Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Александр Никонов 4 страница




Реальной подосновой этих древних ритуалов жиропомазания были лечебные процедуры, нащупанные эмпирически и позже украшенные мифической мишурой... То же самое произошло и с ритуалом исповеди. Последняя есть не что иное, как чистой воды психотерапия, то есть проговаривание проблем.

Малограмотные христиане считают исповедь чисто хри­стианской придумкой. Однако ритуал признания в соб­ственных грехах для внутреннего облегчения существовал у многих народностей. Кстати, отголоски этого древнего ритуала встречаются и в сказках народов мира, когда глав­ный герой роет в лесу яму и выкрикивает в нее то, что боль­ше не может держать в себе. Слово (логос) древние наделяли мистической силой, полагая, что могут посредством слов пе­ревести свои грехи на какой-то предмет и/или, громко вы­крикнув, попросту избавиться от них. Вот отсюда и христи­анская исповедь.

 

Древние евреи, например, избавлялись от грехов таким образом. Раз в год члены племени собирались вместе, пле­менной шаман накладывал руки на черного козла, перечисляя грехи каждого человека в племени. После чего козла, пере­ложив на него все свои грехи, отпускали. Отсюда и пошло выражение «козел отпущения». Забавное описание этого языческого магического обряда приводится в Библии... Прав­да, не все народы использовали для этих целей козлов. Не­которые — собак и даже быков.

Следующим магическим ритуалом, который христиане «одолжили» у язычников, является брачный обряд. В хри­стианском обряде венчания ведь нет ничего, что не суще­ствовало бы в языческих религиях. И обручальные кольца, и венки, и свадебные дары — все это присутствовало в брач­ной магии даже самых примитивных народов и служило це­лям повышения плодовитости.

Еще один «неродной» ритуал, существующий в христи­анстве, — так называемое рукоположение. Во время этого ма­гического обряда архиерей при назначении на важный пост другого попа кладет тому на голову свои руки, и таким обра­зом является как бы передающей антенной, транслирующей подчиненному изрядный кусок божественной благодати. Считается, что без этого куска подчиненный не может зани­мать данную должность. Так у христиан происходит посвя­щение в духовный сан. И точно так же передавались волшеб­ные свойства в дохристианских религиях. У иудеев, от кото­рых это перешло христианам. У поклонников бога Митры, от которых это перешло иудеям...

От иудеев христиане переняли и Пасху (приписав ей иной смысл), и празднование субботнего дня (древние христиане со­вершали свои молитвенные собрания именно по субботам)... Позже, когда христианство стало господствующей религией, оно начало заимствовать языческие праздники и обычаи уже целенаправленно. Скажем, бесхитростные славяне даже после официального принятия христианства по-прежнему почитали бога - покровителя скота Велеса. И церковь никак не могла их от этого отучить. Поэтому хитрые попы постепен­но подменили культ Велеса культом похожего по звучанию греческого святого Власия. Формальности были соблюдены, но канва крестьянского праздника все равно осталась языче­ской — старший в семье мужчина на празднике по-прежнему наряжался в вывернутую козлиную шкуру (в дохристиан­ские времена именно так делал жрец Велеса).

Подобным образом христианская церковь поступила с днем Спаса Коляды, Ивана Купалы и со знаменитой Масленицей. С Масленицей церковь боролась долго и ожесточенно, в те­чение нескольких столетий. А потом плюнула, приурочила к карнавальной языческой Масленице свою Сырную седми­цу и по сию пору спокойно наблюдает, как христианские монотеисты России пекут на Масленицу блины — образ язы­ческого бога солнца Ярилы. И с удовольствием пожирают этого бога. Причащаются...

Язычники очень любили праздновать дни зимнего и лет­него солнцестояния, и церкви пришлось к одному из этих дней приурочить день рождения Иисуса Христа, а к друго­му — очередного святого. Днем рождения Христа 25 декабря было назначено только в IV веке, чтобы вытеснить из со­знания подданных Римской империи праздник рождения Митры, которого в империи весьма почитали, а до IV века христиане дня рождения своего кумира не знали и не празд­новали. Но потом, решением очередного съезда, стали уси­ленно отмечать.

Был у языческих жителей северной и восточной Европы такой странный праздник — «день кукушки», во время ко­торого они обменивались крашенными в красный и желтый цвет яйцами. Праздновали его летом. Церкви удалось сме­стить праздник на весну, приурочив к Пасхе, а яйца оста­лись. Пускай кушают!

 

А сколько нервов попортил попам языческий праздник Ивана Купалы! Уже несколько сотен лет как принято на Руси христианство, а в XVI веке игумен Спасо-Елизаровского монастыря Памфил клянет языческие нравы псковитян: «...Зело не престала зде еще лесть идольская, кумирное празднование, радость и веселие сатанинское... стучат буб­ны и глас сопелий, и гудут струны, женам же и девам плеска­ние (аплодирование. — А. Н.) и плясание и главам их накивание, устам их неприязнен кличь и вопль, всескверненые песни, бесовская угодил свершахуся, и хребтом их вихляние, и ногам их скакание и топтание...»

Короче, боролись-боролись попы с народом, снова плюну­ли и успокоились на том, что заявили, будто празднует народ в сей день не бесовщину, не Ивана Купалу, а очень даже пра­вильный день Иоанна Крестителя. Ну а то, что они там козла­ми скачут, — так дикие ж люди, простонародье! Как могут, так и выражают свою радость от Иоанна Крестителя!..

С обычаями вообще бороться очень трудно. Иногда ка­жется: вот на волне народного энтузиазма отменили мы старый мир, и это уже навсегда! Переименовали месяцы во фрюктидоры-помидоры и начали новое летоисчисление, как во времена Великой Французской революции... Детей стали Даздрапермами и Тракторинами называть, как после 1917 года... Ан нет! Проходит шальной угар, и снова возвра­щаются «октябри» и «августы», Святославы и Егоры, блины и Масленица...

Вот пришли большевики, отменили елку на Новый год. А потом снова вынуждены были ввести, потому что ломать традиции, а не опираться на них — это все равно что бороть­ся со стихией, вместо того чтобы оседлать волну и плыть на ней...

Даже в современной атеистической Европе, которая дав­но уже болт забила на все эти религии, все равно религия осталась — теперь уже не в виде веры в небесного колдуна, создавшего мир, а в виде системы праздничных обрядов, за которыми не стоит ничего, кроме веселья.

Магия язычества сидит в нашей культуре так глубоко, что это воспринимается совершенно естественно. Возьми­те книги о Гарри Поттере или отнимите у своего ребенка по­пулярную компьютерную игру-бродилку. Что вы там увиди­те? Волшебные посохи, полеты на метле, заклинания... короче, сплошную магию. То есть язычество. Прекрасно и незаметно уживающееся с христианством. Которое само — покрашен­ное тонким слоем монотеистической краски язычество.

 

Часть II

Еврейские сказки

§ 1. На каком языке была написана Библия?

 

Первая часть книги, если помните, начиналась с описа­ния примитивной детско-дикарской психологии и сказки про курочку Рябу. Однако ничуть не хуже Рябы эту психоло­гию иллюстрируют сами библейские сказания, которыми мы сейчас и займемся. Предварительно, однако, ответив на во­прос, заданный в заголовке параграфа...

Самые древние опусы Библии написаны на иврите — древнееврейском языке. Более поздние фрагменты выполне­ны на арамейском языке, который начал вытеснять иврит примерно с VII века до нашей эры. Арамейскому языку была уготована большая судьба — на Ближнем Востоке он стал практически языком международного общения. В Ассирии и Вавилонии арамейский вытеснил аккадский. На нем го­ворили торговые люди и послы разных стран. Наконец, ара­мейский был родным языком Иисуса Христа...

Третий библейский язык — греческий. Весь Новый Завет и часть ветхозаветных произведений дошли до нас именно на этом языке. Собственно говоря, само слово «библия» гре­ческого происхождения и означает просто «книга».

Многие места Библии современному читателю совершен­но непонятны из-за переводов с языка на язык. Вот простой пример из Книги пророка Иеремии: «И было слово Господне ко мне: что видишь ты, Иеремия? Я сказал: вижу жезл мин­дального дерева. Господь сказал мне: ты верно видишь; ибо Я бодрствую над словом Моим, чтоб оно скоро исполнилось».

Поняли что-нибудь?.. И немудрено! Действительно, какая связь между тем, что пророк Иеремия видит миндальное де­рево, и подтверждением данного ранее Господом обещания?.. А все дело в том, что Библия - не божественное откровение, а литературное произведение, и в нем встречается игра слов. На иврите «шакед» — «миндаль». Иеремия говорит Богу, что он видит «шакед». Бог отвечает, используя глагол «шокед», обозначающий «стараться, быть усердным». Иными словами, Бог показывает пророку ветку миндаля, чтобы та по созвучию напомнила ему о твердом божеском обещании, от которого Господь не отказывается.

Или вот отрывочек из Книги пророка Амоса: «Такое ви­дение открыл мне Господь Бог: вот корзина со спелыми пло­дами. И сказал Он: что ты видишь, Амос? Я ответил: корзину со спелыми плодами. Тогда Господь сказал мне: приспел ко­нец народу Моему, Израилю; не буду более прощать ему».

Опять игра слов, которая никак не переводится и потому на всех языках, кроме иврита выглядит глупо. «Кайиц» на ив­рите — «спелые фрукты». «Кец» — «конец». На письме, без огла­совки, оба слова выглядят совершенно одинаково.

Встречаются подобные штучки и в Новом Завете. Скажем, в одном из евангелий есть эпизод, когда Христос вручает апостолу Петру ключи от царствия небесного. При этом он толкает следующий спич: «Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь мою, и врата ада не одолеют ее...»

При чтении греческого варианта вопросов не возникает: «петр» по-гречески «камень». Любопытно, кстати, что Петр — третье имя апостола. От рождения этого парня звали Симон. Когда его ввели в секту Христа, представив основателю, Иисус тут же дал Симону «партийную кличку»: «Ты наречешься Кифа, что значит: камень». Это по-арамейски. Автор Еван­гелия писал его по-гречески, поэтому для своих читателей сделал пояснение: «что значит камень». Кстати говоря, и ара­мейский, и иврит не знали заглавных букв, так что имя соб­ственное при написании никак не выделялось: «камень» и есть «камень».

К счастью для читателя, подобных мест в Библии не так уж много, поэтому общий смысл излагаемого не теряется при пе­реводе. Так что пройдемся по тексту, как ножом по маслу...

 

§ 2. Начало начал

 

Первая книга знакомит читателя с сотворением мира и приключениями первых людей. Согласно древним шумер­ским сказаниям (позже перекочевавшим в Библию), боги создали этот мир за шесть дней, а на седьмой повалились от­дыхать. Откуда, кстати, взялась эта цифра - семь? Почему она встречается в фольклоре многих народов? Почему «се­меро одного не ждут»? Почему в неделе семь дней?

«Священную семерку» породила природа, а именно дли­тельность лунного цикла, который длится 28 дней, и за этот срок луна проходит 4 фазы по 7 дней каждая. Во время пер­вой фазы виден лунный серп, вторая фаза — полнолуние, третья — серп, повернутый в другую сторону. Наконец, чет­вертая фаза луны — новолуние, когда луны на небе не на­блюдается.

Шоу показывают на небе, никуда от него не убежишь, поэтому во всех уголках земного шара число «семь» было за­мечено и заложено в культуру. В том же Вавилоне в честь главных богов был выстроен семиступенчатый храм. А по ва­вилонскому преданию, после смерти люди попадают в подземное царство, окруженное семью стенами с семью ворота­ми, через которые поочередно должен был проходить умер­ший. Как видим, не только небесная канцелярия в мифах целиком повторяла земную, не только божеская семья была слепком с земной семьи, но и представления о загробной жизни были прямой проекцией земного существования. Здесь город и там город. Здесь сад, и там сад...

Кстати, о саде... Именно эта картинка окультуренного сельскохозяйственного ландшафта легла в основу представлений о библейском рае, Эдеме. Эдем — это и есть райские кущи. А что прекраснее сада с плодово-ягодными растениями мог вообразить себе полудикий потомок обезьяны, который и сам не так уж давно слез с дерева, где питался зрелыми плода­ми? Бассейны с озонированной водой? Белый унитаз? Плаз­менный телевизор размером со стену? Дорожки, выложенные разноцветной плиткой? Электрическую подсветку зеленых насаждений?.. Бросьте! До таких представлений о рае лю­дям нужно было еще дорасти. До этого тысячи лет. А пока — деревья и земля с травой, по которой ходишь босиком и го­лый, — вот вам весь нищий первобытный рай. И хорошо если комаров не будет, потому что «фумитокс» еще не изобрели...

Итак, когда ничего еще не было, а были только боги, по­следние решили положить начало миру и сотворили... нет-нет!.. не кварки и лептоны, а небо и землю. Это простительно: древние скотоводы не знали, что такое элементарные части­цы, но они невооруженным взглядом видели небо и землю. Поэтому боги начали акт творения именно с этих больших объектов. С точки зрения первобытного человека, больше земли и неба не существовало ничего. Ну действительно, Солнце — маленькое, оно на небе помещается. Луна — при­мерно как Солнце. Горы и моря много больше, чем Солнце, но все равно с землей и небом не сравнятся. Мир в глазах дикарей представлял собой две твердые бесконечные парал­лельные плоскости — небо и землю. Сделав, по представле­нию древних, самое трудное, боги занялись дальнейшими мелочами...

Вам, конечно, непривычно читать про «богов», поскольку в русском (да и любом другом) переводе Библии теперь стоит слово «Бог» в единственном числе. Но это более поздняя, чи­сто идеологическая редакция, сделанная, так сказать, из со­ображений «монотеистической политкорректности». Библия была слегка подправлена, и лишь иногда, совершенно слу­чайно, в ней вдруг проскальзывают диалоги между богами...

Так вот, после того как были созданы две бесконечные твердые поверхности с воздушной прослойкой между ними — земля и небесная твердь, - боги некоторое время носились туда-сюда в промежутке между ними в полной темноте.

 

Затем они каким-то образом изготовили свет. А уж после того как был включен свет, боги зачем-то сделали Солнце и другие небесные сувениры. Как могла проканать подобная несуразица? Дело в том, что про электромагнитные фотоны мало кто из древних евреев слышал, поэтому сознание перво­бытных вполне допускало существование света без Солнца. А что? Нормально!.. Мухи — отдельно, котлеты — отдельно.

Зачем же богам понадобилось производить Солнце, если свет и так уже был? Некоторые предположения на этот счет у авторов Библии имеются: «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной... для знамений». Такая, значит, цель...

Что же боги сделали дальше, после того как создали зем-лю, небо и свет? Вы не поверите! Они создали... небо! Да-да, еще одно небо — так, во всяком случае, написано в Библии. Го ли автор, переписывавший этот текст, был с хорошего бо­дуна, то ли боги обладали отменным склерозом, но, если ве­рить Библии, небо они создали дважды. Это священный факт.

Ну а дальше пошло легче: были изготовлены рыбы, рас­тения, зверюшки всякие. А на пятый день Бог сотворил че­ловека по «образу и подобию» своему — то есть с руками, но­гами, головой и пипиской с дыркой, чтобы мочиться. Антро­поморфность древних богов — известный науке феномен. Размахивая пиписками, боги до сотворения мира носились туда-сюда по безвоздушному пространству и в ус не дули. Ничто их не смущало...

Каждый акт творения сопровождался у богов чувством глубокого удовлетворения, что Библия отмечает особо. Наи­большую же радость богам доставило сотворение мужчины и женщины к концу первой библейской главы. Обделав и это дельце, боги легли спать.

Проснувшись во второй главе, они совершенно позабыли о том, что уже создали мужчину и женщину в первой главе, и начали создавать их снова. Ситуация с двойным небом са­мым подозрительным образом повторялась — люди тоже были созданы дважды! (Что стало с первым поколением людей, равно как и с самым первым небом, Библия умалчивает. Видно, не было у первобытных народов института редакту­ры.) На сей раз технология создания людей отличалась. Боги произвели человека из праха земного, после чего резко вду­нули в него жизнь.

Первым был создан самец человека. Зачем? Целью его создания было не просто развлечение. Библия четко объяс­няет: человек был создан в качестве слуги — следить за божьим садом, «чтобы возделывать его и хранить его» (Быт., 2:15).

Через некоторое время встал вопрос о создании самки человека. Если первую пару людей, неизвестно куда девшую­ся, боги просто «сотворили», а второго человека, названного Адамом, слепили из грязи («праха земного»), то женщину почему-то решено было сделать из Адамова ребра. В чем была идея применения на сей раз именно такой технологии, оста­ется загадкой. Тем не менее, как свидетельствует Библия, у Адама под глубоким наркозом (когда он спал) было изъято одно ребро, из которого получилась вполне качественная женщина.

После операции, когда Адам пришел в себя, голую даму ему продемонстрировали в действии. Во время презентации были сказаны следующие загадочные слова, на которые я по­прошу вас обратить самое пристальное внимание: «вот, это кость от костей моих и плоть от пдоти моей; она будет на­зываться женою, ибо взята от мужа [своего]. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей, и будут [два] одна плоть».

Фраза на самом деле удивительная. Ведь ее произносит Адам. А никаких отца с матерью у него не было! И сам он отцом стать не мог, ибо никакого размножения для сторожей Эдемского сада в штатном порядке не предусматривалось: они должны были целую вечность горбатиться в саду даром, не зная стыда и оплаты. Условие для вековой кабалы было следующим: будете работать за харчи, питаться разрешается

 

плодами со всяких деревьев, кроме одного (как мы знаем, именно нарушение этого условия сделало людей смертными, познавшими так называемый «стыд» и размножающимися).

Почему, кстати, людям запретили есть яблоки? Неужто всеведущие боги не знали, что они их сожрут? Если не хо­чешь, чтобы плоды были съедены, не проще ли сделать столь пенное дерево невидимым, или обнести его забором, или при­дать его плодам такой отвратительный запах, чтобы и мысли их попробовать не возникало?.. Всего этого сделано не было. Значит, налицо элементарная провокация.

Итак, служивые люди были приставлены к саду, который назывался Эдем (Едем), или попросту рай. Рай - это то место, куда, по идее, попадают души умерших людей. Почему-то долгое время считалось, да и сейчас еще считается, что рай находится на небе. Откуда взялся этот миф, мне не ведомо, видимо, его породило нежелание людей читать Библию. По­тому что в Библии нигде не написано, что рай располагается на небесной тверди. Напротив, дислокация Эдемского сада указана предельно четко — он не только находится на земле, по и понятно, где именно - в Месопотамии. Описание рая и Библии приведено с завидными географическими и геоло­гическими подробностями. Сомнений не возникает: «И на­садил Господь Бог рай в Едеме на востоке... Из Едема выхо­лила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки. Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото, и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс. Имя второй реки Тихон [Геон]: она обтекает всю зем­лю Куш. Имя третьей реки Хиддекель [Тигр]: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат».

Первое же знакомство богов и людей началось с обмана. Боги разрешили новеньким людям кушать плоды со всех райских деревьев за исключением одного. Мотивировка за­прета: они ядовитые — «не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь».

 

Достаточно сильное предупреждение, согласитесь. Если вам скажут, что бледную поганку есть нельзя, вряд ли вы по­тянете ее в рот. А вот людям отчего-то не терпелось отведать смертельных плодов. И точку в их колебаниях поставил змей-искуситель. Про него в Библии сказано, что этот тип «был хитрее всех зверей полевых». Но не сказано, как именно вы­глядел этот змей. Логика подсказывает, что представлять его в виде обычного змея нельзя. Дело в том, что после эпизода с соблазнением змей был наказан: «И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами... ты будешь ходить на чреве твоем». Возникает резонный во­прос: на чем же ходил змей до этого? Были ли у него ноги?

В общем, к Еве пришел змей и сообщил важную инфор­мацию, а именно: Господь солгал — плоды не ядовитые, по­пробуй! Неизвестно, отчего неприглядному незнакомцу, ко­торого она, возможно, видела впервые в жизни, Ева поверила больше, чем своему работодателю, но именно так все и случи­лось. Она не только сама нажралась отравы, но и мужу под­сунула.

Далее на сцене появляется всезнающий Господь Бог, ко­торый тем не менее задается вопросом:

- Адам! Ты где?

...А что, кстати, делал Господь Бог в данное время суток в данном месте? А он, как бесхитростно повествует Библия, прохаживался в тенистом саду, укрываясь от палящего сол­нышка. Весьма простецкое и вполне человеческое поведе­ние, согласитесь...

Дальнейшее известно: змею оторвали ноги, а горесадов­ников выкинули за пределы предприятия. Любопытно, что, не снабдив людей при приеме на работу спецодеждой, Го­сподь Бог при увольнении почему-то лично выдал им непло­хие кожаные шмотки, видимо, убив для этого кого-то из без­мятежных и мирно щиплющих траву обитателей райского сада...

 

Пусть вас не смущает, что везде тут боги указаны в един­ственном числе - Господь Бог. Это волшебство перевода и пре­лести редактуры. Последнюю точнее было бы назвать моно­теистической цензурой. Правда, уже в следующей главе Биб­лии все старания этой цензуры по недогляду рассыпаются в пух и прах. Везде у нас фигурирует «Господь Бог», кото­рым заменили многочисленных «элохимов». Но вот змей уговаривает людей откушать с запретного дерева: «в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы буде­те, как боги, знающие добро и зло» (Быт., 3:5). А в стихе 22 тот самый единственный монотеистический Господь Бог вдруг говорит: «вот, Адам стал как один из Нас...» Кому это он? Видимо, то была речь, обращенная к сослуживцам...

Плохие были у Библии редакторы. Не очень внимательные.

 

 

§ 3. Вторая попытка

 

После увольнения из Месопотамии Адам начал вести ак­тивную половую жизнь с Евой, в результате чего у них ро­дилось двое сыновей - Каин и Авель. Их история настоль­ко известна, что я даже испытываю некоторую неловкость от необходимости ее повторять. Но придется, поскольку есть определенные моменты, на которые люди обычно внимания не обращают.

Несмотря на то что боги поссорились с людьми и уволи­ли их, Каин и Авель зачем-то приносили им дары. Библия не отвечает на вопрос, зачем они это делали. Просто приноси­ли, и все — как будто так и надо!.. Причем, поскольку Авель избрал себе стезю скотовода, а Каин земледельца, то и дары у них были соответствующими: Авель приносил в жертву богам овец, а Каин — зерно. И, видимо, боги вегетарианца­ми отнюдь не были, поскольку жертвы в виде убитых живот­ных принимали с удовольствием, а от каиновых злаков носы воротили.

Это Каина безумно огорчало. Но злобу свою он излил не на богов, а на собственного брата, убив его. Преступление не осталось безнаказанным. Всезнающий Господь Бог немед­ленно заявился и, задав чисто для протокола свой знаменитый вопрос «Где Авель, брат твой?», немедленно проклял Каина.

Как же Господь Бог наказал Каина? Это ясно из следу­ющего диалога между ГБ и Каином, который иначе как бре­довым не назовешь... Из рая люди уже изгнаны, поэтому ГБ гонит Каина еще дальше: «Ты будешь изгнанником и скиталь­цем на земле»! Каин безмерно испуган: «Я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретит­ся со мною, убьет меня!»

 

 

О чем вообще базар? Кого боится Каин, если на земле живут всего три человека - он сам и его папа с мамой? Мо­жет быть, от огорчения у парня просто помутилось в голове? Но почему ГБ не поправляет ошибающегося Каина? Почему он поддерживает его: «Всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро».

Кажется, они бредят на пару. Кто может убить Каина, если на земле больше никого нет? И почему тому, кто убьет убийцу, Господь пригрозил столь страшными карами — «от­мстится всемеро»? И что это значит? Что, его убьют семь раз?

Приехали...

Вся эта белибердистика говорит только об одном: древ-ние сбрасывали в одну библейскую кучу мифы из разных источников без всякого критического анализа. Так дети складывают в коробочку найденные цветные стеклышки -чтобы было...

Что же случилось дальше с несчастным Каином? Он ушел и поселился в некоей «земле Нод, на восток от Едема». И там, как на голубом глазу повествует Библия, «познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город...»

У меня три вопроса:

1) Откуда взялась жена? Выдвину смелое предположе­ние — это была та самая женщина из первой, пробной партии нюдей, которых боги создали еще в первой главе, а проспав­шись ко второй, напрочь о них позабыли.

2) Что значит Енох построил город? Енох жил с папой Каином и безымянной мамой. Что это за город такой из трех человек?

3) И в чем, черт побери, состояло наказание Каина Госпо­дом за убийство брата? Изгоняя Каина, ГБ пообещал ему следующее: «Когда ты будешь возделывать землю, она не ста­нет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанни­ком и скитальцем на земле». И что же мы видим? Никаким скитальцем Каин не стал. Он осел на земле, которая, вопреки

 

проклятию, приносит ему плоды, обзавелся семьей и прекрас­но живет, плодит детей, которые строят «города»... В чем же состоит наказание за убийство? В хорошей жизни?..

Шестая глава Библии (Быт., 6) начинается совсем уже удивительно. Оказывается, сыновья были не только у людей, но и у Бога (богов)! И когда человечество подразмножилось, божьи сыновья стали вступать в интимные связи с земны­ми женщинами, отчего рождались существа, которых Би­блия называет «исполинами». Это уже явно древнегреческие напевы. Только у греков дети богов и земных женщин назы­вались не исполинами, а героями.

Заметим, кстати, что древние мифы прошли долгий путь развития, прежде чем доросли до антропоморфных богов и человеко-божественных гибридов. В эпоху охоты и соби­рательства весь окружающий дикаря мир одухотворялся, но боги-духи еще не наделялись человеческими чертами, а были неотделимы от предмета поклонения. Скажем, в древ­негреческом городе Сикионе Зевса почитали как каменную пирамиду. Богиню Геру могли представлять в виде обрубка полена. А наши предки славяне, например, поклонялись де­ревьям, о чем писал еще Карамзин в своей «Истории госу­дарства Российского»:

«Русские приносили жертвы аж до Владимира и считали богом предмет. Жители Штетинские поклонялись ореховому дереву, при коем находился особенный жрец, и дубу, а Юлинские - богу, обитавшему в дереве обсеченном, и весною пля­сали вокруг него с некоторыми торжественными обрядами. Славяне в России также молились деревам, особенно же дупловатым, обвязывая их ветви убрусами или платами. Кон­стантин Багрянородный пишет, что они, путешествуя в Царьград, на острове Св. Григория приносили жертву большому дубу, окружали его стрелами и гадали, заколоть ли обречен­ных ему живых птиц или пустить на волю... Славяне обожа­ли еще знамена и думали, что в военное время они святее

всех идолов... В Дитмаровой летописи упоминается о двух славянских знаменах, которые считались богинями».

(Еще раз: знамена, то есть куски тряпки на палке, тузем­цы считали богинями! И это еще не самое поразительное -в конце концов, дикари одушевляли любой предмет... Са­мое же поразительное состоит в том, что рудимент этой ди­кости до сих пор сохранился в законодательстве многих стран мира! Например, в России под страхом уголовного на­казания запрещено «оскорбление» государственного флага. Тысячелетнее туземное верование в то, что тряпка на палке является священной и одушевленной и, стало быть, может оскорбляться, доплюнуло аж в XXI век!..)

Позже, выделяя себя из среды, набираясь ума и веры в собственную преобразовательную силу, изменяющую окружающий мир, люди начали наделять своими чертами бесплотных духов, постепенно превращая их в антропоморф­ных богов. Тогда-то и возникли герои - дети земных жен­щин и обитателей горних высей...

Отсюда можно сделать следующий вывод: хромосомный набор богов настолько совпадал с человеческим, что у них появлялось потомство. Мы не можем сказать, были ли эти гибриды полноценными или напоминали мулов и лошаков, которые, как известно, не размножаются. Но факт, который констатирует Библия, остается фактом: божьи дети блудили с земными женщинами, производя «исполинов».

Богу это не понравилось... Библия не пишет, почему. Воз­можно, Господь счел браки своих детей с земными женщи­нами мезальянсом, а может быть, он был несвободен от ра­систских предрассудков. Но факт остается фактом: стих 4 (Быт., 6) говорит об исполинах так: «Это сильные, издревле славные люди». А далее без всякой видимой связи с выше­изложенным вдруг следуют оргвыводы: «И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле... и рас­каялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их».

Какое отношение птицы небесные имеют к человеческим грехам, сложно сказать, но поскольку логику в Библии искать вообще бессмысленно, к подобным вещам нужно просто при­выкнуть, они — порождение неразвитого сознания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 227; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.