Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Полный жизненный цикл по Э. Эриксону




Стадия развития Радиус значи мых отноше ний Основной выбор или кризисное противоречие возраста Позитивные «новообразования возраста Деструктивные «новообразования» возраста
1. Младенчество Мать Основополагающая вера и надежда - против основополагающей безнадежности Базисное доверие, надежда Уход от общения и деятельности
2. Раннее детство Родители Самостоятельность против зависимости, стыда и сомнений Воля Навязчивость (импульсивность или соглашательство)
3. Возраст игры Семья Личная инициатива против чувства вины и страха порицания Целеустремлен ность, целенаправлен ность Заторможенность
Школьный возраст Соседи, школа Предприимчивость против чувства неполноценности Компетентность, умелость Инертность
5. Подростки Группы сверстников Идентичность против смешения идентичности Верность Застенчивость, негативизм
6. Юность Друзья, сексуальные партнеры, соперники, сотрудники Интимность против изоляции Любовь Исключительность (склонность исключать кого-либо (себя) из круга интимных отношений)
7. Взрослость Разделенный труд и общий ДОМ Производительность против застоя, поглощенности собой Забота, милосердие Отверженность
8. Старость Человечество -«мой род» Целостность, универсальность против отчаяния, отвращения Мудрость Презрение

См.: Цукерман ГЛ., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М., 1995. С. 37.

 

Конфликты на разных стадиях развития личности по Э.Эриксону

Суть конфликта между:

-Доверием и недоверием к окружающему миру

-Чувством независимости и ощущением стыда и

сомнениями

-Инициативностью и чувством вины

-Трудолюбием и чувством неполноценности

-Пониманием принадлежности к определенному полу

и непониманием форм поведения, соответствующих

данному полу

-Стремлением к интимным отношениям и ощущением

изолированности от окружающих

-Жизненной активностью и сосредоточенностью на

себе, своих возрастных проблемах

-Ощущением полноты жизни и отчаянием

Особое место в концепции Эриксона занимает подростковый возраст. Именно здесь происходит активная идентификация и самоидентификация личности.

Эриксон выделил четыре основных типа развития неадекватной идентификации:

1. Уход от близких взаимоотношений, обусловленный страхом потери собственной идентичности. Избегание тесных контактов, их формализация и стереотипизация, «западание» сферы общения в целом.

2. Размывание времени. В этом случае подросток обнаруживает неспособность (упорное нежелание) строить планы на будущее, боязнь перемен.

3. Размывание способности к продуктивной работе, неумение сосредоточиться и активно включиться в деятельность.

4. Негативная идентичность - презрительное, враждебное отношение к ролям, позициям, формам поведения, ценимым ближними.

Список неадекватной идентичности был дополнен впоследствии Джеймсом Марсиа, который выделил предопределенную идентичность — некритичное принятие ценностей семьи, общества, религиозной группы. Подросток становится некритично внушаемым, консерватизм его взглядов приводит к неумению думать и решать самостоятельно.

Наиболее полно проблемы умственно-когнитивного развития были разработаны швейцарским ученым Жаном Пиаже и американским психологом Лоуренсом Колбергом.

Ж. Пиаже показал, что мышление детей существенно отличается от мышления взрослых и что дети являются активными субъектами собственного умственного развития. Согласно его теории, способность к логическому мышлению закладывается в младенчестве и совершенствуется от года к году, подчиняясь определенным закономерностям.

Жан Пиаже (1896—1980) родился в Швейцарии, детство провел в Женеве. В 10 лет написал и опубликовал первую научную работу о воробьях-альбиносах, за которыми он несколько лет наблюдал в парке. К 15 годам Жан приобрел столь прочную репутацию знатока моллюсков, что был приглашен (небывалый случай!) на работу в секцию моллюсков Женевского музея, а в 21 год ему была присвоена ученая степень доктора естественных наук. Позднее, во Франции, он принимал участие в тестировании французских детей на интеллект. Пиаже был настолько очарован их ответами, особенно неправильными, что решил посвятить себя изучению проблем умственного развития детей. Подробные записи о психическом и интеллектуальном развитии собственных детей - Жаклин, Люсьен и Лорен - легли в основу его научно-теоретических построений, составив эмпирическую базу многих его научных трудов. Более 50 лет он провел в собственном домике в Альпах, обобщая результаты своих наблюдений, и каждую осень спускался с гор, чтобы передать новые материалы для книг и статей. Умер Ж. Пиаже в Женевской больнице 16 сентября 1980 г.

Согласно концепции Пиаже, навыки мыслительной деятельности приобретаются естественным образом - по мере того как происходит общее развитие детского организма и расширяются горизонты изучаемого ребенком мира. Значительная часть активности детей приходится на игры, которые ученый рассматривал как непременный компонент их важной работы по исследованию окружающих объектов — людей, явлений, предметов. Он считал, что такая форма обучения (по его терминологии, «обучение в процессе деятельности») необходима для нормального умственного развития ребенка и успешного процесса его взросления. По Ж. Пиаже, человек в своем умственном развитии проходит 4 больших периода: 1) чувственно-двигательный (сенсомоторный) — от рождения до 2 лет; 2) дооператорный — от 2 до 7 лет; 3) период конкретного мышления — от 7 до 11 лет; 4) период формальнологического, абстрактного мышления — от 11—12 до 18 лет и далее. Все дети проходят эти периоды, но с некоторыми различиями.

Жан Пиаже сравнительно мало исследовал проблемы социального и эмоционального развития, формирования личности, индивидуальных различий детей, а главным образом сосредоточился на объяснении умственного (интеллектуального) развития.

Новым и перспективным направлением в психологии развития является разработка проблем формирования так называемого социального интеллекта, который обеспечивает человеку познание и ориентацию в социальной действительности. Роберт Селман выделяет пять основных этапов развития социального интеллекта.

Нулевая, досоциальная стадия — когда ребенок не ориентируется в мире социальных отношений, не различает внутренние, психологические и внешние, физические принципы поведения.

Первая стадия развития социального интеллекта — стадия диф-ференцировки внешнего и внутреннего мира, когда мысли и чувства (свои и чужие) выделяются в самостоятельную реальность, становятся предметом интереса ребенка.

Вторая стадия согласования разных точек зрения, намерений, действий. На второй стадии социального развития ребенок пробует занять позицию другого человека и предлагает партнеру примерить свою позицию.

Третья стадия развития социального интеллекта достигается с пониманием системы человеческих взаимодействий (10-12 лет).

Четвертая стадия социального развития предполагает осознание разных уровней человеческой близости и умение или способность учиться способам построения отношений на разных уровнях близости.

 

Стадии развития социального интеллекта по Р.Селману1

Основная  
характерис- Области социального взаимодействия
тика  
отношений  
  Понимание Близкие дру- Отношения в Отноше-
  себя жеские отношения группе сверстников ния с родителями
0. Эгоцентризм Недифференцированная психофизиологическая целостность Случайные, неустойчивые игровые контакты Вещно-телесные связи Прагматизм
1. Субъективизм Выделение своих Односторон няя помощь Несимметричные Авторитар ность
  намерении,   отношения  
  чувств, мыслей      
2. Рефлексивность Само познание Сотрудничество Партнерство Эмоциональное
        взаимо-
        понимание
3. Взаимность Устойчивая самоидентичность Взаимный обмен личностно Гомогенная группа Личная ответственность
    значимыми содержаниями    
4. Глубина Интегрированная сис- Добровольная взаимозави- Плюралис тическая  
  тема различных «Я»-сос- симость самостоятель- организация  
  тояний ных личностей    

1 См.: Цукерман Г.А, Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М., 1995. С. 46-47.

 

 

Высший уровень развития социального интеллекта не всегда связан с высшей стадией интеллектуального развития (по Ж. Пиаже), так как между способностью решать формально-логические и социальные задачи не существует строго однозначного соответствия.

Лоуренс Кольберг же наоборот интересовался моральным развитием человека. Он различал три основных уровня развития моральных суждений: преконвенциональный, конвенциональный, постконвенциональный.

1. Преконвенциональный уровень сугубо эгоцентричен. Моральность или аморальность суждений основывается главным образом на принципе выгоды, поступки оцениваются по их физическим последствиям. Хорошо то, что доставляет удовольствие, например одобрение; плохо то, что причиняет неудовольствие, например наказание.

2. Конвенциональный уровень развития моральных суждений достигается тогда, когда ребенок принимает некритично, как истину в последней инстанции, оценки своей референтной группы: семьи, класса, религиозной общины.

3. Постконвенциональный уровень развития моральных суждений достигается не всеми людьми, но возможен начиная с подросткового возраста. Это уровень выработки личных нравственных принципов, которые могут совпадать, а могут и в чем-то отличаться от норм референтной группы. Выведенные самим человеком, эти принципы имеют, однако, общечеловеческую широту и универсальность (суждения о чести, правилах построения отношений между людьми и т.д.).

Однако в исследованиях Нэнси Ценней (1974) показано, что вторая (конвенциональная) стадия развития моральных суждений недостижима для тех детей, у которых еще не стала складываться способность к гипотетико-дедуктивному мышлению, являющаяся, согласно Ж.Пиаже, высшей стадией развития интеллекта.

Развитие детской эмоциональности подробно изучалось в работах Генри Дюпона, который описал шесть стадий этого развития, из которых две последние стадии являются не возрастными, а избранными (элитарными).

1. Эгоцентрично-внеличностная стадия эмоционального развития характеризуется слитностью детских самоощущений (удовольствия или неудобства, боль). Ребенок до 3—4 лет называет внешние причины своего настроения: плохая погода, болезнь, отсутствие чего-то привлекательного.

2. Стадия личных отношений начинается тогда, когда ребенок воспринимает себя как источник настроения и базисных эмоций — радости, печали, гнева, страха. Но ребенок еще не способен осознать субъективный характер собственных чувств, понять чувства других.

3. Межличностная стадия эмоционального развития связана с появлением способности к эмоциональной децентрации. Ведущим фактором развития становится значимая сверстниковая субкультура, равноправное сотрудничество детей, мыслящих и чувствующих по-разному. Эта стадия

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 720; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.