Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иметь свое дело - значит нести ответственность не только за себя, но и за тех, кто идет вместе с тобой, выйти на уровень лидера определенной социальной группы




Тема 5. Предпринимательская деятельность как творчество

 

Огромная потенция возможностей, способностей и талантов и требует от человека реализации заложенного потенциала. Однако человек не спешит реализовывать данные потенции, заложенные в его внутреннем мире. Он старается создать внешние заменители, увлекаясь технократическим путем развития и доводя многое до абсурда и переразвития, перегружая себя ненужной ментальной информацией, которая подменяет истинное, тонкое, высокое низкопробным, похотливым, часто животным. Утопая в пестроте материального мира, его соблазнах и искушениях, человечество, как в силках, бьется, тонет и ходит кругами, не замечая тех даров и богатств, которыми наделена его многоуровневая живая система [24].

Человек должен познать три основных аспекта отношений: аспект труда, аспект взаимоотношений с другими и аспект отношения с собой.

Аспекты труда находятся в основании трех видов отношений и являются истоком наработки творческого потенциала. Задача социальной группы (семьи, коллектива) через радость труда раскрыть свои творческие способности.

Требование настоящего времени – гармоничное развитие в социальном и духовном плане: если ты не смог организовать свою жизнь в социуме, кто пустит тебя в Мир Духовный?

Значение слова «труд» в словаре сути слов раскрывается как движение в Дао и Дао в человеке и открывает условие этого движения – тройное удовольствие. Но люди потеряли радость труда, человек утратил суть слова и труд возник как жесткая Необходимость. В настоящее время человек понимает ценность труда, но не осознает, что труд – это радость. Социальный аспект труда: труд - совершенствование труда – наработка мастерства - дело. [33]

Труд – внешняя форма деятельности, а главное – внутренняя работа над собой. Характерным признаком мастерства является то, что не мастер ищет работу, а работа ищет мастера, он востребован социумом. Это проявляется тогда, когда человек любит работу, ощущает в ней движение нового, творит.

Когда человек становится мастером, ему дается возможность иметь свое дело или участвовать в каком-то важном деле.

Человек принимает решение сам, даже если оно диктуется другими. До принятия решения вы – хозяин ситуации, после принятия - оно диктует обстоятельства и вы контролирует вас до следующего решения, то есть перекрестка, где открываются пути выбора. И как творит человек в деле, так раскрывается его жизнь.

Требование настоящего времени – выход руководителя на новый качественный уровень – духовного, креативного лидера [33].

Рассматривая вопросы соотношения творчества и предпринимательства, мы выделяем два аспекта:

1) творческое в любо виде предпринимательства, когда руководитель, коллектив и организация в целом находят новые идеи, подходы к развитию и продвижению своих продуктов и услуг.

2) творчество в сфере культуры и искусства при созданию услуг, работ, продуктов представляющих собой новое, не обязательно имеющее экономический эффект, но «выгоду души» для создателя этого нового в данной сфере: сценарий, картина, музыкальное произведение, интересное массовое мероприятие.

Важно подчеркнуть, что в настоящее время государство и общество в целом настроены на поддержку творческого предпринимательства. Речь идет, прежде всего, о финансовой поддержке со стороны государства, международных организаций, частных и корпоративных благотворительных фондов.

Вместе с тем, частые и быстрые перемены в организациях, продиктованные темпом и непредсказуемостью событий в окружающей среде, базируются на кайзен, или философию бизнеса «по-японски», стратегию постоянного улучшения на всех этапах производства и уровнях организации. Из этой философии следует, что «…для поддержания конкурентоспособности, лучшего обслуживания покупателей и обеспечения должного технологического уровня организациям необходимо проводить в жизнь перемены чаще, а нередко и более радикальные, чем когда-либо ранее» [64].

В этих условиях стремительных изменений в сфере бизнеса обостряется конкурентная борьба: ни одна фирма, ни одна компания, сколь бы успешной она ни была в настоящий момент, не может не думать о будущем, о том, как упрочить и продвинуть свои позиции на рынке. Соответственно, работодатели как никогда заинтересованы в людях, способных нестандартно мыслить, находить новые пути и генерировать новые идеи, обеспечивающих производство новых продуктов, новых технологий, а также новые рынки сбыта и получения прибыли. Жизнь заставляет работодателей искать или культивировать в своих сотрудниках те качества, которые помогут компании оставаться конкурентоспособной. Именно поэтому креативность сегодня привлекает к себе столь пристальное внимание работодателей — ведь она подразумевает целый комплекс таких полезных качеств, как гибкость, самостоятельность, обучаемость, стремление всегда находить выход из, казалось бы, безвыходных ситуаций и т. д. [64]. Повышение креативности, творческого начала направлено не только на самовыражение и создание художественных ценностей, но, прежде всего, на борьбу за достойную жизнь.

Многие думают, что «творчество» и «креативность» - синонимы. Это ошибочное мнение. Творческий процесс основывается на вдохновении автора, его способностях, традициях, которым следует автор. Если же говорить о креативном процессе, то главной его составляющей становится прагматический элемент, то есть изначальное понимание, зачем нужно что-то создавать, для кого нужно что-то создавать, как нужно что-то создавать и, собственно, что именно нужно создавать.

Знание ответов на эти вопросы и построение работы по соответствующим принципам обеспечивает максимальный эффект представления результата работы окружающим людям. Как правило, художники, композиторы, писатели и все остальные творческие люди, не задают себе этих вопросов и творят, руководствуясь собственными настроениями и эмоциями. Поэтому творчество совсем не есть креативность.

Творчество всегда первично и фундаментально. Однако в креативном продукте оно подчинено прагматической цели. Креативный продукт – это картина, которая будет помещена в заранее выбранную раму, с заранее предназначенным местом в заранее выбранном музее, картина, которая будет вызывать восторг у посетителей, выбранных заранее [62].

Креативность вне творчества невозможна. Креативность – это только технология организации творческого процесса, которая бесплодна сама по себе, какие бы задачи перед ней ни ставились. В условиях информационного общества стало возможным синтез творчества и креативности. Современный мир развивается очень быстро. Изменения в жизни людей и технологий сегодня происходят гораздо быстрее, чем это было 200 лет назад. Если раньше первичными ценностями в жизни людей были деньги, земля, золото и другие материальные ценности, то сегодня основной ценностью является информация, а миром правит тот, кто владеет информацией и правильно ею управляет. Управляет, ориентируясь на особенности сознания тех людей, которым эта информация нужна.

Понимая это, каждый может самостоятельно сделать вывод о новой, постиндустриальной ресурсной парадигме, в основе которой лежат четыре элемента – информация, сознание, время и инфраструктура [67].

 

 

Субъект творчества (творческая личность) является основным элементом творческого процесса. Современное понимание творчества как сущностной характеристики человека достаточно полно выявляет особенности совершающихся перемен в социальном мире. Следовательно, творчество можно определить как форму саморазвития индивида, развертывание его сущностных сил по меркам свободы, как форму приобщения к высшим смыслам бытия. Причем понимание высших смыслов бытия исторично.

В качестве неподдающегося определению состояния духа в языке, творчество соседствовало со словами «экстаз», «энтузиазм», которые первоначально обозначали состояние человека, «преисполненного Богом». Не случайно, что многие поклонники «творческой идеи» стремились изобразить деятельность по ее воплощению в слове не как труд, а как озарение, дар избранных, нисходящий на них помимо их воли.

Творчество — деятельность, создающая качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Творчество - это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других. Творчество - процесс создания субъективных ценностей [68].

В наиболее острой форме связь личностного и творческого раскрывается у Н. А. Бердяева. Креативность – латинский термин, который переводится как «творчество» или «сотворение из ничего». На Западе креативностью обозначают технологический элемент творчества. В российской языковой культуре креативность воспринимают гораздо шире, поскольку это совсем новое и еще не понятое большинством явление. До начала информационной эпохи мало кто знал о креативности и креативных технологиях [69].

Как бы суммируя все вышесказанное, А. Высоковский

(Высоковский есть, Тойнби нет) приводит точку зрения английского мыслителя Арнолда Дж. Тойнби: благодаря внутреннему развитию личности человек обретает возможность совершенствовать творческие акты, что и обуславливает духовный рост общества. Творческая личность стремится преобразить других. Внутренняя необходимость этого процесса заключается в тождестве Жизни и Действия (нельзя же в самом деле считаться самим собой, не выразив свою сущность в действии). Внешней необходимостью является наложение поля действия человека на поля других, при взаимодействии с ними. Под воздействием же внешнего давления человек поднимается к вершинам Творчества. Однако творческой, неординарной личности нужны и соответствующие внешние условия, в первую очередь, социальные, для полной самореализации. Иначе «усилия преображенной личности – повлиять на собратьев – неизбежно столкнутся с сопротивлением... их инерции, которая стремится... оставить все без изменений» [64].

Анализ публикаций показывает, что на смену творчеству приходит креативность — способность субъекта создавать не столько новые продукты, сколько новые схемы или алгоритмы для создания этих продуктов, а также схемы и алгоритмы для создания самих новых схем и алгоритмов.

Оппозицией креативности является репродуктивность — работа по заданному шаблону или схеме, будь то кустарное производство «Ерофеича» по традиционному рецепту (возьми ведро очищенной водки, добавь 1 фунт английской мяты, 1 фунт анису, вынеси все это на 12 суток в теплые сени и т. д.) или инвестиционный проект, сработанный высоколобым выпускником Гарварда по компьютерному шаблону [70].

Эволюция взглядов на креативность показывает, что начиная с 60-х годов она становится необходимым компонентом любой деятельности, поскольку сама деятельность выходит на все более сложный социальный и технологический уровень. Соотношение креативных и репродуктивных компонентов деятельности смещается в сторону первых. Так, А. Высоковский считает, что «гении» теперь уже нужны в пропорции, условно говоря, не один к тысяче, а один к десяти, а в некоторых видах деятельности и один к одному, максимум к двум. Однако нужны не гении в традиционном понимании, а креативные люди, умеющие созидать новые продукты.

И сегодня креативность в человеке можно развивать, ей можно обучать.

Согласно «Википедии» в речи и даже в ряде специальных публикаций слова «творчество (творческий)» и «креативность (креативный)» зачастую употребляются как синонимы. Однако обращение к словарям доказывает, что эти термины, означают разные, хотя и тесно связанные между собой понятия.

Проведенный Н. И. Гендиной анализ позволяет сделать следующий вывод: «творчество» и «креативность» находятся в отношении пересечения объемов понятий, соответственно, творческая личность может и не быть креативной, а креативная личность не может не быть творческой [65].

Еще одна появившаяся комбинация слов - «творчество» и «индустрия» пока еще непривычна, особенно для российского специалиста в области культуры. Это порождает ряд недоразумений, поэтому есть смысл сказать, о чем, собственно, идет речь, сделав акцент не на самой стратегии, а на ее методических основах, что позволит сравнить «творческие индустрии» с другими подходами и стратегиями развития.

Достаточно полно и многогранно креативность рассматривается Е.Ю. Чечук [70]. Она анализирует ряд аспектов креативности социальной. По ее мнению, социальная креативность связана с самоактуализацией, выступающей как побудительное основание личности. При этом отдельные параметры самоактуализации по-разному взаимосвязаны с социальной креативностью.

Развитая социальная креативность предполагает творческую направленность личности в сфере самореализации, самоподдержку личности (интернальность, внутренняя независимость, позитивная свобода, автономность), выраженную ориентацию на ценности самоактуализации, повышенную чувствительность к себе, спонтанность поведения и непосредственность выражения чувств, отношение к познанию как к порождению нового.

Высокий уровень социальной креативности предполагает, что личность находится в диапазоне высокой самоактуализации по всем параметрам (кроме компетентности во времени, принятия агрессии, контактности, познавательных потребностей, общей креативности); для личности с низким уровнем социальной креативности характерен умеренный уровень самоактуализации и её параметров, а также «невротические» формы креативности.

Социальная креативность связана с мотивацией достижений как побудительным основанием личности. При этом социальная креативность предполагает умеренно высокую выраженность мотивации на успех, успешную ориентацию личности на достижения.

Е. Чичук к созидательно-личностным особенностям социальной креативности относит: оригинальность, любознательность, воображение, интуиция, творческое мышление, эмоциональность, чувство юмора, творческое отношение к профессии.

К личностно-процессуальным характеристикам социальной креативности относятся: чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей, беглость восприятия, гибкость, находчивость, способности к структурированию, оригинальная продуктивность, независимость, самодостаточное поведение.

Социальная креативность системно определяется как интегративное, многоаспектное свойство личности, объединяющее в себе элементы поведенческой, познавательной и побудительной систем личности, проявляющиеся в процессе создания личностью новых форм бытийности социономического пространства. Данный вид креативности обретает свою специфику сообразно особенностям социономического пространства, в котором данное свойство проявляется [70].

То, что низкая социальная креативность, указывает Ю. Чичук, предполагает стремление к успеху, можно объяснить, во-первых следующим: низкокреативный человек ощущает себя недостаточно успешным и старается больше согласовывать своё поведение с предъявляемыми требованиями, подстраиваться, быть адекватным и соответствующим заявленным ролям и нормам, то есть в своем роде «быть успешным». Во-вторых, «малотворческие» люди стремятся достичь успеха, и их творческая активность связана с желанием его добиться, а высококреативные видят смысл своей жизнедеятельности не только в достижении успеха (креативный результат не ради достижения), они творят, руководствуясь другими смыслами.

Для личности с низким уровнем социальной креативности характерен умеренный уровень самоактуализации и её отдельных параметров, а также «невротические» формы креативности. Личность с высоким уровнем социальной креативности находится в диапазоне высокой самоактуализации по всем параметрам, кроме компетентности во времени, принятия агрессии, контактности, познавательных потребностей, общей креативности, выраженных умеренно [70].

Личность с высокой социальной креативностью отличается оптимальной мотивацией достижений, обеспечивающей потенциально больший успех. Таким людям присуща умеренно высокая мотивация на успех в сочетании со слабым мотивом избегания (успешной ориентацией на достижения), они более уверены и продуктивны в реализации своих целей, имеют больше шансов добиться высоких и эффективных результатов, достичь позитивного и гармоничного мироощущения.

Высококреативные люди – это личности с реалистичным уровнем притязаний (с преобладанием ориентации на успех), которые отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого. Низкокреативных часто отличает неадекватность, то есть завышенность или заниженность притязаний (мотивация к избеганию), что проявляется в поведении как выбор слишком трудных или слишком лёгких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, тенденции избегать ситуации соревнования, некритичности в оценке достигнутого, в ошибочности прогнозов и т.п. [70].

Умение оперировать каждым ресурсом в отдельности – замечательное качество, однако действительно эффективной становится деятельность, построенная на основе определенной конфигурации этих ресурсов. По выражению А. Маслоу, только самоактуализирующиеся креативные личности независимы, автономны и самонаправленны, лишь они – хозяева реальности.

Таким образом, стратегии творческих (или креативных) индустрий базируются на социальном и технологическом феномене увеличения количества творческих людей, необходимых для успешной и эффективной деятельности в любой сфере, что позволяет значительно быстрее реагировать на нужды рынка, легче осваивать новые реальности, приспосабливаться к ним и созидать принципиально новые продукты, которые будут востребованы не только сегодня, но завтра и послезавтра. Кроме того, этот подход основывается на признании факта, что творчество может быть не только «высоким», но «средним» или даже «низким». Это похоже на известную с советских времен формулу — «низковысокохудожественное произведение» [64].

Все шире осознается, что в предпринимательской деятельности появляются «творческие» компоненты: опора не только на расчет и статистику, но и на интуицию; свободный график работы, позволяющий людям работать в то время, которое им кажется наиболее продуктивным; «образное» моделирование, визуализация и другие творческие приемы планирования и управления деятельностью. И наоборот, неотъемлемой частью художественной деятельности становятся элементы производства и предпринимательства, такие как планирование творческих достижений, маркетинг и реклама, экономические соображения, которые принимаются в расчет при принятии творческих решений, бухгалтерские навыки и пр.

Происходит невиданное расширение объемов деятельности, занимающей промежуточное положение между предпринимательством и искусством, производством и культурой. Ярким примером может служить книгоиздание, ставшее сегодня супериндустрией. В нее вовлечены миллионы людей, производящие и покупающие миллиарды единиц продукции. Очевидно, что это производство вбирает в себя огромную часть креативной энергии.

Возникает новый симбиоз технологии, рациональной репродуктивной деятельности и творчества. При этом целостность конструкции задается и удерживается благодаря высокой доле креативности, огромному (по сравнению с предыдущим, индустриальным периодом) вкладу творческих людей.

Одно из направлений, исследующих эту область, связано с именем американского экономиста, профессора Ричарда Флориды. По мнению Флориды и его коллег, начиная с 80-х годов возникла новая социальная группа, играющая большую роль в экономике и культуре городов — «креативный класс». Флорида пытается доказать, что там, где создается благоприятная среда для проживания творческих людей, начинают развиваться секторы экономики, связанные с новыми технологиями, что приводит к невиданному экономическому росту [64]. При этом считается, что креативные люди предпочитают жить в открытой, неконсервативной среде. Подобные качества городской среды, привлекающие креативных людей, характеризуются так называемым индексом толерантности, который измеряется количеством в городе гомосексуалистов, представителей художественной богемы и эмигрантов. Там, где этот индекс высокий, концентрация креативных людей увеличивается, успешно развиваются высокотехнологичные сектора деятельности и, соответственно, растут показатели местной экономики и благосостояния [64].

Возрождая Флориде, можно утверждать: креативные люди стягиваются в места, где развит сектор высоких технологий, а не наоборот, и гомосексуалисты здесь ни при чем.

Представители второго направления исходят из того, что креативную деятельность можно развивать и стимулировать, с тем, чтобы возник массовый поток экономических субъектов, которые, во-первых, приспособлены к постоянно и быстро меняющимся условиям рынка, во-вторых, в совокупности могут обеспечить эффективное функционирование экономики города, в-третьих, способны создавать новые стили жизни.

Авторы делают важный вывод о том, что творческие стратегии могут реализоваться только в обществе с безусловными приоритетами инновации, динамизма и обновления. В виде максимы эту идею можно сформулировать так: «динамизм важнее тематизма». Иными словами, неважно, на базе какой деятельности возникают новые экономические субъекты, важно, чтобы их было много и они могли постоянно изменяться, приспосабливаясь к новым запросам и условиям. То есть речь идет об обществе, где большинство людей готовы меняться сами и менять методы своей работы и предпочитают ориентироваться на инновации и будущее, а не на традицию и прошлое.

В этих условиях возникает потребность в экспертах и консультантах, которые помогают людям сформулировать новые оригинальные идеи, превратить их в проекты, которые затем реализуются на практике. Творчество как бы уходит из сферы «высокого» в повседневную жизнь, в придумывание и развитие самых разнообразных проектов, способных стать основой доходной деятельности, будь то нетрадиционные виды торговли или консалтинга, создание игр для компьютеров и мобильных телефонов, музыкальных заставок, рекламы на чашках, майках и авторучках и т. п. [64].

Задача человека в деле – научиться закономерному, естественному движению во всех планах Бытия, без возбуждения, резкости, шараханья, видеть ситуацию во всех аспектах отношений, двигаться в состоянии внутреннего спокойствия, знания законов всех уровней. Умение раскрывать это в себе и в ведомой им группе является искусством управления, качеством духовного лидера [33].

Но надо понимать, что, пока не научишься служить и помогать другим, не выйдешь на уровень, когда будут служить и помогать тебе.

Тем не менее, тенденция современного развития такова, что культура превращается в сферу экономической деятельности, и, производя культурные ценности, товары и услуги, воздействует на экономику, предоставляя свои результаты в общественный оборот, становясь элементом воспроизводства способностей человека, рабочей силы. Тем самым она влияет на характер, результативность и масштабы экономической деятельности. И теперь, в новых экономических условиях, менеджер стал просто необходим в сфере культуры. Возникла потребность в изучении таких новых проблем, как имущественные и трудовые отношения, раз­деление прав собственности на создаваемый художествен­ный продукт, вовлечение культурного наследия в активную культурную жизнь и многие другие экономические аспекты культурной деятельности. Все они обеспечиваются креативными подходами в деятельности всех участников процесса.

Ведь в этих новых экономических условиях руководители учреждений культуры должны уметь изыскивать средства к выживанию, используя экономические знания. Многие учреждения культуры уже перешли на автономный режим управления, где бюджетное финансирование осуществляется только на основании заказа учредителей. Культурные образования, которые не могут существовать без полной государственной поддержки, которые остаются нерентабельными, рискуют быть закрытыми.

Примером тому может служить деятельность народного любительского коллектива «Хор советской песни» Культурного центра г. Кемерова (руководитель к.п.н., профессор А. М. Мохонько).

Приведенные данные о творческой деятельности этого коллектива (Приложение №22) наглядно представляют специфику предпринимательской деятельности хора, отражают состояние, проблемы и пути решения финансово-экономических аспектов деятельности хорового коллектива.

Так, за 3 года деятельности коллектива (2009 - 2011гг.) было оказано более 40 услуг населению Кузбасса, участие в фестивалях и конкурсах в регионе и ближнем зарубежье (Украина, Казахстан). Расходы на деятельность коллектива составили 1 278 000 руб., получен доход 1285 000 руб. экономия составила 7500 руб., которая была направлена на развитие коллектива.

Основные выводы работы - предпринимательская деятельность в области самодеятельного творчества может быть успешной, если

ввести в перспективное и текущее планирование организаций культуры и органов управления мероприятия по развитию предпринимательства в учреждениях социокультурной сферы, при которых действуют различные самодеятельные творческие коллективы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.