КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Культура труда
Это – организация труда. Культурные сценарии трудовой деятельности – формы и способы организации труда в любой области. Историческое развитие культуры труда: ü В первобытные времена основными видами трудовой деятельности были охота, скотоводство, земледелие, домашний труд. Разделение труда – первая культурная форма его организации. На начальной стадии характерной чертой культуры труда было то, что все его формы обретали магическое истолкование и закреплялись в форме ритуалов. ü В средневековой Европе возникает цеховая организация труда со строгими нормами, регламентирующими процессы производства и свойства продукта. ü Мануфактурное производство сопровождается разложением сложных производственных процессов труда на элементарные операции. Это снижает требования к квалификации, но повышает требования к организации коллективной работы. ü Индустриальное общество вызывает революцию в культуре труда. Крупная промышленность рождает новый тип работника – профессионально обученного наемного рабочего. Машинная техника требует знаний + строгого соблюдения трудовой дисциплины + подчинения своих действий ритму, в котором работает машина + высокая точность действий. Важнейший показатель культуры труда – степень технической оснащенности рабочего места. Деятельность инженера и менеджера – управление предприятием. Требования культуры труда – совокупность точно определенных технологических условий и норм для работников. Сценарии трудового процесса приобретают облик четких технологических норм. Американский инженер Ф. Тейлор впервые создает систему методов оптимизации управления производством: Ø хронометраж и нормирование времени осуществления определенных операций Ø стандартизация орудий и приемов труда Ø введение поточных линий и конвейеров Ø научное обоснование функций работника Ø режим работы Ø стимулирование труда через оплату ü С середины ХХ в. культуру труда стали связывать с его автоматизацией, освобождением работника от выполнения рутинной умственной работы. Вместе с тем направлением совершенствования культуры труда становится требование его гуманизации. Современная культура труда требует от работника внутренней ответственности и самоконтроля + эффективной системы стимулирования заинтересованности работников + поощрения инициативы + заботу об улучшении условий труда и быта + создания благоприятного психологического климата. ü Во второй половине ХХ в. переворот, связанный с компьютеризацией. Существенно меняется культура умственного труда. Компьютер берет на себя: § Решение логико-математических задач § Анализ данных и автоматическое представление их в нужной пользователю форме § Подготовка текста, его оформление, макет книги § Выполнение работ по специальным программам § Хранение и быстрое воспроизведение материалов, быстрый поиск нужных данных § Включение в коммуникационные каналы § Создание новых форм интеллектуальной продукции
Управленческий труд и корпоративная культура Эффективно справиться со всеми многочисленными и разнообразными обязанностями можно при достаточно высокой культуре управленческого труда – разработке и умелом проведении в жизнь сценария управленческой деятельности: Рациональное планирование времени Делегирование полномочий подчиненным Подбор надежных помощников Создание вокруг себя атмосферы доверия и ответственности Стили руководства: · Демократический. В современных условиях выявлены основные факторы, вызывающие у руководства психическое напряжение: o столкновение с противоречивыми требованиями, которые невозможно удовлетворить o сжатые сроки для принятия решений при не имении всей необходимой информации o беспристрастие и даже безжалостность, подавление в себе сочувствия и личных симпатий Демократический стиль позволяет ослабить действие этих факторов. · Авторитарный.
Вопрос о стиле руководства необходимо рассматривать в контексте более общего вопроса – о корпоративной культуре предприятия, которая определяется: v доминирующим на предприятии типом ценностно-регулятивной парадигмы. Типы ценностно-регулятивных парадигм:
ü Структурная. Ориентирует работников на рациональную технологическую организацию деятельности предприятия. На первом месте стоит проблема эффективного взаимодействия структурных звеньев предприятия, его отделов и служб. Большое значение имеет вертикальная и горизонтальная координация деятельности подразделений, четкому распределению функций каждого работника, его обязанностей и ответственности. В центре внимания – логика, факты и цифры. Предприятие уподобляется механизму. Персонал требует от руководства четкого планирования, компетентности, последовательности, убедительного объяснения и обоснования целесообразности.
ü Гуманистическая. Выдвигает на первый план проблему взаимоотношений между предприятием и персоналом. Люди здесь – важнейший ресурс предприятия. Администрация беспокоится о повышении квалификации, об улучшении условий труда и быта, привлекает работников к управлению предприятием. Создается психологическая атмосфера, способствующая сплочению коллектива, взаимовыручки. Главная задача руководства – достигнуть гармонии между нуждами персонала и нуждами предприятия.
ü Политическая. Исходит из предположения, что деятельность предприятия зависит от отношений между различными группами персонала и отдельными работниками. Для отстаивания своих интересов каждая группировка должна обладать силой – способностью влиять на принятие решений. Сильнее те, кто умеет привлекать союзников, владеет искусством устанавливать личные контакты и использовать их, с успехом ведет переговоры, получает доступ к информации. Предприятие – джунгли, в которых необходимо уметь ориентироваться. В таких условиях нужно быть искусным политиком, способным регулировать противоречия, понимающим, как можно использовать коалиции, конфликты и конкуренцию для повышения эффективности труда. ü Символическая. Фокусирует внимание на значении происходящих на предприятии событий. Важное место занимают ритуалы, торжественные церемонии. Поддерживается интерес к истории предприятия и пр. Тщательно соблюдаются традиции. Почетом окружаются ветераны. Предприятие похоже на театр. Планы – игра. Руководитель – маг и пророк. В действительности элементы различных ценностно-регулятивных парадигм смешиваются.
v рабочими качествами персонала. Важнейшими качествами персонала, от которых зависит корпоративная культура, являются: ü степень умения, т.е. способности выполнять работу хорошо ü степень усердия, т.е. старательность и желание хорошо работать Модели стиля руководства с учетом качеств персонала: § директивный стиль – при неумелом и неусердном персонале управление с помощью приказов и указаний § тренирующий стиль – при неумелом, но усердном персонале управление с помощью обучения и разъяснений § стимулирующий стиль – при умелом, но не усердном персонале управление с помощью поддержки и привлечении к соучастию и выработке решений § делегирующий стиль – при умелом и усердном персонале управление с помощью делегирования полномочий и предоставления полномочий.
Роли руководителя:
Стиль руководства должен выбираться с учетом доминирующего на предприятии типа корпоративной культуры. Руководитель должен уметь выступать в разных ролях в зависимости от целей и задач управления.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 2292; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |