КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Влияние средств массовой информации на нарушение эмоционального состояния подростков
Средства массовой информации (СМИ) - представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам - это относительно самостоятельная система, характеризующаяся множественностью составляющих элементов: содержанием, свойствами, формами, методами и определенными уровнями организации (в стране, в регионе, на производстве) [30, с.7]. Возможность наглядно - образного восприятия, а как следствие и более сильного эмоционального влияния на человека оказывает телевидение. Оно является мощным средством коммуникации по охвату населения и возможности воздействовать на сознание людей. Проблема такого влияния занимает одно из важнейших мест в современной социальной психологии. Благодаря возможностям приобщения огромной аудитории к одновременному восприятию информации телевидение стало колоссальной силой. Зритель доверяет первой информации о том или ином событии и не склонен менять точку зрения. Следует отметить, что для многих подростков типично умышленное подражание определенным манерам как конкретных людей, так и стереотипов, которые предлагаются различными средствами массовой информации. Отсюда обилие «боевиков», «ужасов» и т. п. провоцирует агрессивные формы поведения подростка, делая его взрослым в собственных глазах и являясь средством демонстрации своей значимости. Нельзя не вспомнить главное открытие А. Бандуры: агрессивное поведение формируется гораздо сильнее через наблюдение. Подростки нуждаются в шаблонах, в моделях поведения и сегодня, с горечью надо признать, что глобальные средства информации с избытком снабжают молодых людей образцами агрессивных реакций [5]. Таким образом, телевидение, является еще одним фактором формирования сознания детей подросткового возраста со склонностью к насилию. Исследования американских психологов показывают, всплеск физического и сексуального насилия совпал по времени с учащением появления в средствах массовой информации кровавых и откровенно непристойных сцен. Обратимся к некоторым фактам: в среднестатистической семье телевизор работает до семи часов в день, на каждого члена семьи в среднем приходится по четыре часа. При этом менее образованные проводят перед телевизором больше времени чем те, кто имеет высшее образование. Две из каждых трех программ содержат сюжеты насилия («действия физического принуждения, сопровождающиеся угрозами избиения или убийства, либо избиения или убийства как таковые»). И если учесть, что к моменту окончания средней школы ребенок просматривает по телевидению около 8000 сцен с убийствами и 100 000 других действий с применением насилия, будет достаточно ясно, какие типы социального поведения моделируются во время просмотра телепередач. Размышляя по поводу своих подсчетов, проводимых им уже 22 года, Джордж Гербнер отмечает: «В истории человечества бывали и более кровожадные эпохи, но ни одна из них не была до такой степени пропитана образами насилия, как наша. И кто знает, куда нас унесет этот чудовищный поток зримого насилия… просачивающийся в каждый дом через мерцающие экраны телевизоров в виде сцен безупречно отрежисированной жестокости» [25, c. 517]. Действительно с началом эры телевидения в Америке количество преступлений, связанных с насилием, стало увеличиваться в несколько раз быстрее, чем численность населения. Исследования психологов по вопросу предопределенности агрессивности школьников содержанием, просмотренных телевизионных программ доказывают, что чем больше насилия в передаче, тем более агрессивен ребенок. Эта связь умеренно выраженная, но она постоянно обнаруживается в США, Европе и Австралии. Можно ли сделать вывод о том, что кровавая теледиета дает обильную пищу для агрессии? На этот вопрос отвечают исследования целого ряда учёных. Например, английский ученый Уильям Бельсон изучал 1565 лондонских мальчиков и пришел к выводу, что в отличие от тех из них, кто смотрел незначительное количество передач, содержащих сцены жестокости, смотревшие их в большом количестве (и особенно с реалистическими, а не мультипликационными изображениями насилия) совершали почти в половину больше правонарушений. Аналогичным образом Леонард Ирон и Роуэлл Хьюсманн обнаружили, что интенсивность просмотра фильмов со сценами насилия у 875 восьмилетних детей коррелировала с агрессивностью (даже после исключения наиболее очевидных третьих факторов). Более того, когда они повторно обследовали этих же детей в 19-летнем возрасте, оказалось, что просмотр боевиков в 8 лет в умеренной степени предопределяет агрессивность в 19 лет, но агрессивность в 8 лет не предопределяет увлечение телебоевиками в 19 лет. Это означает, что не агрессивные наклонности делают людей любителями «крутых» фильмов, а напротив, что «крутые» фильмы, способны спровоцировать человека на совершение насилия. Эти результаты подтвердились в последующих исследованиях, проведенных на 758 подростках в Чикаго и 220 подростках в Финляндии. Везде и всегда с появлением телевидения возрастает количество убийств. В Канаде и США между 1957 и 1974 годами с распространением телевидения убийств было совершено вдвое больше. В тех охваченных переписью населения регионах, куда телевидение пришло позже, волна убийств также поднялась позже. В Южной Африке, где телевидение не было до 1975 года, сходное удвоение числа убийств было зарегистрировано именно после 1975 года. Подобным же образом в хорошо изученных сельских районах Канады, куда телевидение пришло поздно, вскоре наблюдалось удвоение уровня агрессивности на подростковых спортивных площадках [25]. В новаторских экспериментах А. Бандуры и Р. Уолтерса в 1963 году наблюдение детей за тем, как взрослые избивали надувную куклу, иногда заменялось просмотром этих же действий взрослого, заснятых на кинопленку, и это давало во многом тот же самый эффект. Затем Л. Берковиц и Д. Джин в 1966 году обнаружили, что рассерженные студенты, смотревшие перед этим жестокий фильм, вели себя более агрессивно, чем испытавшие столь же сильный гнев, но смотревшие перед этим неагрессивные фильмы. Эти лабораторные эксперименты вкупе с озабоченностью общественности явились толчком для представления на комиссию в Главное медицинское управление США материалов 50 новых исследований проведенных в 1970-х годах. В общем, и целом эти исследования подтвердили, что наблюдение насилия усиливает агрессию [5]. В более поздних сериях экспериментов команды исследователей под руководством Роса Парки в США и Жака Лайенса в Бельгии делинквентным американским и бельгийским подростком, находящимся в исправительных учреждениях, показывали агрессивные и неагрессивные фильмы. Результаты оказались одинаковыми: «Показ насилия в фильмах приводил к усилению агрессии у зрителей». По сравнению с неделей, предшествовавшей демонстрации этих сериалов, количество драк в коттеджах, где жили мальчики, смотревшие фильмы с насилием, резко увеличилось [8]. Крис Бойацис и его коллеги наблюдали сходные результаты, когда показывали строго ограниченному числу учащихся начальной школы эпизод из детской – и при этом содержащей насилие - телепередачи, пользующиеся огромной популярностью у детей. Сразу после просмотра эпизода зрители совершали в семь раз больше агрессивных действий за две минуты, чем контрольная группа. Так же как в пионерских экспериментах Бандуры с куклой Бобо, в данном случае юные зрители отчетливо имитировали характерные действия героев. В исповедующей ненасилие Норвегии, где убийства редки, в 1994 году 5-летнюю девочку забросали камнями, избили ногами и оставили замерзать в снегу друзья её по играм, явно имитировавшие действия, которые они видели по телевизионному шоу, что послужило причиной запрета этого шоу к показу в трех скандинавских странах. При изучении влияния телевидения на повседневное поведение использовалось множество разных методов и принимало участие множество разнообразных людей. Сьюзен Хирольд и Вэнди Вуд с сотрудниками сравнивали результаты корреляционных и экспериментальных исследований. Их заключение таково: просмотр фильмов, содержащих антисоциальные сцены, тесно связан с антисоциальным поведением. «Мы не можем не прийти к выводу, - заключила в 1993 году комиссия Американской психологической ассоциации по насилию среди молодежи, - что наблюдение сцен насилия повышает общий уровень насилия». Экспериментальные работы наиболее ярко свидетельствуют о наличии именно такой причинно-следственной связи. К тому времени как среднестатистический американский ребёнок становится среднестатистическим подростком, он уже успевает «отсмотреть» более чем 100 000 сцен насилия и примерно 20 000 сцен убийств [25, c. 522]. Многие исследователи задумались над тем, почему наблюдение насилия дает такой результат, были рассмотрены три возможности. Одна состоит в том, что социальное насилие вызывается не наблюдением насилия как таковым, а возбуждением, продуцируемым наблюдением насилия. Возбуждение обычно нарастает лавинообразно и последовательно заряжает энергией различные виды поведения. Другое направление показывает, что наблюдение насилия растормаживает. В эксперименте Бандуры взрослый, ударив куклу кулаком, как бы продемонстрировал ребенку допустимость подобных вспышек, что привело к ослаблению торможения у ребенка. Наблюдение насилия программирует зрителя на агрессивное поведение, активируя мысли, связанные с насилием. Масскультурные отображения насилия также вызывают подражание. Телевидение толкает зрителей, особенно юных на повторение увиденного: оно рекламирует модель для употребления, формируя антисоциальное поведение. Рассуждая на тему влияния телевизионных передач на поведение, исследователи столкнулись с вопросом о влиянии телевидения на мышление, в особенности на формирующееся активное, самостоятельное мышление подростков. Возьмем какой-нибудь эмоционально возбуждающий стимул, например, неприличное слово, и будем долго повторять его. Из введения в психологию известно, что в данном случае эмоциональная реакция будет «притухать». Есть все основания полагать, что наблюдение тысяч актов жестокости приведет к тому же эмоциональному окончанию. Наиболее частой реакцией будет: «Это меня совершенно не волнует». Именно такую реакцию наблюдали В. Клайн и его коллеги, когда измеряли уровень физиологического возбуждения у 121 подростка из Юты во время просмотра жестокого боксерского поединка. По сравнению с подростками, проводящими мало времени у экрана телевизора, те, для кого это вошло в привычку, реагировали скорее безразличием, чем беспокойством; у них произошла потеря чувствительности – что-то вроде психологического окочения. Более того, в экспериментах Рональда Дребмена и Маргарет Томас подтвердилось, что просмотры «жестоких» фильмов порождали более пресыщенные реакции на последующий показ фильма со сценами просто шумных ссор или на наблюдаемую в реальных условиях драку между сверстниками [25, c. 525]. Таким образом, воображаемый телевизионный мир формирует представления молодых людей о реальном мире. Джордж Гербнер и его коллеги из Пенсильванского университета полагают, что в этом отношении телевидение оказывает весьма мощное влияние. Проведенные ими опросы среди подростков показали: «заядлые» зрители (четыре часа в день и более) чаще, чем «балующиеся» (два часа и менее), преувеличивали степень насилия, существующего в окружающем мире, и опасались, что на них будет совершено нападение. Аналогичным образом национальный опрос американских подростков показал: «заядлые» чаще признавались в наличие у них страхов относительно того, что «кто-нибудь может проникнуть в дом» или что «кто-нибудь может напасть, когда ты выходишь на улицу». Они начинают верить в то, что даже их родной город опасен и считают относительно безопасными лишь ближайшие окрестности своего дома. Отсюда усиление в поведении подростков таких враждебных реакций, как раздражение и подозрительность и увеличение агрессивных тенденций воспринятыми моделями агрессивного поведения. Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что наблюдение насилия по телевидению: 1) создает почву для умеренного усиления агрессивного поведения подростков и 2) снижает восприимчивость молодых людей к агрессии и искажает представления о реальности. В заключении размышлений о телевидении, как о еще одном важном факторе, влияющем на развитие агрессивности детей подросткового возраста, хочется привести высказывание Джерома Сингера: «те из нас, кто уже более 15 лет активно изучают телевидение, не могут не находиться под впечатлением значимости той роли, которую играет это средство массовой информации в формировании сознания развивающегося ребенка» [25, c. 525]. Итак, агрессивное поведение подростка представляет собой результат длительного влияния на него целого ряда факторов, важнейших из которых являются семья, субкультура, а также средства массовой информации. Ребенок сталкивается с агрессией и на собственном опыте и при пассивном наблюдении агрессивных моделей поведения, которые в избытке демонстрируются ему всеми институтами социализации. Агрессивность присутствует в человеке на всем протяжении онтогенеза, перетекая и деформируясь из одних форм в другие. Но именно в подростковом возрасте проблема агрессии становится особенно актуальной. Это обусловлено тем, что период перехода ребенка во взрослое состояние сопровождается интенсивным биологическим созреванием организма («гормональная буря» обеспечивает постоянное стрессовое состояние); и самое главное – перестройкой отношений между ребенком и средой, закладкой основ сознательного поведения формированием нравственных представлений и социальных установок. И от того насколько успешно будет происходить социализация подростка зависит – разовьются ли некоторые нежелательные качества (в частности агрессивность) в устойчивые черты личности. Ведь именно в этом возрасте по мере того, как идет процесс социализации, ребенок научается замещать тяжело переносимые формы проявления агрессивности более приемлемыми. Этот процесс, представляющий собой реакцию переноса, является одной из основных особенностей развития агрессивности в подростковый период. [5, c. 94].
ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ МУЗЫКИ НА ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 812; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |