Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Танкред и Эрминия Пуссен




 

 

Никола Пуссен (1594-1665)-один из величайших художников Франции. Он принадлежит к тем мастерам,которые обладают редким и ценным даром воплощать строгие и возвышенные гуманистические идеи в поэтические художественные образы.Его произведения,исполненные с замечательнвм мастерством, высоко почитались и пользовались славой на протяжение веов,вплоть до наших дней. Пуссен как художник,возглавивший французский классицизм в живописи 17 века. Стиль классицизма был прогрессивным явлением во фрнацузской культуре того времени.Его характерная черта-обращение к наследию античности (отсбда название классицизм). Представитей классицизма,писатей и художникоов,привлекал созданный древними мастерами образ человека, гармонично сочетавший красоту физическую и духовную, их привлекали также ясность,строгость и лаконизм, своейственно худ формам античного искусства.

Пуссен родился в местечке близ города Андели. С 1624 года он поселился в Риме, бывшем в тем годы одним из крупнейших центров европейской художественно культуры. На основе внимательного изучения произведений художников прошлого и настоящего Пуссен выроботал свой собственно стиль, следуя главным образом заветам античности и Рафаэля,в искусстве которых верность природе сочеталась со стремление к гармоничной и возвышенной красоте.

Приблизительно в середине 1630-х годов Пуссен создал,,Танкреда и Эрминию,, - одну из своих самых пленительных картин. Она написана на сюжет,заимствованный из поэмы итальянского писателя 16 века Торквато Тассо,, освобожденный Иерусалим,,. В романтических тонах автор поэмы повествует о походе рыцарей-крестоносце в Палестину. Эрминия, дочь антиохийского царя,мусульманка,горячо и страстно полюбила прекрасного рыцаря Танкреда. Вместе с верным оруженосцем рыцаря Вафрином они находят на поле брани Танкреда,ослабевшего от ран после победоносного поединка со страшным черкесом (кавказ)Аргантом.Эрминия отсекает мечом волосы,чтобы сплести перевязь для ран Танкреда.Характерно,что и в любовном сюжете Пуссена привлекает не идиллия (все хорошо,все идеально) а полный внутреннего драматизма момент, ракрывающий глубокое чувство девушки,спасающей от смерти любимого. Ведущие композиционнае линии сосредотачивают внимание зрителся на главных действующих лицах,соединяет их в едином живом движении. Вафрин,только что спешившись,бережным жестом приподнимает раненого рыцаря. Легким шагом,подобным стремительному полету,к ним приблизилась Эрминия. Она вся в порыве и сострадание. Отсекая волосы,она даже не смотрит на меч,ее глаза неотрывно прикованы к лежащему Танкреду.

В этой картине,написанной на крупнозернистом холсте свободными мазками, Пуссен предстает как мастер сильного и выразительного колорита. Замечательный по своим краскам пейзаж создает приподнятое настроение тревоги и взволнованности:на небе,покрытом облаками,горят желтые и оранжевые огни заката,наполняя бледно-золотистыми отсветами картину.

Общему впечатлению поэтичности способствует и хрупкое дерево с прозрачным узором ветвей, и красные и желтые цветы,растущие среди травы на переднем плане,и мастерски написанные отливающие серебром рыцарские доспехи,на которых нежно сверкает желтые,красные и синие рефлексы.

Пуссен,вдоновленный поэмой Тассо,создал чарующие образы,овеянные глубоким лирическим чувством.

 

(другой текст)

Все величаво в этой картине, раскрывающей зри­телю особый мир героической поэзии: широкая долина, окруженная невысокими горами, группа из трех фигур на переднем плане, образующая правильный треугольник, статные кони, гордели­вые силуэты которых рисуются на фоне неба, пылающего золотистым закатом. И вместе с тем эта устойчивая, строго уравновешенная компози­ция, построенная по правилам классицизма, не только не создает ощущения холодной расчетли­вости, как в стандартных произведениях этого стиля, но пронизана тревожной взволнованно­стью, каким-то беспокойным трепетом. Сюжет заимствован художником из эпической поэмы итальянского поэта Торквато Тассо «Осво­божденный Иерусалим». В ней на фоне описа­ния героических подвигов крестоносцев расска­зывается о преданной любви сарацинской прин­цессы Эрминии к рыцарю Танкреду. Спеша к своему возлюбленному, девушка случай­но наткнулась на него, тяжело раненного в еди­ноборстве с вражеским воином. Вечерняя тень уже пала в долине, но на небе еще горит заря, ложась тревожными отблесками на фигуры. Простерто тело обессилевшего от ран Танкреда. Только что спешились Эрминия и ее спутник, склонившийся над раненым рыцарем. Порывистым движением, будто вся трепещущая от страха и волнения, спешит девушка обрезать мечом свои длинные золотистые волосы, чтобы перевязать ими раны любимого. Драматизм сцены выражен прежде всего движением фигур, пространственным ритмом компози­ции, напряжением интенсивных и звучных цве­тов. Психологическая выразительность лиц и жестов не интересует художника; в этом смысле Никола Пуссен полная противоположность своим современникам — Рембрандту и Веласкесу. Но эмоциональная содержательность происходящего выявлена не менее ярко, чем у этих прославлен­ных мастеров психологии. Выявлена по-своему. Резкий контраст образуют бессильное тело Танк­реда и порывистая, будто наэлектризованная вол­нением, Эрминия. Достаточно посмотреть, как ме­чется контур ее развеваемой ветром одежды, как скользит торопливыми бликами свет по ее фигу­ре, как винтообразно все ее патетически страст­ное и одновременно полное настороженной неж­ности движение, ощущаемое особенно остро ря­дом с вялыми, соскальзывающими формами те­ла рыцаря.ТАНКРЕД И ЭРМИНИЯ. 1630-е гг. Санк-Петербург. Государственный Эрмитаж Пуссен 11594—16651.
Композиция, как мы уже говорили, построена по правилам классического треугольника. Но и здесь не получается покоя. Ритм, начинающийся у ног Эрминии и Танкреда, раздваивается: мед­ленно, будто с усилием, чуть приподнимается ра­неный, и сильным, динамическим рывком взмет­нулась Эрминия. Движение ритма от тела повер­женного, ускоряя свой темп, переходит на скло­ненную фигуру оруженосца, чтобы, поднявшись волной — ее гребень отмечен султаном шлема, — вновь привести взор к Эрминии, нежная белизна лица которой, светлое золото волос, оттененное холодной сталью меча, четко рисуются на фоне глухого в этом месте багрянца неба. Так «клас­сический треугольник» превращается в какое-то подобие закручивающейся воронки. Но и этого мало. Два коня, рыжий слева и бело­снежный позади Эрминии, замыкают сцену, при­давая ей еще большую напряженность: тревож­ная подвижность ритма, сжатая с обеих сторон крупными массами лошадей, пульсирует еще ин­тенсивнее. Но кони не только замыкают, а одно­временно и размыкают композицию, создавая ощущение почти головокружительного прорыва пространства вдаль, туда, где горит, обнимая все небо, тревожный закат. Левый конь в сильном ракурсе повернут в глубину, взгляд соскальзыва­ет с его массивного крупа и через высоко подня­тую голову уходит в пустое пространство. И тут взор вновь останавливается на головке Эрминии, затем на ее коне, белизну которого по контра­сту подчеркивает брошенное на его спину золо­тисто-оранжевое покрывало, и, наконец, снова возвращается к переднему плану. Получается сложное, двойное ритмическое движение: одно, пронизывающее три фигуры, другое, «всасываю­щее» композицию в глубину пространства и рез­ко «выталкивающее» ее вперед. Так предельно насыщенная динамика создает об­щее настроение драматической страстности, эпи­чески значительной взволнованности. Героиче­ская торжественность пейзажа, монументаль­ность целого дают почувствовать, что перед на­ми не обыкновенные люди, не повседневная жизнь, но исключительная драма особой породы людей, с высокими страстями и нравственной до­блестью. В этом Пуссен выступает как истый классицист, ищущий в искусстве возвышенного и прекрасного. Но вся обстановка, немного ска­зочная в своей необычности, а главное, сосредо­точенность вокруг образа главной героини кар­тины — Эрминии, воплощающей в себе идеал са­моотверженной любви, придают полотну Пуссена такую яркую эмоциональность, такую подлин­ность чувств, что мы ощущаем здесь не нагляд­ный урок классицистической размеренности, но свободный полет человеческих чувств. Ведь недаром Пуссен, этот признанный глава французского классицизма в живописи, почти всю жизнь прожил в Италии, вдали от строгого чопорного двора Людовика XIV, весь погружен­ный в утопические мечты о прекрасном мире, где живет высокая человеческая страсть и подлин­ная, ненаигранная героичность.

 

 

(Вопр. №40) Никола Пуссен -

Дата рождения: ??.06.1594 г.

 

Дата смерти: 19.11.1665 г.

 

Место рождения: Лез-Андели, Нормандия

французский живописец. Крупнейший и наиболее последовательный представитель классицизма в искусстве 17 в

Ринальдо и Армида [1625-26]

Основа: холст
Техника: масло
Высота: 95 см.
Ширина: 133 см.
Местонахождение: Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва

Информация: В Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина поступила в 1930 году из Государственного Эрмитажа.

Сюжет картины заимствован из поэмы итальянского поэта ХVI века Торквато Тассо "Освобожденный Иерусалим". Волшебница Армида усыпляет молодого рыцаря Ринальдо, отправившегося в крестовый поход. Она хочет убить юношу, но, покоренная его красотой, влюбляется в Ринальдо и уносит его в свои зачарованные сады. Пуссен, глава живописи классицизма, трактует средневековую легенду в духе античного мифа. Завершенность композиции, единство ритмического построения - главные особенности искусства Пуссена. В колорите ощущается влияние Тициана, творчеством которого Пуссен увлекался в эти годы. Картина является парной к "Танкреду и Эрминии", хранящейся в Государственном Эрмитаже.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 2697; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.