КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 7. Личность и качества менеджера по инновациям и предпринимателя в социально-культурной сфере и индустрии досуга. 1 страница
В современном обществе становится весьма популярной тема личности успешной и востребованной и широко обсуждается все, что связано с самим явлением успешности, путями и методами ее достижения. При этом успешность нередко связывается с ее внешне очевидными свидетельствами — богатством, властью, социальным статусом и т. п. Природа социально-культурной деятельности по сути своей предпринимательская. Специалист социально-культутрной деятельности в большинстве своих технологический действий решает инновационные задачи и, осуществляя их выступает как предприниматель в конкретной ситуации. Если исходить из основных положений П. Друкера о том, что предпринимательство и бизнес «не есть получение прибыли», то именно такое положение складывается, когда специалист СКД решает, как произвести и предоставить услугу, необходимую потребителю. Он делает дело, не думая о прибыли, при этом не всегда это дело заранее будет хотя бы рентабельно, и тем более прибыльно. Отсюда нам представляется правомерным рассматривать деятельность специалиста СКД как предпринимательскую независимо от степени новизны самой услуги: она может быть абсолютно новой, предлагаемой впервые, но может быть новой только в способе ее предоставления, в качестве, применительно к конкретной аудитории и т.д. В силу сказанного приобретают особое значение требования к специалисту СКД – креативность, творческий поиск путей реализации услуги. Управление же процессом творчества как инновационной и предпринимательской деятельностью еще больше усиливает требования к менеджеру, так как в этом случае он может выступать и как продюсер, режиссер и как технолог. Нередко специалист СКД в этом плане не вписывается в сказанное выше. Если представитель культуры обязательно должен быть успешным и востребованным, вопрос о путях и методах достижения этого является само собой разумеющимся и, как правило, не рассматривается как что-то особенное. В то же время для специалиста СКД такие понятия успешности, как богатство, власть и социальный статус, не вписываются в его составляющую, скорее наоборот: он очень небогат (материально, конечно), обладая властью над потребителем, он нередко даже не осознает ее и пользуется ею неумело, можно сказать, безграмотно. Как следствие, и социальный статус работника СКД чаще низкий, чем средний или высокий. Достаточно сказать, что в отечественной истории крайне мало можно найти имен представителей сферы СКД, которые были бы широко известны не только кругу специалистов отрасли. Крайне мало в отрасли лидеров, и их формированием менеджмент занимается крайне слабо. Исходя из сказанного мы попытаемся ответить на вопрос: какой специалист должен быть менеджером по инновациям и предпринимателем в СКД. В данной части мы рассмотрим: 1) качества, соответствующие функциям менеджера в организации, в том числе и в инновационной и предпринимательской деятельности; 2) личностные качества менеджера как особого креативного человека. Рассматривая личность менеджера с позиций управленческих функций, по нашему мнению, более глубокий смысл деятельности менеджера можно понять, только практически приступив к менеджерской деятельности. Но это очень длительный путь познания, в результате которого можно так и не узнать всего. Для получения общей картины нами была описана приведена ниже деятельность менеджера, посредством различных управленческих ролей. Их могут выполнять 17 или 170 менеджеров, но иногда в маленькой организации, например, в сельском клубе, - все роли (до 21) выполняет один человек. Под ролью в данном случае подразумевается повторяющийся набор операций и элементов, действий или поступков, присущих занимаемой должности. Роли соотносятся с функциями; и те и другие - это род деятельности, осуществляемый людьми. Представленная 21 основная роль менеджера поможет оценить изучающим глубину и сложность менеджерского дела (табл. 7.1.) В предлагаемой таблице представлены название роли, ее цели и виды работ, которые свойственны данной роли. Например, первая роль стратегического планировщика соответствует функции целеполагания, а вторая - оперативного планировщика - функции планирования. К функции организации относятся роли организатора, менеджера по контактам и менеджера по кадрам (инструктор, предприниматель). Функции координирования соотносятся с ролью распределителя ресурсов, распределителя работ, номинального руководителя и представителя, организатора команды и члена команды. Функция регулирования полностью совпадает с ролями устранителя технических и общих неполадок (хэндлера). Функция измерения соответствует ролям монитора и устранителя общих неполадок (хэндлера). А вот функция мотивации прослеживается в ролях организатора, менеджера по контактам и по кадрам, распределителей ресурсов и работ, организатора команды.
Таблица взята из моего учебника (Кузбассвузиздат, 1976). Просьба откорректировать самим. А может его перенабрать? Таблица 7.1 Управленческие роли менеджера СКС ┌──┬───────────────┬─────────────────┬─────────────────────────────┐ │N │ Роли менеджера│Цели и назначение│ Виды работ │ ├──┼───────────────┼─────────────────┼─────────────────────────────┤ │1 │ 2 │ 3 │ 4 │ ├──┼───────────────┼─────────────────┼─────────────────────────────┤ │ │ │ │ │ │1. │ Стратегический│Постановка целей,│а) Разработка долгосрочных │ │ │ планировщик │выработка стра - │ планов и выделение │ │ │ │ тегии│ приоритетов; │ │ │ │ │б) участие в разработке │ │ │ │ │ долгосрочных планов всей │ │ │ │ │ организации; │ │ │ │ │в) содействие в выработке │ │ │ │ │ корпоративной политики │ │ │ │ │ │ │2. │ Оперативный │Управление теку- │а) формирование оператив- │ │ │ планировщик │щими процессами │ ных бюджетов, времени, │ │ │ │ в организации │ финансов, запасов и т.д.; │ │ │ │ │б) разработка рабочих прог- │ │ │ │ │ рамм подразделений орга- │ │ │ │ │ низации, находящихся в │ │ │ │ │ ведении данного менеджера │ │ │ │ │ │ │3. │ Организатор │Организация │а) прогнозирование дея- │ │ │ │процесса │ тельности подчиненных; │ │ │ │деятельности │б) объяснение заданий │ │ │ │подчиненных и │ подчиненным; │ │ │ │технологии │в) разъяснение подчинен- │ │ │ │ │ вым организационной │ │ │ │ │ политики, правил и │ │ │ │ │ процедур; │ │ │ │ │г) определение политики, │ │ │ │ │ правил и процедур для │ │ │ │ │ координации всего сово- │ │ │ │ │ купного труда и потока │ │ │ │ │ информации в пределах │ │ │ │ │ подразделения или УК │ │ │ │ │ │ │4. │Менеджер по │Создание и под- │а) развитие взаимоотношений │ │ │контактам │держание системы │ с потребителями и заказ- │ │ │ │рабочих контактов│ чиками; │ │ │ │с людьми │б) поддержка контактов с │ │ │ │ │ поставщиками, заказчиками │ │ │ │ │ либо другими людьми или │ │ │ │ │ группами, │важных для данн ого│ УК; │ │ │ │ │в) вступление в члены прав- │ │ │ │ │ лений, клубов, организаций│ │ │ │ │ либо выполнение обществен-│ │ │ │ │ но-полезной работы, кото- │ │ │ │ │ рая могла бы оказаться │ │ │ │ │ полезной и для организации;│ │ │ │ │г) развитие и поддержание на │ │ │ │ │ нужном уровне личных кон- │ │ │ │ │ тактов через визиты, теле-│ │ │ │ │ фонные звонки и участие в │ │ │ │ │ мероприятиях, спонсорами │ │ │ │ │ которых является организа-│ │ │ │ │ ция │ │ │ │ │ │ │5. │Менеджер по │Обеспечение │а) подбор кадров и наем их │ │ │кадрам │всех должностей │ на работу; │ │ │ │компетентными │б) разъяснение подчиненным, │ │ │ │людьми. │ каким образом будет оцени-│ │ │ │ │ ваться их трудовая │ │ │ │ │ деятельность; │ │ │ │ │в) формальная оценка выпол- │ │ │ │ │ нения подчиненными своей │ │ │ │ │ работы; │ │ │ │ │г) оплата подчиненным в │ │ │ │ │ пределах, принятых в орга-│ │ │ │ │ низации форм оплаты труда;│ │ │ │ │ │ │ │ │ │д) обеспечение качественной │ │ │ │ │ подготовки и переподготов-│ │ │ │ │ ки подчиненных; │ │ │ │ │е) продвижение подчиненных по│ │ │ │ │ службе либо рекомендация │ │ │ │ │ их к продвижению; │ │ │ │ │ж) прекращение трудовых дого-│ │ │ │ │ воров с подчиненными или │ │ │ │ │ понижение в должности │ │ │ │ │ │ │6. │Распредели- │Распределение │а) разрешение на пользование │ │ │тель │ресурсов в орга- │ материальными ресурсами; │ │ │ресурсов │низации наиболее │б) разрешение на расходы │ │ │ │полезным │ финансовых ресурсов; │ │ │ │образом │в) установление нормативов на│ │ │ │ │ предоставление информа- │ │ │ │ │ ционных ресурсов внутри │ │ │ │ │ организации; │ │ │ │ │г) прекращение пользования │ │ │ │ │ ненужным или неэффективным│ │ │ │ │ оборудованием или услугами│ │ │ │ │ │ │7 │Распредели- │Доведение │а) определение подчиненным │ │ │ тель работ │заданий до │ плана работы или задания; │ │ │ │подчиненных │б) разъяснение приоритетов и │ │ │ │ │ стандартных путей выполне-│ │ │ │ │ ния поставленной задачи; │ │ │ │ │в) обеспечение взятия подчи- │ │ │ │ │ ненными на себя обяза- │ │ │ │ │ тельств по эффективному │ │ │ │ │ выполнению задания │ │ │ │ │ │ │8 │Номинальный │Церемониаль- │а) принимать и занимать посе-│ │ │руководитель │ная деятель- │ тителей и заказчиков в ка-│ │ │ │ность, │ честве официального пред- │ │ │ │протокольная │ ставителя организации; │ │ │ │этика, │б) вести прием посетителей в │ │ │ │паблик │ качестве ответственного │ │ │ │рилейшнз │ лица, возглавляющего │ │ │ │ │ организацию; │ │ │ │ │в) выступать в роли официаль-│ │ │ │ │ ного представителя органи-│ │ │ │ │ зации на всякого рода ме- │ │ │ │ │ роприятиях и совещаниях за│ │ │ │ │ пределами организации; │ │ │ │ │г) сопровождать официальных │ │ │ │ │ лиц во время их визитов │ │ │ │ │ в организацию │ │ │ │ │ │ │9.│Представитель │ Паблик │а) контактировать с 4 груп- │ │ │ │ рилейшнз, │ пами за пределами непосре-│ │ │ │ Формирование │ дственного подразделения │ │ │ │имиджа │ организации, в котором │ │ │ │организации │ работают: │ │ │ │ │ -менеджмент более высокого│ │ │ │ │ уровня; │ │ │ │ │ -важные лица за пределами │ │ │ │ │ подразделения (профсоюз)│ │ │ │ │ -коллеги-специалисты │ │ │ │ │ -общество в целом. │ │ │ │ │ С этой целью он должен: │ │ │ │ │а) отвечать на письма и │ │ │ │ │ запросы; │ │ │ │ │б) докладывать по форме от- │ │ │ │ │ дельным лицам и группам за│ │ │ │ │ пределами непосредственно-│ │ │ │ │ го подразделения │ │ │ │ │ │ │10│ Посредник │Совершение │а) заключение договоров на │ │ │ │сделок с целью │ снабжение; │ │ │ │получения │б) заключение договоров и │ │ │ │необходимых │ получение СТЗ на услуги; │ │ │ │ресурсов или │в) составление графиков, пла-│ │ │ │продажи своих │ нов поставок или предос- │ │ │ │услуг и │ тавление услуг │ │ │ │продуктов │ │ │ │ │ │ │ │11│ Инструктор │ Инструктаж │а) выражение признания дос- │ │ │ │ подчиненных │ тижений подчиненного; │ │ │ │ │б) сообщение подчиненным о │ │ │ │ │ неэффективности их испол- │ │ │ │ │ нительского труда; │ │ │ │ │в) обеспечение того, чтобы │ │ │ │ │ подчиненные знали, какие │ │ │ │ │ шаги следует предпринять, │ │ │ │ │ чтобы усовершенствовать │ │ │ │ │ выполнение подчиненными │ │ │ │ │ своей работы │ │ │ │ │ │ │12│ Организатор │ Создание │а) оповещение подчиненных о │ │ │ команды │ эффективной │ признании их достоинств; │ │ │ │ команды │б) организация мероприятий, │ │ │ │ единомышлен- │ направленных на сплочение │ │ │ │ ников │ команды; │ │ │ │ │в) регулярное проведение │ │ │ │ │ собраний персонала с целью│ │ │ │ │ обсуждения с подчиненными │ │ │ │ │ их достижений, проблем и │ │ │ │ │ забот │ │ │ │ │ │ │13│ Член │ Выполнение │а) проявление соответсвую- │ │ │ команды │ роли члена │ щего личностного поведения;│ │ │ │ команды │б) сотрудничество с другими │ │ │ │ "я как все" │ подразделениями организации;│ │ │ │ │в) проявление лояльного отно-│ │ │ │ │ шения к высшему руководству│ │ │ │ │ полная поддержка их планов │ │ │ │ │ и решений │ │14│Воспитатель │ Формирование │а) убеждение работников; │ │ │ │ положительных │б) показ на примерах лучшего │ │ │ │ качеств работ- │ поведения; │ │ │ │ ника │в) принуждение │ │15│Психолог │ Снятие конфлик- │а) установление контактов │ │ │ │ тов, формирова- │"руководитель - подчиненный";│ │ │ │ ние благоприят- │б) формирование сервисного │ │ │ │ ного социально- │ поведения работников; │ │ │ │ психологическо- │в) создание положительного │ │ │ │ го климата │ социально-психологического│ │ │ │ │ климата │ │16│ Артист │ Создание поло- │а) вдохновение; │ │ │ │ жительного эмо- │б) стимулирование творчества;│ │ │ │ ционального │в) лидерство │ │ │ │ настроя │ │ │17│ Устранитель │ Помощь своим │а) выступать экспертом или │ │ │технических │ подчиненным в │ советником; │ │ │ проблем │ решении техни- │б) оказывать практическую │ │ │ │ ческих и тех- │ индивидуальную помощь в │ │ │ │ нологических │ ремонте оборудования, │ │ │ │ проблем │ совершенствовании │ │ │ │ │ технологии │ │ │ │ │ │ │18│ Предприни- │ Разработка │а) чтение профессиональных │ │ │ матель │ инновационных │ изданий,с целью пополнения│ │ │ │ идей, их прод- │ знаний, предупреждение их │ │ │ │ вижение, содей- │ старения; │ │ │ │ ствие процвета- │б) беседы с потребителями │ │ │ │ нию │ или работниками учреждения│ │ │ │ организации │ для изучения изменений в │ │ │ │ │ потребностях и требованиях;│ │ │ │ │в) участие в различных мероп-│ │ │ │ │ риятиях с целью продвижения│ │ │ │ │ услуг на рынок и развитие │ │ │ │ │ организации │ │ │ │ │ │ │19│ Бизнесмен │ Получение при- │а) ведет экономический анализ│ │ │ │ были за продук- │ работы организации; │ │ │ │ цию и услуги │б) разрабатывает бизнес-планы│ │ │ │ │ и балансы; │ │ │ │ │в) ведет бухгалтерский учет │ │20│ Монитор │ Отслеживание │а) разработка системы монито-│ │ │(контролер, │ работы органи- │ ринга или контроля всех │ │ │измеритель) │ зации, анализ │ процессов; │ │ │ │ и оценка │б) мониторинг услуг и продук-│ │ │ │ результатов │ тов УК; │ │ │ │ │в) беседа с подчиненными о │ │ │ │ │ ходе выполнения поставлен-│ │ │ │ │ ных задач; │ │ │ │ │г) мониторинг использования │ │ │ │ │ ресурсов: материальных, │ │ │ │ │ финансовых, человеческих, │ │ │ │ │ информационных │ │ │ │ │ │ │21│Устранитель │ Выравнивание │а) устранение технологичес- │ │ │неполадок, │ отклонений в │ ких,экономических,техни- │ │ │регулятор │ системе от │ ческих и психологических │ │ │(отклонений) │ нормы │ отклонений,возникающих в УК;│ │ │(хэндлер) │ │б) разбор претензий и рекла- │ │ │ │ │ маций от потребителей и │ │ │ │ │ заказчиков и других под- │ │ │ │ │ разделений УК; │ │ │ │ │в) разбор конфликтов в кол- │ │ │ │ │ лективе; │ │ │ │ │г) решение проблем информаци-│ │ │ │ │ онного обмена внутри и вне│ │ │ │ │ организации │ │ │ │ │ │ └──┴───────────────┴─────────────────┴─────────────────────────────┘
В исследованиях многих авторов отмечается, что достижение успешного управления в современном обществе требует от человека непрерывной работы над собой, личных усилий. Однако такие усилия чаще всего направлены на создание внешних атрибутов и имиджа. Вместе с тем не учтенной остается другая, менее очевидная сторона успешности - внутреннее стремление человека к поиску своего Я, самопознанию и преобразованию. В настоящее время востребован человек, который делает попытки обрести себя, сохранить свою целостность, стремится выстоять как личность в современной инновационной гонке. Все чаще от аналитиков можно услышать, что такой человек просто необходим для дальнейшего развития общества. Именно человек, не боящийся внутренних преобразований и готовый к ним, окажется в конечном итоге успешным Общество выражает своеобразный запрос на инновационное поведение человека, на формирование инновационной культуры как способности принимать и продуцировать новые культурные формы, способности оставаться в гармонии с самим собой в сложном инновационном мире. С другой стороны, такое инновационное поведение требует от человека постоянного пребывания в пути, самоопределения и самоактуализации. Традиционно считается, что инновации создают человеку трудности в адаптации к социокультурной среде. Сегодня инновации рассматриваются как возможности для личности участвовать в глобальных изменениях современного мира за счет постоянно воспроизводящегося процесса самоопределения, который в любых условиях изменчивой социокультурной среды остается константой человеческой жизни. И это не противоречит иновационности, а, напротив, ее подтверждает. Инновационная активность зависит от человеческой способности к творчеству и возможности сообщества принимать или адаптировать результаты творчества. А самореализация может быть рассмотрена через единство двух составляющих личности - новатора и инноватора, которые являются элементами целого - современной гармонично развитой личности, способной к проявлению собственного творческого начала. (Цветкова автореферат) Гармонизация личности, реализация креативного потенциала человека достигается за счет формирования инновационной культуры личности. Если мы рассматриваем менеджмент как средство экономического и социального развития и как его результат, необходимо определить основной фактор личного успеха или неуспеха менеджера. Авторитетнейший в мире ученый в области менеджмента Питер Друкер вынужден признать, что, оперируя только экономическими факторами производства, особенно капиталом, менеджмент не добивался развития. В то же время автор отмечает, что случаев, когда удавалось пробудить энергию менеджмента, оказывалось не много, но именно они позволяли соврешить стремительное развитие. Во-первых, ответим себе на вопрос, почему Друкер считает, что энергию менеджмента удавалось сформировать далеко не всегда. Причина этого нам ясна, так как мы считаем, что при самых глубоких знаниях в области экономики, организации, маркетинга и т.п. менеджер неовладел и до сих пор не владеет энергией, именно тем, что сегодня, наконец, стали открыто называть биоинформационной энергией, («дистантным взаимодействием»)[24]), на которой базируются «хьюм-технологии». И наоборот, если менеджеру удавалось ее использовать, как теперь некоторые ученые полагают, извлекая из информационного поля Вселенной, во благо дела, которое он призван решать, приходил стремительный успех. Друкер делает вывод, что развитие - «дело скорее человеческой энергии, чем экономического богатства». В самом деле, развитие предполагает творчество, создание нового, ранее не существовавшего или, по крайней мере, не известного человечеству. «Генерирование человеческой энергии и придание ей направления - есть задача менеджмента», добавим современного менеджмента. [25, 26] Сказанное таким известным ученым (Друкер) в области науки и практики менеджмента еще больше убеждает нас в важности обучения менеджеров использованию информационно-коммуникативных технологий нового качества – «хьюм-технологий», например как биоэнергоинформационных, таких, как теория причинно-следственных связей [ 24]. Успех менеджера во многом зависит от его энергетики и от его умения использовать энергии других людей, что у нас не вызывает сомнения. Поиск ответа на вопрос о том, как это можно измерить и как этому научить менеджеров, – одно из условий инновационной профессиональной подготовки специалистов.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |