Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коррекция проявлений агрессивного поведения умственно отсталых младших школьников




В современном мире остро стоит проблема детской агрессивности. Она является одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения. Этим озабочены как родители детей, так и педагоги, психологи. На первый взгляд детская проблема приобретает серьезные последствия: нарушение межличностных отношений со сверстниками и взрослыми, социальную адаптацию, учебную и трудовую деятельность.

Агрессивность – это свойство личности, «выражающееся в готовности к агрессии» [1].

У детей с умственной отсталостью отмечаются трудности в общении как со взрослыми, как и с коллективом сверстников. Отсутствие средств общения, речевых и неречевых, непонимание ситуации, отображаемой в игре, ведут к тому, что данная категория детей в большинстве случаев оказывается отверженными. Желание самоутвердиться в такой ситуации приобретает патологические формы – дети становятся агрессивными. Так же у них снижена способность к пониманию эмоциональных состояний других людей. Они проявляют больше критичности к поступкам других, чем к своим, однако свои тревоги, страхи, обиды выражают в грубой, агрессивной форме.

Наличие и уровень агрессивности детей с умственной отсталостью определяется комплексом разнообразных факторов и условий социального развития: гормональные изменения; прием медицинских препаратов; астенические явления, возникающие вследствие расстройства; наличие психопатологические синдромов; эмоционального состояния и самочувствия педагогов; отрыв детей от семьи, перевод из одного учреждения; невозможность удовлетворения потребностей; неблагоприятные условия среды, в том числе в семье; прямое повторение того, что дети сами испытывают от других людей; подражательность и внушаемость; порицание и критика. [5]

В.Б. Лебединский [2] указывает, что у некоторых детей с умственной отсталостью возможны скрытые (смещенные) проявления агрессии в форме злорадства при виде несчастья, боли другого ребенка при недостаточности активных форм агрессии.

С целью подтвердить гипотезу о том, что среди младших школьников с легкой умственной отсталостью процент детей, которым присуще агрессивное поведение, выше, чем у младших школьников с нормальным уровнем развития, был проведен констатирующий эксперимент с использованием следующих методик: проективный тест «Несуществующее животное», методика «Дом, дерево, человек», Тест Розенцвейга (модификация Н.В. Тарабриной), Тест Басса-Дарки, Hand-test Э. Венгера, наблюдение. Было выявлено, что у всех учащихся младших классов отмечаются негативные особенности поведения, в том числе и проявления агрессии, но у детей с умственной отсталостью высокий уровень агрессивности проявляется в большей степени.

Для коррекции проявлений агрессивного поведения умственно отсталых младших школьников была составлена коррекционно-развивающая программа. Она основывалась на следующих принципах: принцип единства диагностики и коррекции, принцип нормативности развития, деятельностный принцип коррекции, принцип комплексности методов воздействия, принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком.

Коррекционная программа состоит из работы с детьми, работы с педагогами и родителями. Работа с детьми включает в себя три основных этапа: ориентировочный, конструктивно-формирующий и обобщающе-закрепляющий.

Ориентировочный этап (с 1 по 5 занятия) преследует своей целью создание благоприятной атмосферы, настрой на совместную работу. Основной метод, который используется, – это игротерапия, так как игра является наиболее доступным и интересным видом деятельности детей данной категории. Этот метод помогает детям выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом – через игру. Так же игры способствуют развитию произвольного поведения, эмоционально-волевой и интеллектуально сторон.

Цель конструктивно-формирующего этапа (с 6 по 35 занятия) – коррекция агрессивных проявлений в поведении детей. Этот этап мы разбили на блоки (5 блоков по 6 занятий). В каждом новом блоке используется новый метод работы с детьми.

Блоки конструктивно-формирующего этапа

Блок Занятия Методы воздействия
1 блок С 6 по 11 Бумаготерапия
2 блок С 12 по 17 Изотерапия
3 блок С 18 по 23 Лепка из пластилина, глины, соленого теста
4 блок С 24 по 29 Рисование цветным рисом
5 блок С 30 по 35 Сочинение историй

 

Так же в качестве дополнительных методов используются: релаксационные упражнения, которые способствуют уменьшению гиперактивности, внутренней и эмоциональной напряженности, физической разгрузке, как предпосылок агрессивных актов; рефлексия – отработка навыков реакции собственных эмоциональных состояний с целью обучения детей дифференциации, рефлексии, фиксации, контролю и вербализации эмоциональных состояний; психогимнастика способствует овладению навыками контроля за двигательной и эмоциональной сферами, положительному настою на занятия и положительным взаимоотношениям между участниками группы.

Цель обобщающе-закрепляющего этапа (с 36 по 40 занятия) – закрепление полученных знаний, умений и навыков; подведение итогов. На этом этапе так же основной метод – игротерапия.

Данная коррекционная программа ориентирована на детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости. Оптимальное количество детей в группе – 10 человек. Количество занятий – 40, в течение 3 месяцев, при частоте встреч – 3 раза в неделю.Продолжительность одного занятия – 40 минут.Форма работы – групповая и индивидуальная (с теми детьми, кто показал высокий уровень агрессивности).

Основная цель коррекционной работы с родителями и педагогами – это исключение таких факторов в общении взрослого с ребенком, которые могут провоцировать ребенка на ответное агрессивное поведение.

В работе с родителями и педагогами были выделены два основных этапа: информационный и конструктивно-формирующий. На первом этапе основная цель – информирование об индивидуально-психологических особенностях детей младшего школьного возраста, проблеме агрессивности, ее причинах. Информационный этап включает в себя: лекции для родителей, лекции для педагогов, информацию на стенде в учительской, брошюры для педагогов и родителей. Цель второго этапа – обучение навыкам эффективного общения с агрессивными детьми. Конструктивно-формирующий этап представляет собой элементы социально-психологического тренинга, в котором выделяется два направления: с группой родителей и с группой родителей с детьми.

Таким образом, был проведен анализ литературы по проблеме агрессивности умственно отсталых детей младшего школьного возраста, проведено исследование с целью подтверждения гипотезы и разработана коррекционно-развивающая программа. Целью коррекционно развивающей программы явилось снижение агрессивных проявлений у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. В настоящее время ведется апробация данной коррекционной программы при работе с детьми младшего школьного возраста с умственной отсталостью.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1088; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.