Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Первый цикл - утробный




Первая стадия - зигота_____________ Оплодотворенное яйцо

Вторая стадия - эмбрион Ранняя стадия биологического

__________________________________развития________________

Третья стадия - плод Поздняя стадия

__________________________________биологического развития

Четвертая стадия - момент рождения Смена жизни;

жизнь во внешней среде

Второй цикл - детство (от 0 до 11-13 лет)

Первая стадия — младенчество_______ От рождения до 18 мес. жизни

Вторая стадия - дошкольное детство От 18 мес. до 5 лет__________

Третья стадия - раннее школьное От 5 до 11-13 лет

детство_____________________________________________________

Третий цикл — юность (11-13 лет - 21 год)

Первая стадия - половое созревание - От 11 до 13-15 лет старшее школьное детство

(ранняя юность)____________________________________________

Вторая стадия - поздняя юность_______15 лет - 21 год______________

___________Четвертый цикл - взрослость (21 год - 65 лет)___________

Первая стадия - ранняя взрослость 21-25 лет___________________

Вторая стадия - средняя взрослость 25-40 лет__________________.

Третья стадия - поздняя взрослость 40-55 лет___________________

Четвертая стадия - предпенсионный 55-65 лет

возраст________________________________________________________

_______________Пятый цикл - старение (от 65-70 лет)_________________

Первая стадия - отход от дел, 65-70 лет

отставка____________________________________________________

Вторая стадия - старость_____________70 и более лет______________.

Третья стадия - дряхлость, Максимум - около 110 лет в болезненная старость и смерть условиях Англии и Западной __________________________________Европы______________________

7. Стадии развития личности по Э.Эриксону

1.Раннее младенчество От рождения до 1 года

2 Позднее младенчество__________________От 1 года до 3 лет_____

3. Раннее детство_____________________Около 3-5 лет________

4.еднее детство От 5 до 11 лет________

5 Половая зрелость, подростничество От 11 до 20 лет

и юность________________________________________________

6 Ранняя взрослость От 20 до 40-45 лет

7Средняя взрослость____________________От 40-45 до 60 лет

8 Поздняя взрослость____________________Свыше 60 лет________

 

8. Схема периодизации индивидуального развития (В.Бунак, 1965)

ПЕРВАЯ СТАДИЯ — ПРОГРЕССИВНАЯ

Внутриутробный

цикл:_______________________________________________________

эмбриональный До 8 недель

период____________________________________________________

переходный период_________________________8-16 недель________

фетальный период Ранний возраст 4-6 мес.

Средний возраст 7-8 мес.

_____________________Поздний возраст_______8-10 мес.__________

Внеутробный цикл:___________________________________________

младенческий период Начальный возраст 1-3 мес. (4-6 мес.)

Средний возраст 7-9 мес.

_____________________Конечный возраст______10-13 мес._________

период первого Начальный возраст 1-4 года

детства

_____________________Конечный возраст______5-7 лет____________

период второго Начальный возраст 8-10 лет для

детства мальчиков

8-9 лет для девочек Конечный возраст 11-13 лет для

мальчиков 10-12 лет для

_________________;_________________________девочек___________

подростковый период 14-17 лет

юношеский период 18-21 год

ВТОРАЯ СТАДИЯ — СТАБИЛЬНАЯ

Взрослый период Первый возраст 22-28 лет

Второй возраст 29-35 лет

 

Зрелый период Первый возраст 36-45 лет для Второй возраст 46-55 лет

 

______________ТРЕТЬЯ СТАДИЯ — РЕГРЕССИВНАЯ________

Пожилой период Первый возраст 56-63 года

 

Второй возраст 64-70 лет

 

Позднестарческий Первый возраст 71-77 лет для

период

Второй возраст 78-84 года

 

 

Схема периодизации развития в онтогенезе по В.И. Слободчикову

Ступени Матрица возрастов

развития Период становления событийности Период реализации самобытности

СУ Кризисы Стадии принятия Кризисы Стадии освоения

Оживление Родовой кризис Новорожденность Кризис ново- Младенчество

л/ (-2 мес) - (новорожденный) рржденности (младенец)

<<МЫ>> (+3нед.) 0,5-4 мес. 3,5-7 мес. 6-12 мес.

Одушевление Кризис младен- Раннее детство Кризис раннего Дошкольное Я сам» чества (дитя; 1 г. 3 мес. - детства 2,5-3,5 г. детство

11-18 мес. 3 года (ребенок) 3 года

- 6,5 лет

Персонализация Кризис детства Отрочество (отрок) Кризис Юность (юноша)

«Ялично» 5,5-7,5 лет 7-11,5 лет отрочества 11- 13,5-18лет

14 лет

Индивидуали- Кризис юности Молодость (мо- Кризис Взрослость

зация «На том 17-21 года л одой человек) молодости (взрослый)

стою и не могу 19-28 лет 27-33 года 32-^42 года

иначе»________________________________________________________________________________

Универсализа- Кризис взрос- Зрелость (зрелый Кризис эре- Старость

ция лости муж) 44-60 лет лости (старик)

«Если не я, то 39-45 лет 55-65 лет 62 года -кто»

 

 

Уровень актуального и зона ближайшего развития. Большой вклад в разработку вопроса о взаимосвязи обучения и развития внес Л.С. Выготский, подчеркнувший ведущую роль обучения и воспитания в развитии личности, считавший их решающей силой развития.

Интересной и значимой для практики управления развитием явилась идея Л.С. Выготского о двух уровнях развития детей: уровне актуального развития, характеризующем наличные особенности психических функций ребенка и сложившемся на сегодняшний день, и зоне ближайшего развития. Он писал: «То, что ребенок оказывается в состоянии сделать с помощью взрослого, указывает на зону его ближайшего развития, которая помогает нам определить завтрашний день ребенка, динамическое состояние его развития. Таким образом, состояние умственного развития ребенка может быть определено по меньшей мере с помощью выяснения двух его уровней — уровня актуального развития и зоны ближайшего развития».

Выдвинув это положение, Выготский подчеркнул, что при обучении и воспитании, с одной стороны, нельзя предъявлять ребенку непосильных требований, не соответствующих уровню его актуального развития и ближайшим возможностям. Но зная то, что он сегодня может выполнить с помощью взрослого, наводящих вопросов с его стороны, примеров, показа, а завтра — самостоятельно, учитель может целенаправленно совершенствовать развитие детей в соответствии с требованиями общества. Это положение Л.С. Выготского нашло широкое отражение в психолого-педагогической науке

Исходя из требований общества о необходимости повышения умственного развития и связанной с этим перестройки всех остальных познавательных процессов, ученые выдвинули проблему повышения теоретического уровня обучения, ориентировку его на зону ближайшего развития школьников.

Принцип деятельного подхода к развитию психики разработан в трудах А.Н. Леонтьева. Сущность этого принципа заключается в том, что личностью не рождаются, ею становятся. Ребенок рождается лишь индивидом, имеет лишь биологические предпосылки стать личностью. И только в совместной деятельности с другими людьми он развивается как личность. Исходя из двух вышеизложенных принципов, отечественные психологи раскрывают качественное своеобразие каждого периода развития ребенка на основе таких понятий, как социальная ситуация развития и ведущая деятельность.

Социальная ситуация развития, как пишет Л.И. Божович, была определена Л.С.Выготским как особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которые являются типичными для каждого возрастного этапа и обусловливают динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода и новые качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу.

Понятие ведущей деятельности раскрыто в трудах А.Н. Леонтьева. Каждому возрастному периоду, подчеркивает ученый, соответствует конкретный вид деятельности, который влияет на развитие и формирование всех черт личности ребенка и ее познавательных возможностей, характерных именно для этого периода. В этом виде деятельности происходит формирование новой ведущей деятельности, определяющей следующий этап возрастного развития.

А.Н. Леонтьев показывает, что именно в процессе ведущей деятельности ребенка возникают новые отношения с социальной средой, новый тип знаний и способы их получения, что изменяет познавательную сферу и психологическую структуру личности. Итак, каждая ведущая деятельность способствует проявлению характерных именно для этого возраста качественных особенностей, или, как их называют, новообразований возраста, а переход от одной ведущей деятельности к другой знаменует собой смену возрастного периода.

 

С учетом выделенных критериев, а также исторически сложившейся системы воспитания детей в практике отечественной педагогической науки широко принята следующая периодизация возрастов:

Младенческий возраст — 0—1 год жизни

Ранний возраст — 1—2 года жизни

Дошкольный возраст -.— 3-6 лет

Младший школьный возраст —7—10 лет

Средний школьный, или подростковый, возраст — 11 —14 лет Старший школьный возраст, или ранняя юность — 15—18 лет

Педагогу надо знать, что переход от одного периода развития к другому может протекать литически (спокойно) и критически (с кризисом). Кризис может возникать на различных этапах развития. Наиболее ярко проявляются кризисы новорожденности, 3лет и кризис при переходе к подростковому возрасту.

Кризис новорожденности признается как самый настоящий и самый первый кризис в развитии, резкое изменение ситуации развития, переход с биологического типа развития к социальному.

Течение кризиса трех лет связано с первоначальным осознанием малышом своей «самости», осознанием себя отдельным человеком, деятелем. Он к этому времени много знает и умеет и требует самостоятельности: «Я сам».

Потребность в утверждении своей самостоятельности может приводить ребенка к целому ряду конфликтов. Иногда конфликт возникает потому, что он хочет получить в своем утверждении помощь от взрослых, а иногда, наоборот, старается противопоставить себя им.

Кризис при переходе к подростковому возрасту возникает как результат качественной перестройки личности подростка, когда появляется потребность во взрослости. При учете взрослыми новых потребностей ребенка и соответствующей помощи по формированию возможностей их удовлетворения кризисов можно избежать, обеспечив бескризисное, литическое развитие личности. Педагогу следует также знать, что в каждом возрасте существуют вершина возможности для наиболее эффективного развития каких-либо определенных сторон психики. Так, ранний возраст (1-3 года жизни) является благоприятным, или, как называют в психологии, сензитивным, для развития речи ребенка. Младший школьный возраст благоприятен для развития учебных навыков и т.д. Это связано с определенной готовностью психофизиологического аппарата для развития именно этой психической функции. С развитием психолого-педагогической науки углубляется и изучение возрастной периодизации. Об этом свидетельствуют работы Д.Б. Эльконина, который, развивая проблемы, выдвинутые Л.С. Выготским, и исходя из основных принципов периодизации, изложенных выше, подверг тщательному анализу содержательно-предметную сторону деятельности и пришел к выводу об исторически возникшем расщеплении единого процесса усвоения общественного опыта на две взаимосвязанные стороны — усвоение мотивов и задач деятельности и усвоение операционно-техничес-кой стороны деятельности.

Каждый период, по мнению Д.Б. Эльконина, характеризуется своей социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью, центральными психическими новообразованиями и возрастными изменениями всей психики ребенка в целом.

Основным механизмом психического развития являются противоречия двух типов: между потребностями и возможностями ребенка и между уровнем развития ребенка и его неадекватной социальной позицией. Обострение противоречий порождает кризисы развития — переломные моменты развития.

В пределах конкретного возрастного периода имеются свои типы деятельности, и развитие ребенка в каждом из них не одинаково (см. табл.). В определенное время его активность направлена на действия с предметами и объектами окружающей действительности, на их познание. Этой активности соответствует предметно-манипулятивный тип деятельности, в процессе которой и развивается познавательная сфера. Затем наступает период направленности ребенка на познание взаимоотношений с людьми, ему соответствует общение как тип деятельности. В процессе общения у ребенка формируются в первую очередь потребности, цели, мотивы деятельности. Развивается личностная сфера. Например, ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра, но если в младшем дошкольном возрасте в процессе игры он больше внимания уделяет познанию вещей, их свойств, связей, то в среднем и старшем дошкольном возрасте в процессе ролевых игр ребенок поглощен познанием отношений окружающих людей, что формирует новые потребности.

.

В исследованиях последних лет психологи продолжают изучение процесса развития личности.

А.Е. Петровский рассматривает процесс развития с позиции интеграции человека в различные социальные группы. На каждой стадии развития ребенок входит в определенную социальную группу, приспосабливаясь и усваивая ее нормы. Выделяются три стадии развития личности: адаптация, индивидуализация и интеграция. На первой стадии человек максимально ориентирован на усвоение свойственных группе норм, особенностей (стать, как другие, быть в «общей массе»), на второй — активизируется потребность в проявлении своей индивидуальности (быть самим собой),

на третьей стадии возникают противоречия между стремлениями быть, как все, и сохранить индивидуальность — и происходит интеграция личности в общности. На этой стадии формируются определенные новообразования, позволяющие личности состояться в группе, не теряя своей индивидуальности.

Источником развития личности, согласно мнению А.В. Петровского, выступает противоречие между потребностью индивидуума в персонализации (быть личностью) и объективной заинтересованностью референтной для него общности принимать лишь те проявления его индивидуальности, которые соответствуют задачам, нормам и условиям функционирования и развития в этой общности. Для успешной адаптации к новой общности на каждом возрастном этапе важна успешная интеграции на предыдущей стадии. В целом многоступенчатая схема периодизации по А.В. Петровскому с выделенными автором эпохами, периодами изображена на схеме ниже.

Возрастная периодизация развития личности по А.В. Петровскому

I - адаптация; II - индивидуализация; III - интеграция.

В эпохе детства преобладают процессы адаптации, в подростковом-индивидуализации, встаршем школьном возрасте –интеграции.

К интересным выводам пришел в своих работах Д.И. Фельдштейн: активизация одной стороны деятельности не заменяет другую ее сторону, обеспечивая лишь новые возможности для развития личности. В этом процессе четко лрослеиваются закономерности «обратного действия. изируется предметно-практическая, познавательная сфера. В процессе познавательной активности ребенка появляются такие новообразования, как троизвольность, рефлексия, а они вызывают потребность осо-щать собственное поведение и овладеть нормами взаимоотношений, что характерно для подростка. У него активно формируется самосознание, развивается социальная активность

Д.И. Фельдштейн вводит представление о чередующемся развитии двух личностных позиций ребенка: «Я в обществе» и «Я и общество». Первая позиция характеризуется преобладанием процесса социализации. Новые отношения с людьми делают неопределенными контуры личности ребенка, он податливо отзывается на влияние общества. Вторая позиция выступает как процесс индивидуализации. Ее содержанием является осознание себя в качествесубъекта общественных отношений. Позиция субъекта, согласно Фельдштейну, возникает уже у трехлетнего ребенка, в шесть чет она сменяется его установкой на новые социализирующие воздействия. Однако у подростка в период от 10 до 15 лет, на основе развития сознания и самосознания, вновь преобладает позиция «Я и общество».

В целом в исследованиях подчеркивается, что на протяжении всего развития личности в онтогенезе имеют место различные уровни социальной зрелости личности, но главные узлы этого развития отражаются в трех этапах:

1. До трех лет, когда малыш осознает наличие других людей.

2. С трех лет, когда ребенок осознает свое «Я». Самоутверждается «Я сам», осваивает нормы человеческих отношений, пытаясь уже ориентироваться на оценку взрослых, что в первую очередь определяется потребностью в общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности.

3. С десяти лет, когда подросток стремится утвердить свое «Я» в системе общественных отношений. Этот этап уже предполагает и осознание общения, и самоуправление в процессе общения, т.е. развитую личность.

Именно уровни социального развития наиболее благоприятны для формирования личности, ее стержневых качеств, а значит, для системы воспитательных воздействий, которые должны обеспечить школа и общество в целом.

Литература

1. Абрамова Г.С. Психология развития: Учеб. пособие. М., 2000.

2. БаттервортДж., Харрис М. Принципы психологии развития / Пер. с англ. М., 2000.

3. Блонский П.П. Педология. М., 1934.

4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избр. психол. труды / Под. ред. Д.И. Фельдштейна. М., Воронеж, 2001.

5. Валлон А. Психическое развитие ребенка / Пер. с фр. СПб., 2001.

6. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» / П.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; Под ред. М.В.Гамезо и др. М., 1984.

7. Возрастная и педагогическая психология / Сост. и коммент. О.Шу-аре Марта. М., 1992.

8. Волков Б. С., Волкова Н.В. Основные закономерности психического развития ребенка. М., 1999.

9. Выготский Л. С. Лекции по педологии. Ижевск, 2001.

10. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М., 1991.

11. ЗалкиндА.Б. Педология: утопия и реальность. М., 2001.

12. Запорожец А.В. Психология действия. Избранные психологические труды. М., 2000.

13. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М., 1994.

14. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2002.

15. Ливехуд Б. Фазы развития ребенка / Пер. с нем. Калуга, 1998.

16. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А.Г. Рузской. М., Воронеж, 1997.

17. Марцшковская Т.Д. История детской психологии. М., 1998.

18. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического Развития ребенка. Избр. психол. тр. / Под ред. Е.Д. Божович. М., Воронеж, 'У98.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.