Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы нравственного воспитания – это способы педагогического воздействия, с помощью которых осуществляется формирование личности ребенка




Создание психологического комфорта в группе.

Высокий уровень взаимоотношений между взрослыми и детьми.

Основные задачи нравственного воспитания детей дошкольного возраста заключаются в следующем: воспитание начало гуманизма, гуманных отношений между детьми и взрослыми (доброжелательность, отзывчивостью, заботливое отношение к близким людям, бережное отношение к животным, приобщение к истокам национальной культуры).

Условия необходимые для успешного осуществления формирования у детей представлений о дружеских взаимоотношениях:

- Создание в детском учреждении правильного стиля взаимоотношения между взрослыми;

- Правильный стиль общения между педагогами и родителями;

Проблема воспитания гуманных чувств и отношений изучалась в отечественной дошкольной педагогике до­вольно подробно и с разных позиций:

- рассматривалось отношение ребенка к взрослым, к сверстникам, к детям старшего и младшего возраста;

- изучались средства вос­питания гуманных отношений (художественная литера­тура, игра, занятия, труд) в условиях семьи и дошколь­ного учреждения.

Значительный вклад в разработку проблемы внесли исследования Л. А.Пеньевской, A.M. Вино­градовой, И. С.Деминой, Л. П. Князевой. Л. П. Стрелковой, А. Д. Кошелевой, И.В.Княжиной, Т. В. Черник и др.

Содержание и методы нравственного воспитания дошкольников должны соответствовать особенностям детей дошкольного возраста и предусматривают зону ближайшего нравственного развития.

Формирование гуманного отношения к людям и природе начинается с раннего возраста.

В младшем дошкольном возрасте важно, чтобы соци­альный опыт ребенка пополнился множеством единичных положительных поступков. Ребенок еще не способен само­стоятельно сделать обобщение, но постепенно благодаря оценкам взрослых начинает понимать, что такое хорошо и что такое плохо.

Итак, ведущими методами воспитания гу­манного отношения к людям и природе у детей младшего возраста являются пример взрослых и организация педаго­гических ситуаций, в которых ребенок упражняется в по­ложительном поведении. Эффект названных методов уси­ливается оценкой взрослых и их похвалой.

Средствами воспитания гуманных отношений в младшем дошкольном возрасте являются сам взрослый как носитель положительного способа поведения, а также произведения фольклора - песенки, потешки, сказки.

Форма работы с младшими дошкольниками - ин­дивидуальные занятия.

 

Дошкольный возраст.

Вторая младшая группа (3 -4г)

- закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице;

- приучать детей общаться спокойно, без крика;

- создавать условия, благоприятствующие формированию доброжелательности, доброты, дружелюбия (играть дружно, помогать друг другу, вместе пользоваться игрушками, книгами; приучать к вежливости)

- продолжать развивать и воспитывать свой образ Я. (убеждать ребенка, что он хороший, что его любят);

- учить жить дружно, помогать друг другу, вместе пользоваться игрушками, книгами;

- приучать соблюдать элементарные правила поведения.

Методы:

1) оценка взрослого (ребенок еще не может самостоятельно сделать обобщение, но благодаря оценке взрослых начинает понимать, что такое хорошо, а что такое плохо; положительная оценка добрых поступков, внимания и помощи – вызывает желание подражать добрым поступкам).

2) создание педагогических ситуаций (например, «Как попросить игрушку?)

3) приучение;

4) убеждение;

5) коллективная игра;

6) единые требования;

7) разъяснение;

8) игровые ситуации.

Средства:

- сам взрослый (как носитель положительного способа поведения);

- пед. ситуации: беседы о реальных случаях из жизни группы

- сценки (например, «Два кота», где показано, что ссоры ни к чему хорошему не приводят);

- сюжетно-ролевые игры (Куклы, мишки и зайчишки – наши маленькие дети. Как мы будем о них заботиться? С вовлечением в игру и других детей воспитатель предлагает построить для них дом, покатать их на машине и т.д. Педагог одобряет ласковое обращение, обращает внимание на небрежное или грубое обращение к игрушкам);

- рисование («Нарисуй тех, кто о тебе заботится» и на основе рисунка рассказать,кто и как это делает);

- фольклор, песенки, потешки, сказки (например, «Когда живется дружно, что лучше может быть! И ссориться не нужно и можно всех любить! С.Михалков).

- худ. литература («Азбука вежливости» Л. Васильевой; «Доктор Айболит» К.Чуковского);

-диафильмы.

Формы:

- индивидуальные занятия;

- коллективная деятельность (в ней происходит усвоение социальных ценностей).

Средняя группа (4-5 л.)

В этом возрасте происходит постепенное осознание ребенком нравственных ценностей. Он уже способен к элементарному обобщению личного опыта, накопленного в младшем возрасте. Закрепляются представления о характере и способах проявления положительного отношения к взрослым, детям природе

Задачи:

- способствовать формированию личного отношения ребенка к соблюдению(и нарушению моральных норм (сочувствие обиженному и несогласие с действиями обидчика; одобрение действий того, кто поступил справедливо;

- воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым;

- учить испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок;

- воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Методы:

- остаются значимыми оценка взрослого и его пример;

- - разъяснения взрослого (например, смысла и значимость категорий добра, друг, товарищ);

- учить «читать эмоции» (как ты думаешь почему Маша грустит?);

- продолжите дальше……(поощрение, убеждение, обсуждение конфликтных ситуаций, приучение, худ. литература).

Средства:

- можно обучать решению вербальных логических задач (например, «Как бы ты поступил, если бы увидел, как мальчик обижает на улице кошку?; как малыши ломают ветки у дерева?);

- пед. ситуации: привлечение внимания детей к способам отношений (нужно не отбирать игрушку, а вежливо попросить);

- совместная деятельность со взрослым;

- картины (из серии мы играем), иллюстрации («Посмотри на этих детей, скажи кому из них весело, а кому грустно; как ты это определил?»);

- практические жизненные ситуаций (сегодня);

- этические беседы («Как мы можем помочь бабушке?»);

- художественная литература (мораль, оценка поступков героев книг);

- спектакли, инсценировки;

- пословицы и поговорки;

- музыка (слушание «Новая кукла», «Болезнь куклы» - из «Детского альбома Чайковского; песни из дет. мультфильмов «Улыбка», «Если добрый ты»).

Формы: - индивидуальные, подгрупповые и фронтальные беседы.

Старшая группа(5-6 л)

Задачи:

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку играть, трудиться, заниматься сообща; стремление радовать старших хорошими поступками;

- воспитывать уважительное отношение к окружающим;

- учить заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее;

- воспитывать у мальчиков внимательное отношение к девочкам

- воспитывать у девочек скромность, учить проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания со стороны мальчиков;

- формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей;

- учить бережно относиться к тому, что сделано руками человека;

- рассказывать о помощи человека дик. животным и зимующим птицам;

- воспитывать ответственность за обитателей уголка природы;

- учить вести себя так, чтобы не навредить природе.

Подготовительная группа ( 6-7)

- развивать волевые качества(умение ограничивать свои желания, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру;

- формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей;

- формировать умение спокойно отстаивать свое мнение;

- воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия; учить правильному поведению в природе, закладывать основы экологической культуры личности

Методы:

- пример взрослых и детей; упражнения; практика поведения; стимулирование; ситуация выбора; пед. требование; приучение; этическая беседа; обращение к сознанию; воле, чувству и т.д.

Средства:

- окружающая обстановка;

- коллективные игры («Построим корабль и отправимся в путешествие»)

- пословицы и поговорки («При солнышке тепло, при матери добро», «Птица рада весне, а дитя матери», «Лучше горькая правда, чем горькая ложь»);

- тематические дни «В стране вежливости» (детям раздаются жетоны и в течение дня отмечают тех кто нарушил правило, кто был не вежлив и т. д. провинившийся отдает один жетон, в конце дня подводятся итоги, самый вежливый получает значок);

- общение, оно как средство нравственного воспитания лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали, о воспитании чувств и отношений (привлечение детей к обсуждению поступков т.е. этические беседы(если ребенок совершил проступок, нужно обязательно авансировать его доверием на будущее, выразить уверенность, что в дальнейшем он не будет так поступать)). В работах Л.П.Князевой «Этические беседы в детском саду», А.М. Виноградовой «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников» раскрыта методика проведения этических бесед.);

- коллективный труд, дела;

- подготовка подарков, посещение больных, пишем письма;

- природа (дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех кто слабее, кто нуждается в помощи);

- худ. литература; - кино; - музыка; - диафильмы.

Формы:

- индивидуально;

- с подгруппой в 5-6 человек;

- фронтально.

Важнейшим условием и одновременно методом воспита­ния гуманизма у детей, развития социальных эмоций, нрав­ственных чувств является пример воспитателя. Воспитатель, не умеющий увлечь детей своими переживаниями, заразить своими чувствами, - плохой воспитатель. Нет ничего хуже, когда педагог скрупулезно разбирает, что такое добро, как надо поступать в том или ином случае, не выражая при этом ярко и понятно для детей свое личное отношение к поступ­ку, явлению, факту.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1838; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.