Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Повествование




СПОСОБЫ ИЗЛОЖЕНИЯ И ВИДЫ ТЕКСТА

Главное событие (в хедлайне и лиде)

Факультативны (в корпусе):

2. фоновая информация

3. цитаты – вербальные реакции

4. комментарии.

Это каноническая схема подачи материала. Но могут быть и отступления или трансформации канонической схемы. Например, комментарий какого-то высокого лица может быть важнее, чем само событие.

 

 

 

Традиционно вы­деляется три основных способа изложения и вида текста: повество­вание, описание и рассуждение.

В повествовании рассказывается о событии как процессе в хронологической последовательности, и обязано оно своим появлением памяти, восстанавливающей ход со­бытий. Классическая фраза Поскользнулся, упал, очнулся — гипс — са­мый короткий пример повествования.

Повествование дает представление о событии в последовательности эпизодов, его составляющих. Каждый эпизод повествования пред­ставляется как относительно законченный, необходимо влекущий последующие. Рассмотрим пример:

Это был акт детской мести. В 1886 году некий московской сорвиголова 10-12 лет от роду, сын дворника, служившего в доме купца Клишина, получил за какую-то шалость взбучку от хозяина, оскорбился и решил отомстить. На болоти­стом берегу речки Пресни он наловил с десяток ужей. Добычу свою в мешке принес в купеческие хоромы и спрятал в кладовке, чтобы потом незаметно выпустить в гостиную или спальню. Но пронырливые твари уползли из мешка.

Рандеву змеюки с хозяйкой дома состоялось в коридоре. Мощное купеческое «Караул! Спасите!» услышал дворник (тот самый, папаша юного змеелова) и, решив, что дело серьезное, принялся свистеть в свисток, призывая на помощь полицию. Прибывший на место происшествия будочник разобрался во всем быстро; на­шел мешок в кладовке, поймал одну змеюку, другую.., без особого труда вычислил, виновника переполоха (судя по всему, отрок долго после этого не мог сидеть), мешок с тварям отнес в участок, чтобы следующим утром выпустить несчастных куда-нибудь в подмосковный лес. А пока положил его в шкаф в участке, отправился нести службу и забыл про подопечных.

После этого участковый пристав (начальник будочника), заглянув в шкаф, за­интересовался содержимым явно «не местного мешка. Какой же мощи были вы­ражения, разносившиеся по всему участку! В результате решительных действии разгневанного пристава «таких-растаких змеюк» вышвырнули на ближайший пус­тырь, а забывчивого будочника подвергли взысканию.

Перед вами типичный повествовательный текст. Основные моменты, составляющие его смысловую основу, — узлы повествования. Каждый из них представляет относи­тельно законченный смысловой и временной эпизод, а каждый та­кой эпизод обусловливает появление следующего.

Мальчик получил взбучку — оскорбился — решил отомстить — наловил ужей — спрятал в мешке в кладовке — но твари уползли из мешка — состоялось рандеву хозяйки со змеюкой — дворник услышал испуганный крик и позвал свистком на помощь будочника...

Не представляет труда закончить это перечисление. Расположены узлы повествования в соответствии с реальным ходом событий — в хронологической последовательности. Это композиционный принцип систематизации узлов повествования. Существенный элемент оформления повествовательного текста — его ритм (в данном случае краткость, динамизм), который создается и за счет отбора узлов повествования, называющих в каждом фрагменте основное для него действие, и за счет того, что опускаются подробности, которые читатель может восстановить, исходя из собственного жизненного опыта. Например, не оформляется как самостоятельный узел повествования подробность о том, что купчиха при встрече с ужом закричала, что горе-змеелова здорово наказали. Наконец, не­маловажная особенность повествования — авторская интона­ция, в данном случае насмешливая, которая может меняться на протяжении текста.

Композиционно в этом рассказе можно выделить зачин (первая и вторая фразы, в которых в самом общем виде называется и харак­теризуется тема), концовку (последняя фраза, итог событий) и несколько подтем, связанных с появлением новых действующих лиц: в первом эпизоде это мальчик с ужами, во втором — испуганная куп­чиха и дворник, в третьем — будочник, в четвертом — участковый пристав. Переходы к подтемам графически оформлены абзацами.

Синтаксической опорой повествовательного текста служат фор­мы глаголов совершенного вида прошедшего времени, которые пе­редают значение завершенного действия, результата. Между собой предложения синтаксически и логически равноправны и соединены сочинительной связью или бессоюзной, но передающей те же сочи­нительные смысловые отношения.

Приведенный пример — это так называемое эпическое по­вествование. Автор, наблюдавший ситуацию со стороны, ведет обобщенный рассказ о ней как о событии случившемся. Все необхо­димые подробности либо упоминаются в тексте, либо легко восста­навливаются из него.

Помимо эпического с древности выделяется сценическое повествование, суть которого в том, чтобы через образную, час­то не передаваемую текстом, но непосредственно наблюдаемую де­таль (внешность, манера говорить, интонация, костюм) охарактери­зовать событие. Сценическое повествование лежит в основе всех драматических произведений и характерно для текстов, рассчитан­ных прежде всего на произнесение. Оно закономерно тогда, когда событие осмысляется образно. К сценическому можно отнести и такое повествование, в котором движение переда­ется чередованием деталей, наглядных образных картинок.

Скорее. Хватаюсь за ручку. Рву вверх. Чуть не вскрикиваю. Хруст пальцев. Резь в кисти. Ручка ни с места. Бросаюсь вправо к узшэй створке. Зю форточка. Ручка поворачивается. Мелькнуло: не пролезу. Боком просовываю ноги, сажусь на карниз. Свежий ветер бьет в лицо,

Во всем остальном сценическое повествование строится так же, как и эпическое.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1447; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.