КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предметный указатель
Гуманизм — высшая цель и смысл эстетики и искусства. В ХХ в. искусство выдвинуло концепцию непрерывно растущего человека. Од- нако результаты этого роста могут быть и отрицательными. Американский фантаст Д. Шеллиг в рассказе «Чудо-ребенок» прогнозирует непрерывный и ускоренный рост личности, который приводит к страшным последствиям....Доктор Эллиот изобрел и применил к ребенку своих друзей стимулятор физического и духовного роста. Результаты сказочны: в шестинедельном возрасте ребенок уже сам ест и разговаривает, в два года — читает книги. Доктор Эллиот утверждает, что ускоренный рост — единственный для ребенка способ выжить в условиях усиливающейся беспощадной конкуренции. Однако шестилетний чудо-ребенок, развиваясь как конкурентоспособный эгоист, все более и более отчуждается от людей. Обеспокоенный происходящим, отец идет к доктору Эллиоту и отнимает у него тетрадь с заголовком «Ребенок будущего. Проспект», в которой читает: «У ребенка будущего... шестой год будет отмечен высоким развитием его стремлений к соревнованию... Он... обратится против своих родителей и быстро уничтожит их, как помеху к своему дальнейшему развитию». Отец в ужасе. Он торопится домой, но, отперев дверь, слышит предсмертный крик своей жены... Таковы результаты «непрерывного роста» личности, если этот рост не освящен гуманистическими идеями и человек эгоцентрически замкнут, не имеет целей вне себя. Развитие характера на эгоистической основе оборачивается деградацией всего человеческого в человеке. Рост личности вне ее гуманистической ориентации и вне самоценности, а также развитие общества вопреки интересам человека одинаково губительны. Однако с гуманизмом в истории дело обстояло невесело, символом чего служит сервантесовский образ пастушонка, которого хозяин порол за малейшую провинность. Благородный искатель справедливости Дон Кихот заступился за бедного мальчишку и даже пригрозил хозяину расправой, если тот и впредь будет жесток. Но как только рыцарь уехал, хозяин сильнее прежнего поколотил пастушонка. И когда рыцарь вновь появился в этих краях, мальчишка умолял его больше не заступаться за него; поиск добра оборачивается новым, еще худшим злом. Может быть, идея непротивления злу насилием справедлива? А может быть, не теми средствами боролся со злом Дон Кихот? Научный и технический прогресс — величины векторные (= имеют определенное направление). В истории человечества почти всякое техническое открытие оборачивалось не только новыми благами, но и новыми несчастьями для людей. Средневековый монах Б. Шварц изобрел порошок для фейерверка. Однако вскоре порох превратился в средство разрушения и убийства. Электромагнето, с помощью которого неофашистские «ультра» пытали людей, — такое же дитя технического прогресса, как и холодильник в нашей квартире. Атомный взрыв в Хиросиме и катастрофа в Чернобыле — тоже порождения прогресса. Однако нет подлинного прогресса общества вне гуманизма. Какова же роль искусства в современном мире? Когда-то Достоевский провозгласил: «Красота спасет мир». Однако почему же она его до сих пор не спасла? Разве мало было шедевров искусства в истории человечества? Свифт после издания «Путешествия Гулливера» ждал исправления мира, избавления его от зла и был очень огорчен тем, что мир не исправился даже через десять лет. Как же можно надеяться на красоту и искусство, если опыт истории столь печален? «Ревизор» не упразднил ни взяточничества, ни бюрократизма. Шекспир не избавил мир от Яго, Пушкин — от Сальери, Мольер — от мизантропов и ханжей. Глеб Успенский рассказал, как Венера Милосская выпрямила одного из угнетенных, согнутых жизнью людей. Но сколько людей остались согнутыми, сломленными в том самом мире, в котором существуют и Венера Милосская, и «Сикстинская мадонна» Рафаэля! Многие охранники фашистских концлагерей были любителями музыки и даже создавали оркестры из заключенных. Музыканты несли гармонию надсмотрщикам, а надсмотрщики музыкантам — смерть. И от коричневой чумы мир спасла не музыка, а сила оружия и героизм людей. В обществе действуют многие силы, и красота, искусство — лишь одна из них. Красота способна «спасать мир», но тогда, когда разрушительные действия других сил не уничтожают на корню все то, что созидает искусство. Высшая цель науки — давать людям знания. Высшая цель техники — опираясь на знания, добытые наукой, удовлетворять материальные и духовные потребности людей. Высшая цель искусства — всестороннее развитие социально значимой и самоценной личности, удовлетворение ее духовно-эстетических потребностей, наслаждение художественными шедеврами и формирование ценностных ориентаций. Поэтому искусство способно одухотворить научный и технический прогресс, освятить его идеями гуманизма. Развитие человека, его самосовершенствование — результат духовного труда личности. И в этом труде искусство — помощник человека. Идеал (быть может, недостижимый, но от этого не менее желанный): развитие человека идет через общество, во имя людей, а развитие общества — через человека, во имя личности. В этой диалектике взаимообогащения человека и человечества — смысл и суть истории и высшее гуманное назначение искусства споспешествовать этому взаимообогащению. Библиография Аверинцев С. С. Поэтика ранней византийской литературы. М., 1976. Аверинцев С. С. Риторика в истории европейской культурной традиции. М., 1996. Адамар Ж. Исследования психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970. Аксенова О. Русская философия и национальное самосознание // Сборник резюме XIX Всемирного философского конгресса. М., 1993. Т. 2. Андронников И. Из жизни Остужева // Новый мир. 1959. № 6. Анненский И. Книга отражений. М., 1979. Аполлинер Г. Стихи. М., 1967. Аристотель. Об искусстве поэзии (Поэтика). М., 1957. Аристотель. Соч. В 4 т. Т. 1. М., 1975. Арнаудов М. Психология литературного творчества. М, 1970. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л., 1963; Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. М., 1968. Асмус В Ф. Предисловие к «Античные мыслители об искусстве». М., 1937. Балашов Н.И. Новый взгляд на различительные особенности западноевропейской литературы и искусства Ренессанса и XVII столетия // Академические тетради. № 1. Балашов Н. И. Соотношение идеального и жизненно-реального в художественных системах Ренессанса и XVII столетия как критерий развенчания этих систем // Известия Академии наук. Серия литературы и языка. 1993. Т. 52. № 1. Балашов Н.И. Эстетика Канта // История немецкой литературы. Т. 2. М., 1963; Бальзак об искусстве. М.-Л., 1941. Бальзак О. Собр. соч. В 15 т. М., 1955. Т. 13. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.,1989. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. 1964. Бачепис Г. Интеллектуальные драмы Сартра // Современная зарубежная драма. М, 1962. Белинский ВТ. Полн. собр. соч. В 13 т. Т. 4. М., 1954. Белый А. Начало века. М. — Л., 1933. Бердяев Я. Л. Смысл творчества. М., 1989. Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1990. Берковский Н. Театр Шиллера // Вопросы литературы. 1959. № 11. Бёрк Э. Философское исследование происхождения наших идей возвышенного и прекрасного. М., 1978. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. М., 1991. Благой Д. Д. Проблемы Просвещения в мировой литературе. М., 1970. Бласс Ф. Герменевтика и критика. Одесса, 1881. Блок А. О литературе. М., 1931. Блок А. Собр. соч. В 8 т. Т. 5. М. — Л., 1962. Блюменфельд В. Проблема классицизма // Литературный критик. 1938. №9—10. Бобринская Е.А. Концептуализм. М, 1994. Бодлер Ш. Об искусстве. М, 1986. Болингброк. Письма об изучении и пользу истории. М, 1978. Борее Ю. Искусство интерпретации и оценки (Опыт прочтения «Медного всадника»). М., 1981. Борее Ю. Комическое или о том, как смех казнит несовершенство мира, очищает и обновляет человека и утверждает радость бытия. М., 1970. Борее Ю. О трагическом. М., 1961. Борее Ю. Сталиниада. Чита, 1992. Борее Ю. Эстетика. В 2 т. Смоленск. 1997. Бочаров С. Г. Поэтика Пушкина. М., 1974. Боэси де ля Э. Рассуждения о добровольном рабстве. М., 1952. Бояджиев Г. Вопрос о классицизме XVII в. // Ренессанс. Барокко. Классицизм. М., 1966. Брехт Б. Пьесы. М., 1958. Брехт Б. Краткое описание новой техники актерской игры, вызывающей так называемый "эффект отчуждения" // О театре. М., 1960. Бродский И. Нобелевская лекция // Бродский И. Стихотворения. Таллин, 1991. Брох Г. Дух и дух времени // Называть вещи своими именами. М., 1986. Буало Д. И. Поэтическое искусство. М., 1957. Будагов Р. А. Из истории слов «романтический» и «романтизм» // Известия АН СССР. 1968. Булгаков CH. В 2 т. М., 1993. Т. 2. Бычков В. В. Византийская эстетика. М.,1977. Бычков В. В. Зарождение средневековой эстетики числа и ритма // Философия искусства в прошлом и настоящем. М., 1981. Бычков В. В. Эстетика поздней античности. М.,1981. Бюхер К. Работа и ритм. М., 1923. Вакенродер В. Г. Фантазии об искусстве. М., 1977. Валери П. Об искусстве. М., 1993. Ван Гог. Письма. М.—Л., 1966. Ванслов В. В. Эстетика романтизма. М., 1966. Васильев А. Раб Менона // Академические тетради. № 1. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. М., 1930. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. М., 1995. Вельфлин Г. Ренессанс и барокко. СРБ, 1913. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. Л., 1940. Веселовский А. Н. О методе и законах истории литературы как науки / Журнал Министерства Народного Просвещения. 1870. Вильмонт Н. Борис Пастернак // Новый мир. 1987. № 6. Винер Н. Кибернетика и общество. М., 1958. Виппер Ю. Б. Формирование классицизма во французской поэзии начала XVII в. М., 1967. Волльман Ф. Гуманизм, ренессанс, барокко и русская литература // Русско-европейские литературные связи. М.—Л., 1966. Вольтер. Избр. страницы. М., 1913. Вольтер. Избр. произведения. М., 1947. Вольтер. Эстетика. М., 1980. Врубель М.А. Переписка. Воспоминания о художнике. Л., 1976. Выготский Л. С. Психология творчества. М., 1965. Вяземский П.А. Полн. собр. соч. В 12 т. Т. 1. СПб., 1878. Гадамер Г. Актуальность прекрасного. М., 1991. Гайденко П.П. Герменевтика // Философский энциклопедический словарь. М., 1983. Гегель Г.В.Ф. Соч. В 14 т. Т. XII. М.—Л., 1959. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. В 4 т. М., 1970—1972. Гейне и театр. М., 1959. Гейне Г. Собр. соч. В 10 т. М., 1959. Т. 6, 9. Герцен АИ. Об искусстве. М., 1954. Гершензон М.О. Мудрость Пушкина. М., 1919. Гете И.В. Избр. произведения. М., 1950. Гильберт К., Кун Г. История эстетики. М., 1960. Гоголь Н.В. Собр. соч. В 6 т. М, 1963. Гончаров И.А. Собр. соч. В 8 т. Т. 8. М., 1955. Григорьева Т.П. Японская художественная традиция. М, 1979. Гринцер П. Древнеиндийский эпос. Генезис и типология. М., 1974. Гринцер П. А. Основные категории классической индийской поэтики. М., 1987. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1972. Данте Алигьери. Божественная комедия. М., 1961. Декарт Р. Рассуждение о методе. Избранные произведения. М., 1956. Дидро Д. Избр. произведения. М., 1951. Дидро Д. Об искусстве. В 2 т. М.—Л., 1936 Дидро Д. Парадокс об актере. М., 1957. Дидро Д. Соч. В 10 т. М.—Л., 1935—1947. Т. V. Добролюбов Н.А. Собр. соч. В 9 т. Т. 6. М., 1963. Достоевский Ф.М. Письма. В 4 т. Т. 4. М., 1959. Древнеиндийская философия. М., 1963. Еремеев А. Ф. Первобытная культура: происхождение, особенности, структура. В 2 т. Саранск, 1997. Жан-Поль. Приготовительная школа эстетики. М., 1981. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977. Завадский И.А.,Новикова Л.И. Искусство и цивилизация. М., 1986. Западное искусство ХХ в. М., 1992. Зелиг К. Альберт Эйнштейн. М., 1964. Иванов В. Лик и личины России. Эстетика и литературная теория. М., 1995. Иконников А. В. Художественный язык архитектуры. М., 1985. Искандер Ф. Воспоминания о романе // Академические тетради. № 1. Искандер Ф. Попытка понять человека // Литературная газета. 20.01.1993. Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994. История всемирной литературы. В 9 т. Т. 1. М., 1983. История древнего мира. М, 1937. Т. 1. История европейского искусствознания. В 3 т. М., 1963—1969. История французской литературы. М.—Л., 1946. История эстетики. Эстетические учения XVII—XVIII вв. Т. 2. М., 1964. История эстетической мысли. В 6 т. М., 1985—1987. Каверин В. Собеседник. М., 1973. Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Л., 1971. Каган М. С. Философия культуры. СПб., 1996. Кант И. Критика способности суждения. СПб., 1898. Кант И. Соч. В 6 т. М., 1963—1966. Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830—1910-х годов. М., 1978. Клаус Г. Кибернетика и философия. М., 1963. Козлова О. Т. Фотореализм. М., 1994. Коллжгвуд Р.Дж. Принципы искусства. М., 1999. Кошут Дж. История Флеш Арт. 1991. № 1. Крамер С. Н. История начинается в Шумере. М., 1965. Кронберг И. Исторический взгляд на эстетику. Харьков, 1830. Куделин А. Б. Средневековая арабская поэтика. М., 1983. Кьеркегор С. Наслаждение и долг. Киев, 1994. Киркегор С. Афоризмы, эстетика // Вестник Европы. 1886. Май. Лало Ш. Введение в эстетику. М., 1915. Лев Толстой об искусстве и литературе. М., 1958. Лекции по истории эстетики. Кн. 1—4. Л., 1973—1980/Под ред. М.С. Кагана. Леонардо да Винчи. Избр. произв. В 2 т. М., 1935. Леон-Портилья М. Философия нагуа. Исследование источников. М., 1961. Леопарди Дж. Этика и эстетика. М., 1978. Лессинг Г.Э. Избр. произв. М., 1953. Лессинг. Лаокоон. М., 1957. Литературно-эстетические концепции в России конца XIX — начала ХХ в. М., 1975. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980. Литературные манифесты французских реалистов. Л., 1935. Литературные теории немецкого романтизма. Документы. Л., 1934. Лихачев Д.С. Поэзия садов. Л., 1982. Лихачев Д. С. Контрапункт стилей как особенность искусства. Л., 1981. Лихачев Д. С. Заметки о русском // Новый мир. 1980. № 3. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л., 1979. Лосев А. Ф. История античной эстетики. В 6 т. М., 1963—1980. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М., 1992. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек — текст — семиосфера — история. М., 1996. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М., 1970. Мамардашвили М. К. Классический и неклассический идеалы рациональности. Тбилиси, 1984. Мандельштам О. Слово и культура. М., 1987. Манн Т. Собр. соч. В 10 т. М., 1960. Манн Ю.В. Русская философская эстетика. М., 1969. Маркес ГГ Сто лет одиночества. М., 1979. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Киев, 1995. Мастера искусства об искусстве. Т. 1—7. М., 1965—1970. Матье М. Э. Древнеегипетские мифы. М.—Л., 1965. Матье М.Э. История искусства Древнего Востока. В 2 т. Т. 1. Л., 1941. Маца И. Л. История эстетических учений. М., 1962. Мошковский А. Альберт Эйнштейн. М., 1922. Мелетинский Е. М. Возникновение и ранние формы словесного искусства // История всемирной литературы. В 9 т. Т.1. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976. Мережковский Д. С. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы. СПб, 1893. Миллер О. Лекции. Запись Л. Иполитова. 1863—1864 (рукопись ФБОН). Мириманов В. Б. Европейский авангард и традиционное искусство (проблема конвергенции) // L'Arbor moundi. Мировое дерево. 1993. № 3. С. 101. Мириманов В. Черная Африка и новая эстетика // Академические тетради. № 1. Мириманов В. Б. Первобытное и традиционное искусство. М., 1973. Митри Ж. Визуальные структуры и семиология фильма // Строение фильма. М, 1984. Михоэлс С.М. Статьи, беседы, речи. М., 1960. Мокульский С. С. Французский классицизм // Западный сборник. М; Л., 1937. Монтескье Ш. Избр. произв. М, 1955. Мопассан Г.де. Полн. собр. соч. В 12 т. М., 1958. Морозов А. "Маньеризм" и "барокко" как термины литературоведения // Рус. литература. 1966. № 3. Морозов А. Проблемы европейского барокко //Вопросы литературы. 1968. № 12. Моруа А. Литературные портреты. М., 1970. Набоков В. Лекции по русской литературе. М., 1996. На грани тысячелетий: мир и человек в искусстве ХХ в. М., 1994. На грани тысячелетий: судьба традиций в искусстве ХХ в. М., 1994. На пороге третьего тысячелетия: проблемы художественной культуры. М., 1997. Никольский В.А. История русского искусства. Берлин. 1923. Ницше Ф. Полн. собр. соч. В 9 т. Т. 1. М., 1912. Новерр Ж.Ж. Письма о танце и балетах. Л.; М, 1965. Обломиевский Г. Французский классицизм. М., 1968. Олеша Ю.. Ни дня без строчки. М., 1965. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. Осповат Л. Как становятся Маркесом //Маркес Г. Г. Сто лет одиночества. М., 1979. Оцуп Н. Серебряный век // Числа. 1933. № 7—8. Памятники мировой эстетической мысли. В 5 т. М., 1962—1968. Пастернак Б. Л. Об искусстве. М., 1990. Пастернак Б.Л. Стихотворения и поэмы. М.—Л., 1965. Никсонов Н. К. Творческая история «Горе от ума». М., 1928. Пинский Л. Поэтическое и художественное. Выразительное // Вопросы литературы. 1997. Март—апрель. Писатели США о литературе. В 2 т. М., 1982. Платон. Гиппий Больший. Ион. Федр. Пир // Платон. Соч.: В 3 т. М., 1968. Плеханов Г. В. Искусство и литература. М., 1948. Плеханов Г.В. Избр. филос, произв. В 5 т. Т. 5. М., 1958. ПодгаецкаяИ. Поэтика сюрреализма // Критический реализм ХХ века и модернизм. М., 1967. Поляков М. Поэзия критической мысли. М., 1968. Поляков М.Я. О театре: поэтика, семиотика, теория драмы. М., 2001. Поспелов Г. Н. Сумароков и проблема русского классицизма // Ученые записки МГУ. 1948. В. 127. Кн. 3. Потебня А.А. Слово и миф. М., 1989. Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М., 1976. Потебня А.А. Из записок по теории словесности. Харьков, 1905. Пригов Д. Стихограмма. М., 1979. Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М., 1973. Программные выступления мастеров западноевропейской литературы ХХ в. М., 1986. Пуанкаре А. Математическое творчество. Юрьев. 1909. Пуришев Б. И. Литература эпохи Возрождения. М., 1996. Пушкин Ф.С. Собр. соч. В 10 т. М., 1958. Рабинович В.Л. Viva mortua в исповедальном слове Августина // Материалы Всемирного философского конгресса. В 2 т. М., 1993. Т. 2. Радищев А.Н. Полн. собр. соч. В 2 т. Т. 1. М.—Л., 1938. Раппопорт С. X. Искусствознание и точные науки // Искусство и точные науки. М., 1979. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. М.,1978. Ренессанс. Барокко. Классицизм. М., 1966. Рёскин Дж. Пре-Рафаэлитизм. М., 1902. Рикёр П. Герменевтика. Этика. Политика. М., 1995. Рифтин Б.Л. Историческая эпопея и фольклорные традиции в Китае. М., 1970. Роден О. Сборник статей о творчестве. М., 1960. Родионова Т. Интонация как инструмент анализа природы мироздания // Академические тетради. № 4. Роллан Р. Собр. соч. В 14 т. Т. 3. М., 1955. Розанов ВВ. Сочинения. М., 1990. Русский футуризм. Теория. Практика. Критика. Воспоминания/Сост. В. Н. Терехина, А.П. Зименков. М., 1990. Руссо Ж.Ж. Избр. соч. В 3 т. Т. 1. М., 1961. Руссо Ж.Ж. Об искусстве. М.—Л., 1959. Саккетти Л. Эстетика в общедоступном изложении. В 2 т. Пг., 1917. Т. 2. Сакулин П.Н. Проблема «творческой истории». Л., 1930. Сакулин П. Н. Социологический метод в литературоведении. М,, 1925. Самосознание европейской культуры ХХ в. М., 1991. Самсонов Н.В. История эстетических учений. В 3 т. М., 1915. Свифт Дж. Путешествия Гулливера. М., 1947. Сб. Литературного центра конструктивистов. М.-Л., 1925. Сезанн П. Переписка. Воспоминания современников. М., 1972. Сент-Бев Ш. Литературные портреты. Критические очерки. М., 1970. Симонов К. Собр. соч. В 10 т. Т. 1. М., 1979. Смирнов А. Шекспир. Ренессанс и барокко // Из истории западноевропейской литературы, М.—Л., 1965. Соллертинский И. И. Избранные статьи о музыке. Л.; М., 1946. Соловьев В. Три речи в память Достоевского. М., 1884. Спиноза Б. Этика // Спиноза Б. Избр. произв. В 2 т. Т. I. M.—Л., 1957. Станиславский К.С. Собр. соч. В 8 т. Т. 1. М., 1954. Столович Л.Н. Жизнь, творчество, человек. М., 1985. Столович Л.Н. Искусство и игра. М., 1987. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина. М., 1994. Столович Л.Н. Природа эстетической ценности. М., 1972. Столяров Я. Несколько слов о красоте в технике. Харьков, 1910. Страда В. Пространство, время, менталитет // Академические тетради, № 1. Страхов П. Эстетические задачи техники. М., 1906. Тагер Е. Возникновение модернизма // Русская литература конца XIX — начала ХХ века. Девяностые годы. М., 1968. Тахо-Годи А.А. Греческая мифология, М., 1989. Тахо-Годи А.А. Классическое и эллинистическое представление о красоте в действительности и искусстве // Эстетика и искусство. М., 1966. Твардовский А.Т. Собр. соч. В 5 т. М., 1971. Теории, школы, концепции. В 6 т. М., 1974—1985. Толстой А.Н. Собр. соч. В 10 т. Т. 10. М., 1961. Толстой Л.Н. О литературе. М., 1955. Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. М., 1995. Тронский ИМ. История античной литературы. Трубецкой Е. Умозрение в красках. М., 1916. Тургенев И. С. Гамлет и Дон-Кихот // Собр. соч. В 20 т. Т. XI, М, 1956. Тынянов Ю. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. Тэйлор Э. Первобытная культура. М., 1939. Тэн И. Философия искусства. М., 1933. Угринович Д.М. Искусство и религия. М., 1982. Унамуно М. де. Избранное. В 2 т. Л., 1981. Т. 2. Флобер Г. Об искусстве. М., 1991. Флоренский П. Избранные труды по искусству. М., 1996. Флоренский П. Обратная перспектива//Труды по знаковым системам. Т. 3. Тарту. 1967. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997. Хейзингой. Homo ludens. //Самосознание европейской культуры ХХ в. М., 1991. Холмогорова О. В. Соц-арт. М., 1994. Хрестоматия по истории западноевропейского театра. В 2 т. М., 1956. Цветаева М.И. Об искусстве. М., 1991. Чаадаев П. Я. Философические письма. Казань, 1906. Чернышевский Н. Эстетические отношения искусства к действительности. Статьи по эстетике. М., 1938. Чехов А. П. О литературе и искусстве. Минск, 1957. Чехов А.П. Соч. В 20 т. Т. 11. М., 1948. Шантен деля Соссей Л.Д. Иллюстрированная история религии. В 2 т. СПб., 1910. Швейцер А. Культура и этика. М., 1973. Шевырев С. Теория поэзии. СПб, 1887. Шекспир У. Гамлет. М., 1964. Шеллинг Ф. Система трансцендентального идеализма. Л., 1936. Шеллинг Ф.В. Философия искусства. М., 1966. Шестов Л. Апофеоз беспочвенности. Л., 1991. Шефтсбери. Эстетический опыт. М., 1975. Шиллер Ф. Статьи по эстетике. М., 1935. Шкловский В. Заметки о прозе русских классиков. М., 1953. Шлегель Ф. Эстетика, философия, критика. М., 1983. Т. 1. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М., 1900. Т. 1. Кн. III. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993. Щедрин Н. Полн. собр. соч. В 20 т. М.—Л., 1933—1941. Эйзенштейн С. Избр. произв. В 6 т. М., 1964—1966. Эккерман И. П. Разговоры с Гете. М.; Л., 1934. Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1998. Элиан. Пестрые рассказы. М.—Л., 1964. Эллис. Русские символисты. Мусагет. М., 1910. Элюар П. Стихи. М., 1971. Энгельмейер П.К. Теория творчества. СПб., 1910. Эренбург И. Мена всех. Конструктивисты поэты. [Сб.]. М., 1924. Эстетика американского романтизма. М., 1977. Эстетика раннего французского романтизма. М., 1982. Юм Д. О трагедии // Вопросы литературы, 1967, № 2. Юнг К. Феномен духа в искусстве и науке. М., 1992. Якобсон Р. Язык и бессознательное. М, 1996. Ястребова КА. Формирование эстетического идеала и искусство. М, 1976. Яусс Х. Р. К проблеме диалогического понимания //Вопросы философии. 1994. № 12. Яркевич И. Литература, эстетика, свобода и другие интересные вещи // Интернет. 1999. Bahadur W. An Aspect of Indian Aestheties. Madras, 1956. Bayet С. Précis d'histoire de l'art. P., 1986. Beckson K., Ganz A. Literary Terms. A Dictionary N. Y. 1989. Berron F. Creativity and Personal Freedom. Princeton, 1968. Bollouin J.—L. La poesie surrealiste. P., 1964. Breton A. Manifeste du surréalisme. P., 1929. Burnhat J. Alice's Head: Reflections on Conseptual Art // Artforam. February, 1970. Celant G. Arte Povera. Milano, 1969. Chateaubriand F.R. de. Les Aventures du dernier Abencèrade. P., 1958. Derain A. Lettres à Vlamink. P., 1955. Einstein С. Die Kunst ХХ Jahrhunderst. Berlin, 1926. Gadamer K.G. Wahrheit und Methode. Tubingen, 1960. Golding J. Le Cubisme. P., 1965. Guldendals. Tibinds Leksikons Terms. A Dictionary. Kopenhagen. Hiesenberg W. Tradition in Science // The Nature of Scientific Discovery. Washington, 1975. Kindermann H. Meister der Komödie, 1952. Kosuth J. Art after philosophy // Studio International. October. 1969. Lecky. History of the Rise and Influence of the Spirit of Rationalism. Leymarie J. Dasain ou le retour à l'ontologie. Genève, 1948. Lippard L.R. Pop Art. N. Y., 1966. Lippard L. Six Years: The Dematerialization of the Art Object. N. Y., 1973. Lippard L, Chandler J. The Dematerialization of Art// Art international. February. 1968. Max J. Naissance du Cubisme // Nouvelles littéraire. 1928. Munro Th. Toward Science in Aesthetics. N. Y., 1956. Paperi S.A. The Matematical Inconscion // On Aesthetics in Science. Cambridge. L., 1978. Rose H.L. The Oxford Classical Dictionary. L., 1963. Rousseau J.J. Œuvres Complètes. P., 1826. V. I. Rousseau J.J. Œuvres et correspondence. P., 1861. Rozenkranz К. Aestetik des Hässlichen. Königsberg, 1853. Schleiermacher F. Hermeneutik. Heidelberg, 1969. Scott A.F. Current Literary. L., 1980. Sol Le Witt. Paragraph of Conceptual Art // Art international. January. 1969. Sola Pinto V. de. Byron's dramatiec prose. Nottingham, 1954. Vauxelles L. Exposition Braque // Gil Blass. 14. 11. Vlamink M. Tournant dangereux. P., 1929. А Абстракционизм — 209, 327—330 Абстракция — 31, 328 Авангардизм — 31, 309 Автор — 105, 210, 212, 197, 226, 231, 300, 301, 310, 318, 380, 393, 471 Акмеизм — 320—321 Актуальное — 127, 128 Алеаторика — 366, 377, 378 Аллегория — 234, 268, 269 Ампир — 282 Анализ — 464—480 — интонационный — 475 — критический — 477, 463—467 — интерпретационный — 468 — семиотический — 474 — стилистический — 474 — структурный — 473, 474 — ценностный — 468, 477 Аналогия — 111 Антитеза — 269 Ассоциативность — 115, 116, 315 Ассоциации — 111, 358 Афоризм — 266 Аффекты — 18, 101, 106 Б Барокко — 264—270 Барочный народный роман — 265 Безобразное — 98—99 Бессознательное — 112, 221 — индивидуальное — 221 — коллективное — 221 Бестселлер — 478 Благг — 93 Будущее — 223, 296 В Верлибр — 320 Вечное — 127, 128 Виды искусства — 167 — архитектура — 171—178 — графика — 179—183 — декоративное искусство —178— 179 — живопись — 179—183 — музыка — 195—197 — кино — 202—203 — литература — 186—190 — прикладное искусство — 169 — скульптура — 183—186 — театр — 190—195 — телевидение — 203—205 — хореография — 197—199 — фотография — 199—200 — цирк — 169—171 Вдохновение — 43, 107, 111, 112 Век — 212 Вербальные искусства — 10 Веризм — 312 Вживание — 457 Вкус — 31, 34, 112 Внешние связи — 472, 477, 479 Внутренние связи — 477 Внутреннее освобождение — 112 Внутренние мотивы — 237 Внутренняя организация текста—475, 477 Внутренняя рефлексия — 236 Возвышенное — 12, 14, 18, 20, 26, 28, 32, 55—62, 104, 233 Возрождение — 55—62, 96—97, 446, 447 Волшебство — 233 Воображаемая экспериментальная ситуация — 107 Воображение — 110, 111, 458 Впечатление — 31,107, 110—112,114, 203, 313, 314, 363 Время — 213, 214, 421 Вымысел — 14, 420 Г Гармония — 14, 18, 31, 38—40, 45, 80, 94,102,109,228,229,233,269,284 Гегг — 93 Гедонизм — 41, 42, 247, 420 Гекзаметр — 232 Генерализация — 119 Гений — 106, 209, 300 Герменевтика — 447—459 Героизм — 229, 235 Герой — 85,294,212,110,109,303,221, 250—251, 256, 225, 229—241, 244, 246, 247, 297—306 Гимн — 226, 227 Гипербола — 269, 129 Гиперболизация — 31 Гиперреализм — 372—373 Гносеология — 288 Гонгоризм — 264 Готика — 234, 186, 309 Готическая новелла — 309 Готический роман — 309 Гражданственность — 204 Гротеск — 90,91,93,129,264,301,344 Гуманизм — 247— 262, 246, 484, 432, 485 Д Дадаизм — 322—333 Двоемирие — 300 Двойная мотивировка — 237 Действие — 237, 225 Действительность — 220, 299, 312, 363, 459 Декоративность — 269 Демонизм — 269 Демократизм — 314, 316 Дизайн — 28—30, 480 Дионисии — 94, 95 Документальность — 204, 205 Драма — 220, 265, 429 Драматизм — 303 Драматическое — 32 Духовная культура — 210 Духовный мир — 108, 299 Духовные ценности — 393 Ж Жизненный материал — 285 Жития святых — 242 Заблуждение — 13, 83 Заговоры — 217, 226 Заклинания —- 226 Законы рационального познания —12 Законы художественного восприятия — 10 Замысел — 107—108, 230 Занимательность сюжета — 14, 233 Заумь — 311, 323 Знание — 14, 15, 16 Зрелище — 203, 205, 234, 293 И Идеал — 31, 83, 84, 85, 89, 90, 92, 93, 97, 232, 296, 298, 390, 457 Идеализация — 119, 301 Идентификация — 458 Идеология — 17,226,244,246,239 Идея — 84, 18, 107, 212, 396 Идиллия — 295, 296 Икона — 242 Иллюзия — 130, 272, 273, 301, 326, 389, 392 Импрессионизм — 313—314, 217 Импровизация — 204 Индивидуализм — 302, 309, 421 Индивидуализированное обобщение — 118—119 Индивидуальность — 121—123, 277, 307, 452 Иносказание — 234 Интеллектуальная пьеса—429—435 Интерпретация — 449, 450, 452, 453, 454, 464 Интонация — 451 Интрига — 84 Интуиция — 113, 114 Информативная насыщенность — 15, 16 Ирония — 82, 92, 97, 301, 307 — интеллектуальная — 92 — романтическая — 92, 301 — скептическая — 92 Иррационализм — 321 Искусство— 102, 103, 108, 109, 110, 142—207, 285, 459 — античное — 227—233 — изобразительное — 284 — изящное — 13 — классическое — 48 — Нового времени — 249 — саморазрушающееся — 366,380 — средневековое — 211, 233 Историзм — 19, 297, 470 Историческая реальность — 236 Историческое членение — 211—212 К Каламбур — 93 Картина мира — 212 Карнавал — 242—244 Карнавальный натурализм — 242— 246, 235 Катарсис — 70, 80, 192, 292, 250 Категории эстетики — 19, 481—483 Кинетизм — 369 Кларизм — 321 Классицизм — 97, 274—282, Комедия — 17, 81—98 Комическое — 81—98 Конструктивизм — 332, 349—352 Контекст — 125 Концептуализм — 366, 382—387 Красота— 12, 14—19, 23, 31, 33, 38— 55, 228, 231, 250, 284, 313, 315 Креатив — 108 Критика— 86, 87, 88, 98, 459—480 — художественная — 459—480 — эмоциональная — 87, 88, 98, Кубизм — 308, 331, 325—327 Кубофутуризм — 324 Культура — 223—227, 389—390 Культ — 224, 221 Л Легенда — 478 Лиризм — 303 Лирическая поэма — 301 Лирическое стихотворение — 299 Литература светлого настоящего и будущего — 413 Личность — 210, 302, 248, 313, 334, 364, 395 Лучизм — 330 Люмпен интеллигентская литература — 414 М Мадригал — 276 Магические реалии — 219, 220 Маньеризм — 362—364 Маскировка — 310 Мера — 91, 92, 53, 228, 400, 466 Метазнак — 125 Метафора — 269 Метафоричность — 264, 321 Метод — 208 — художественной критики — 465—470 Миракль — 192 «Мировая скорбь» — 297—303 Мистерии — 192, 240 Мистика — 321 Миф — 221, 222 Мифологизм — 228—233 Мифологический космизм — 222 Модерн — 313, 316—317 Модернизм — 96, 317—319, 98 Монизм — 269, 16 Мораль — 290 — естественная — 290 — официальная — 290 Музыкальный пуантилизм — 206,366, 376, 377 Н Наскальные рисунки — 220 Натурализм — 217, 311, 312, 414 — неокритический — 414 Наука — 146—147, 205, 297 Национал — большевистское течение — 413 Неоготика — 309 Неоабстракционизм — 364—366 Неомодернизм — 331—332 Неореализм — 219, 418—419 Неоэмигрантская литература — 415 Неоабстракционизм — 364—366 Неомодернизм — 309, 311—312 Неореализм — 310, 418—419 Низменное — 99, 100 Новый роман — 363 О Образ — 84, 108—112, 114—123, 314, 316, 319, 300, 301, 310, 312, 335, 372, 392, 393 Общество — 85, 211, 220, 300, 459, 459—461 Ода — 276 Одаренность — 105, 107 Оккультизм — 321 Окр-арт — 369 Онтология — 288, 19 Оп-арт — 369 Опыт—10, 20, 107, 111, 113, 190,291, 364 Орнаментализм — 269 Освоение мира— 13,14,20,23,27,28, 37, 147, 148 Остроумие — 90, 91, 269 Очищение — 63, 70, 236, 241, 250 П Память — 110, 364 Пастораль — 296 Пауза — 376 Пафос — 233, 246 — гражданский— 233, 246, 279 — нравственный — 392 — сакральный — 233, 246 Пейзаж — 309, 328 Перевоплощение — 458 Персонаж — 109, 292, 294, 432 Писатель — 105, 107, 300 Плутовской роман — 265 «Плеяда» — 270—271 Подражание — 17, 18, 142 Подсознание — 112—114 Подходы — 468, 469 — биографический — гносеологический — историко-культурный — социологический — рецептивный — 476 — сравнительно-исторический — творческо-генетический — 470, 472 Поколение — 212 Понимание — 449, 450 Поп-арт — 366, 367—372 Постмодернизм — 366, 367 «Поток сознания» — 362—364, 332 Потустороннее — 234 Поэзия — 220, 300, 301 Поэма — 137—141 Поэт — 316, 14, 109, 303 Правдоподобие — 131, 132, 234 Предмодернизм — 311 Прекрасное — 12—17, 32, 37, 55, 99, 103, 104, 228 Прелестное — 103 Прерафаэлиты — 217 Прециозная литература — 264 Примитивизация — 310 Примитивизм — 324—325 Природа —213,221,226,243,257,283, 290, 311 Притча — 266 Произведение — 124, 127, 210, 221, 233, 234, 452, 466 Просвещение — 97 Пространство — 213 Противоречие — 39,84,88,259,306 Прошлое — 223, 296 Психический автоматизм — 365 Психологическая повесть — 301 Психологическая характеристика — 237 Путешествия — 295 Р Развязка — 225, 364 Разум — 294 Рассказчик — 239 Рационализм — 268, 285 Реализм — 209, 294, 295, 300 — волшебный (магический) — 219, 306, 419—423 — интеллектуальный — 219, 306, 428-436 — крестьянский — 416—418 — критический — 97,98,306,387— 400 — просветительский — 282—288 — психологический — 219, 306, 423—428 — ренессансный — 244—258 — социалистический — 98, 309, 400—416 Реальность — 85, 208, 233, 235, 236, Религия — 208, 226, 227, 299 Рецептивный диалог — 210 Рецепционная установка — 445 Рецепционный горизонт — 107 Рецепция — 308, 442—447 Реципиент— 125, 210, 310, 437—442, 476 Речь — 140 — обыденная — 140 — одическая — 140 Ритм — 197, 220 Риторика — 463 Ритуал — 221, 224 Ритуальные присловия — 226 Рококо — 271 Романтизм — 97, 296—309 — рыцарский — 235—239 Романс — 296 Рондо — 276 Руссоизм — 288—293 С Сага — 221 Сакральный аллегоризм — 239, 242, 247 Самоирония — 301, 307, 394 Сарказм — 92 Сатира — 92, 231—233, 394, 307, 129, 285, 287 Сатурналии — 96, 243 Сверхъестественное — 234, 240 Свобода — 48, 229, 285 Свободный стих — 320 Сентиментализм — 288—296 Серебряный век — 404 Символ — 317, 242 Символизм — 319—320, 217 Синкретизм — 220 Синтез — 111, 190, 234, 301 Сказка — 222 Слайдизм — 375 Слово — 226 Словотворчество — 323 «Смерть автора» — 318 Смех — 81—98, 245, 391 — сатирический — 92, 245 — синкретический — 391, 243 — карнавальный — 92 Смысл — 125, 234 — аллегорический — 234 — анагогический— 234 — буквальный — 234 — моральный — 234 Содержание—18,45—115,125,213 Сознание — 112—114 Сонет — 276 Сонористика — 366, 375, 376 Сотворчество — 125 Соц-арт — 366, 380—382 Социалистический либерализм — 413—415 Социально-бытовой роман — 285 Способности — 105 Стиль — 132—141 Стихи в прозе — 320 Страшное — 100, 284 Структура художественного произведения — 211 Субъективизм — 321 Субъективность — 301 Супрематизм — 330 Сюжет — 224, 226, 307, 372 Сюжетная линия —117, 364 Сюрреализм — 308, 332—342 Т Талант — 14, 106, 107 Творческая задача — 13 Творческий кризис — 13 Творческий процесс — 9, 105—114 Творческое воображение — 105 Творческое приращение — 114 Творчество — 27, 105—114 Теология — 234 Теософия — 321 Текст — 124, 125 Течение — 211 Типизация — 119, 395 Трагедия — 17, 62—80 Трагизм — 303, 306, 307, 421 Трагическая коллизия — 307 Трагическое — 62—80, 267 Трогательное — 102 У Ужасное — 100—102, 267 Условный мир — 430 Утопия — 296 Ф Фактографичность — 203 Фантазия — 107, 109, 113, 222, 326, 362, 423 Фарс — 84 Фовизм — 330—331 Фольклор — 90, 347, 480 Фонокультура — 207 Форма — 18, 45, 213, 269, 330, 347, 478 Фотореализм — 373—375 Функции искусства — 154—165 Футуризм — 321—324 X Хаос — 102, 225, 310, 320 Хеппенинг — 378—380 Хроникальность — 203 Хронотоп — 214 Художественная концепция — 128—131, 208—211, 477, 474 Художественная правда — 18, 117, 131, 132 Художественное мышление — 115, 309 Художественное направление— 208—211, 478 Художественное развитие — 208,479 Художественная реальность — 128—131, 108—110 Художественная эпоха — 213, 271 Художественное восприятие — 437—447 Художественная стадия — 213 Художественное наслаждение — 445-447 Художественный образ — 114—123 Художественный период — 212 Художественный смысл — 19, 310 Художник — 15, 105—123, 459 Ц Ценностная установка — 477 Ценность — 10, 13, 20, 34—36, 446, 447, 470, 474 Ч Чувствительная повесть — 295 Чувство — 290, 291, 294, 295, 308 Чудесное — 103, 234, 335, 419 Ш Шедевр — 127, 477 Школа — 211 Шутка — 92—93 Э Эвтуризм — 263 Экзистенциализм — 68,332,352—362 Эклектизм — 269, 314—316 Эксперимент — 319, 359, 413 Экспрессионизм — 332, 342—349 Эл-арт — 369 Элегия — 295 Эмоции — 148, 221, 320, 321 Эпиграмма — 276 Эпос — 220, 223, 225 Эпоха сновидений — 221 Эра — 213 Эстетика — 12—25, 462 — искусства — 20 — действительности — 20 — теоретико-информативная—21 — рецептивная — 22, 462 — техническая — 23 практическая — 24 Эстетическая деятельность — 26—28 Эстетическое — 19, 20, 32—37 Эстетическое наслаждение — 14, 18, 19, 43, 111, 310 Эстрада — 205—207 Эффект отстранения — 311 Ю Юмор — 90—92
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 228; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |