Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Побеги из дома




Одной из тех проблем, которые относятся бродяжничество к ряду вечных, повторяющихся из поколения в поколение, при любом об­щественном строе, в любой культуре, является проблема со­циального аутсайдерства. Социальные аутсайдеры — это люди, которые в силу ряда объективных и субъективных причин не смогли найти достойное место в обществе и оказались в са­мых низших его слоях. Речь идет о тех, кто не сумел состо­яться в жизни, или, как их еще принято называть на Западе, о «проигравших». Бродяжничество является одной из край­них форм аутсайдерства. По Р. Мертону, это — разновид­ность ретритистского поведения, которое выступает, как от­мечалось ранее, результатом двойного конфликта — неудач в стремлении достичь цели законными средствами и неспо­собности прибегнуть к незаконным способам вследствие внут­реннего запрета. Поэтому индивид дистанцируется от конку-рентного порядка, что приводит его к «бегству» от требова­ний общества, пораженчеству, успокоенности, смирению.

 

В отечественной литературе под термином «бродяжничество» принято понимать «систематическое перемещение лица в тече­ние длительного времени из одной местности в другую либо в пределах одной местности (например, города) без постоянного места жительства с существованием при этом на нетрудовые доходы» [54, с. 258—259].

 

 

Есть и другое определение: «...скитание лица, не имеющего постоянного места жительства, из одного населенного пункта в другой в пределах одного города или рай­она при условии проживания на нетрудовые доходы и уклоне­ния от общественно полезного труда» (Ш.Х. Иногамов, 1990). Таким образом, можно выделить две основные характеристики бродяжничества: отсутствие определенного места жительства и существование на нетрудовые доходы.

Бродяжничество можно охарактеризовать как отклоняю­щееся поведение. Общество как система объективно заинте­ресовано в том, чтобы каждый человек выполнял обществен­но значимые функции, т.е. способствовал социальному про­грессу. Существование на нетрудовые доходы является социальным паразитизмом.

Само слово «бомж» вначале существовало как аббревиа­тура «без определенного места жительства». Впервые оно по­явилось в милицейских протоколах, а затем перешло в раз­говорный язык и сейчас зачастую обозначает просто опус­тившегося человека. Это не совсем верно, ибо отсутствие определенного места жительства не всегда связано с дегра­дацией личности. Не имеют жилья беженцы и вынужденные мигранты; фактически бездомными являются все прожива­ющие в общежитиях; люди, уехавшие на заработки и не су­мевшие там определиться, — словом, все, кто по разным причинам имеет временное жилье. То есть следует различать бездомность и бродяжничество. С другой стороны, многие опустившиеся люди, которые живут попрошайничеством и случайными заработками, имеют жилье и прописку. В специ­альной литературе и в жизни их определяют как «лица без определенных занятий» (БОЗ).

Иногда употребляется слово «бич». Считается, что оно при­шло в разговорный язык из сталинских лагерей как аббреви­атура «бывший интеллигентный человек». Многие зэки из числа интеллигентов не выдерживали нечеловеческих усло­вий ГУЛАГа и быстро опускались (А. Свиридов, В.Н. Шиян). Применяется также название «труболет» (возможно, связа­но с тем, что эти люди часто находят пристанище в районах теплотрасс) и др.

В нашей стране отношение к данному явлению определя­лось отношением тоталитарного государства к своим под­данным.

И бродяжничество в силу известных причин изуча­лось в основном специалистами-криминологами. Активный интерес к этому явлению социальные науки, в том числе и психология, стали проявлять лишь в перестроечные годы. Что же представляет собой бродяжничество как социальное явление? Прежде всего, это специфический образ жиз­ни, который складывается в ходе постепенного разрыва со­циальных связей (десоциализации) личности. В научной ли­тературе для характеристики бродяжничества применяется также термин «маргинальность» (лат. — marginalis — находя­щийся на краю), обозначающий пограничность, периферийность, промежуточность по отношению к каким-либо соци­альным общностям. Вместе с тем данный термин имеет бо­лее широкое значение, так как под данное определение подходят не только бомжи, но и эмигранты, мигранты из села в город, представители этнических, религиозных мень­шинств, инвалиды и др.

Кроме того, в административной практике и социологи­ческой литературе бомжей относят к социально дезадапти­рованным группам населения.

С отменой ст. 209 УК РФ широко распространилось по­прошайничество. Профессиональное нищенство — явление древнее, и милостыня имеет религиозный смысл. Христос говорил: «Просящему у тебя дай...», «чтобы милостыня твоя была в тайне...». Поэтому помощь нуждающимся — это не только проявление сочувствия к ближнему, но и любви к Богу: «...так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Новый Завет. Евангелие от Мат­фея. 5, 42; 6, 1-4).

В нашей стране можно выделить группы лиц, занимаю­щихся попрошайничеством: бродяги, для которых оно явля­ется одним из источников существования; престарелые и ин­валиды, которым не хватает пенсии на лекарства, оплату жилья, тех, кто берется их обслуживать и т.д.; профессио­нальные нищие, для которых это довольно доходный бизнес. По признанию самих нищих, в Твери весной—летом 1998 г. их доходы составили от 80 до 300руб. в месяц. По данным агент­ства «Интерфакс», нищие в московском метро в 1995 г. имели ежемесячные доходы до 5 млн руб. Поэтому, как правило, «доход­ные» места (церкви, базары, подземные переходы, оживленные ули­цы) находятся под контролем преступных группировок.

Действительно нуждающиеся и поэтому вынужденные по­прошайничать люди, как правило, просят милостыню там, где много не подадут (продуктовые магазины, окраины, ос­тановки транспорта). Наконец, четвертая группа — это те, кто таким образом попросту подрабатывает.

Многие бомжи находят средства к существованию на го­родских свалках, чтобы потом их продать или обменять на "спиртное.

Места обитания бомжей — подвалы, чердаки, теплоцен­трали, свалки, заброшенные дома, бомбоубежища.

 

 

Летом -— лесопарковые зоны, кладбища.

Безусловно, бродяжничество наносит обществу существен­ный вред. Во-первых, оно всегда сопряжено с другими вида­ми девиантного поведения: алкоголизмом, наркотизмом, пре­ступностью. Во-вторых, бомжи являются разносчиками ин­фекционных заболеваний. В-третьих, общество вынуждено тратить значительные средства на содержание спецучрежде­ний, социальную помощь, медицинское обслуживание этой категории населения. Кроме того, бродяжничество наносит и морально-психологический ущерб самой личности и тем, кто с ними сталкивается.

Таким образом, можно выделить две группы причин бро­дяжничества: объективные и субъективные. Помимо общих причин девиантного поведения к числу объективных можно отнести следующие: жилищная проблема; ухудшение соци­ально-экономической и политической ситуации в государ­ствах — бывших республиках СССР; поток бомжей в Россию объясняется также тем, что в сопредельных государствах бро­дяжничество и попрошайничество еще считается противо­правным деянием в отличие от России.

К числу объективных причин следует также отнести и сти­хийные бедствия, ухудшение экологической ситуации в ряде регионов страны. Однако объективные причины далеко не всегда толкают человека на путь бродяжничества.

Субъективные причины обусловлены психологическими особенностями личности жизненными установками, микросоциальной ситуацией.

 

В зависимости от субъективных при­чин можно выделить следующие группы бомжей:

1) люди, для которых бродяжничество является формой уклонения от уголовной ответственности;

2) граждане, принципиально не желающие работать. Это наиболее многочисленная группа;

3) лица, обладающие завышенными требованиями к сред -ствам существования, которым не хватает любого заработка (шабашники, старатели и т.д.);

4) люди, ставшие бродягами вследствие неурядиц в се­мье или на работе;

5) жертвы социальной пропаганды и собственной роман­тики;

6) люди с отклонениями в психике.

 

Потенциальными бомжами являются выпускники детских

домов и интернатов в том случае, если они не смогут найти жилье и работу.

Совокупность объективных и субъективных причин фор­мирует внутреннюю мотивацию бродяжничества, по мере десоциализации оно становится привычным образом жизни, менять который многие из них уже не могут и не хотят.

Специальные исследования позволили выявить у некото­рой части бродяг осознанные или неосознанные мотивы бро­дяжничества, которые свидетельствуют об их желании избе­жать социального контроля, сохранить свою субъективно-личностную и социальную дезидентифицированность:(Ю.М. Антонян, СВ. Бородин, 1982).

Логично выделить еще одну группу бомжей — это «улич­ные дети», т.е. дети и подростки, по разным причинам бе­жавшие из дома. Их число постоянно растет (по последним данным в России более 2 млн детей нигде не работающих и не учащихся). Россия приближается по этому показателю к 1918—1920 гг. Эта группа еще недостаточно изучена, но ре­зультаты некоторых исследований, в том числе и автора, указывают на следующие причины побегов подростков из дома: 86% у юношей — это эмансипационные побеги, около 30% у девушек— демонстративные побеги; анализ показы­вает, что многие подростки потеряли семейные и родствен­ные связи, а также связи со школой.

Как показывают некоторые исследования (С.А. Бадмаев, А.Л. Гройсман, В.Ф. Матвеев и др.), повторяющиеся побеги из дома и бродяжничество, преимущественно бывают в пе­риод от 7 до 16 лет в основном у мальчиков. Чаще в период от 7 до 13 лет. Начиная с 14—15 лет, уходы и бродяжничество проявляются реже, а затем постепенно прекращаются. Это своеобразная форма выражения протеста или обиды на учи­телей, родителей. Иногда подобные побеги обусловлены стра­хом перед возможным физическим наказанием за совершен­ный неблаговидный поступок или за плохую отметку. Значи­тельно реже уходы из дома и бродяжничество возникают без очевидных мотивов. В основе их может лежать внезапно изменившееся настроение, отрицательно влияющее на критическую оценку подростком ситуации. Как правило, такие дети не могут объяснить, почему сбежали из дома, почему поеха­ли в тот или иной город (чаще всего потому, что легче ока­залось проникнуть в стоящий у платформы поезд). Возникающее несколько позже раскаяние в совершенном поступке подавляется страхом наказания со стороны родителей.

Уход из дома может быть вызван импульсивно возник­шим неодолимым влечением. При этом подростки рассказы­вают, что желание уехать приходит неожиданно, без всяких раздумий, по типу «готового решения». Дети, склонные к таким поступкам, отличаются избирательной общительнос­тью, они большей частью хмуры и недовольны окружающи­ми, склонны к агрессивным реакциям.

Важно отметить, что уходы из дома осуществляются в оди­ночку, без всякой подготовки и раздумий о возможных труд­ностях и лишениях. Подростки ночуют на вокзалах, чердаках и т.п., питаются впроголодь, попрошайничая или воруя.

 

Стремление к бродяжничеству, как правило, возникает пе­риодически и может быть связано с сезонными факторами (ве­сенне-летние, летне-осенние циклы); нередко подросток по­падает в асоциальную или криминальную компанию и начина­ет употреблять алкоголь или наркотики (С.А. Бадмаев, 1997).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.