Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стадии развития моральных суждений по Л. Кольбергу1




Уровень Стадия Возраст (в годах) Основания морального выбора Отношение к идее самоценности человеческого существования
Прекон-   0-2 Делаю то, что мне
венциональ ный     приятно  
    2-3 Подчиняюсь правилам, чтобы избежать Ценность человеческой жизни смешивается с ценностью предметов,
      наказания которыми этот человек владеет
    4-7 Делаю то, за что Ценность человеческой
      меня хвалят; совершаю добрые поступки по прин- жизни измеряется удовольствием, которое ребенку доставляет
      ципу: «ты - мне, я - тебе» этот человек
Конвенциональный   7-10 Поступаю так, чтобы избежать неодобрения, неприязни ближних, стремлюсь быть (слыть) «хорошим Ценность человеческой жизни измеряется тем, насколько этот человек симпатизирует ребенку
      мальчиком», «хорошей девочкой»  
    10-12 Поступаю так, чтобы избежать неодобрения авторитетов и чув- Жизнь оценивается как сакральная, неприкосновенная в категориях моральных (правовых)
      ства вины; выполняю свой долг, или религиозных норм и обязанностей
      подчиняюсь поавилам  
Посткон-венцио-   После 13 Поступаю согласно собственным Жизнь ценится и с точки зрения ее пользы
нальныи     принципам, ува- для человечества, и с
      жаю принципы точки зрения права
      других людей, стараюсь избе- каждого человека на жизнь
      жать самоосуждения  
    После 18 Поступаю согласно общечело- Жизнь рассматривается как священная с
      веческим, универ- позиции уважения к
      сальным прин- уникальным возможно-
      ципам нрав- стям каждого человека
      ственности  
           

 

1 См.: Цукерман Г.А, Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М., 1995. С. 46-47.

 

 

эмоционального развития может сосуществовать с предыдущей, каждая из которых «обслуживает» разные сферы общения ребенка.

4. Психологическая стадия развития эмоций связана с появлением новых категорий мировосприятия, имеющих сильную эмоциональную окраску: смелость, честность, преданность, доброта, дружелюбие и др. Результаты стихийных психологических исследований себя и других людей систематизируются в представлениях подростков о ценностях, идеалах, о собственном жизненном стиле, социальных ролях, поведенческих кодах. Наиболее распространенные варианты завершения психологической стадии эмоционального развития: 1) согласование (адаптация) собственных взглядов с окружением; 2) негативизм (отрицание) системы ценностей окружающих.

5. Стадия автономии достигается лицами (начиная с подросткового возраста), которые способны согласовывать мораль окружающей среды и свои нравственные нормы. Эмоционально-личностная автономность проявляется в умении отвечать за свою судьбу, умении преодолевать давление внешних обстоятельств, конструктивно разрешать внутренние и внешние противоречия.

6. Высшая — интегративная стадия эмоционального развития отмечена формированием чувства целостности, гармонии, сбалансированности мира. Эта стадия достигается не в каждом индивидуальном развитии.

Прогрессивное направление в современной когнитивной психологии представлено в работах Дж. Брунера. В своих работах («Психология познания», «К теории обучения» и др.) он ставит вопросы о соотношении обучения и формирования личности. Ученый утверждает, что обучение не зависит от развития, поэтому всякому ребенку из любой стадии развития можно преподать любой предмет в достаточно полноценной форме. Правда, Брунер не всегда последователен. В ряде высказываний он утверждает, что обучение ведет за собой развитие. Ученый стремится выяснить роль школьного обучения в формировании интеллекта детей. Развитие каждого ребенка он обусловливает изменением его места в системе социальных отношений — поступлением в школу, где ему предъявляют определенные и жесткие требования к познавательной деятельности. Вне школы, отмечает автор, интеллектуальное развитие прекращается после 10 лет. В своих экспериментальных психолого-педагогических исследованиях ученый выясняет роль вырабатываемых обществом способов действий («усилителей») в развитии детского интеллекта, а также ставит задачу их создания и наиболее эффективного использования.

Дж. Брунер провел фундаментальное сравнительное исследование интеллектуального развития детей в условиях различных культур и сделал вывод, что его уровень и специфика зависят от культуры общества, в котором ребенок живет. По мнению Дж. Брунера, развитие предполагает последовательное овладение ребенком тремя сферами представлений и способами познания одновременно — действием, образом, символом. Эти виды представлений сохраняются и у взрослого человека, богатство интеллекта которого определяется наличием развитых представлений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 836; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.