КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Культура учебыВсякий труд требует обучения. Культурные сценарии учебы: ü исторически первой, наиболее древней формой учебного процесса является обыденно-практическое обучение. Сценарий такого обучения не предполагает какой-либо специальной организации учебного процесса. Учеба происходит стихийно, путем вовлечения подрастающего поколения в трудовую деятельность взрослых. Взрослые учат младших походя, в процессе решения своих трудовых задач, не отвлекаясь на организацию учебы как особого дела. В первобытных племенах ритуалы инициации юношей – экзамены на аттестат зрелости, после которых юноша считался полноправным членом племени. Обыденно-практическое обучение было главной формой учебы в течение долгого исторического времени. В натуральном крестьянском хозяйстве дети с раннего возраста постепенно овладевали знаниями и умениями, необходимыми для работы. Обыденно-практическое обучение сохраняется и сегодня там, где не нужно специального образования: приобщение к домашнему труду. Характерные особенности такой формы обучения: 1) нераздельное слияние процесса учебы с жизнью; 2) неформальное личностное общение ученика и учителя. ü Демонстративное обучение. Обучение организовано как особый процесс взаимодействия учителя и ученика: учитель показывает, ученик копирует действия учителя. Элементы такого обучения появляются уже в обыденно-практическом обучении. Сценарий демонстративного обучения требует от учителя педагогических навыков и методических приемов: · подбора посильных задач · последовательного перехода от менее сложных к более сложным задачам Главным обучающим фактором является повторение. От ученика требуется только точное повторение действий учителя. Возникает в области ремесел и прикладного искусства. К нему прибегали в Древнем Египте. Оно господствовало в средневековой Европе, где мастера обучали своему искусству новичков, которые учились несколько лет, чтобы стать подмастерьями, а потом сдать экзамен на мастера, сделав самостоятельно изделие по канонам и нормам. Демонстративное обучение используется и сейчас, т.к. не все знания укладываются в учебниках. Многим вещам нужно учиться на примере, подражая образцам. Ученик – пассивный объект обучения. Учитель активен и требует послушания. Индивидуальные особенности личности ученика значения не имеют. Дело учителя – продемонстрировать знания и умения. В отличие от обыденно-практического обучения, в демонстративном обучении учитель и ученик отчуждены друг от друга.
ü Развивающее обучение. Возникает в Новое время на основе классической педагогики. Связано с разработкой специальных дидактических приемов, возбуждающих активность учащихся. Сценарий учебного процесса здесь ориентирует учителя на объяснение, а ученика – на понимание изученного материала и самостоятельное выполнение упражнений. Центр тяжести переносится на самостоятельную работу учащегося. Система принципов и методов развивающего обучения сейчас является наиболее распространенной в системе образования. Ученик выводится из пассивной позиции. Он становится личностью, для него подбираются посильные задания, в нем поддерживается желание учиться. Учитель не просто учит, а разжигает интерес к учебе. Учитель остается центральной фигурой в процессе обучения. ü Креативное обучение. В ХХ в. появляется новая психолого-педагогическая парадигма. Сценарий креативного обучения предполагает штучный подход, индивидуально-ориентированную работу педагога с учащимся. Ставится задача развития у учащихся способностей к самостоятельному формированию новых знаний, умений и способов действия. Главный фактор – инициативность учащихся. Ученик становится полноценным субъектом общения. Безответственный ученик не способен к такому обучению. Учебный процесс – совместная работа учителя и ученика как форма естественного человеческого контакта полноправных партнеров. Учитель дает рекомендации, т.к. больше знает. Отношения между учителями и учениками неформальные, личностные. Идет двусторонний обмен информацией. Обучение – самообучение. Эта работа – со-творчество, творческая деятельность. Огромное значение имеет личность педагога, должен быть ярким, талантливым, творческим. В креативном обучении происходит как бы возвращение к начальному обыденно-практическому обучению, т.к. учебный процесс сливается с жизнью и становится совместной жизнедеятельностью учителя и ученика. Но методики креативного обучения предполагают, что ученик решает задачи: o На информационном уровне учащийся должен приобретать необходимые знания. учитель организует условия для такой возможности (демонстративное обучение). o На тренировочном уровне главная задача – превращение знаний в личностные умения и навыки. Знания должны быть освоены (развивающее обучение). o На творческом уровне происходит синтез методик всех предшествующих форм (креативное обучение).
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 3657; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |