КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ВВЕДЕНИЕ. Учебная дисциплина «Психология корпоративной безопасности» входит в национально-региональный компонент специальных дисциплин основной образовательной
Учебная дисциплина «Психология корпоративной безопасности» входит в национально-региональный компонент специальных дисциплин основной образовательной программы, предусмотренной государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 030301 – психология. Содержание учебного курса определяется квалификационными требованиями к выпускникам - будущим специалистам в области психологии. Психология корпоративной безопасности является прикладной отраслевой дисциплиной, связанной со специфическими областями человеческой жизни и профессиональной деятельности - безопасностью человека и безопасностью предпринимательской деятельности фирмы, предприятия и иного хозяйствующего субъекта. Она возникла как результат интеграции научного знания на стыке экономической, юридической, инженерной психологии, психологии труда в особых условиях с одной стороны, и науке об экономической безопасности (безопасности предпринимательской деятельности) с другой. Предметом психологии корпоративной безопасности является отражение отношений в области безопасности хозяйствующих субъектов в сознании и поведении человека. В рамках этой учебной дисциплины изучаются эффекты и феномены безопасного поведения, механизмы и закономерности корпоративной безопасности, алгоритмы и модели, описывающие выбор, решения и факторы, влияющие на экономическую безопасность предприятия, фирмы, корпорации. Таким образом, психология корпоративной безопасности - это психология безопасности хозяйствующего субъекта. Им может быть один человек, семья, организация различных форм собственности. Специфика психологии корпоративной безопасности в отличии от других отраслей психологического знания, исследующих производителя и потребителя, состоит в том, что она изучает особую область предпринимательской деятельности, специфический ее срез, свойство эффективного существования, стабильного и устойчивого развития в условиях воздействия различного рода угроз, вызовов, рисков, опасностей. Объективными звеньями, опосредующими связь этих двух неотъемлемых сфер хозяйственной жизни, являются угрозы корпоративной безопасности: конкуренты, теневая экономика, криминальные элементы, промышленный шпионаж, коммерческая тайна и другие категории, которые имеют психологический смысл, психологическую составляющую. Проблематика этой синтетической междисциплинарной науки весьма многообразна. Она охватывает следующие типы реальности: производство, коммерческую деятельность, кадровый менеджмент, деятельность в сфере обеспечения безопасности хозяйствующего субъекта, информационные отношения, отношения в области внешних связей субъекта хозяйственной деятельности.
Цель изучения учебной дисциплины заключается в формировании у студентов необходимых знаний в области психологии корпоративной безопасности, в выработке умений применения основных психологических технологий в практической деятельности на данном направлении. Основными задачами курса являются: · глубокое и всестороннее изучение основ, категорий, принципов и институтов психологии корпоративной безопасности; · формирование всесторонних знаний о принципах, методах и способах защиты личности и психологических основах обеспечения корпоративной безопасности хозяйствующих субъектов; · приобретение необходимых умений и навыков психологических технологий, применяемых в различных сферах обеспечения корпоративной безопасности; · повышение правовой культуры и правового сознания студентов, привитие навыков самостоятельной работы с научной и учебной литературой; · воспитание уважения к конституционному строю, защите прав и свобод человека и гражданина.
Изучение учебной дисциплины “Психология корпоративной безопасности” направлено на: формирование у студентов гражданской зрелости и высокой общественной активности, профессиональной и правовой культуры; воспитание глубокого уважения к закону и бережного отношения к корпоративным правам и свободам, составляющих основу социальных ценностей правового государства; формирование чувства долга, ответственности за судьбы людей и порученное дело, принципиальности и независимости в обеспечении законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты, нетерпимости к любому нарушению закона в своей профессиональной деятельности; обеспечение понимания сущности и социальной значимости психологических проблем корпоративной безопасности, четкого представления о их характере и месте в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации; формирование целостной системы знаний о «Психологии корпоративной безопасности» как учебной и научной дисциплины, ее места в системе психологических знаний.
Место курса в профессиональной подготовке выпускника. Дисциплина «Психология корпоративной безопасности» относится к циклу специальных дисциплин национально-регионального компонента, предлагаемых для изучения будущими психологами. Данная учебная дисциплина находится в стадии становления и формирования. Пока еще отсутствует концептуальное единство к содержанию изучаемой проблематики. В целом, необходима глубокая разработка обобщенной теории психологии хозяйствующего субъекта и участников обеспечения его безопасности. Указанные обстоятельства обусловливают потребность освоения специфического категориального аппарата, ознакомления с содержанием теоретических взглядов и положений, изучения психологических закономерностей и психологических механизмов, а также овладения практическими методиками в области психологии обеспечения безопасности предпринимательской деятельности. Сердцевину этой прикладной отрасли составляют такие специфические направления как: психология безопасности личности, включенная в сферу экономических отношений; психология предпринимателя (собственника) по защите своих экономических интересов; психология безопасности лиц наемного труда; психология лиц, обеспечивающих корпоративную безопасность; психология отдельных социальных групп, которые могут явиться источниками угроз корпоративной безопасности (конкуренты, криминальные элементы, органы власти, контрольно-надзорные инстанции и т.п.).
Основные требования к уровню освоения содержания курса: 1) студенты должны знать теоретический и фактический материал дисциплины, ориентироваться в подходах и предложенных направлениях психологической науки в данной сфере, использовать в процессе обучения информационные технологии; 2) студенты должны уметь самостоятельно формулировать выводы и заключения по основным теоретическим и прикладным проблемам психологии корпоративной безопасности, быть знакомыми с психологическими и морально-этическими проблемами, встающими перед личностью, обществом и государством в эпоху активного развития рыночных отношений и обострения глобальных, региональных и личностных проблем безопасности.
Содержание курса скоординировано с содержанием общепрофессиональных дисциплин и специальных дисциплин, которые изучались ранее и будут изучаться позднее («социальная психология», «психодиагностика», «психология труда», «психология бизнеса», «психология делового общения», «психология рекламы» и др.).
Методическая новизна курса состоит в:
Содержательная новизна курса заключается в системном рассмотрении психологических проблем обеспечения корпоративной безопасности. Отличительной особенностью данного курса является изучение психологических закономерностей субъекта корпоративной безопасности и источника его угрозы в единстве. Эффективное решение проблем психологии в данных областях корпоративной безопасности оказывает непосредственно влияние на устойчивое, стабильное и безопасное функционирование хозяйствующих субъектов. Итоговый контроль осуществляется в форме экзамена, с учетом участия студента во всех видах работ: 1. посещения занятий; 2. выполнение самостоятельной работы; 3. оценка за эссе и рефераты; 4. обобщающая оценка участия в совместных дискуссиях, обсуждениях, групповой работе; 5. оценка за промежуточное тестирование.
Текущий контроль в форме самостоятельных работ, микроисследований, тестовых заданий направлен на выявление степени усвоения компонентов знаний и умений студентов: владение понятиями, фактами, психологическими теориями. Рубежный контроль осуществляетсяв форме промежуточного тестирования, экзамена.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 445; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |