Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для конспектирования. 1. Каковы основные положения метода Декарта?




1. Каковы основные положения метода Декарта?

2. Что является исходным пунктом подлинной науки?

3. В чем проявляется рационализм Декарта?

4. Какое положение Декарт принимает за первый принцип философии?

5. В чем состоит дуализм Декарта в учении о субстанции?

6. Что является гарантией истинности идей нашего разума?

7. В чем проявляется механицизм в учении Декарта?

8. Каково значение правильного научного метода познания?

 

Литература

1. Декарт Р. Избранные философские произведения. – М., 1950.

 

ГОББС Т. «ЛЕВИАФАН, ИЛИ МАТЕРИЯ, ФОРМА И ВЛАСТЬ ГОСУДАРСТВА ЦЕРКОВНОГО И ГРАЖДАНСКОГО»

Томас Гоббс (1588-1679) – английский философ-материалист эпохи Нового времени. В онтологии он являлся создателем первой, законченной системы механистического материализма, которая получила дальнейшую разработку в трудах французских материалистов XVIII века, в частности, П.Гольбаха, к ней склонялся русский ученый и мыслитель М.В.Ломоно-сов. В гносеологии Т.Гоббс продолжал линию эмпиризма Ф.Бэкона, рассматривал знание как силу и конечной целью философии видел ее практическую пользу, «увеличение количества жизненных благ».

Однако, в отличие от Ф.Бэкона, на первый план Т.Гоббс выдвигал научное понимание общества как средство познания социальных конфликтов и условий их преодоления. Этой проблеме и посвящен труд «Левиафан». Во второй части этого произведения исследуются понятия естественного права и естественного закона, разработана договорная концепция происхождения государства, согласно которой договор заменил «естественное состояние» людей их организованным социальным бытием. Именно на этот круг проблем и следует обратить внимание.

 

Вопросы для конспектирования

Литература

ЛОКК ДЖ. «ПИСЬМО О ВЕРОТЕРПИМОСТИ»

Это одно из четырех писем о веротерпимости, написанных Джоном Локком (1632-1704). Активный участник буржуазной революции в Англии второй половины XVIII века, он откликнулся на нее идеей веротерпимости, ставшей основой его морально-политической доктрины.

Общество и государство, полагал Локк, рождаются на основе естественного права, совпадающего со здравым смыслом, который гласит, что поскольку все люди равны и независимы, никто не должен причинять ущерба жизни, здоровью, свободе и имуществу других людей. Объединяясь в общество, граждане отказываются только от одного права – защищаться каждый по-своему, но этим они упрочивают остальные права.

Аргументы Локка в пользу идеи веротерпимости таковы.

1. Необходимо отграничивать дела правления от религиозных дел. Юрисдикция государства не распространяется на спасение душ.

2. Веру нельзя навязать силой государства.

3. Единственная задача церкви – спасение человеческих душ. Нельзя захватывать гражданские права и мирские блага на основании религии, ибо это ведет к ненависти, лишает людей безопасности и мира.

4. К вере нельзя принудить силой церкви.

5. Поскольку веру нельзя насаждать силой, необходимо культивировать уважение и терпимость к разным вероисповеданиям.

6. Веротерпимость должна быть все-таки ограничена: все, что запрещено законом, не допускается в церкви.

Основой сохранения веротерпимости Локк считает сочетание законов трех видов: божественных, гражданских и общепринятого мнения. Если судить поступки человека по законам первого типа, мы будем иметь дело с грехом или долгом; поступки, судимые по законам второго типа, расцениваются как преступные или безвинные; рассматриваемые на основе законов третьего типа они называются добродетелями или пороками.

Грех не требует наказания со стороны государства. Спасение человека принадлежит ему самому. Нравственные действия находятся в юрисдикции как внешнего, так и внутреннего суда: власти и совести. Государственные законы в обществе, основанном на взаимном договоре, – это меры для защиты естественных прав и общественных выгод каждого человека. Между людьми бывают споры двух родов: одни ведутся с помощью закона, другие – силы, и природа этих споров такова, что где кончается один, всегда начинается другой. Это подтверждает справедливость и полезность закона и терпимости в гражданском обществе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 529; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.