй пласт («я—ты»)....................................................................................................................................................... 81 Третий пласт («я —мы»)...................................................................................................................................................... 81 Четвертый пласт («я - все мы»)........................................................................................................................................... 81 Пятый пласт («я — всё»)...................................................................................................................................................... 81 Шестой пласт («я — все созданное нами в сфере материальных ценностей»)................................................... 81 Седьмой пласт («я—все созданное нами в сфере духа»)........................................................................................... 81 Восьмой пласт («я — всеобщее»)..................................................................................................................................... 81 5. Художественная правда и правдоподобие........................................................................................................................................... 82 II. Художественный стиль.................................................................................................................................................................. 82 1. Стиль как категория эстетики........................................................................................................................................ 82 1. Стиль — фактор творческого процесса,..................................................................................................................... 83 2. Стиль — фактор произведения,..................................................................................................................................... 83 3. Стиль — фактор художественного процесса, его стрежень................................................................................. 83 4. Стиль — фактор художественного общения (автора и реципиента)................................................................. 83 2. Структура стиля.................................................................................................................................................................................... 83 Первый (глубинный, «порождающий») слой стиля..................................................................................................... 83 Второй стилевой слой — национальная стилистическая общность...................................................................... 84 Третий стилевой слой — национально-стадиальный стиль..................................................................................... 84 Четвертый слой стиля........................................................................................................................................................... 84 Пятый уровень стилистической общности..................................................................................................................... 84 Шестой уровень стилистической общности — стиль периода творчества.......................................................... 84 Седьмой уровень стилистической общности — стиль произведения.................................................................... 84 Восьмой слой стилистической общности: стиль элемента произведения,........................................................... 84 Девятый уровень стилистической общности — стиль эпохи,.................................................................................. 85 Закономерность художественного процесса:............................................................................................................... 85 3. Стиль - «генная» (порождающая) программа произведения............................................................................................................. 85 Искусство................................................................................................................................................. 88 I. Природа искусства............................................................................................................................................................................ 88 1. Концепции искусства в истории эстетики............................................................................................................................................ 88 Символическое искусство................................................................................................................................................... 89 Классическое искусство (вторая стадия развития искусства — античность)..................................................... 89 Романтическое искусство.................................................................................................................................................... 89 2. Искусство — форма общественного сознания.................................................................................................................................... 89 Мораль — носитель общественно устоявшихся принципов отношений между людьми................................. 90 Политика.................................................................................................................................................................................. 90 Философия взаимодействует с искусством:................................................................................................................... 90 Религия взаимодействует с художественным творчеством,...................................................................................... 90 Право взаимодействует с искусством, что способствует проникновению правосознания............................. 90 Наука взаимодействует с искусством............................................................................................................................. 91 3. Искусство — художественное освоение мира..................................................................................................................................... 91 4. Личное, национальное, интернациональное и общечеловеческое в искусстве.................................................................................. 92 5. Народность искусства........................................................................................................................................................................... 94 1. Народ — объект художественного творчества........................................................................................................ 94 2. Отражение интересов народа и его миросозерцания — необходимое условие народности искусства. 94 3. Народ — не только объект, но и субъект искусства............................................................................................... 94 4. Народ — создатель, носитель, хранитель языка и культуры,............................................................................. 94 5. Еще одна сторона народности искусства: народ — цель искусства, его конечный адресат..................... 95 6. Народ — носитель поля общественного мнения,.................................................................................................... 95 II. Множественность целей искусства (полифункциональность)...................................................................................... 95 1. Преобразующая функция (искусство как деятельность)................................................................................................................... 95 1) через идейно-эстетическое воздействие на людей.................................................................................................. 95 2) через включение человека в ценностно ориентированную деятельность....................................................... 95 3) через преобразование в процессе художественного творчества........................................................................ 95 4) через обработку строительного материал образа.................................................................................................. 96 2. Компенсаторная функция (искусство как утешение).......................................................................................................................... 96 3. Познавательно-эвристическая функция (искусство как знание и просвещение).............................................................................. 96 Художественный процесс................................................................................................................... 126 I. Этапы и русло протекания художественного процесса................................................................................................... 126 1. Художественное развитие................................................................................................................................................................... 126 2. Художественное направление как инвариант художественной концепции..................................................................................... 126 Художественный период................................................................................................................................................... 128 Художественная эпоха...................................................................................................................................................... 128 Художественная стадия.................................................................................................................................................... 128 Эра........................................................................................................................................................................................... 129 I. ЭРА ПРОСТРАНСТВЕННОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ................................................................... 129 II. ЭРА ИСТОРИЗМА ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ВРЕМЕНЕМ............................................................... 130 III. ЭРА ХРОНОТОПА (ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ)..... 130 II. Теоретическая история искусства.......................................................................................................................................... 131 1]. ДРЕВНЕЙШАЯ ЭПОХА: ОСТАВАЯСЬ ЧАСТЬЮ ПРИРОДЫ, ЧЕЛОВЕК ВЫДЕЛЯЕТ СЕБЯ КАК СУБЪЕКТА, СПОСОБНОГО ОСВАИВАТЬ МИР ПРАКТИЧЕСКИ И ЭСТЕТИЧЕСКИ................................................................................................................ 131 2. Миф — форма перехода от магических реалий к художественной реальности............................................................................. 132 3. Мифологический космизм: человек в мире неустойчивого равновесия глобальных сил, борющийся за жизнь и готовящийся к жизни после жизни.............................................................................................................................................................................................. 133 2]. АНТИЧНОСТЬ КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЭПОХА: ГЕРОИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ГАРМОНИИ И РОКА...... 136 1. Особенности античного искусства................................................................................................................................................ 136 2. Реалистический мифологизм (мир, каков он есть): человек, преодолевая страх, героически отстаивает свой социум даже ценой жизни............................................................................................................................................................................................................. 137 3. Романтический мифологизм (мир, каким он должен быть): героическое бесстрашие — путь к подвигу человеколюбия........ 137 4. Мифологизм обыденного сознания (мир, как о нем говорят и думают многие): героизм смешон; предпочтительна спокойная жизнь с тихими радостями, весельем, созерцанием красоты, любовными утехами...................................................................................... 138 3]. СРЕДНИЕ ВЕКА КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЭПОХА: ЧЕЛОВЕК В ЧЕРНО-БЕЛОМ МИРЕ БОРЬБЫ ДОБРА И ЗЛА 139 1. Характеристика эпохи.................................................................................................................................................................... 139 2. Рыцарский романтизм (искусство Замка): герой в сражениях, мученик в любви......................................................................... 141 3. Сакральный аллегоризм (литература Монастыря): мученик, уповающий на волю Бога............................................................. 143 Средневековое искусство сакрально............................................................................................................................. 144 4. Карнавальный натурализм (искусство Города)............................................................................................................................. 145 4]. ВОЗРОЖДЕНИЕ КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЭПОХА: СВОБОДНЫЙ ЧЕЛОВЕК — ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ МИРА.. 147 1. Особенности Возрождения............................................................................................................................................................ 147 2. Ренессансный гуманизм: титан, сражающийся с морем бед, чтоб победить их в единоборстве: делай, что хочешь!............... 147 3. Маньеризм: изысканно элегантный человек в мире беззаботности и вычурной красоты............................................................. 155 4. Барокко как кризис ренессансного гуманизма: экзальтированный индивидуалист, гуманный скептик-гедонист в неустойчивом мире............................................................................................................................................................................................................. 157 Барокко.................................................................................................................................................................................. 157 5. «Плеяда»: жизнерадостный человек национальной культуры, живущий в государстве и ориентированный на гуманные национальные и государственные ценности.............................................................................................................................................................. 160 6. Рококо: изысканная праздная личность, почитающая короля и беззаботно живущая среди изящных вещей............................. 161 5]. НОВОЕ ВРЕМЯ КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЭПОХА: ЧЕЛОВЕК НАДЕЖД И ИЛЛЮЗИЙ............................................... 161 1. Особенности эпохи........................................................................................................................................................................ 161 2. Классицизм: человек долга в абсолютистском государстве......................................................................................................... 163 3. Просвещение: инициативный, авантюрный человек в меняющемся мире.................................................................................... 167 4. Сентиментализм: впечатлительный человек, умиляющийся добродетели и ужасающийся злу.................................................. 170 5. Романтизм: вечность зла и вечность борьбы с ним; «мировая скорбь» — состояние мира, ставшее состоянием духа.............. 175 6. Неоготика: в земной жизни человека не ждет ничего хорошего, уповать следует на жизнь небесную..................................... 182 6]. АВАНГАРДИЗМ КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЭПОХА НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ МИР ВРАЖДЕБЕН ЛИЧНОСТИ.... 182 Особенности эпохи............................................................................................................................................................................ 182 ПРЕДМОДЕРНИЗМ СВОБОДА И УДОВОЛЬСТВИЕ............................................................... 183 1. Особенности предмодернизма............................................................................................................................................................ 183 2. Натурализм: человек плоти в вещно-материальном мире............................................................................................................... 183 3. Импрессионизм: утонченная, лирически отзывчивая, впечатлительная личность, способная видеть красоту........................... 184 Импрессионизм................................................................................................................................................................................... 184 Поль Сезанн (1837—1906)............................................................................................................................................... 185 4. Эклектизм: демократизм, равенство, доходность............................................................................................................................ 185 МОДЕРНИЗМ: УСКОРЕНИЕ ИСТОРИИ И УСИЛЕНИЕ ЕЕ ДАВЛЕНИЯ НА ЧЕЛОВЕКА................................. 187 1. Особенности модернизма.................................................................................................................................................................... 187 2. Символизм: «в закате утонула (так пышно!) кровать»; мечты о рыцарстве и прекрасной даме................................................. 188 3. Акмеизм: поэт — гордый властитель мира, разгадывающий его тайны и преодолевающий его хаос......................................... 188 4. Футуризм: воинственная личность в урбанистически организованном хаосе мира...................................................................... 189 5. Примитивизм: упрощение человека и мира...................................................................................................................................... 190 6. Кубизм: геометрическое упрощение человека и мира...................................................................................................................... 191 7. Абстракционизм: бегство личности от банальной и иллюзорной действительности..................................................................... 192 Супрематизм......................................................................................................................................................................... 193 8. Лучизм: трудность и радость бытия человека в неопределенном мире, рассекаемом лучами света.......................................... 194 НЕОМОДЕРНИЗМ ЧЕЛОВЕК НЕ ВЫДЕРЖИВАЕТ ДАВЛЕНИЯ МИРА И СТАНОВИТСЯ НЕОЧЕЛОВЕКОМ.................................................................................................................................................................................................................... 195 1. Особенности неомодернизма.............................................................................................................................................................. 195 2. Дадаизм: мир — бессмыслица и безумие.......................................................................................................................................... 195 3. Сюрреализм: смятенный человек в таинственном и непознаваемом мире..................................................................................... 196 4. Экспрессионизм: отчужденный человек во враждебном мире........................................................................................................ 201 Искусство экспрессионизма утверждает смятенную хаосом мира индивидуальность.................................................................... 202 5. Конструктивизм: человек в среде отчужденных от него индустриальных сил.............................................................................. 204 6. Экзистенциализм: одинокий человек в мире абсурда....................................................................................................................... 206 7. Литература «потока сознания»: духовный мир личности, не сопряженный с реальностью.......................................................... 212 ПОСТМОДЕРНИЗМ: ЧЕЛОВЕК НЕ ВЫДЕРЖИВАЕТ ДАВЛЕНИЯ МИРА И СТАНОВИТСЯ ПОСТЧЕЛОВЕКОМ.................................................................................................................................................................................................................... 214 1. Особенности постмодернизма............................................................................................................................................................ 214 2. Поп-арт: зомбированная масс-культурой личность общества массового потребления; приобретатель и потребитель............. 214 3. Гиперреализм: обезличенная живая система в жестоком и грубом мире....................................................................................... 218 4. Фотореализм: достоверный обыденный человек в достоверном обыденном мире....................................................................... 218 5. Сонористика: Нарцисс в зеркале звуков (игра тембров, выражающая «Я» автора)...................................................................... 219 6. Музыкальный пуантилизм: «мне дождь весенний говорит: мир из осколков состоит»................................................................ 220 7. Алеаторика: человек — игрок в мире случайных ситуаций............................................................................................................. 220 8. Хеппенинг: своевольная, анархически «свободная», манипулируемая личность в хаотичном мире «случайных» событий..... 221 9. Саморазрушающееся искусство: безликая личность в мире «ничто»............................................................................................. 222 10. Соц-арт: социальная проблематика в свете переориентации на посткоммунистические ценности............................................ 222 11. Концептуализм: человек, отрешенный от смысла культуры, среди эстетизированных продуктов интеллектуальной деятельности.................................................................................................................................................................................................................... 224 7]. РЕАЛИЗМ КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЭПОХА НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ. ЧЕЛОВЕК ТЕРПИТ БЕДСТВИЯ, НО ВЫСТОИТ................................................................................................................................................................................................................... 226 1. Критический реализм XIX в.: мир и человек несовершенны; выход — непротивление злу насилием и самосовершенствование. 226 2. Социалистический реализм: личность социально активна и включена в творение истории насильственными средствами....... 233 3. Крестьянский реализм: крестьянин — главный носитель нравственности и опора национальной жизни................................... 242 4. Неореализм: человек из народа, ориентированный на простые жизненные ценности................................................................. 244 5. Магический реализм: человек живет в реальности, совмещающей в себе современность и историю, сверхъестественное и естественное, паранормальное и обыденное............................................................................................................................................... 244 6. Психологический реализм: личность ответственна; духовный мир должна заполнять культура, способствующая братству людей и преодолению их эгоцентризма.......................................................................................................................................................... 246 7. Интеллектуальный реализм: счастлив, творящий добро; состояние мира не способствует счастью; существуют ли пути очеловечивания мира?......................................................................................................................................................................................... 249 Общение с искусством как сокровенный личностный процесс................................................. 254 I. Художественное восприятие — завершающее звено художественной коммуникации...................................... 254 1. Реципиент (читатель, слушатель, зритель)........................................................................................................................................ 254 2. Диалогичность восприятия и «сотворчество» реципиента............................................................................................................... 255
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |