Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

VI. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации




V. Образовательные технологии

Самостоятельное изучение модулей дисциплины

Курсовая работа

Практические занятия

Лабораторные занятия

Модули дисциплины, изучаемые в 6 семестре

IV. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Содержание модулей дисциплины

IV. Содержание и структура дисциплины

 

№ модуля Наименование модуля Содержание модуля Форма текущего контроля
       
  Развитие речи в норме. Предпосылки нормального развития речи у ребенка. Анатомическая и физиологическая целостность центральной нервной системы и периферического речевого аппарата, нормальное развитие систем мозга и психической деятельности, обеспечивающих формирование речи. Этапы нормального речевого онтогенеза. Социальные условия нормального речевого онтогенеза. Рубежный контроль
  Недоразвитие речи. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Общее недоразвитие речи. Рубежный контроль

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зач.ед. (72 часа).

 

№ модуля Наименование модуля Количество часов
Всего Аудиторная работа Вне- ауд. работа СР
Л ПЗ ЛР
  Развитие речи в норме.       -    
  Недоразвитие речи.       -    
  Итого:       -    
                     

 

Не предусмотрены

 

 

№ занятия № модуля Тема Кол-во часов
    Предпосылки нормального развития речи у ребенка. Анатомическая и физиологическая целостность центральной нервной системы и периферического речевого аппарата, нормальное развитие систем мозга и психической деятельности, обеспечивающих формирование речи. Этапы нормального речевого онтогенеза. Социальные условия нормального речевого онтогенеза.  
    Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Общее недоразвитие речи.  

Не предусмотрена

 

 

№ модуля Темы/вопросы, выносимые на самостоятельное изучение Кол-во часов
  Предпосылки нормального развития речи у ребенка.  
Анатомическая и физиологическая целостность центральной нервной системы и периферического речевого аппарата, нормальное развитие систем мозга и психической деятельности, обеспечивающих формирование речи.  
Этапы нормального речевого онтогенеза.    
Социальные условия нормального речевого онтогенеза.  
  Фонетико-фонематическое недоразвитие речи.  
Общее недоразвитие речи.  

 

Семестр Вид занятия (Л, ПР, ЛР) Используемые интерактивные образовательные технологии Количество часов
  Л неимитационные технологии: лекция (проблемная, визуализация)  
ПР имитационные технологии: ролевые и деловые игры, тренинг, разбор конкретных ситуаций, игровое проектирование, компьютерная симуляция, ситуация-кейс, портфолио, проект  
ЛР - -
Итого:  

 

Тестовые задания к модулю № 1 «Развитие речи в норме»

1. Норма речи - это:

1. Соблюдение орфоэпических норм родного языка.

2. Общепринятые варианты употребления языка в процессе речевой деятельности.

3. Правильное звукопроизношение.

4. Соответствие объема лексического словаря возрасту человека.

2. Речевая деятельность является:

1. Первой сигнальной системой.

2. Второй сигнальной системой.

3. Развитие слуховой функции у детей раннего возраста начинается с:

1. Реакции на звук, проявляющейся в расширении зрачков, задержке дыхания, некоторых движениях.

2. Прислушивания к голосу взрослых и реагированию на него.

3. Восприятия определенных звукосочетаний и их связи с определенными предметами или действиями.

4. Подражания звукам речи окружающих.

4. В норме фонематический слух формируется к

1. 3-4 годам.

2. 4-5 годам.

3. 5-6 годам.

4. 6-7 годам.

5. Развитие речи у детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта

1. Происходит в онтогенетические сроки.

2. Характеризуется как недоразвитие.

3. Характеризуется как нарушение.

6. Согласно теории И.П.Павлова о взаимодействии первой и второй сигнальных систем функционирование речи осуществляется благодаря

1. Изолированным речевым центрам.

2. Динамической локализации речевых функций коры головного мозга.

7. В исследованиях П.К.Анохина, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурии и других ученых установлено, что основой всякой высшей психической функции являются

1. Отдельные центры.

2. Сложные функциональные системы, которые расположены в различных областях центральной нервной системы, на различных ее уровнях и объединены между собой единством рабочего действия.

8. Согласно теории И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.Р.Лурия о динамической локализации психических функций первый блок мозга, включающий подкорковые образования, обеспечивает:

1. Связь общественно-исторического опыта с индивидуальным.

2. Программирование, регуляцию и контроль человеческого поведения, осуществляет также регуляцию деятельности подкорковых образований, регуляцию тонуса и бодрственного состояния всей системы в соответствии с поставленными задачами деятельности.

3. Прием, переработку и хранение чувственной информации, получаемой из внешнего мира, является основным аппаратом мозга, осуществляющим познавательные (гностические) процессы.

4. Нормальный тонус коры и ее бодрствование.

9. Согласно теории И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.Р.Лурия о динамической локализации психических функций второй блок мозга, включающий кору задних отделов больших полушарий, обеспечивает:

1. Связь общественно-исторического опыта с индивидуальным.

2. Программирование, регуляцию и контроль человеческого поведения, осуществляет также регуляцию деятельности подкорковых образований, регуляцию тонуса и бодрственного состояния всей системы в соответствии с поставленными задачами деятельности.

3. Прием, переработку и хранение чувственной информации, получаемой из внешнего мира, является основным аппаратом мозга, осуществляющим познавательные (гностические) процессы.

4. Нормальный тонус коры и ее бодрствование.

10. Согласно теории И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.Р.Лурия о динамической локализации психических функций третий блок мозга, включающий кору передних отделов больших полушарий, обеспечивает:

1. Связь общественно-исторического опыта с индивидуальным.

2. Программирование, регуляцию и контроль человеческого поведения, осуществляет также регуляцию деятельности подкорковых образований, регуляцию тонуса и бодрственного состояния всей системы в соответствии с поставленными задачами деятельности.

3. Прием, переработку и хранение чувственной информации, получаемой из внешнего мира, является основным аппаратом мозга, осуществляющим познавательные (гностические) процессы.

4. Нормальный тонус коры и ее бодрствование.

11. Первичные зоны коры задних отделов больших полушарий отвечают за:

1. Прием чувственной информации от определенных органов чувств.

2. Анализ возбуждений, получаемых от того или иного анализатора.

3. Анализ, синтез, интеграцию полученной чувственной информации различных модальностей.

12. Вторичные зоны коры задних отделов больших полушарий отвечают за:

1. Прием чувственной информации от определенных органов чувств.

2. Анализ возбуждений, получаемых от того или иного анализатора.

3. Анализ, синтез, интеграцию полученной чувственной информации различных модальностей.

13. Третичные зоны коры задних отделов больших полушарий отвечают за:

  1. Прием чувственной информации от определенных органов чувств.
  2. Анализ возбуждений, получаемых от того или иного анализатора.
  3. Анализ, синтез, интеграцию полученной чувственной информации различных модальностей.

14. Центральный речевой аппарат выполняет:

1. Регулирующую функцию.

2. Исполнительскую функцию.

15. Периферический речевой аппарат выполняет:

1. Регулирующую функцию.

2. Исполнительскую функцию.

16. Сколько этапов в становлении речи детей устанавливает А.Н.Леонтьев?

1. Два.

2. Три.

3. Четыре.

4. Пять.

17. В онтогенезе гуление появляется около

1. 2 месяцев

2. 3 месяцев

3. 4 месяцев

18. В онтогенезе лепет появляется около

1. 2 месяцев

2. 3 месяцев

3. 4 месяцев

19. В онтогенезе ребенок начинает произносить слоги с

1. 5 месяцев

2. 6 месяцев

3. 7 месяцев

20. В онтогенезе у ребенка реакции на слова независимо от ситуации и интонации говорящего появляются

1. 8-9 месяцев

2. 9-10 месяцев

3. 10-11 месяцев

21. В онтогенезе первые слова появляются у ребенка

1. К концу первого года жизни.

2. К концу второго года жизни.

3. К концу третьего года жизни.

22. В онтогенезе словарный запас ребенка к концу третьего года жизни составляет около

1. 10-15 слов.

2. 300 слов.

3. 1000 слов.

23. В онтогенезе грамматический строй речи начинает формироваться

1. К началу третьего года жизни.

2. К середине третьего года жизни.

3. К концу третьего года жизни.

24. В онтогенезе дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40-50 предложений

1. В пятилетнем возрасте.

2. В шестилетнем возрасте.

3. В семилетнем возрасте.

25. Социальным условием нормального развития речи не является:

1. Отсутствие полиглоссии в ближайшем окружении ребенка.

2. Исключение различных видов психической депривации.

3. Соответствие уровня вербальной коммуникации возрасту ребенка.

4. Сохранность анализаторов и интеллекта.

Система оценивания результатов тестирования: за каждый правильный ответ студент получает 1 балл.

Тестовые задания к модулю № 2 «Недоразвитие речи»

1. Недоразвитие речи – это:

1. Расстройство, отклонение от нормы в процессе функционирования механизмов речевой деятельности.

2. Нарушение в применении средств общения.

3. Качественно низкий уровень сформированности той или иной речевой функции или речевой системы в целом.

4. Нарушение вербальной коммуникации.

2. Нарушение речи – это:

1. Расстройство, отклонение от нормы в процессе функционирования механизмов речевой деятельности.

2. Замедление темпа речевого развития.

3. Качественно низкий уровень сформированности той или иной речевой функции или речевой системы в целом.

4. Низкий уровень речевых навыков и коммуникативных умений.

3. Симптоматика нарушений речи – это:

1. Признак (проявление) какого-либо нарушения речевой деятельности.

2. Совокупность признаков (проявлений) нарушений речевой деятельности.

3. Патологический механизм, обусловливающий возникновение и развитие нарушений речевой деятельности.

4. Совокупность речевых и неречевых симптомов нарушения речи и характер их связей.

4. Патогенез нарушений речи - это:

1. Признак (проявление) какого-либо нарушения речевой деятельности.

2. Совокупность признаков (проявлений) нарушений речевой деятельности.

3. Патологический механизм, обусловливающий возникновение и развитие нарушений речевой деятельности.

4. Совокупность речевых и неречевых симптомов нарушения речи и характер их связей.

5. Фонетико-фонематическое недоразвитие – это:

1. Нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

2. Нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия фонем.

3. Нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов произношения фонем.

4. Различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

6. Патогенез при ФФНР заключается в том, что:

1. Дети имеют снижение физического слуха при нормальном строении артикуляционного аппарата и сохранном интеллекте.

2. У детей наблюдаются аномалии в строении артикуляционного аппарата при сохранном слухе и интеллекте.

3. У детей имеются нарушения интеллекта при сохранном физическом слухе и нормальном строении артикуляционного аппарата.

4. У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками.

7. Нарушения при ФФНР отрицательно влияет на

1. Овладение навыками словообразования и словоизменения.

2. Овладение звуковым анализом и синтезом.

3. Овладение грамматическим строем речи.

4. Овладение связной речью.

8. При легкой степени ФФН:

1. Ребенок затрудняется в различении и анализе только нарушенных в произношении звуков.

2. Ребенок затрудняется в различении и анализе большого количества звуков из нескольких фонетических групп.

3. Ребенок не различает и не анализирует звуки в слове.

4. Ребенок не относится критически к собственной речевой деятельности.

9. При ФФН средней тяжести:

1. Ребенок затрудняется в различении и анализе только нарушенных в произношении звуков.

2. Ребенок затрудняется в различении и анализе большого количества звуков из нескольких фонетических групп.

3. Ребенок не различает и не анализирует звуки в слове.

4. Ребенок не относится критически к собственной речевой деятельности.

10. При глубоком ФФН:

1. Ребенок затрудняется в различении и анализе только нарушенных в произношении звуков.

2. Ребенок затрудняется в различении и анализе большого количества звуков из нескольких фонетических групп.

3. Ребенок не различает и не анализирует звуки в слове.

4. Ребенок не относится критически к собственной речевой деятельности.

11. Логопедическая работа с детьми при ФФН не включает в себя:

1. Формирование произносительных навыков.

2. Развитие фонематического восприятия.

3. Обучение звуковому анализу и синтезу.

4. Формирование темпо-ритмической стороны речи.

12. Общее недоразвитие речи - это:

1. Нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

2. Нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия фонем.

3. Нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов произношения фонем.

4. Различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

13. Кто из исследователей определяет четыре уровня речевого развития?

1. Л.С.Волкова

2. Р.Е.Левина

3. О.В.Правдина

4. Т.Б.Филичева

14. При какой форме речевой патологии у детей не наблюдается ОНР?

1. Алалия.

2. Афазия.

3. Дизартрия.

4. Дислалия.

5. Ринолалия.

15. При каком уровне речевого развития ребенок использует одно слово для называния предметов, действий, качеств, обозначая разницу значений интонацией и жестами?

1. Первый уровень.

2. Второй уровень.

3. Третий уровень.

4. Четвертый уровень.

16. При каком уровне речевого развития в речи детей преобладают простые аграмматичные фразы из 2-3 слов?

1. Первый уровень.

2. Второй уровень.

3. Третий уровень.

4. Четвертый уровень.

17. Какой уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития?

1. Первый уровень.

2. Второй уровень.

3. Третий уровень.

4. Четвертый уровень.

18. При каком уровне речевого развития у детей наблюдаются незначительные нарушения всех компонентов языка?

1. Первый уровень.

2. Второй уровень.

3. Третий уровень.

4. Четвертый уровень.

19. Диагностическое задание на составление предложений по картине направлено на

1. Установление сформированности навыков звукового анализа и синтеза.

2. Установление сформированности просодических компонентов речи.

3. Установление сформированности грамматического строя речи.

4. Установление сформированности навыков диалогической речи.

20. Диагностическое задание на называние детьми слов, входящих в одну тематическую группу, направлено на изучение

1. Лексического запаса.

2. Грамматического строя речи.

3. Фонематического восприятия.

4. Фонетического оформления высказывания.

21. Диагностическое задание на запоминание и воспроизведение слогового ряда из 2-4 слогов направлено на изучение

1. Звукового анализа и синтеза.

2. Фонематического восприятия.

3. Фонетического оформления высказывания.

4. Темпоритмической организации устной речи.

22. Диагностическое задание на называние слов с определенными звуками, с разным количеством и типом слогов направлено на изучение

1. Слоговой структуры и звуконаполняемости.

2. Темпоритмической организации устной речи.

3. Мелодико-интонационного оформления высказывания.

4. Артикуляционной моторики.

23. Основными задачами обучения детей с ОНР 1 уровня не является:

1. Развитие понимания речи.

2. Развитие самостоятельной речи на основе подражательной деятельности.

3. Формирование ритмико-слоговой структуры слова.

4. Формирование двусоставного простого предложения на основе усвоения элементарных словообразований.

24. Основными задачами обучения детей с ОНР 2 уровня не является:

1. Развитие понимания речи, направленной на различение форм слова.

2. Овладение лексико-грамматическим строем речи.

3. Развитие элементарных форм устной речи на базе уточнения и расширения словарного запаса, практического усвоения простых грамматических категорий.

4. Овладение правильным произношением и различением звуков, формирование ритмико-слоговой структуры слова.

25. Основными задачами обучения детей с ОНР 3 уровня не является:

1. Закрепление произношения многосложных слов с различными вариантами стечения согласных, сложной слоговой структурой и звуконаполняемостью.

2. Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.

3. Формирование полноценной звуковой стороны речи.

4. Овладение элементами грамоты.

Система оценивания результатов тестирования: за каждый правильный ответ студент получает 1 балл.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.095 сек.