КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы нравственного воспитания – это способы педагогического воздействия, с помощью которых осуществляется формирование личности ребенка
Создание психологического комфорта в группе. Высокий уровень взаимоотношений между взрослыми и детьми. Основные задачи нравственного воспитания детей дошкольного возраста заключаются в следующем: воспитание начало гуманизма, гуманных отношений между детьми и взрослыми (доброжелательность, отзывчивостью, заботливое отношение к близким людям, бережное отношение к животным, приобщение к истокам национальной культуры). Условия необходимые для успешного осуществления формирования у детей представлений о дружеских взаимоотношениях: - Создание в детском учреждении правильного стиля взаимоотношения между взрослыми; - Правильный стиль общения между педагогами и родителями; Проблема воспитания гуманных чувств и отношений изучалась в отечественной дошкольной педагогике довольно подробно и с разных позиций: - рассматривалось отношение ребенка к взрослым, к сверстникам, к детям старшего и младшего возраста; - изучались средства воспитания гуманных отношений (художественная литература, игра, занятия, труд) в условиях семьи и дошкольного учреждения. Значительный вклад в разработку проблемы внесли исследования Л. А.Пеньевской, A.M. Виноградовой, И. С.Деминой, Л. П. Князевой. Л. П. Стрелковой, А. Д. Кошелевой, И.В.Княжиной, Т. В. Черник и др. Содержание и методы нравственного воспитания дошкольников должны соответствовать особенностям детей дошкольного возраста и предусматривают зону ближайшего нравственного развития. Формирование гуманного отношения к людям и природе начинается с раннего возраста. В младшем дошкольном возрасте важно, чтобы социальный опыт ребенка пополнился множеством единичных положительных поступков. Ребенок еще не способен самостоятельно сделать обобщение, но постепенно благодаря оценкам взрослых начинает понимать, что такое хорошо и что такое плохо. Итак, ведущими методами воспитания гуманного отношения к людям и природе у детей младшего возраста являются пример взрослых и организация педагогических ситуаций, в которых ребенок упражняется в положительном поведении. Эффект названных методов усиливается оценкой взрослых и их похвалой. Средствами воспитания гуманных отношений в младшем дошкольном возрасте являются сам взрослый как носитель положительного способа поведения, а также произведения фольклора - песенки, потешки, сказки. Форма работы с младшими дошкольниками - индивидуальные занятия.
Дошкольный возраст. Вторая младшая группа (3 -4г) - закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице; - приучать детей общаться спокойно, без крика; - создавать условия, благоприятствующие формированию доброжелательности, доброты, дружелюбия (играть дружно, помогать друг другу, вместе пользоваться игрушками, книгами; приучать к вежливости) - продолжать развивать и воспитывать свой образ Я. (убеждать ребенка, что он хороший, что его любят); - учить жить дружно, помогать друг другу, вместе пользоваться игрушками, книгами; - приучать соблюдать элементарные правила поведения. Методы: 1) оценка взрослого (ребенок еще не может самостоятельно сделать обобщение, но благодаря оценке взрослых начинает понимать, что такое хорошо, а что такое плохо; положительная оценка добрых поступков, внимания и помощи – вызывает желание подражать добрым поступкам). 2) создание педагогических ситуаций (например, «Как попросить игрушку?) 3) приучение; 4) убеждение; 5) коллективная игра; 6) единые требования; 7) разъяснение; 8) игровые ситуации. Средства: - сам взрослый (как носитель положительного способа поведения); - пед. ситуации: беседы о реальных случаях из жизни группы - сценки (например, «Два кота», где показано, что ссоры ни к чему хорошему не приводят); - сюжетно-ролевые игры (Куклы, мишки и зайчишки – наши маленькие дети. Как мы будем о них заботиться? С вовлечением в игру и других детей воспитатель предлагает построить для них дом, покатать их на машине и т.д. Педагог одобряет ласковое обращение, обращает внимание на небрежное или грубое обращение к игрушкам); - рисование («Нарисуй тех, кто о тебе заботится» и на основе рисунка рассказать,кто и как это делает); - фольклор, песенки, потешки, сказки (например, «Когда живется дружно, что лучше может быть! И ссориться не нужно и можно всех любить! С.Михалков). - худ. литература («Азбука вежливости» Л. Васильевой; «Доктор Айболит» К.Чуковского); -диафильмы. Формы: - индивидуальные занятия; - коллективная деятельность (в ней происходит усвоение социальных ценностей). Средняя группа (4-5 л.) В этом возрасте происходит постепенное осознание ребенком нравственных ценностей. Он уже способен к элементарному обобщению личного опыта, накопленного в младшем возрасте. Закрепляются представления о характере и способах проявления положительного отношения к взрослым, детям природе Задачи: - способствовать формированию личного отношения ребенка к соблюдению(и нарушению моральных норм (сочувствие обиженному и несогласие с действиями обидчика; одобрение действий того, кто поступил справедливо; - воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым; - учить испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок; - воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней. Методы: - остаются значимыми оценка взрослого и его пример; - - разъяснения взрослого (например, смысла и значимость категорий добра, друг, товарищ); - учить «читать эмоции» (как ты думаешь почему Маша грустит?); - продолжите дальше……(поощрение, убеждение, обсуждение конфликтных ситуаций, приучение, худ. литература). Средства: - можно обучать решению вербальных логических задач (например, «Как бы ты поступил, если бы увидел, как мальчик обижает на улице кошку?; как малыши ломают ветки у дерева?); - пед. ситуации: привлечение внимания детей к способам отношений (нужно не отбирать игрушку, а вежливо попросить); - совместная деятельность со взрослым; - картины (из серии мы играем), иллюстрации («Посмотри на этих детей, скажи кому из них весело, а кому грустно; как ты это определил?»); - практические жизненные ситуаций (сегодня); - этические беседы («Как мы можем помочь бабушке?»); - художественная литература (мораль, оценка поступков героев книг); - спектакли, инсценировки; - пословицы и поговорки; - музыка (слушание «Новая кукла», «Болезнь куклы» - из «Детского альбома Чайковского; песни из дет. мультфильмов «Улыбка», «Если добрый ты»). Формы: - индивидуальные, подгрупповые и фронтальные беседы. Старшая группа(5-6 л) Задачи: - воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку играть, трудиться, заниматься сообща; стремление радовать старших хорошими поступками; - воспитывать уважительное отношение к окружающим; - учить заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее; - воспитывать у мальчиков внимательное отношение к девочкам - воспитывать у девочек скромность, учить проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания со стороны мальчиков; - формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей; - учить бережно относиться к тому, что сделано руками человека; - рассказывать о помощи человека дик. животным и зимующим птицам; - воспитывать ответственность за обитателей уголка природы; - учить вести себя так, чтобы не навредить природе. Подготовительная группа ( 6-7) - развивать волевые качества(умение ограничивать свои желания, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру; - формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей; - формировать умение спокойно отстаивать свое мнение; - воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия; учить правильному поведению в природе, закладывать основы экологической культуры личности Методы: - пример взрослых и детей; упражнения; практика поведения; стимулирование; ситуация выбора; пед. требование; приучение; этическая беседа; обращение к сознанию; воле, чувству и т.д. Средства: - окружающая обстановка; - коллективные игры («Построим корабль и отправимся в путешествие») - пословицы и поговорки («При солнышке тепло, при матери добро», «Птица рада весне, а дитя матери», «Лучше горькая правда, чем горькая ложь»); - тематические дни «В стране вежливости» (детям раздаются жетоны и в течение дня отмечают тех кто нарушил правило, кто был не вежлив и т. д. провинившийся отдает один жетон, в конце дня подводятся итоги, самый вежливый получает значок); - общение, оно как средство нравственного воспитания лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали, о воспитании чувств и отношений (привлечение детей к обсуждению поступков т.е. этические беседы(если ребенок совершил проступок, нужно обязательно авансировать его доверием на будущее, выразить уверенность, что в дальнейшем он не будет так поступать)). В работах Л.П.Князевой «Этические беседы в детском саду», А.М. Виноградовой «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников» раскрыта методика проведения этических бесед.); - коллективный труд, дела; - подготовка подарков, посещение больных, пишем письма; - природа (дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех кто слабее, кто нуждается в помощи); - худ. литература; - кино; - музыка; - диафильмы. Формы: - индивидуально; - с подгруппой в 5-6 человек; - фронтально. Важнейшим условием и одновременно методом воспитания гуманизма у детей, развития социальных эмоций, нравственных чувств является пример воспитателя. Воспитатель, не умеющий увлечь детей своими переживаниями, заразить своими чувствами, - плохой воспитатель. Нет ничего хуже, когда педагог скрупулезно разбирает, что такое добро, как надо поступать в том или ином случае, не выражая при этом ярко и понятно для детей свое личное отношение к поступку, явлению, факту.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1877; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |