Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы эстетических категорий




Типология эстетических категорий.

1. Типология эстетических категорий. Постижение основных закономерностей своего предмета есть и конечная цель, и теоретиче­ский итог исследований в науке. Этот итог составляет ее философский раздел. Эстетика сама по себе теоретико-методологическая дисциплина, одна из философских наук. Однако и в ней есть обобщающий, итоговый раздел, рассматривающий общие законы эстетической и художествен­ной деятельности, а также характеризующий типологию эстетических категорий. О том, что же такое законы эстетики и каковы они, см.: Борев. 1997. Т. 2. С. 595—598.

Выше, в ходе освещения важнейших проблем эстетики, были охарак­теризованы основные эстетические категории. Подводя итог, попытаемся теперь представить их в единой системе: выделить их основные типы, оп­ределить характер их связи, а также место соподчиненных с ними поня­тий, учитывая при этом, что между эстетическими понятиями и категори­ями нет непреодолимой грани — они могут переходить друг в друга.

Эстетические категории — это не только более обобщенные понятия, охватывающие более широкий круг жизненных явлений и их эстетиче­ских свойств, но и превращенная форма эстетических противоречий, по­средствующее звено между несопоставимыми сторонами общечеловече­ски значимых противоречий, рациональная форма разрешения этих про­тиворечий, посредствующее звено между сущностью и кажимостью эсте­тического явления. Эстетические категории — «алгебраическая» (= сня­тая) форма, обобщенно выражающая «арифметические» (конкретные) подробности эстетических проявлений жизненных процессов.

Типы эстетических категорий. Каждый тип категорий является соот­ветственно аппаратом того или иного типа анализа эстетического явле­ния, художественного произведения или художественного процесса.

Современная система эстетических категорий включает в себя следу­ющие типы:

метакатегория (эстетическое);

категории эстетической деятельности (эстетическое освоение, ди­зайн, художественное проектирование, эстетическая ориентация, вкус, идеал, мера) — аппарат анализа эстетического освоения мира;

категории (прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое, бе­зобразное, низменное) и понятия (прелестное, грациозное, изящное, чу-

десное, трогательное, ужасное, трагикомическое) эстетических свойств и отношения искусства к действительности — аппарат анализа эстетиче­ского богатства действительности и искусства;

категории гносеологии искусства (художественный образ, метод, ху­дожественная правда, художественная концепция) — аппарат гносеоло­гического анализа, выявляющего характер соответствия (адекватность) искусства действительности;

категории социологии искусства (народность, национальное, интер­национальное, общечеловеческое) — аппарат социологического анализа;

категории аксиологии искусства (эстетический идеал, ценность, худо­жественность, шедевр, классика) — аппарат ценностного анализа;

категории онтологии искусства (художественное произведение, мас­совое и элитарное искусство, стиль) — аппарат онтологического и стили­стического анализа;

категории теоретической истории искусства (художественный про­цесс, направление, художественные взаимодействия: традиции, отталки­вание, влияние; художественный прогресс; художественная эпоха, период) — аппарат сравнительного (компаративного), историко-литера­турного и историко-искусствоведческого анализа;

категории антропологии искусства (автор, художник, этап творчества, творческий путь, творческая биография, творческая атмосфера) — аппа­рат биографического анализа;

категории творческой генетики искусства (замысел, набросок, черно­вик, вариант) — аппарат творческо-генетического и текстологического анализа;

категории психологии искусства (способность, талант, гений, вдохно­вение, творческая фантазия, художественное воображение) — аппарат творческо-психологического анализа;

категории восприятия искусства (реципиент, публика, рецептивная группа, уровень рецепционного ожидания, художественное восприя­тие, художественное наслаждение, катарсис) — аппарат рецепционно­го анализа;

категории морфологии искусства (виды: литература, театр, кино, жи­вопись, музыка, балет, прикладное и декоративное искусство; роды: эпос, лирика, драма, станковая живопись, монументальная живопись; жанры: роман, рассказ, новелла, поэма) — аппарат межвидового и историко-куль­турного анализа;

категории структуры искусства (художественный текст, контекст, эле­менты художественного текста) — аппарат структурного анализа;

категории теории художественного общения (адресант, адресат, худо­жественное сообщение, интонация, жест, мимика, мелодия, ритм) — ап­парат коммуникативного и интонационного анализа;

категории семиотики искусства (знак, метазнак, код, художественное сообщение, художественный смысл, значение) — аппарат семиотическо­го анализа;

категории риторики искусства (метафора, метонимия, оксюморон) — категории художественного анализа произведения и художественных средств его создания;

категории поэтики (художественный мир, художественное время, пространство, цвет) — категории анализа художественной реальности;

категории герменевтики искусства (интерпретация, понимание, смысл, вчувствование) — категории герменевтической интерпретации произведения;

категории теории и методологии художественной критики (оценка, художественный статус произведения; подходы: социологический, конк­ретно-исторический, сравнительный, биографический, творческо-гене­тический, структурный анализ, микроанализ, внимательное чтение) — аппарат художественно-критического анализа произведения.

Обогащение категориального аппарата эстетики происходит: во-первых, путем фиксации результатов теоретического описания худо­жественных явлений и процессов (например, категории: реализм, ро­мантизм, сентиментализм); во-вторых, путем перенесения в эстетику терминов из других областей культуры. Так, термин риторики — возвы­шенное — со временем приобрел общеэстетический смысл, из филосо­фии были заимствованы такие категории, как метод (художественный), концепция (художественная), из психологии — восприятие (художест­венное); в-третьих, путем придания расширительного значения терми­нам искусствоведческого аппарата: из киноведения внедряются в эсте­тику монтаж, общий, средний и крупный план; из музыковедения — ин­тонация, ритм, мелодия, полифония; из живописи — цвет, колорит, кол­лаж; в-четвертых, путем взаимодействия и синтеза традиционных кате­горий (например, трагикомическое); в-пятых, путем обогащения эстети­ки теоретическим видением художественных явлений разными народа­ми; в-шестых, путем корректного использования категориального аппа­рата новых научных дисциплин (структурализма, семиотики, теории массовой коммуникации, рецептивной эстетики, науковедения, аксио­логии, герменевтики).

Расширение категориального аппарата эстетики позволяет более по­лно и более адекватно постичь искусство во всей его сложности и много­образии, помогает более точно и гибко сформулировать законы эстетиче­ского и художественного освоения мира.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 736; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.