КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 3. Психологическая коррекция аддиктивного поведения у подростков
. Аддиктивное поведение вид нарушения адаптации в подростковом возрасте, который характеризуется злоупотреблением одним или несколькими психоактивными веществами без признаков индивидуальной психической или физической зависимости в сочетании с другими нарушениями поведения. Аддиктивное поведение в психологическом плане своеобразная регрессивная форма психологической защиты, а в более широком, клиническом аспекте может быть отнесено к явлениям психического дизонтогенеза по типу диспропорционального (искаженного) развития. Основная цель психокоррекционной работы создание подросткам оптимальных условий для тренировки механизмов совладания в соответствии с местом наименьшего сопротивления каждого типа акцентуации характера. Наиболее эффективные формы психологической коррекции заключаются в проведении групповой психотерапии и в работе с родителями девиантных подростков. Групповая психотерапия решает следующие задачи: повышение самооценки; тренировка механизмов совладания с патогенными воздействиями, приходящимися на место наименьшего сопротивления каждого типа акцентуации характера; увеличение чувства ответственности за свое поведение; поиск путей для семейной реадаптации; расширение временной перспективы, разрушение инфантильной психологической защиты; предотвращение десоциализации подростков. Иными словами, цель групповой психотерапии — научить подростка повзрослому воспринимать окружающую жизнь и видеть пути своего развития. Количество рецидивов в значительной степени определяется изменениями между семейными подсистемами. Работа с семьей подростка, употребляющего токсикоманические вещества, является важным компонентом психокоррекционной программы. Аддиктивное поведение может поддерживаться семьей: вопервых, оно может выполнять защитную функцию в плане укрепления стабильности семьи; вовторых, может возникать под влиянием эмансипационных тенденций подростка; втретьих, может компенсировать какиелибо блокированные потребности; наконец, может являться средством психологической защиты у инфантильной личности. Задача врача — выяснить значение “симптома” внутри семьи и попытаться оптимизировать ее функционирование. Методы коррекции: - методы поведенческой коррекции: жетонные программы, регистрация поведения, поведенческий тренинг; - реконструктивная групповая психокоррекция; - терапия творческим самовыражением: библиотерапия, арттерапия; - разъяснительные беседы и дискуссии.
2.1. Понятие "аддиктивное поведение (от англ. addiction - пагубная привычка) используется для описания поведения, включающего употребление различных токсикоманических веществ и алкоголя на том этапе, когда еще не сформирована физическая зависимость. Истинные алкоголизм и наркомания в возрасте 10-14 лет встречаются редко. 2.2. Факторы, ведущие к формированию аддиктивного поведения: - наследственная отягощенность алкоголизмом и другими нервно-психическими заболеваниями; - большая частота перенесенных детских инфекций; - инфантилизм как форма ЗПР; - распространенность в детстве различных неврозоподобных расстройств (страхи, заикание, тики). 2.3. Причины аддиктивного поведения (Н.Ю.Максимова, 1996): - неспособность подростка к продуктивному выходу из ситуации затрудненности удовлетворения актуальных жизненно важных потребностей; - несформированность или неэффективность способов психологической защиты подростка, позволяющих ему хотя бы временно снять эмоциональное напряжение; - наличие психотравмирующей ситуации, из которой подросток не находит конструктивного выхода. 2.4. Предрасположенность к аддиктивному поведению - это личностное новообразование, детерминирующее готовность к употреблению психотропных веществ. Личностная предрасположенность к аддиктивному поведению включает: 1) отсутствие мотивации достижения, вплоть до отказа считать себя субъектом деятельности, преобладание избегающей мотивации; 2) несформированность функции прогноза; 3) низкий уровень развития самосознания, отсутствие навыков рефлексии; 4) преобладание экстернального локуса контроля; 5) низкий уровень самоуважения, вплоть до непринятия образа "Я", что, однако, может маскироваться защитным поведением, демонстрирующим завышенную самооценку; 6) самозащитный тип реакции на фрустрацию, детерминируемый неуверенностью в себе, что проявляется в отказе от деятельности при столкновении с малейшими трудностями; 7) противоречивость самооценки и уровня притязаний, проявляющаяся в алогичности и непоследовательности деятельности, связанной с преодолением препятствий; 8) тенденцию к уходу от реальности в стрессовой ситуации. 2.5. Мотивы употребления наркотических веществ и алкоголя: - для токсикоманов более значима фрустрация потребности в безопасности; для тех, кто преимущественно употребляет алкоголь, - потребность во временной перспективе; - любопытство, желание испытать новые "острые" ощущения и/или узнать возможности своего организма; - забыться, отвлечься от тревожащей ситуации, достичь релаксации; не отстать от компании сверстников. 2.6. Изменения в поведении ребенка, начавшего принимать наркотики: - повышается агрессивность, взвинченность; - потеря интереса к старым друзьям, занятиям; - одежда подростка стала неряшливой, на белье можно увидеть мелкие кровавые пятна; - ребенок начал воровать деньги, вещи; - среди вещей ребенка можно найти шприцы, таблетки, целлофановые пакеты и т.д.; - в общении со сверстниками появились слова типа "задвинуть", "косяк", "колеса", "ширнуться" и т.д.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 3825; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |