Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предприятиями СКС и Т 1 страница




Степень удовлетворения потребителя услугой зависит от качества услуги.

Качество услуги — это совокупность характеристик ус­луги, определяющих ее способность удовлетворять установ­ленные или предполагаемые потребности потребителя.

Качество услуг характеризуется пока­зателями качества.

Показатель качества услуги (обслуживания) — это ко­личественная характеристика одного или нескольких свойств услуги (обслуживания), составляющих ее (его) качество.

Номенклатура показателей качества услуг состоит из не­скольких групп показателей: показателей назначения, безо­пасности, надежности, профессионального уровня персона­ла, социального назначения, эстетических показателей и показателей информативности.

Показатели назначения услуги характеризуют свойства услуги, определяющие качество выполнения функций, для которых она предназначена.

Показатели назначения подразделяются на четыре под­группы:

показатели применения; показатели совместимости; показатели предприятия; специфические показатели, характерные для отдель­ных видов услуг.

Показатели применения характеризуют свойства услу­ги, определяющие основные функции, для выполнения ко­торых она предназначена, и обусловливают область ее рас­пространения.

Показателями, обусловливающими область применения, могут также служить показатели совместимости изделия, как результата материальной услуги, с другими изделиями или показатели совместимости процесса предоставления дан­ной услуги с другой услугой.

В основном рассматривают следующие виды совмести­мости:

— функциональная (отсутствие препятствий к выполне­нию другой услуги);

— геометрическая (совместимость результата данной ус­луги с другими совместно используемыми изделиями по при­соединительным и/или габаритным размерам, форме);

— биологическая (совместимость, например, по возмож­ности совместного применения различных лекарств и/или процедур, продуктов питания, средств косметики по отсут­ствию аллергических реакций при медицинском обслуживании и/или питании);

— электромагнитная (возможность совместной работы результата услуги и других изделий по отсутствию взаим­ных электромагнитных помех);

— электрическая (например, возможность подключения результата услуги к источнику питающих напряжений или сигналов с данными значениями напряжения, тока, мощности);

— программная (определяется возможностью использо­вания единых программ и/или языков программирования для совместно используемых результата услуги и других изде­лий);

— технологическая (определяется отсутствием примене­ния в процессе предоставления услуги или в результате ус­луги технологий, несовместимых с технологиями других со­вместно используемых объектов);

— метрологическая (определяется взаимным соответстви­ем норм и допусков на параметры совместно используемых результата услуги и других изделий, а также соответствием требуемой точности измерения параметров и погрешностей средств измерений);

— информационная (соответствие объема, вида и формы предоставления информации требованиям потребителя или совместно используемых объектов).

К показателям качества предприятия сферы услуг, ха­рактеризующим его основные возможности по предоставле­нию услуги, относятся, в частности, материально-техничес­кая база предприятия, санитарно-гигиенические и эргономи­ческие условия обслуживания потребителей, этика общения и возможность получения дополнительных услуг, среднее время ожидания или обслуживания потребителя, среднее число обслуженных потребителей в единицу времени, а так­же наличие в правилах обслуживания определенных при­оритетных категорий потребителей (дети, инвалиды, преста­релые и др.).

Показатели безопасности характеризуют безопасность результата и процесса предоставления услуг для жизни, здо­ровья, имущества граждан и окружающей среды.

Услуги и условия их предоставления должны быть безо­пасны для жизни и здоровья потребителей и обеспечивать сохранность их имущества и охрану окружающей среды.

Безопасность услуги для потребителя — состояние, при котором риск вреда или ущерба ограничен допустимым уров­нем (ИСО ГОСТ Р 8402-96).

Безопасность должна быть обеспечена как в процессе оказания услуги, так и при потреблении материального ре­зультата услуги.

При предоставлении услуг должны обеспечиваться безо­пасность сырья и материалов, используемых для производ­ства услуг. Условия предоставления услуги, обслуживания и

организации потребления, выполнения работ, хранения из­делий должны отвечать требованиям соответствующей нор­мативно-технической документации изделий, Санитарным нормам и правилам, санитарно-гигиеническим, микробиоло­гическим и медико-биологическим показателям.

Производственный и обслуживающий персонал сервис­ной организации должен иметь соответствующую специаль­ную подготовку и обеспечивать соблюдение санитарных тре­бований и правил личной гигиены.

Показатели безопасности подразделяются на три подгруппы:

1) показатели безопасности для жизни, здоровья и иму­щества граждан;

2) показатели безопасности для окружающей среды;

3) показатели сохранности имущества и информации.

Показатели безопасности для жизни, здоровья и имуще­ства граждан отражают соответствие результата и процесса предоставления услуги требованиям по всем видам опасных и вредных воздействий.

Основными являются следующие показатели:

• электробезопасность;

• пожарная безопасность;

• взрывобезопасность;

• радиационная безопасность;

• безопасность от воздействия химических и загрязняю­щих веществ, в том числе предельно допустимые концент­рации вещества или входящих в него компонентов;

• безопасность при обслуживании машин и оборудования в том числе при ошибочных действиях обслуживающего пер­сонала и самопроизвольном нарушении функционирования;

• безопасность за счет защитных средств и мероприятий в том числе устройств ограждения, ограничений хода, блокировок, концевых выключателей подвижных элементов, креплений и фиксаторов подвижных частей, оснащения ра­бочих мест, органов управления и приборов контроля, ава­рийной сигнализации, сигнальных цветов и знаков безопасности, удаления, снижения, локализации опасных и вред­ных производственных факторов в местах их образования;

• безопасность от воздействия акустических (шумы, ультразвуковые сигналы), тепловых (инфракрасных), световых (в том числе лазерных) излучений;

• безопасность от воздействия технологических сред и
других факторов в процессе предоставления услуги.

Показатели безопасности для окружающей среды (эко­логической безопасности) отражают степень защиты окружа­ющей природной среды от вредного (опасного) воздействия результата и/или процесса предоставления услуги.

Защита окружающей среды зависит от соблюдения ус­тановленных требований охраны окружающей среды к тер­ритории, техническому состоянию и содержанию помеще­ний, вентиляции, водоснабжению, канализации и другим факторам.

Согласно Санитарным нормам и правилам, Строитель­ным нормам и правилам, государственным стандартам систе­мы безопасности труда, присутствие вредных воздействий на окружающую среду не должно наблюдаться как при про­изводственном процессе предоставления услуги, так и при потреблении услуги.

Показатели безопасности окружающей среды учитывают воздействие на флору, фауну, воздушный и водный бассей­ны, почву, недра, ионосферу и т. п. при производстве, хране­нии, транспортировании, эксплуатации (применении) и ути­лизации результата услуги и при процессе оказания услуги.

Показатели экологической безопасности включают:

• допустимые (по уровню и времени) химические, меха­нические, радиационные, электромагнитные, термические, биологические воздействия на окружающую среду;

• устойчивость (время вредного или опасного воздействия)загрязняющих, ядовитых, опасных веществ, попадающих в окружающую среду на этапах жизненного цикла результата услуги (включая утилизацию) или в процессе ее оказания(включая захоронение отходов).

Показатели сохранности имущества граждан и/или сохранности (конфиденциальности) информации отража­ют степень соответствующей защиты в процессе оказания услуги.

Показатели сохранности имущества граждан могут вы­ражаться через гарантии (компенсацию ущерба) или опреде­ляться условиями страхования.

Показатели сохранности информации устанавливаются для видов услуг, связанных с обращением со всеми видами интеллектуальной собственности потребителя услуги. Гаран­тии безопасности относят как к материальному, так и к моральному ущербу потребителя. Показатели сохранности конфиденциальности информации могут отражаться гаран­тиями отсутствия несанкционированного доступа или от­сутствия искажения информации в компьютерных систе­мах "вирусами".

Показатели надежности характеризуют свойства на­дежности и стойкости к внешним воздействиям результата услуги, помехозащищенности результата и процесса оказа­ния услуги, надежности предоставления услуги потребителю.

Показатели надежности услуг определяются способнос­тью сервисной организации выполнить услугу и гарантиро­вать потребителю сохранение результата услуги (работоспо­собности отремонтированного или сделанного на заказ това­ра) в установленных параметрах в определенных пределах, соответствующих заданным режимам и условиям использо­вания, технического обслуживания, хранения и транспорти­рования.

Показатели надежности подразделяются на четыре под­группы:

1) надежность результата услуги;

2) стойкость результата услуги к внешним воздействиям;

3) помехозащищенность;

4) надежность предоставления услуги.

Показатели надежности результата услуги отражают выполнение (сохранение) им своих функций. Эти показатели могут выражаться в виде количественных значений комплек­сных показателей надежности продукции и/или единичных показателей ее безотказности, долговечности, ремонтопри­годности и сохраняемости.

Показатели стойкости результата услуги к внешним воздействиям отражают обеспечение (сохранение) работос­пособности при воздействии и/или после воздействия сопря­гаемых объектов и природной среды, в том числе:

• механических воздействий (вибрационных, ударных, скручивающих, ветровых и т. п.);

• климатических воздействий (колебаний температуры, влажности и атмосферного давления, солнечной радиации, атмосферных осадков, соляного тумана, пыли, воды и т. п.);

• специальных воздействий (биологических, радиационных, химических, в том числе агрессивных газов, моющих средств, топлив, масел и т. п., электромагнитных полей,
средств дезактивации, дегазации, дезинфекции и т. п.).

Показатели помехозащищенности отражают степень обеспечения (сохранения) своих функций (свойств) при воз­действии помех и степень воздействия на окружающую среду помех от электромагнитных и ионизирующих излучений в результате услуги или в процессе ее оказания.

Показатели надежности предоставления услуги потре­бителю отражают своевременность и точность выполнения заказа (заявки) по таким параметрам, как сроки, объемы, номенклатура и позиции договора (контракта).

Своевременность оказания — также важный показатель качества и конкурентоспособности услуги.

Некоторые услуги обладают потребительной ценностью только в определенный момент времени.

Ценность результата услуги может снижаться. Например, стрижка волос дает потребителю эффект, который длится несколько недель, в течение которых выгода уменьшается во времени.

Ценность социально-культурных услуг воспринимается потребителем только в момент их оказания. Результат социально-культурных услуг не сохраняется в материальной фор­ме и остается лишь в виде воспоминаний о приятно прове­денном времени или проявляется в восстановлении физиоло­гического или психологического состояния организма чело­века.

Показатели профессионального уровня персонала предприятия (исполнителя услуг) включают три подгруппы:

• уровень профессиональной подготовки и квалификации, в том числе теоретические знания и умения применять их на практике;

• способность к руководству (для руководителей предпри­ятий, менеджеров, метрдотелей и др.);

• знание и соблюдение профессиональной этики пове­дения.

Показатели уровня профессиональной подготовки и ква­лификации персонала включают оценку следующих пара­метров:

• уровень (рейтинг) учебного заведения;

• общая и профилирующая подготовка персонала (отсут­ствие специальной подготовки, подготовка в объеме професси­онально-технического училища, техникума, вуза, послевузовское и дополнительное образование);

• общие навыки (категория, класс, стаж работы) и навы­ки выполнения сложных работ, в том числе по результатам участия в каких-либо конкурсах профессионального мастер­ства;

• знание и соблюдение требований руководящих документов, касающихся профессиональной деятельности, в том числе по соблюдению требований санитарии, личной гигие­ны и гигиены рабочего места;

• пожарной и других видов безопасности, правил охраны труда;

• нормативных документов на услуги.

Показатели способности к руководству включают оцен­ку следующих параметров:

• знание и соблюдение трудового законодательства, от­раслевых руководящих документов, касающихся профессиональной деятельности;

• умение организовать работу персонала, обеспечить эф­фективный контроль за соблюдением им своих обязанностей и контроль за реализацией прав;

• знание и соблюдение законодательства и руководящих документов в экономической, финансовой и бухгалтерской сферах;

• умение обеспечить доброжелательную атмосферу на предприятии, своевременное и качественное обслуживание потребителей приоритетных категорий, правильное исполь­зование средств противопожарной и других видов защиты и сигнализации, четкую эвакуацию потребителей или оказанием необходимой помощи при экстремальных ситуациях.

Показатели знания и соблюдения профессиональной эти­ки поведения отражают:

• индивидуальные свойства, в число которых входят этич­ность, доброжелательность, вежливость, контактность, ком­муникабельность и т. п., а также внешние данные;

• внимательность и предупредительность в отношениях с потребителями в пределах своих должностных обязанностей;

• умение создать атмосферу гостеприимства, умение проявлять терпение, выдержку и обладание способностьюизбегать конфликтных ситуаций.

Кроме вышеперечисленных показателей качества услуг, могут устанавливаться показатели социального назначения, эстетические показатели и показатели информативности.

Показатели социального назначения услуг:

— социальная адресность услуг;

— обеспеченность населения услугами данного вида;

— соответствие уровня качества услуги розничной цене.
Социальная адресность услуг, т. е. соответствие услуг требованиям различных социальных групп потребителей, в том числе инвалидов, учитывается при проектировании зда­ний и помещений сервисной организации, установлении режима работы, выборе метода обслуживания, формировании ассортимента и др.

Например, услуги розничной торговли по продаже това­ров, в зависимости от типа и стоимости реализуемых това­ров, имеют различную социальную адресность. Магазины, реализующие дорогие товары престижных марок, удовлет­воряют социальные потребности материально обеспеченных потребителей (потребность в определенном статусе), магази­ны для ветеранов и магазины экономического класса, реали­зующие товары по низким ценам, предназначены для удов­летворения потребностей в товарах повседневного спроса по доступным ценам; магазины "Second Hand" для бедных лю­дей удовлетворяют их потребность в товарах при низком сер­висном обслуживании, а также общественную потребность в поддержке социально незащищенных слоев населения.

Количественно показатели социальной адресности не измеряются.

Эстетические показатели услуг включают гармонич­ность, соответствие требованиям моды и стилю, целостность композиции и художественную выразительность:

— архитектурно-планировочных решений помещений орга­низации, интерьера зала обслуживания, фасада здания, вы­весок, витрин, выкладки товаров на торговом оборудовании;

— рабочего места и внешнего вида обслуживающего пер­сонала, исполнения рекламных материалов, фирменных зна­ков и указателей, сопроводительной документации и др.;

— сервировки столов в залах организаций общественно­го питания, оформления и подачи кулинарной продукции;

— изделий, выполняемых по индивидуальным заказам потребителей;

— сценария обслуживания.

Эстетические свойства услуг должны соответствовать фирменному стилю сервисной организации.

Оформление помещений сервисных организаций предпо­лагает использование различных художественно-выразитель­ных средств, мебели и др.

Оформление фасада здания включает витрины и вывес­ку. Для оформления вывески используются свет, цвет, гра­фические и текстовые изображения. Расположение вывески может быть вертикальным или горизонтальным.

Эстетическое оформление формирует атмосферу контак­тной зоны. Цвет мебели (рабочего стола) и оборудования дол­жен сочетаться с общим фоном помещения.

Внешний вид специалиста по сервису является элемен­том, формирующим среду контактной зоны и впечатление потребителя, создает доверительное отношение к специали­сту по сервису. Внешний вид специалистов по сервису скла­дывается из одежды, обуви, прически, косметики, осанки, мимики, жестов, манеры поведения и т. д. Модель и цветовое решение униформы зависят от вида организации и предос­тавляемых услуг.

Эстетическое оформление сервисной организации долж­но соответствовать требованиям Правил бытового обслужи­вания населения в Российской Федерации и другим норма­тивным документам.

Показатели информативности услуг. Информатив­ность услуг характеризуется:

— наличием необходимой достоверной информации об ассортименте услуг, исполнителе, правилах и условиях оказания услуг, в том числе о правилах оказания услуг и правах покупателей;

— соответствием персонала своему профессиональному назначению, в том числе компетентности и способности пре­доставить покупателям нужную информацию.

 

 

2 Классификация видов услуг

В мировой практике принято проводить классификацию отраслей сферы услуг на основе сочетания производствен­но-технического и функционального подходов.

Производственный подход исходит из принципа произ­водственно-технической и технологической общности отрас­левых направлений в сфере услуг, как собирательного вер­тикального структурного образования. Функциональный под­ход реализует разную профильную направленность — от об­служивания производства, общества, домашнего хозяйства, функции по распределению, хранению, обеспечению ресур­сами и товарами до обслуживания личности. По этому прин­ципу услуг подразделяются на следующие группы:

услуги торговли;

услуги по обеспечению питания и проживания (гости­ницы, предприятия общественного питания и т. д.);

услуги транспорта;

услуги связи и информационное обслуживание;

услуги по снабжению, заготовкам и хранению матери­ально-технических ресурсов;

услуги по обеспечению функционирования рынка (кре­дит, финансы и страхование, сделки с недвижимостью и др.);

услуги образования, культуры и искусства;

наука и научное обслуживание;

услуги здравоохранения, включая физкультуру и спорт;

услуги по обслуживанию домашнего хозяйства (под­держание и ремонт жилищного хозяйства, производственнобытовые и коммунальные услуги);

услуги личного характера (непроизводственные бытовые услуги, парикмахерские, фотоателье, ремонт обуви и т. п.);

услуги государственного управления.

В настоящее время в экономической литературе и клас­сификаторах применяются различные новые критерии и в соответствии с ними предлагаются разные классификации услуг. Так, предлагаются классификации услуг по степени материализации и осязаемости, по степени потребительс­кой ориентации, уровню личных контактов людей, трудо­емкости услуг, по соотношению общественных и частных начал в сфере услуг. Каждая классификация предназначена для изучения отрасли с определенной целью.

Различия услуг вызваны их характером, целевым назна­чением, формами предоставления и способом оплаты.

По характеру оказываемые услуги имеют ярко выра­женную отраслевую направленность:

• ремонт бытовых машин и приборов, изготовление но­вой продукции;

• услуги сельскохозяйственного, гигиенического и риту­ального характера;

• транспортные, торговые, информационные, прокатные услуги;

• строительство, ремонт жилья, художественные рабо­ты и производство изделий народного творчества;

• образовательные, медицинские и др.

По целевому назначению услуги подразделяются на сле­дующие группы:

• услуги по ремонту и уходу за вещами населения, имеющие целью восстановление потребительских свойств пред­метов бытового назначения, ремонт одежды, обуви, химчистка и крашение изделий и т. д.);

• услуги по изготовлению новых изделий по заказам населения, т. е. создание новых потребительских стоимостей(пошив одежды, вязание трикотажных изделий, изготовле­ние мебели, строительство жилья и т. д.);

• услуги по созданию удобств в быту, удовлетворению потребностей человека как физического лица, а также связанные с ведением домашнего хозяйства (парикмахерские,
санитарно-гигиенические и медицинские услуги, прокат пред­метов культурно-бытового назначения и т. д.);

• справочно-информационные и посреднические, турис­тические и другие услуги;

• услуги по удовлетворению потребностей человека как личности (образовательные, культурные).

По способу оплаты услуги можно сгруппировать следу­ющим образом:

• услуги, оплачиваемые в порядке предварительного пол­ного или частичного авансирования при приеме заказов с последующим окончательным расчетом при выдаче заказов;

• услуги, оказываемые населению бесплатно (гарантий­ный ремонт машин и аппаратов бытового назначения);

• услуги, оплачиваемые в рассрочку, т. е. предоставляе­мые в кредит.

Функциональная классификация услуг по видам деятель­ности, на которые направлены услуги, предполагает деле­ние услуг на пять групп:

• производственные — лизинг, инжиниринг, техничес­кое обслуживание производственного оборудования, ремонт технических коммуникаций и т. п.;

• потребительские — так называемые массовые услуги, ориентированные на домашнее хозяйство (поддержание в нормальном состоянии жилья и предметов длительного пользо­вания, находящихся в нем);

• профессиональные — страховые, финансовые, банков­ские, рекламные, консультационные;

• распределительные — транспортно-экспедиционные,
услуги связи, торговли;

• услуги личностного характера — непроизводственные
(парикмахерские, фотоателье и т. д.);

Более систематичная классификация услуг делит их по принципу вещественности или невещественности на несколь­ко классов:

• осязаемые действия, направленные на товары и другие физические объекты (химчистка и прачечные, ремонт и со­держание оборудования, ветеринарные услуги, охрана и др.);

• осязаемые действия, направленные на тело человека (фитнес-центры, рестораны и кафе, салоны красоты);

• неосязаемые действия, направленные на сознание че­ловека (образование, радио- и телевещание, театры, музеи, информационные услуги, удовлетворение религиозных по­
требностей).

По содержанию деятельности по сервисному обслужи­ванию все большее распространение получают интеллекту­альные услуги (а не чисто технические), что обусловило деление сервиса на несколько видов:

• жесткий сервис, включающий в себя все услуги, свя­занные с поддержанием работоспособности, безотказности и заданных параметров функционирования товара;

• мягкий сервис, включающий весь комплекс интеллек­туальных услуг, связанных с индивидуализацией, т. е. с более эффективной эксплуатацией товара в конкретных уеловиях его функционирования у данного потребителя (или с расширением сферы полезности товара);

• прямой сервис — комплекс услуг, непосредственно свя­занных с эксплуатацией купленного товара;

• косвенный сервис — комплекс услуг, не имеющих непосредственного отношения к купленному товару, но способ­ствующих установлению доверия покупателя к фирме, ока­зывающей услуги (что также приносит успех фирме).

• дилерский сервис — прямой договор с зарубежной фирмой-производителем на выполнение определенного спектра услуг по гарантийному техническому обслужива­нию бытовой техники и послегарантийному обслуживанию и ремонту бытовой техники данного типа (модели). Таким образом, подписав с авторизированным сервисным цент­ром договор, фирма-производитель предоставляет ему все необходимое для быстрого и качественного обслуживания бытовой техники:

 

> нормативно-техническую документацию — краткую ха­рактеристику, принцип действия, методики испытания и проч.;

> специальную технологическую оснастку и диагности­ческие контрольно-измерительные приборы, запасные час­ти на все виды поставляемой техники;

> проводит обучение, переподготовку и стажировку спе­циалистов сервисных центров для освоения и технического обслуживания новых, наиболее современных типов и моде­
лей выпускаемой и поставляемой бытовой техники.

В настоящее время в больших городах России дилерский сервис обладает наибольшим потенциалом, перспективами развития, так как он лучше ориентирован на спрос и предло­жения рядового потребителя.

В нормативных документах отражается классификация услуг согласно Общероссийскому классификатору услуг на­селению (ОКУН), основаная на использовании иерархической

системы классификации с делением услуг на группы, под­группы, которые, в свою очередь, подразделяются на виды деятельности по целевому функциональному назначению. ОКУН разработан взамен Общесоюзного классификатора бы­товых услуг населению и Общесоюзного классификатора плат­ных услуг населению на территории РФ. ОКУН введен в дей­ствие 1 января 1994 г.

Классификация включает следующие группы услуг на­селению:

1 — бытовые услуги;

2 — услуги пассажирского транспорта;

3 — услуги связи;

4 — жилищно-коммунальные услуги;

5 — услуги учреждений культуры;

6 — туристические и экскурсионные услуги;

7 — услуги физической культуры и спорта;

8 — медицинские, санаторно-оздоровительные услуги;

9 — услуги правового характера;

10 — услуги банков;

11 — услуги в системе образования;

12— услуги торговли и общественного питания, услуги рынков;

80 — прочие услуги.

Классификатор имеет 4 ступени деления. Классификатор выделяет 13 групп, группы услуг подразделяются на подгруп­пы, подгруппы — на виды, виды — на единичные услуги.

3 Сервисная деятельность как форма удовлетворения материальных и социально-культурных потребностей

 

Сервисная деятельность — это вид деятельности, на­правленный на удовлетворение потребностей людей путем оказания услуг. Сервисной деятельностью занимаются индивидуальные предприниматели и сервисные организации, которые оказывают материальные и со­циально-культурные услуги.

Потребности определяются как нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организ­ма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом (внутренний побудитель активности).

Услуга — это результат непосредственного взаимодей­ствия исполнителя и потребителя (заказчика), а также соб­ственной деятельности исполнителя по удовлетворению по­требности человека. Услуга — это деятельность по удовлет­ворению нужд и потребностей людей.

Материальные услуги — это услуги, удовлетворяющие материальные потребности людей. Материальные услуги обес­печивают восстановление (изменение, сохранение) потреби­тельских свойств изделий или изготовление новых изделий по заказам потребителей, а также перемещение грузов и людей, создание условий для потребления. В частности, к материальным услугам относятся бытовые услуги (услуги по ремонту и техническому обслуживанию изделий, зданий, и сооружений, фотоуслуги, парикмахерские услуги), жилищ­но-коммунальные услуги, услуги транспорта, сельскохозяйственные услуги и т. д.

Социально-культурные услуги — это услуги, удовлет­воряющие духовные, интеллектуальные потребности людей и поддерживающие их нормальную жизнедеятельность. Со­циально-культурные услуги обеспечивают поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности, повышение профессионального мастерства. К со­циально-культурным услугам относятся медицинские услу­ги, услуги культуры, туризма и образования.

Результатом материальных услуг является выполненная работа или изделие. Результат социально-культурных услуг (собственно услуг) не имеет материальной формы (результат туристического или экскурсионного обслуживания).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 270; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.097 сек.