Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И.Т. Фролов и отечественная глобалистика




В.С. Степин

ФИЛОСОФИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

 

 

 

 

Прошло уже больше 30 лет со времени, когда Иван Тимофеевич одним из первых в Советском Союзе поставил и разработал такую важную сегодня область исследований, как философия глобальных проблем. Он четко обозначил, что глобальные проблемы, вот прежде всего экологическая проблема не состыкуются с идеалами потребительского общества. А более того, показывают несоответствие целей и идеалов реальному ходу истории, реальным возможностям человечества. Это действительно так, поскольку сама эта идея реализовывалась по-разному и одним из вариантов был вариант западных цивилизаций. Это то, что мы сейчас имеем в развитых странах Запада, в Америке, Европе, Японии. Это - рост потребления за счет постоянно увеличивающегося расхода ресурсов. На заре техногенной цивилизации в качестве обязательных ценностей ее была провозглашена активная деятельность по преобразованию мира и сама окружающая среда человека, природная среда рассматривалась как неисчерпаемый резервуар ресурсов. Просветителям XVII-XVIII веков в голову не приходила идея о том, что природа ограничивает наши возможности. Это стало очень четко прослеживаться где-то в середине ХХ столетия и были известные доклады Римского клуба. Но вот, что характерно: параллельно развивалась идея коммунизма, то, что разрабатывалось в марксизме. Это была мечта об обществе массово увеличивающегося потребления. Были лозунги: каждому - по потребностям. Идеи бесконечного, увеличивающегося расхода ресурсов окружающей среды. Вообще-то в этом смысле было два варианта техногенной цивилизации: один западный, а другой - наш, советский. Это был оригинальный, интересный сценарий развития. Но как раз на почве возрастающего потребления тенденция привела к тому, что мы проиграли эту борьбу. Но проиграв ее, мы встали на тот же самый путь западных идеалов и идеалов потребительского общества. На них сейчас работает и мировой рынок. На них работает политика. На них работает массовая культура. И эти три фактора сейчас определяют глобализацию. Глобализация совершенно четко идет сейчас по пути золотого миллиарда. Вот этот сценарий и реализуется. Для того, чтобы реализовать иной сценарий придется пройти духовную революцию, связанную с довольно серьезным, критическим отношением к западным ценностям, к той техногенной культуре, которая породила эту цивилизацию. Словом путь лежит к иной системе базисных ценностей. Но важно, что все эти советы, содержавшиеся в работах И.Т. Фролова, тридцать лет назад, может быть, не были, так сказать, четко практичны, но в виде прогноза бесспорно они касались предвидения возможного нашего проигрыша Западу. Если в то время это кому-то и приходило в голову, то писать об этом было нельзя, поскольку это рассматривалось как идеологическая диверсия. Но идеи о том, что будущее развитие человечества должно быть каким-то образом ограничено, т.е. должно быть ограничено массовое потребление, а значит и иметь какие-то новые идеалы социальной жизни и новые ценности. И это уже была научная работа И.Т. Фролова. И мы, в частности, и я опирались на его идеи, когда разрабатывали концепцию двух типов цивилизационного развития и базисных ценностей технической цивилизации. И я хотел бы отметить еще один такой момент, что из тех кризисов, которые мы сейчас анализируем, говорим о глобальных кризисах, Иван Тимофеевич один из первых выделил то, что мы сейчас называем биологическим кризисом. Этот кризис не менее серьезен, чем экологический, а может быть и более серьезен. И вот современная цивилизация показывает, что мы сейчас стоим перед угрозой. Самое существование, житие человека как биологического существа, сам интеллект человека стоит под вопросом. Потому что массовые стрессы, накопление загрязнения окружающей среды и других факторов ведут к разрушению того генофонда человечества, который эволюция два миллиона лет выковывала. Сейчас это понятно потому, что дети, которые болеют генетическими болезнями, они дают потомство. Это все накапливается. Мораль запрещает здесь какие-то формы селекции этих людей. Это понятно. Это - антигуманное деяние. И в результате - проблема. Проблема роста наследственных заболеваний, роста вредных мутаций. Кроме того стрессы приводят к массовому потреблению наркотиков. И, наконец, еще сейчас открывается канал один - эксперименты над человеческим телом. Это - попытки. Они будут в связи с клонированием, с возможностями экспериментировать над человеческим телом проводиться без, так сказать, особого запрета со стороны родителей, родственников и самого человека, поскольку речь идет об эмбрионе. Возможны даже эксперименты над геномом человека, попытки улучшить что-то. Некоторые очень сложные вещи. Наконец, трансплантация чипов. Это не остановишь тоже. Потому что уже сейчас стало модным вживлять маленьким детям в тело чип, который сигналит о том, чтобы он не пропал: помогите! Дальше это начнется, как протезирование, как пересадка каких-то органов. Что тут может получиться с человеком, с тем биологическим материалом, которым и создается личность? Многие говорят, что это хорошо, что это - новый виток эволюции. Есть уже такие философские идеи, что вот, мол, разум должен сделать еще один шаг, обрести возможности для своего телесного бытия, иные, чем у человека. Это будет новый этап эволюции разума. А я скептически отношусь к этим вещам потому, что я вижу то, насколько они поверхностны. И речь идет не просто об эксперименте, об изменении самой человеческой телесности. Мы должны всегда помнить, что человеческая телесность замкнута на культуру и культура замкнута на нее. Глубинные слои культуры всегда сопрягаются с инстинктами человека: инстинктом самосохранения, инстинктом продолжения рода. Тут много от фрейдизма. Но Фрейд был одним из тех, кто подметил эту связь между физиологией и базисными феноменами культуры. В частности, одна из глубинных программ человека - оставить потомство. Я когда-то писал, что можно придумать такой мысленный эксперимент. Помните, Оруэл в “84-м” описывал как был принят государственный проект свети размножение просто к акту воспроизводства работников для “большого”, “старшего брата”. Так вот, я подумал, что было бы, если бы эта идея, допустим, реализовалась. Для этих людей была бы не понятна ни высокая поэзия, ни музыка, ни живопись. Вот что значит радикально изменить какие-то функции человеческого тела. Сейчас открывается новый аспект антропологического кризиса. И если человечество сумеет его преодолеть, то это значит, что оно должно как-то изменить стратегию развития. А эта стратегия требует изменения базисных ценностей. Это, конечно, очень сложная вещь, но об этом надо думать и думать надо прежде всего философам. И я думаю, что лучшая память Ивану Тимофеевичу будет, если мы продолжим активно, содержательно и предметно начатую им работу.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 327; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.