Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Регулятивные парадигмы




Формы и способы регуляции человеческого поведения разнообразны. На физиологическом уровне регуляторами выступают нервные процессы. На психологическом – индивидуальные особенности поведения личности (обусловленные волей, интеллектом, интересами и склонностями, чертами характера и т.д.). Социокультурные механизмы регуляции человеческого поведения – регулятивы (нормы, требования, правила, программы), которые задаются людям существующей в данном обществе культурой.

Смысл регулятивов – программирование человеческого поведения.

Регулятивы – информационные блоки, содержащие предписания (надо), запреты (нельзя), разрешения и рекомендации (можно).

Регулятивы играют в обществе такую же роль, какую выполняют в компьютере команды, определенные операции.

Регулятивы могут быть более неопределенными, чем математические формулы.

Регулятивы служат средствами организации поведения людей, как компьютерные программы служат средствами организации работы компьютера.

Программы поведения задаются индивиду культурой в различных формах:

o В языке, который содержит в себе нормы и правила речи, определяющие способы выражения мыслей

o В санкционируемых обществом формах морали, права, политической жизни

o В руководствах и методиках, регулирующих профессионально-трудовую деятельность (правила техники безопасности, служебные инструкции и пр.)

o В обычаях, ритуалах, обрядах, выполнения которых требуют существующие в обществе традиции

o В образцах поведения, которые демонстрируются родителями, воспитателями, выдающимися людьми, историческими личностями, героями художественных произведений

o В общественных институтах (школа, семья и пр.), регламентирующих отношения между людьми

o В условиях и предметах окружающей нас искусственной среды, которые требуют от нас выполнения правил и приемов обращения с ними

Регулятивы являются элементами культурного пространства, и всякий человек находится в поле имеющихся в ней регулятивов. Из этого поля он черпает нормы, которыми руководствуется в своем поведении культурное пространство предоставляет возможность выбора регулятивов из числа имеющихся. Выбор регулятивов связан с индивидуальными психологическими чертами личности. Но психологические особенности отдельных индивидов влияют только на выбор определенных регулятивов, но не на формирование культурных парадигм. Эти парадигмы являются продуктом деятельности общества в целом.

Схематически регулятивные парадигмы можно представить в виде плоскостей, расположенных на регулятивной оси культурного пространства.

Регулятивы – особый вид смыслов, который находится в тесной связи с другими их видами (знаниями и ценностями).

Регулятивы в отличие от знаний, относятся не к объектам, а к операциям, которые человек осуществляет над объектами.

Регулятивы – средства организации деятельности, а ценности и идеалы – цели, на достижение которых направлена деятельность человека.

Выбор регулятивов определяет поведение людей. Социальный тип характера – это тип личности, определяемый тем, как она осуществляет выбор регулятивов, которыми руководствуется в своей жизни.

Типы социальных характеров:

o Рецептивный тип. Пассивен и зависим в выборе регулятивов своего поведения. Не способен что-либо сделать без посторонней помощи. Доверчив и сентиментален. Больше стремится быть любимым, чем любить

o Эксплуатирующий тип. Выбирает регулятивы своего поведения, подстраивая их под свои потребности, желания и мечты. Уверен в себе, обладает чувством собственного достоинства, стремится завоевать авторитет и заставить людей содействовать осуществлению его целей. Изобретателен, хотя не способен к творчеству. Легко заимствует и осваивает любые идеи, умеет пользоваться ими. Эгоцентричен, агрессивен, импульсивен

o Накапливающий тип. Главный принцип поведения – накопление ценностей. Стремится обладать как можно большим количеством материальных благ, власти, любви. Избегает всего, что может уменьшить это количество или помешать его сохранению и увеличению. Предусмотрителен, сдержан, осторожен, подозрителен. При необходимости перестройки программ испытывает большие трудности. Консервативен, не любит новшеств

o Рыночный тип. Регулятивы поведения неустойчивы, нестабильны. Не связывая себя никакой определенной системой регулятивов, меняет их по мере необходимости, в зависимости от ситуации. Ищет выгоды любыми путями, рассматривает все, как товар, которым торгует. Может быть открытым, дружелюбным, щедрым, но отношения с другими людьми поверхностны и непостоянны.

o Продуктивный тип. Подчиняет свое поведение регулятивам социально-полезной деятельности. В отборе он самостоятелен, независим, внутренне свободен. Способен к творческому мышлению. Проявляет заинтересованность в росте знаний и продуктивном труде. Стремится любить и быть любимым. Отличается честностью, ответственностью, гуманностью и заботой о благе других.

Выполнение разных регулятивов порождает разные формы поведения.

Нормативное поведение – общепринятые формы поведения

Девиантные – отклоняющиеся от общепринятого стандарта.

Регулятивы нормативного поведения – социокультурные нормы.

 

Нормы – 1) узаконенное установление, признанный обязательный порядок, строй чего-либо, 2) установленная мера, средняя величина чего-нибудь.

 

Выполнение социокультурных норм опирается на интуитивно найденные или сознательно выработанные представления человека о том, что можно и чего нельзя делать. В то же время общество осуществляет социальный контроль над поведением людей, стимулируя нормативное и пресекая девиантное поведение.

Механизмы социального контроля:

· Общественное мнение (неформальный, неофициальный контроль). Основные средства контролирующего воздействия – процедуры убеждения, морально-психологического вознаграждения за культурно одобряемое поведение (хороший отзыв, похвала, признание, слава) и морально-психологического наказания за неодобряемое (критика, брань, угроза, бойкот)

· Административное управление (формальный, официальный контроль) – система, опирающаяся на закон и властные структуры государства, предполагающая использование материальных и силовых средств воздействия (принуждение с помощью насилия, вознаграждение в виде премии, повышение жалования, должностное продвижение, штраф, увольнение, лишение свободы и даже жизни).

Контроль за соблюдением норм и защита от их нарушений – непременное условие существования культуры.

Смена норм чаще всего сопряжена с трудностями и беспорядками.

Культурные нормы возникают уже на самых ранних этапах истории человечества. С помощью знаковых систем культуры они передаются из поколения в поколение и превращаются в обычаи и традиции.

В первобытной культуре культурные нормы образуют системы правил, которые регламентируют разделение труда, формы отношений между полами, организацию коллективных действий, быта и управления. Важнейшую роль в архаических обществах приобретают специфические комбинации культурных норм – обряды, ритуалы и церемония, которые предписывают стандартные образцы поведения в различных жизненных обстоятельствах. Во всех примитивных племенах большими ритуальными церемониями обставлялись похороны. Наряду с требованиями, предписывающими что-то сделать, культурные нормы в архаических обществах выражены также и в запретах и ограничениях – табу. Табу – средства защиты от возможного вреда, который может быть нанесен племени или его отдельным членам. Под защитой многочисленных табу находятся дети, старейшины, жрецы и вожди. Табу предотвращают нарушения обычаев, с которыми сопряжены ключевые события жизни: брак, роды, приготовление и прием пищи, охота, религиозно-культовые церемонии. У первобытных племен существовали табу племенные, родовые, семейные, индивидуальные. Культурные нормы древних людей были связаны с мифологическими представлениями о мире. В более поздние эпохи древняя мифологическая подоплека обрядов постепенно забывается. Сохраненные издревле народные обычаи зачастую получают символический смысл.

Функции культурных норм:

ü Социальная функция. Нормы унифицируют поведение людей, обеспечивая единообразие и согласованность их коллективных действий. Следование культурным нормам – необходимое условие для организации совместной деятельности и поддержания общественного порядка. Культура – средство надбиологического регулирования жизни коллектива.

ü Технологическая функция. Культурные нормы представляют собой процедурные правила, способы и программы деятельности, нацеленные на получение желаемого результата: что и как надо сделать, чтобы достигнуть успеха в каком-то деле, получить конкретный результат.

Множество культурных норм обусловливают технологическую программу действий и социальную эффективность. Соединение технологической и социальной функций происходит благодаря символическому истолкованию процессов и продуктов деятельности.

Типы социокультурных норм:

· Общекультурные нормы – правила поведения в публичных местах, на улице, в транспорте, в магазине. Это – правила общепринятой вежливости, гражданские права и обязанности. Многие из них являются специфичными для определенной культуры (питание, семейный обиход, праздники и пр.)

Виды: 1) нормы взаимности: мы ожидаем от людей скорее помощи, чем вреда; 2) нормы социальной ответственности: люди будут оказывать помощь тем, кто от них зависит; 3) межкультурные нормы: правила поведения пользования Интернетом, на международных экскурсиях и пр.

· Групповые нормы. Стандарты поведения для некоторого класса и особые правила группировок.

· Ролевые нормы. Определяют характер поведения, которое ожидается от человека, находящегося в данной социальной позиции. Роли – клеточки из поведенческих норм. Занимая такую клеточку, человек должен действовать в соответствии с этими нормами. Социальная роль – совокупность функций, которые подлежат исполнению согласно неписанным традициям и обычаям или письменным инструкциям.

Нормативность поведения может разными людьми пониматься по-разному. То же касается и девиантного поведения. Почему?

o Множество норма не является упорядоченной системой и содержат противоречия.

o Далеко не всегда достаточно точно можно определить сами нормы.

o Нормы в одной и той же культуре заметно изменяются за очень короткое время

o Нормы в разных культурах во многом не совпадают




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 946; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.