КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные методы профориентации
Сущность любой методики — расширение возможностей само- °Психолога-практика. Если психолог обладает природным обая- ем, высокими импровизационными способностями, жизнен- 1м и профессиональным опытом и т. п., ему могут и не понадо-
биться многие эффективно работающие методики. Правда,. такой психолог все-таки утомится к концу рабочего дня, то уда| но выбранная методика может подстраховать его, ведь постоя! ' работать в активном, творческом режиме довольно сложно. Обычно при рассмотрении практической методики выделяй 1) имитационную модель, где отражается смысл и содержа! методики и 2) психотехническую модель, где отражены продел ра, условия использования методики, а в хорошо описанных м| тодиках и возможные трудности при ее проведении. Имитацио! ная и психотехническая модели относятся к методике как к «вне! нему средству», представленному в различных книгах и ческих пособиях. Чтобы методика работала, необходим подготс ленный для ее использования специалист, разбирающийся в см| делированных в методике проблемах (владеющий имитационщ моделью) и умеющий провести ее практически (владеющий пс хотехнической моделью). Все это относят к методике как к «вь реннему средству работы психолога». Как отмечает Е. А. Климов, методика — это как минимум вокупность внешних и внутренних средств профессиональной, ятельности психолога [11, с. 117—118]. Иногда бывает так, что пс холог хорошо разбирается в проблематике, но не умеет работат подобными процедурами практически. И тогда использовав методики будет менее эффективным. При прогнозировании эффективности методики важно е! учесть, насколько предполагаемые учащиеся (клиенты) гото| воспринять смоделированные проблемы и участвовать в данн| процедурах. Важно учитывать и приемлемость рассмотрения э проблем в данном учреждении (например, нет ли противоде ствия со стороны администрации и коллег), а также прие' мость использования процедуры методики (например, в некс рых школах администрация иногда заявляет: «Нашим школы кам тесты уже надоели»). В подобных ситуациях профконсульта" нужно либо постараться «просветить-переубедить» админист цию, что далеко не всегда получается, либо, прекрасно понМ необходимость тестирования или использования игровых ме| дов, работать с этими методами как-то «полуподпольно», чте не сталкиваться с открытым противодействием влиятельн школе лиц. Тем более что сам психолог (как специалист с вые! образованием) в немалой степени отвечает за то, как и с по» щью каких методов он работает. Ниже представлены основные группы методов профорие* ции, составленные в соответствии с выделенными ранее ными целями профориентационной помощи [20; 21]. Информационно-справочные, просветительские методы: профессиограммы — краткие описания профессий (пробле> том, что традиционные профессиограммы с трудом «воспр!1 маются» многими школьниками, поэтому важно искать более компактные и понятные формы описания профессий); справочная литература (при условии достоверности такой справочной информации); информационно-поисковые системы — ИПС (для оптимизации поиска профессий, учебных заведений и мест работы): «ручные» варианты ИПС (например, карточные, бланковые, в виде картотек и т. п.), компьтеризированные ИПС (банки информации в ЭВМ); профессиональная реклама и агитация (при условии достоверности, оперативности и привлекательности для тех, кому такая реклама предназначена); экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведения (при условии заблаговременного подбора и подготовки квалифицированных ведущих и экскурсоводов); встречи школьников со специалистами по различным профессиям (при условии специального отбора и психолого-педагогической подготовки таких специалистов по профессии); познавательные и просветительские лекции о путях решения проблем самоопределения; профориентационные уроки со школьниками как система занятий (а не как отдельные «мероприятия»); учебные фильмы и видеофильмы (на сегодняшний день очень проблематично для РФ, так как показывать почти нечего); использование средств массовой информации (СМИ) может быть достаточно эффективным, но при обязательном учете их специфики (специфического жанра общения с телеаудиторией, требующего не только динамичного изложения существа вопроса, но и умения «производить впечатление» на самую разную аудиторию, а также неизбежность сокращения «объема» профессиографиче-ской информации и спокойного отношения к разного рода «редакторским правкам» и «цензуре»); различные «ярмарки профессий» и их модификации, уже показавшие свою эффективность в профориентационной помощи не только безработным, но и выпускникам школ. Методы профессиональной психодиагностики (в идеале — помощь в самопознании): беседы-интервью закрытого типа (по строго обозначенным вопросам); открытые беседы-интервью (с возможностью некоторого от-Влечения от заранее заготовленных вопросов; опытные профкон-сУльтанты считают, что такие беседы дают о клиенте информа-Ции больше, чем традиционное тестирование); опросники профессиональной мотивации (специалисты считают, 0 Для клиентов, выбирающих массовые профессии, т. е. для боль-с Инства, это более важная диагностика, чем определение спо-°°ностей к профессии);
опросники профессиональных способностей (требуется очень из бирательное их использование и особая подготовка профконсуд^ танта при интерпретации результатов; эти опросники оправдыва ют себя применительно к профессиям с особыми условиями тр\ да; для большинства же профессий «профпригодность формир5 ется в самой трудовой деятельности» — по Е. А. Климову); «личностные» опросники (для их использования требуется осе бая подготовка профконсультантов, понимание смысла и огранг чений применения такого типа опросников в профконсультащц По-настоящему личность нельзя «просчитать» (возникает мае проблем); настоящий личностный тест — это поступок человек; ответственные моменты жизни (например, на «референдумах» при «голосованиях», когда испытывается способность против" стоять изощренной пропаганде); иногда о человеке можно мног сказать и по его поведению в общественном транспорте; таг-образом, получается, что тест на «личность» — это, с одной с роны, поступок глобального масштаба, но, с другой сторо! это проявление своей нравственной позиции в «мелочах» жиз* так что очень сложно оценить личность в обыденном, «усредне ном» режиме жизни; проективные личностные тесты (требуется особая подготов профконсультанта для их использования); метод наблюдения — это «один из основных научно-практиче сбор косвенной информации о клиенте от знакомых, от ро/ лей и товарищей, от педагогов и других специалистов (при ус вии тактичности и этической корректности такого опроса, кс получение косвенной информации не ставит знакомых и др> интересующего профконсультанта человека в положение «с™ чей» и доносчиков); психофизиологические обследования (в широкой практике име смысл для профессий с особыми условиями труда, а в специа ных исследованиях могут быть использованы для самых раз! видов трудовой деятельности); «профессиональные пробы» в специально организованном использование различных игровых и тренинговых ситуаций,! моделируются различные аспекты профессиональной деятели сти (например, особенности общения или нравственного ра), что позволяет строить прогнозы относительно будущего профессионального поведения участников этих процедур; исследование и наблюдение за клиентом непосредственно в ^рудовой деятельности (например, в случаях, когда человека берут на работу с «испытательным сроком»); использование различных тренажеров, где не только отрабатываются трудовые навыки, но и изучается и прогнозируется сама готовность осваивать новые профессиональные действия. Методы морально-эмоциональной поддержки клиентов: группы общения (в профориентации чаще используются для создания благоприятной атмосферы взаимодействия, но не для решения собственно профконсультационных проблем); своеобразным развитием подобных групп применительно к профориента-ционной проблематике стали «Клубы ищущих работу» и их всевозможные модификации, где на фоне благоприятной психологической атмосферы удается более эффективно рассматривать и собственно профориентационные вопросы; тренинги общения (иногда позволяют клиентам освоить некоторые коммуникативные навыки поведения при приеме на работу, на экзаменах и при различных деловых контактах); сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии (НЛП, гештальт-группы, логотерапия и др.); иногда они позволяют клиенту лучше осознать смысл выбираемой деятельности или смысл самого процесса самостоятельного решения проблем, связанных с самоопределением; требуют особой подготовки профконсультанта; «пламенные» публичные выступления, несмотря на некоторое ироничное к ним отношение, при умелом использовании могут сформировать серьезную мотивационную основу самоопределения у ряда клиентов, но в других случаях могут стать и сильным манипуляционным средством для доверчивых клиентов; профориентационные и профконсультационные активизирующие методы (игры) с элементами психотренинга', личное обаяние профконсультанта (то, что от природы, и то, что можно самостоятельно в себе развивать); различные положительные (успешные) примеры самоопределе-Нця, на которые может ссылаться профконсультант для повыше-Ния уверенности клиента в принципиальной возможности разрешения своих проблем; «праздники труда», повышающие престиж конкретных профессий (естественно, при умелой организации и учете специфики т°й аудитории, для которой такой праздник организуется, т. е. тобы это был праздник с буфетами и развлечениями, а не «тор-ественное заорганизованное мероприятие»). Методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии ре- построение «цепочки» основных ходов (последовательных ствий), обеспечивающих реализацию намеченных целей и пер пектив, которые позволяет наглядно (на листочке) представ! возможные жизненные перспективы самоопределяющегося века; построение системы различных вариантов действий клиента виде своеобразных «деревьев» и «ветвей»), ведущих к о пределе^] ной цели, позволяющих выделить наиболее оптимальные вариа ты перспектив; использование различных схем альтернативного выбора из имеющихся вариантов выбора профессии, учебного заведения специальности в конкретном заведении (обычно используются; заключительных этапах консультации).
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |