Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Художественная реальность и художественная концепция




Актуальное и вечное в произведении.

3. Актуальное и вечное в произведении. «Архипелаг ГУЛАГ» Со­лженицына запечатлел такой трагический, исторически значимый жиз­ненный материал, такой уникальный исторический опыт, что стал бы веч­ным, независимо от своих собственно художественных качеств, которые нет оснований ставить под сомнение.

Произведение многослойно, и один из слоев — его политическое бы­тие, включенность в идейную борьбу эпохи (вспомним хотя бы «Путеше­ствие из Петербурга в Москву» Радищева, «Медный всадник» Пушкина, «Отцы и дети» Тургенева, «Отверженные» Гюго). Этот слой определяет актуальность произведения. Она слабеет или исчезает с изменением по­литических обстоятельств, и нередко новые поколения почти перестают ощущать заключенную в произведении политическую проблематику. Но в новой исторической ситуации оно может обрести новую жизнь, сопри­касаясь с реальностью иными точками.

Актуальный слой произведения ориентирован на данное общество, глубинные же слои обращены к человечеству и дают произведению дли­тельное существование. Произведение — и отвечает на конкретную ситу­ацию современности, и предназначено для продолжительной и даже веч­ной жизни. Актуальный политический слой, ориентированый на сиюми­нутность, важен. В нем осуществляется социальная позиция художника, в известной мере программирующая восприятие других слоев произведе­ния. Ослабленность актуального слоя затрудняет вхождение даже шедев­ров в сознание современников и в историю литературы. Так, поэзия Тют­чева почти не существовала для его современников. Для Некрасова и в 1856 году Тютчев — второстепенный, барочный поэт. Как крупная худо­жественная фигура Тютчев выдвинулся много лет спустя. В его стихах был ослаблен внешний актуально-социальный слой, имеющий прямые выходы на современность, но в них был мощный слой общечеловеческих ценностей, который в наше время востребован читателем. Внутренний эстетический слой произведения ориентирован на протяженность челове­ческой истории. В произведении живут и настоящее, и историческая па­мять человечества о прошлом, и предугаданное будущее.

Произведения архитектуры призваны жить века — в разных эпохах. Художник обращается к «близким» (к современникам), и к «далеким» (к потомкам, к человечеству). Он вторгается в отношения сегодняшнего дня, вносит в будущее опыт своей эпохи и рассматривает современность с точ­ки зрения непреходящих общечеловеческих ценностей.

4. Художественная реальность и художественная концепция. Ху­дожественная реальность представляет мир в его целостности. Целост­ность - неотъемлемое свойство художественного мира. Произведение — космос духа, художественный мир, складывающийся из художественных образов. Этот мир похож на реальный: в нем богатые тоже плачут, а бед­ные тоже радуются, в нем люди любят и ненавидят, рождаются и умира­ют, как в реальном. Пластичность не только изобразительных, но и лите­ратурных образов такова, что мы видим портреты героев и окружающие их вещи с той же очевидностью, с какой мы видим их в жизни. Перед нами предстает и художественный микромир тончайших чувств человека, и макрокосмос целой эпохи бытия человечества. Художественный мир мо­жет быть велик, сомасштабен исторической реальности. «Илиада» Гоме­ра, «Божественная комедия» Данте, «Гамлет» Шекспира, «Война и мир» Толстого — это целые миры, размеры которых вселенски огромны. Одна­ко при всем жизнеподобии художественный мир существенно отличается от мира реального обобщенностью персонажей, ситуаций, деталей и их подчиненностью единой художественной мысли, во имя которой этот вы­мышленный мир создается. «Вымышленное... порой не имеет аналогов в реальности, но неверно говорить о чисто субъективном. Мир иллюзий не

становится реальностью, однако не перестает быть миром, объективным универсумом, исполненным смысла и совершенства. Пусть воображае­мый кентавр не скачет в действительности по настоящим лугам... но и он наделен своеобразной независимостью по отношению к вообразившему его субъекту. Это виртуальный или, пользуясь языком новейшей филосо­фии, идеальный объект» (Ортега-и-Гассет. 1991. С. 203).

Художественная реальность — система художественных образов, не­сущая художественную концепцию мира и личности, подчиненная этой концепции и пластически воплощающая ее. Так, художественный мир в произведениях экзистенциализма раскрывает принципиальное одиноче­ство человека и абсурдность его жизни; в произведениях экспрессионизма — враждебность мира личности, сюрреализма — непостижимость и зага­дочность бытия. В произведениях поп-арта художественный мир — со­реальность, некий параллельный действительности космос. В реализме художественный мир несет в себе идеи ответственности личности за судь­бу человечества, утверждает значение культуры в переходе человека «от горизонта "я" к горизонту всех» (П. Элюар). В произведениях социали­стического реализма художественный мир — это трудная современная реальность, которую человек насильственно преобразовывает во имя абс­трактного будущего, обещающего быть светлым.

Художественный мир чувственно достоверен и материально насы­щен. Он состоит из всех природных стихий (земли, воздуха, воды, огня), из всех предметов «первой» природы (гор, лесов, рек, морей) и «второй», рукотворной природы (зданий, мебели, вещей). В этом мире действуют человеческие характеры и из их взаимодействия складываются обстоя­тельства, в нем живет общество и протекает история. Однако и вещи, и природные стихии, и характеры, и обстоятельства, и сам исторический процесс — лишь обобщенные, концептуально нагруженные образы. Жиз­неподобие обусловлено склонностью искусства отражать действитель­ность в формах самой действительности. Жизнеподобие художественно­го мира относительно, так как во имя более четкого выражения концеп­ции и более полного выражения эстетического отношения к изображае­мому явлению даже реалистическое искусство способно заострять (на­пример, в сатире), преувеличивать (гипербола), преуменьшать (литота), деформировать (гротеск) явления. Художественная реальность порой от­ступает от жизнеподобия. Однако у этих отступлений в реалистическом искусстве всегда есть мера, не позволяющая разрушать представления о действительности.

Конкретная чувственность пластических образов создает художест­венный мир, обладающий свойствами непосредственности, самодеятель­ности, незаданности, случайности, то есть, на первый взгляд, качествами самой действительности, статусом факта жизни. Однако эта незаданность

и реальность — иллюзия, ибо эта художественная реальность создается во имя выражения определенной художественной концепции мира и лич­ности. Тем не менее воссоздание непосредственности жизни влечет за со­бой известную власть материала над художником и неполное соответст­вие замысла и результата.

Художественная концепция произведения запечатлевается в восьми пластах, каждый из которых передает определенный тип взаимодействия человека с различными внутренними и внешними средами.

Первый пласт («яя»)

Первый пласт («яя» )внутренние коммуникации, внутренние взаимодействия личности, определяемые противоречиями подсознания и сознания, «нецензурированного» сознания и социальных норм. Этот пласт несет философско-психологическую проблематику, раскрывает «диалектику души», передает поток сознания и показывает границы мое­го «я», мои отличия и сходства с другими, мое предназначение. В этом пласте произведения осуществляется художественное самосознание (осознание человеком себя как личности). Этот пласт в развернутом виде появляется лишь в романтизме.

Второй пласт («яты»)

Второй пласт («яты»)коммуникации человека с другим челове­ком. Этот пластноситель нравственной проблематики.

Третий пласт («ямы»)

Третий пласт («ямы»)общение и взаимодействия личности с социальной средой (классом, нацией, народом, государством, обще­ством). Этот пласт в произведении носитель социально-политической и правовой проблематики.

Четвертый пласт («я - все мы»)

Четвертый пласт («я - все мы»)отношения человека с человече­ством и историей. Этот пластноситель философии истории, соц­оиально-философских проблем.

Пятый пласт («явсё»)

Пятый пласт («явсё»)личность и природная среда, ее окружа­ющая. Этот пластноситель естественнонаучных и натурфилософ­ских проблем.

Шестой пласт («я — все созданное нами в сфере материальных ценностей»)

Шестой пласт («явсе созданное нами в сфере материальных ценностей» )личность и рукотворная, «вторая» природа. Этот пластноситель соционатурфилософских проблем и включает в себя болевые точки цивилизации: руссоизм, урбанизм, экологические вопросы.

Седьмой пласт («я—все созданное нами в сфере духа»)

Седьмой пласт («явсе созданное нами в сфере духа»)человек и созданная им духовная культура. Этот пластноситель культурологи­ческих и герменевтических проблем.

Восьмой пласт («явсеобщее»)

Восьмой пласт («явсеобщее» )человек и мироздание. Этот пластноситель религиозной и глобальной метафизической проблема­тики: что есть мир и каков он, в чем смысл жизни и что такое смерть, что такое человек в его отношении ко Вселенной, космосу и к Богу?

Художественный мир реален и нереален. В своей реальности он есть концептуально нагруженная модель действительности, состоящая из ос-

мысленных и пропущенных через сердце художника впечатлений бытия. Одновременно художественный мир и нереален, ведь сколько бы чита­тель или зритель в этот мир ни погружался, он ничего не может в нем из­менить. Зритель не может вмешаться в действия Яго и предотвратить их. Этот мир создан словами. И хотя слово — тоже дело, это дело духовное, и «материальность», пластичность художественного мира совсем иная, не­жели у мира реального. В отличие от реального в художественном мире все пронизано художественной концепцией и самые сторонние, самые не­значительные вещи, поступки, черты характера подчинены главной идее произведения и не случайны. Любая случайность внутри художественно­го мира предусмотрена, читатель или зритель к ней подведен. В художест­венном мире нет ничего лишнего (известен афоризм Чехова о ружье: если оно висит на стене в первом акте пьесы, то в третьем акте оно должно вы­стрелить). Само создание скульптуры для художника есть процесс отсече­ния от куска мрамора «всего лишнего».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 12476; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.