КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Коррекция агрессивных проявлений: общие принципы и направления
Агрессивные тенденции могут проявляться в виде самоагрессии и агрессивных действий по отношению к объектам окружения или другим людям; приобретать форму физической агрессии или агрессивных разрядов в вербальном и символическом плане; носить эпизодический, нестойкий характер либо являться наиболее частым способом реагирования ребенка на воздействия окружения и даже выглядеть как патологическое влечение (И. А. Фурманов). Тяжесть агрессивных проявлений можно определить по ряду параметров. 1. ^ Частота и легкость их возникновения. Чем мощнее аффективная патология ребенка, тем больше возможность возникновения фрустрирующих ситуаций. Среди них — крайняя ограниченность способов самостоятельного контакта больного ребенка с окружающими; постоянная тревожность и наличие стойких локальных страхов; неадекватность самооценки и т.д. 2. ^ Степень неадекватности агрессии той ситуации, в которой она возникает. В наиболее грубых ситуациях трудно выявить причину возникновения агрессии, которая выглядит совершенно неадекватной формой реагирования на ситуацию. 3. ^ Фиксируемость на агрессии. В _ряде случаев возникшая ситуативная реакция может закрепляться и формировать стойкую тенденцию к агрессивным действиям. 4. ^ Степень напряженности в агрессивных действиях. В части случаев ребенка можно отвлечь от агрессии, переключить на замещающую конструктивную деятельность или ввести агрессивное действие в ее контекст, подчинить ее контролю. В других, более тяжелых случаях ребенок настолько поглощен непосредственно самим переживанием совершаемого агрессивного действия, что любое вмешательство со стороны окружающих усиливает его моторное напряжение, гнев, ярость. 5. ^ Форма агрессии. В более легких случаях агрессия выражается в вербальной форме, в более тяжелых — это проявление физической ауто- и гетероагрессии, представляющих реальную опасность. 6. ^ Степень осознаваемости агрессивных действий. В более легких случаях агрессия выполняет преимущественно защитную функцию и II большей степени чувствительна к психотерапевтическим воздействиям. При более тяжелом типе расстройств агрессивные Действия возникают импульсивно, в меньшей степени связаны с наличной ситуацией. Они практически не поддаются психологической коррекции. При попытке психологической коррекции агрессии необходимо, прежде всего, тщательно проанализировать, какую функцию она выполняет в каждой конкретной ситуации, каковы ее пропорции среди других проявлений активности ребенка и динамика ее возникновения. ^ Тактика психотерапевтических воздействий должна строиться ь зависимости от предполагаемой природы агрессивного поведения ребенка. В одном случае следует игнорировать агрессивную тенденцию и не фиксировать на ней внимание, в другом — включить агрессивное действие в контекст игры, придав ему новый, социально приемлемый смысл; в третьем — не принять агрессию и установить запрет на подобные действия; в четвертом — активно подключаться в игровой ситуации к разворачиванию или «растягиванию» агрессивных действий и добиваться их эмоционально положительного разрешения путем психодрамы. Представляется целесообразным строить психологическую кор-рекционную работу при различных формах агрессивного поведения с учетом уровней- агрессии. Первый уровень — переживания эмоционально-негативных состояний с эмоциями раздражения, недовольства, гневливости. Именно поэтому на первом этапе работы с агрессивными подростками необходимо обучение их различным формам саморегуляции, начиная от хгыхательных упражнений и до более сложных форм аутогенной тренировки. Второй уровень связан с эмоционально-личностным, дифференцированным отношением, поэтому на втором этапе работы целесообразно акцентировать внимание на псих'окоррек-ционных мерах воздействия, ориентированных на личностные установки. К наиболее стандартным приемам относят планомерное и систематическое обсуждение проблемы, вызывающей дистресс; дистанцирование от нее с последующей переоценкой; формирование новых форм психологической поддержки в кризисных ситуациях. На завершающем этапе ведущей задачей становится формирование осознанной необходимости изменения стиля поведения. Так как к концу подросткового периода развитие способности к произвольному поведению и рефлексии происходит на уровне самосознания, необходимо поднимать уровень нравственного развития воспитанников через усвоение ими культурных и духовных ценностей. Конечной целью воспитательных усилий является формирование устойчивого уровня правового и морального контроля, а также высокого уровня самоконтроля и способности самостоятельно действовать оптимальным образом в различных жизненных ситуациях. ^ Превентивные меры и управление агрессией могут осуществляться через ее эллиминацию (наказание, катарсис), демонстрацию моделей конструктивного поведения, когнитивные методы контроля агрессии (анализ отягчающих обстоятельств провокации агрессии, атрибуция «За что?»), через индукцию несовместимых реакций (юмор, эмпатия), тренинг социальных умений, обучение самоконтролю и управлению своим поведением. И.А.Фурманов предлагает осуществлять коррекцию агрессивного поведения на диагностической основе, выделяя четыре категории детей. {.Дети, склонные к проявлению физической агрессии. Установлено, что физическая агрессия преобладает у активных, деятельных, целеустремленных детей, которые отличаются смелостью, решительностью, склонностью к риску, бесцеремонностью, авантюризмом. Их экстравертированность подкрепляется лидерскими качествами, но при этом развиты садистические наклонности, плохой самоконтроль, отсутствие социализации влечений, потребность в острых переживаниях, импульсивность поведения. ^ 2. Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии. Они отличаются выраженной психической неуравновешенностью, депрессив-ностью, фрустрационной толерантностью, повышенной чувствительностью к оценкам их личности и действиям, неумением и нежеланием скрывать свои чувства и мысли, постоянным внутренним конфликтом, напряженностью и импульсивностью. 3. ^ Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии. Они характеризуются чрезмерной импульсивностью, слабым самоконтролем, недостаточной социализацией влечений и низкой осознанностью собственных действий, негативизмом натуры. 4. ^ Дети, склонные к проявлению негативизма. Они отличаются «мимизоподобностью»^ранимостью, впечатлительностью. Основными их чертами являются эгоизм, самодовольство, завышенная самооценка, консерватизм. Таким образом, агрессивных детей можно разделить на две большие когорты: с социализированными (физическая и косвенная агрессия) и несоциализированными (вербальная агрессия и негативизм) формами нарушений поведения. Составление и реализация психокоррекционных программ опирается в каждом конкретном случае на ту или иную теоретическую модель, собственную концепцию психолога, особенности группы и ее участников и другие параметры, о которых упоминалось ранее. Например, И. А. Фурманов представляет программу комплексной коррекции, включающую три блока: «Тренинг модификации поведения», «Тренинг эффективности родителей», «Тренинг психологической компетентности учителя». Первый блок. Коррекционный блок для агрессивных подростков представляет собой психологический тренинг интегратив- ного типа с элементами различных психотерапевтических техник. Его целью является поиск альтернативных (социально-приемлемых) способов удовлетворения потребностей и взаимодействия с окружающими. В ходе тренинга решаются следующие задачи: осознание собственных потребностей; отреагирование негативных эмоций и обучение приемам регулирования своего эмоционального состояния; формирование адекватной самооценки; обучение способам целенаправленного поведения, внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов; формирование позитивной моральной позиции, жизненных перспектив и планирования будущего. Второй блок. Программа для родителей подростков с нарушениями поведения направлена на создание психологических условий для преодоления родительских ограничений и приобретения нового опыта взаимодействия с собственными детьми посредством практической тренировки коммуникативных навыков. В процессе работы решаются следующие задачи: переосмысление роли и позиции родителя; развитие взаимопонимания и взаимоуважения прав и потребностей друг друга; снижение тревожности и приобретение уверенности в себе; формирование го-тоености обсуждать с детьми все спорные и конфликтные ситуации в семье; выработка стиля эффективного взаимодействия с детьми. Третий блок. Третья программа имеет целью информирование педагогов об индивидуально-психологических особенностях личности подростка с агрессивным поведением и обучение эффективным способам взаимодействия с ним средствами конфликтологии и игротерапии. В ходе тренинга решаются следующие задачи: распознание и идентификация собственных негативных эмоциональных состояний, возникающих при общении с асоциальными детьми; обучение «целенаправленным» способам отреагирования отрицательных эмоций и приемам регуляции психического равновесия; снятие личностных и профессиональных зажимов и ограничений; освоение методики контакта с неблагополучными детьми различного возраста и выработка стиля эффективного взаимодействия. ^ Выбор стратегий психокоррекционной работы с агрессивными детьми и подростками должен строиться, во-первых, исходя из принципиальной взаимосвязи внутренней (интрапсихической) и внешней (психосоциальной) детерминации функционирования личности. Во-вторых, необходимо учитывать закономерности процесса изменения поведения, который включает стации предобдумывания, обдумывания своего поведения, подготовку к его изменению, действие и поддержание нового стиля поведения. В-т р е т ь и х, психотерапевтические воздействия должны быть направлены на изменения в познавательной сфере личности ребен- tea через убеждение, внушение, конфронтацию, прояснение и интерпретацию малоосознаваемых переживаний; в эмоциональной сфере — катарсис, эмоциональную поддержку; в поведенческой сфере ~ мотивацию, новый эмоциональный социальный опыт, подкрепление. Следовательно, необходимо осуществлять интегративный подход к коррекционной работе и использовать модель пошагового изменения поведения (И.А.Фурманов). 1-й шаг. Осознание: расширение информации о собственной личности и проблеме агрессивного поведения. 2-й шаг. Переоценка собственной личности: оценка того, что ребенок чувствует и думает о своем поведении и себе самом. I 3-й шаг. Переоценка окружения: оценка того, как агрессивное поведение влияет на окружение. I 4-й шаг. Внутригрупповая поддержка: открытость, доверие и сочувствие группы при обсуждении проблемы агрессивного поведения. 5-й ш а г. Катарсис: ощущение и выражение собственного отношения к проблеме агрессивности. 6-й шаг. Укрепление: поиск, выбор и принятие решения действовать, формирование уверенности в способности изменить поведение. 7-й шаг. Поиск альтернативы: обсуждение возможных замен агрессивного поведения. 8-й шаг. Контроль за стимулами: избегание или противостояние стимулам, провоцирующим агрессивное поведение. 9-й шаг. Подкрепление: самопоощрение или поощрение со стороны окружающих за изменение поведения. 10-й шаг. Социализация: расширение возможностей в социальной жизни в связи (^отходом от агрессивного поведения.)
ВОПРОС 2. А ддиктивное поведение как вид саморазрушения личности; мишени его психокоррекции Аддиктивное поведение детей и подростков — это вид отклоняющегося саморазрушающего поведения, связанный с состоянием измененного сознания деформированной формой удовлетворения потребностей через психоактивные вещества. Аддиктивное поведение — вид нарушения адаптации в подростковом возрасте, который характеризуется злоупотреблением одним или несколькими психоактивными веществами без признаков индивидуальной психической или физической зависимости в сочетании сдругими нарушениями поведения. Однако грань между аддиктивным поведением и наркоманией как заболеванием носит очень зыбкий характер. В психологическом плане аддиктивное поведение — это своеобразная регрессивная форма психологической защиты, а в более широком аспекте оно может быть отнесено к явлениям психического дизонтогенеза по типу искаженного развития. ^ Провоцирующими факторами аддиктивного поведения подростков считаются нервно-психическая неустойчивость, акцентуация характера по гипертимному, неустойчивому, конформному, ис-тероидному и эпилептоидному типу; поведенческие реакции группирования (в неформальные молодежные объединения); хобби-реакции, реакции эмансипации. Наркомания как заболевание и аддиктивное поведение очень трудно поддаются лечению и коррекции. Как правило, они должны сопровождаться комплексными мерами социальной поддержки и реабилитации. Поэтому более продуктивно осуществлять профилактику и осуществлять общегосударственные превентивные меры различного характера. ^ Наркотическая личность — это человек, в наибольшей степени деградировавший по сравнению со здоровым состоянием и другими видами аутоагрессивного поведения. С медицинской точки зрения наркомания — это тяжелое заболевание, вызванное употреблением препаратов, отнесенных к списку наркотических. В психологическом смысле наркомания есть потребность какого-либо изменения в субъективном пространстве сознания. Эту потребность может удовлетворить конкретное наркотическое вещество, обладающее определенными психофармакологическими свойствами. Под воздействием наркотика изменяется состояние сознания, формируется физическая и психологическая зависимость, разрушается личность. ^ Последствиями наркомании являются: 1) высокая смертность, обусловленная отравлениями наркотическими веществами, несчастными случаями в состоянии наркотического опьянения и тенденциями к самоубийству среди данного контингента; 2) выраженные медицинские последствия в виде соматических и невралгических осложнений, грубая деградация здоровья и значительное сокращение продолжительности жизни; 3) высокая социальная «заразность» наркоманией и токсикоманией, особенно среди молодежи; 4) выраженное криминогенное поведение наркоманов, связанное с деструктивными изменениями личности и морально-психологической деградацией; 5) разрушение личности в физическом, психологическом и социальном плане. Различные исследователи по-разному анализируют причины наркомании:
Многие исследователи ссылаются на психологическую предрасположенность группы риска к такому виду отклоняющегося поведения. Анализируя личностные особенности наркоманов, они выявили высокий уровень эгоизма (ведущие мотивы личности — собственные желания); бедность эмоциональных переживаний; неразвитость потребностей, отсутствие нравственных идеалов и смещение ценностных ориентации; несамокритичность и необъективность; внешний локус контроля; разрыв между побуждением и действием; повышенную склонность к подражанию; предрасположенность к измененным состояниям (тревожность); импульсивность поведения и пониженную толерантность. Основная цель психокоррекционной работы — создание оптимальных условий для тренировки механизмов совладания с патогенными воздействиями в соответствии с местом наименьшего сопротивления каждого типа акцентуации характера. Наиболее эффективные формы психологической коррекции заключаются в проведении групповой психотерапии и в работе с родителями деви-антных подростков (Б.Д. Карвасарский). ^ Групповая психотерапия решает следующие задачи: повышение самооценки; тренировка механизма совладания с патогенными воздействиями; увеличение чувства ответственности за свое поведение; поиск путей семейной реадаптации; расширение временной перспективы; разрушение инфантильной психологической защиты; предотвращение десоциализации подростков. Иными словами, цель групповой психотерапии — научить подростка по-взрослому воспринимать окружающую жизнь и видеть пути своего развития. Важным компонентом психокоррекционной программы является работа с семьей подростка. Аддиктивное поведение может поддерживаться семьей: выполнять функцию стабилизации семьи; возникать под влиянием эмансипационных тенденций подростка; компенсировать блокированные потребности; наконец, может являться средством психологической защиты у инфантильной Личности. Задача психолога — выяснить значение «симптома» внутри семьи и попытаться оптимизировать ее функционирование (Э. Г. Эйдемиллер). Методика С.А.Кулакова в практике работы с аддиктивным поведением у подростков основана на современном когнитивно-Поведенческом подходе. Формой психокоррекционной и психо-[ Диагностической работы в данной методике является клиническое интервью, которое решает следующие задачи. I. Определение проблемного поведения 1. Происхождение проблемы, определяемое клиентом: «Как я понимаю, вы пришли из-за... Я бы хотел, чтобы вы подробнее рассказали о... Как вы оцениваете эту проблему?» 2. Степень тяжести проблемы: а) Насколько эта проблема для вас представляет затруднения? б) Как часто вы...? Идентификация использования психоактивных веществ, количество, частота употребления каждого вещества, пути и способы введения препарата, дата последнего приема, получаемый эффект; мотивация приема, индивидуальное или групповое употребление^ появление синдрома зависимости; периодичность употребления. При опросе родителей необходимо обратить внимание на следующие моменты: не произошло ли снижение успеваемости за последнее время? Не изменились ли привычки и поведение подростка? Не произошло ли изменений личности, колебаний настроения? Не ухудшилось ли физическое состояние подростка? У подростка выясняются сигналь/ надвигающейся наркомании: 1) неадекватная реакция на стресс: «Я испытываю сильное напряжение во время конфликта»; 2) стремление к самолечению: «У меня возникает желание принять лекарство или умереть»; 3) краткосрочная благодарность: «Мне стало легче на душе после получения кайфа»; 4) обсессии: «Мне трудно не думать о наркотике»; 5) компульсии: «У меня сильное желание принять наркотик, чтобы забыть о неприятностях»; 6) рационализация: «Я принял наркотик, чтобы забыть о неприятностях»; 7) отрицание: «Я стараюсь не думать о проблемах, связанных с наркотиками, хотя родители указывают на это»; 8) наличие других проблем: «Мне грозит отчисление из школы за прогулы»; 9) потеря контроля: «Я не способен сам бросить прием наркотиков»; 10) аддиктивная система установок: «Я, другие наркоманы — мы особая каста». 3. Общие характеристики проблемы: <,• а) длительность (как давно это происходит?); б) распространенность (как обычно это происходит? В каких ситуациях?). 2. Детерминанты проблемного поведения 1. Условия, которые усиливают проблемное поведение: «В каких случаях, при каких обстоятельствах это поведение чаще всего проявляется?» I 2. Условия, которые ослабляют поведение: «В какое время не бывает подобного поведения? Какие факторы помогают в этом?» 3. Предполагаемое происхождение проблемы: «Как вы думаете, что заставляет вас думать об этом?» Прием ABCDE-парадигмы: А — что предшествовало поведению. В — поведение и его варианты. С — последствия поведения для подростка и окружающих. D — дискуссия. Е — эффект. а) Микросоциальное влияние: «Какие люди были рядом, их отношение?»; б) личное влияние: «Что вы думали, как вы себя чувствовали?»; в) социальные последствия: «Что вы сделали?»; г) личностные последствия: «Как вы себя чувствовали после этого?» Аддиктивное поведение может быть оценено в терминах позитивных (положительное подкрепление) и негативных последствий (отрицательное подкрепление). Первое включает удовольствие от приема наркотического вещества, связанные с ним приятные впечатления, отсутствие неприятных симптомов абсистенции, поддержание через наркотики социальных контактов с ровесниками, условную приятность от ощущения себя в роли большого. Психолог должен найти замещающее поведение, построение которого связано с формированием социальных навыков, устранением когнитивного дефицита и искажений. 4. Негативные последствия — наиболее частая причина обращения к специалисту. Для гюдростка такие критерии, как толерантность, наличие синдрома зависимости, в силу малого наркотического опыта имеют минимальное значение. Большую роль играют синдромы, связанные с клинико-биографическим анализом. 5. Предполагаемые изменения: «Вы много об этом думали. Что I можно сделать для изменения ситуации?» 6. Предполагаемые пути дальнейшего исследования: «Что, по-вашему, необходимо выяснить еще, чтобы помочь вам в решении проблемы?» 7. Выявление специфических автоматических мыслей, предшествующих дезадаптивному поведению: «Человек должен избегать неприятных ситуаций», «Легче избежать определенных трудностей, чем столкнуться с ними» и т.п. Предиктором аддиктивного поведения являются психопатология, сопутствующие психические расстройства. Антисоциальное и делинквентное поведение предшествует или сочетается с аддиктивным. Поэтому необходима оценка истории психического развития ребенка и его текущего психологического статуса. Мишенями для психокоррекционной работы являются черты незрелой личности: · в поведенческой сфере: эгоцентризм, избегание решения проблем, преимущественно однотипный способ реагирования на фру, страцию и трудности, неуверенность в себе, высокий уровень притязаний, низкая самокритичность; · в аффективной сфере: эмоциональная лабильность, низкая толерантность, быстрое возникновение тревоги и депрессии, сниженная или нестабильная самооценка, появление социофобии, агрессивность; · искажения мотивационно-потребностной сферы: блокировка потребности в защищенности, самоутверждении, свободе, принадлежность временной перспективе; · наличие когнитивных искажений, увеличивающих дисгармонию личности, «аффективная логика»: · произвольное отражение — «Я — неудачник», «Я — супермен»; · селективная выборка — «Меня никто не любит, потому что я плохо учусь»; · сверхраспространенность — «Все наркоманы, так как все принимают лекарства»; абсолютное мышление — «Все или ничего.», «Мир черный или цветной»; · персонализация — «Эта реплика не случайна, она относится ко мне». 3. Семейный анамнез Средовые (социальные) факторы — самые сильные предикторы аддиктивного поведения у подростков. Наибольшее значение приобретает нарушение семейного контекста. При сборе'семейного анализа следует обратить внимание на семейное функционирование, историю потребления психоактивных веществ родителями, наличие текущего кризиса, ранние детско-родительские конфликты. Наличие дисфункции семьи, важно для психопрофилактики аддиктивного поведения и прогноза результатов коррекци-онной работы. Факторы, способствующие аддиктивному поведению: · искажение эмоциональных связей и интеракций между родителями; <* · блокировка потребностей в безопасности; самоутверждении, принадлежности временной перспективе; · отсутствие или искажение родительской ^модели поведения, с которой ребенок идентифицируется; · наличие дисфункциональных стилей совладания со стрессом; · отсутствие или избыток дисциплинарных техник; · отсутствие или нарушение внешней и внутренней коммуникаций. Типичные проблемы родителей данной когорты подростков: · стремление выполнить большинство задач за подростков с детства и требование самостоятельности в подростковом возрасте; · страх передачи ответственности подростку, слияние границ «Я — другой»; · требование уважения к себе, отказ в этом подростку; · проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, сравнение его развития со своим жизненным путем; · страх неизвестного; · неосознание основных прав личности ребенка; · стереотипное общение по типу «родитель—ребенок»; · стремление реализовать в ребенке собственные цели; · отсутствие в семье системы правил; · создание чувства вины за принесенные жертвы подростку. Рассмотренные в данном параграфе наиболее распространенные в школьной среде виды нарушений поведения являются социально опасными по их последствиям и разрушительными для формирующейся личности. Они вызывают большие затруднения у педагогов и родителей, часто не понимающих причины девиант-ного поведения и являющихся его провокаторами. Поэтому задача психолога состоит не только в психологической помощи детям и подросткам, имеющим те или иные отклонения в поведении, но и в переориентации их социальной микросреды, воспитательного микросоциума.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 3054; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |