КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность и значение глобальных проблем: системный подход
Марксистский подход, основывающийся на диалектико-материалистическом видении мира и его познании, позволяет вскрыть сущность и значение глобальных проблем в их внутренне противоречивой целостности, в связи и взаимодействии с основными реальностями современного общества. В отличие от буржуазно-реформистского понимания сущности и значения глобальных проблем, которое исходит, как правило, из того, что они имеют якобы «надклассовый», «надсоциальный» и «наднациональный» характер, марксистская концепция основывается на анализе диалектической взаимосвязи общего и особенного, интернациональных (и в этом смысле глобальных) и национальных, общечеловеческих и классовых сторон и аспектов мирового развития. Марксистский подход к вопросу о сущности и значении глобальных проблем настоящего и будущего учитывает характерные особенности современного мирового развития как в экономической сфере, так и в области социально-политических отношений, в сфере духовной - в науке, культуре и др., которые определяются объективными процессами интернационализации производства и всей общественной жизни, достигшими небывалых масштабов под влиянием современной научно-технической революции. Именно эти процессы и придали многим ранее существовавшим и вновь возникшим проблемам глобальный характер. Однако наличие мировой системы капитализма привело к существенным извращениям общих прогрессивных процессов интернационализации, до предела обострило глобальные проблемы, превратив их в ряде случаев в некоторую угрозу для всего человечества. Поэтому, разрабатывая стратегию и тактику практического решения глобальных проблем, марксисты, хотя и учитывают многие научно-технологические достижения в решении отдельных глобальных проблем в капиталистических странах, в социальном плане обращаются к опыту реального социализма, исследуют перспективу их полного решения в будущем. Такая постановка вопроса позволяет видеть не только принципиальные преимущества социалистического пути решения глобальных проблем, но и имеющиеся на современном этапе исторического развития недостатки, объективные и субъективные противоречия. В качестве теоретической основы такой стратегии и выступает сегодня марксистская концепция глобальных проблем, которая рассматривает их в диалектической взаимозависимости, учитывает их системный характер и развитие в исторической перспективе, определяюшей будущее человечества. Марксистская методология исходит из того, что глобальные проблемы, образующие в своей целостности диалектически развивающуюся систему, находятся в известной иерархической соподчиненности, субординации в зависимости от того, какие причинно-следственные отношения существуют между ними в самой реальной жизни. Последнее определяет также степень их остроты и первоочередность решения. С учетом этого можно, как представляется, выделить следующие группы глобальных проблем, характер и формы решения которых связаны: 1) с отношениями между основными социальными общностями современного человечества (социально-экономическими системами и входящими в них государствами), которые условно можно назвать «интерсоциальными» (сюда относятся проблемы мира и разоружения, социального развития и экономического роста); 2) с отношениями «человек - природа» (проблемы ресурсов, энергетики, продовольствия, окружаюшей среды). Эта группа проблем не находится, однако, в изоляции от социальных факторов. Более того, только с учетом последних вообще возможно правильное понимание и разрешение данных проблем; 3) с отношениями «человек - общество» (проблемы научно-технического прогресса, образования и культуры, роста народонаселения, здравоохранения, развития и адаптации человека, его будущего). Эти отношения также, разумеется, складываются как сугубо социальные, но имеют одновременно во многом индивидуализированный, личностный характер. Вместе с тем и многие «чисто» социальные глобальные проблемы как этой, так и в особенности первой группы существенно зависят, в свою очередь, от многообразных природных факторов, и этим, собственно говоря, и определяется то, что все они в комплексе образуют органически целостную систему диалектически взаимосвязанных и взаимодействующих проблем. Общим условием существования и решения всей системы глобальныx проблем настоящего и будущего является проблема мира и разоружения. Это, к сожалению, главная забота человечества, можно сказать, даже «трагический синдром» человеческой цивилизации на всем протяжении ее развития и в особенности сегодня, когда поставлено под угрозу самое ее существование. Последнее связано как с тем, что силу развития негативных последствий интернационализации общественной жизни войны также приобрели опасную тенденцию становиться мировыми, глобальными, так и с небывалым возрастанием разрушительной силы технических средств ведения войны, использованием термоядерного оружия, ракетной техники и т. п. Поэтому мировая война в век ракетно-ядерной техники стала абсолютно недопустимой, так как она может привести к полному уничтожению всего живого на Земле, превратить нашу голубую планету в безжизненное космическое тело, зараженное радиоактивными осадками. Человечество сегодня подошло к такому исторически поворотному рубежу, который с неизбежностью ведет к утверждению идеи «вечного миpa», о чем мечтали мыслители разных эпох развития цивилизации. Альтернативы этому нет, ибо мировая война не является альтернативой. И путь здесь один - мирное сосуществование государств с различным общественным строем. Обеспечение мирного, безопасного будущего для всего человечества привело бы к освобождению его от тяжкого бремени гонки вооружений, развязанной империализмом, что способствовало бы решению многих насущных глобальных проблем, стоящих перед человечеством. Таким образом, разоружение - не только настоятельный императив современной эпохи. Будучи одной из важнейших глобальных проблем, оно предопределяет, в конечном счете, смягчение остроты всего их комплекса. Поэтому социальное развитие стран и народов в условиях мира и разоружения, включающее преодоление отсталости, унаследованной от колониального прошлого, разрыва между развитыми и развивающимися странами, является еще одной важнейшей глобальной проблемой, стоящей перед человечеством сегодня и в перспективе его исторического развития. В тесной связи с этой проблемой и в определенной причинно-следственной зависимости от нее находится также проблема экономического роста в мире. Марксисты позитивно относятся ко всем предложениям и действиям, способствующим прогрессивному развитию всемирного хозяйства на демократических и справедливых началах, видя в этом объективную историческую тенденцию общего процесса интернационализации. Анализируя тенденцию интернационализации хозяйственной жизни человечества, условия революционной борьбы рабочего класса и осуществления им своей истерической миссии, К. Маркс и Ф. Энгельс писали: «...Наличие массы людей, живущих только своим трудом, - массы рабочей силы, отрезанной от капитала или от возможности хотя бы ограниченного удовлетворения своих потребностей и характеризующейся поэтому уже не только временной потерей самой этой работы, как обеспеченного источника жизни, но вообще совершенно непрочным положением, - все это предполагает, в силу конкуренции, существование мирового рынка. Пролетариат может существовать, следовательно, только во всвмирно-историческом смысле, подобно тому, как коммунизм - его деяние - вообще возможен лишь как «всемирно-историческое» существование». Марксисты исходят из того, что «национальное» не растворяется в «интернациональном», а диалектически дополняется им. Именно в дополнение к общности экономической жизни как признаку нации формируется общность экономической жизни как признак человечества. Вместе с тем интернационализация хозяйственной жизни может служить человечеству только при условии развития равноправного сотрудничества между всеми странами и народами. В этих условиях становится возможным и постепенное решение глобальных проблем, стоящих ныне перед человечеством, и прежде всего тех, которые мы условно называем «интерсоциальными» - проблем мира и разоружения, социального развития и экономического роста в мире. Нетрудно видеть, что все эти проблемы диалектически взаимосвязаны, имеют внутри себя строгую причинно-следственную субординацию. Однако они, как было отмечено, образуют лишь подсистему более сложной иерархии глобальных проблем, детерминируя функционирование всех других подсистем, в частности тех, которые возникают в отношениях «человек - природа». Глобальные проблемы этой группы сегодня в неодинаковой степени затрагивают разные страны и регионы мира, а также человечество в целом, хотя с учетом перспективы положение здесь—в зависимости от степени остроты отдельных проблем и первоочередности их решения в национальных и глобальных масштабах - может весьма существенно измениться уже к 2000 году. Это наглядно обнаруживается, например, при рассмотрении проблемы природных ресурсов, ставшей одной из острых глобальных проблем, от решения которой существенно зависят экономический рост, социальное развитие и вообще будущее человечества. Эта проблема обостряется еще больше, в особенности в связи с тем, что «традиционные» природные энергетические ресурсы сегодня близки к исчерпанию. Задача заключается в том, чтобы получить новые природные минеральные и энергетические ресурсы и наиболее эффективно их использовать. А это уже зависит от уровня развития науки и техники, определяемого социальными факторами, от взаимоотношений государств-владельцев и потребителей природных ресурсов. Следовательно, проблема природных ресурсов не является «чисто» естественнонаучной или технологической, как в этом пытаются уверить некоторые идеологи: она в конечном счете обусловлена действием ряда социально-экономических и политических факторов, а потому и якобы надвигающийся глобальный кризис в этой области имеет сугубо социальные причины, связанные с особенностями частнособственнических отношений в капиталистическом обществе. И это весьма наглядно проявляется в подходах к решениям энергетической проблемы. Экономический рост, обусловленный во многом повышением энерговооруженности труда, привел к тому, что производство всех видов первичной энергии колоссально возросло. Это поставило энергетическую проблему в разряд наиболее острых среди глобальных проблем современности, причем капиталистические страны стремятся преодолеть энергетический кризис не столько за счет внутренних ресурсов, сколько путем продолжения неоколониалистской эксплуатации развивающихся стран. Проблемы атомной энергетики стали одними из центральных в энергетических программах многих стран. Можно сказать даже, что они приобрели сегодня поистине глобальный характер, и это их качество будет непрерывно усиливаться в будущем. Атомная энергетика, разумеется, не выступает сегодня и в будущем (по крайней мере к рубежу III тысячелетия) в качестве альтернативы существующим «традиционным» энергетическим ресурсам, и человечество, как справедливо подчеркивают многие ученые, не обречено на выбор между «атомом и свечей». Широкое и более эффективное использование всех видов природных энергоресурсов (включая солнечную энергию и пр.) будет способствовать выходу человечества на новые рубежи социального и экономического прогресса, а это, в свою очередь, окажет обратное воздействие на укрепление и развитие энергетического базиса человека и природы. Правда, широкое применение в индустрии ядерной энергетики, приводящее к уменьшению загрязнения окружающей среды продуктами сгорания (углекислотой, серой и т. п.), создает другую опасность - загрязнение среды радиоактивными продуктами деления ядер урана и плутония. Уже сейчас наукой делается немало для того, чтобы предотвратить эту опасность и в будущем исключить ее полностью. Похожая ситуация наблюдается и с проблемой обеспечения энергоресурсами непосредственной жизнедеятельности человеческого организма - с продовольственной проблемой в мире, которая чрезвычайно остро стоит перед человечеством и сегодня и в будущем. Отдельные теоретики пытаются объяснить обострение продовольственной проблемы в мире «естественными» причинами (ростом народонаселения, опережающим увеличение количества продуктов питания, недостатком земельных площадей, пригодных для сельскохозяйственного производства, убывающим плодородием почвы и пр.), а также технологической отсталостью развивающихся стран, без учета различий по доходам и уровню потребления продуктов питания между разными социальными слоями внутри развитых и развивающихся стран. На самом же деле недостаток продовольствия в мире носит не абсолютный, а относительный характер, и причиной его являются не «естественные» и технологические, а прежде всего социально-экономические факторы, сдерживающие внедрение передовых методов ведения сельского хозяйства, которые могли бы обеспечить решение продовольственной проблемы в мировом масштабе. Достаточно сказать, что сегодня производится всего лишь 3-4% той сельскохозяйственной продукции, которая могла бы быть получена при эффективном использовании современной науки и техники во всех странах. А впереди новые, поистине фантастические перспективы, открываемые развитием науки и техники в решении продовольственной проблемы. Будущие успехи в мировом производстве, в частности искусственных продуктов питания, связанные с применением научно-технических достижений, сравниваются иногда по своему значению для судеб человеческой цивилизации с введением земледелия 6000 лет назад, приведшего к возникновению первых высоких цивилизаций (Шумер, Вавилон, Египет). Глубоко социальной предстает и такая острая глобальная проблема, как экологическая, тесно связанная причинно-следственными отношениями с проблемой экономического роста, научно-технического прогресса, природных ресурсов, энергетики, продовольствия. Сегодня проблема окружающей среды получает во многих случаях даже доминирующее значение по сравнению со многими другими, если иметь в виду по крайней мере то, как отражаются глобальные проблемы в массовое сознании. Это и понятно, так как факты, относящиеся к этой проблеме, очевидны и доступны каждому. Сложнее дело обстоит с общим пониманием сущности этой проблемы как глубоко социальной, того, что она может быть решена только в итоге фундаментальных социокультурных, экономико-производственных, научно-технических и аксиологических сдвигов, необходимых для устранения опасных дисгармоний во взаимоотношениях человека и природы. Это в полной мере относится и к глобальным проблемам, возникающим в отношении «человек - общество». Глобальные проблемы этой группы концентрируются в значительной степени вокруг вопросов, связанных в первую очередь с социальными и гуманистическими аспектами научно-технического прогресса, который, как мы знаем, существенно определяет как общие направления развития человеческой цивилизации, так и в особенности глобальные тенденции в области образования, от которых он и сам в существенной степени зависит. С развитием науки и образования связываются сегодня лучшие надежды человечества. Однако они могут и не оправдаться, если возможности науки и образования не получат благоприятной социальной почвы для своей реализации. Трудности состоят здесь в том, что зачастую при определении концепции науки и образования на перспективу 2000 года и дальше многие футурологи, квалифицированно обсуждая специальные аспекты, идут по пути сочинения идиллии будущего, не учитывая реального положения в мире. Известно ведь, что сегодня в развивающихся странах, а также среди эксплуатируемых классов в развитых капиталистических странах наблюдается еще очень значительный уровень неграмотности, и она сохранится, очевидно, и в III тысячелетии. В то же время теория и практика реального социализма показывают его огромные преимущества в сфере науки и образования сегодня и в будущем. Перспектива коммунизма придает гуманистическую направленность научно-техническому прогрессу и культуре человечества в целом, которая сегодня разорвана вследствие разнонаправленного действия многих классово-антагонистических факторов, но в будущем должна обрести свою целостность и единство. На пути к нему человечеству предстоит еще решить много сложных социальных проблем, в том числе и тех, которые имеют глобальный характер. К их числу относятся и проблемы, которые возникают в связи с ростом народонаселения, развитием демографических процессов сегодня и в будущем. Ситуация здесь, как известно, весьма сложная, и поэтому многие современные ученые высказываются за активную и эффективную демографическую политику, которая определяется, разумеется, общими процессами социально-экономического развития, особенностями общественного устройства тех или иных стран, господствующей в них идеологией, традициями и пр. Мы знаем, что уже в настоящее время в некоторых развитых капиталистических странах и развивающихся странах, ориентированных на капиталистический тип социального устройства, проводится определенное регулирование роста народонаселения. Однако оно не дает должного эффекта, так как сталкивается со многими препятствиями и издержками, порождаемыми антагонизмами частнособственнического строя. Обращаясь к этой глобальной проблеме, мы, может быть, наиболее отчетливо осознаем, что общая судьба человечества неотделима от каждого человека; она является и его судьбой. В связи с этим встают новые вопросы: какое будущее ожидает человека, каковы его перспективы в связи с процессами, которые так неоднозначно развиваются и в социально-экономической, и в природно-биологической, и в культурной сферах современной человеческой цивилизации? Как все это взаимодействует с комплексом глобальных проблем и направлениями их решения в будущем? Следует подчеркнуть то важнейшее обстоятельство, что проблема человека и его будущего является своеобразным центром всей системы глобальных проблем, все они так или иначе связаны с ней. Человек, его актуальные потребности и его будущее оказываются своеобразной «точкой отсчета», из которой исходят в определении социальной и гуманистической значимости тех или иных глобальных проблем, направлений и форм их решения. Вместе с тем проблема человека и его будущего - это и в каком-то смысле самостоятельная глобальная проблема, которая может быть рассмотрена по крайней мере в двух аспектах: 1) как вопрос о перспективах человека в биологическом плане, когда он берется в качестве представителя вида «Homo sapiens»; 2) как вопрос о будущем неповторимой, творчески активной личности, развитие которой детерминируется не только наличными материальными и духовными условиями, но и определенными социальными идеалами. Разумеется, проблема будущего человека и всего человеческого рода в биологическом плане лишь условно может рассматриваться как самостоятельная, в известной изоляции от социальных факторов. Более того, сами отношения биологических и социальных факторов являются давней и сложной проблемой, от решения которой зависит во многом понимание сущности человека, а, следовательно, и путей его развития в исторической перспективе. Поэтому тенденции выключить какую-то сферу человеческой деятельности из общего социального контекста не могут быть признаны позитивными. В сущности, они оказываются как бы продолжением чисто биологических, эволюционно-генетических и т. п. подходов, имеют с ними общую «натуралистическую» основу. Но тем самым такая, хотя и возникающая из науки, экстраполяция в качественно иную сферу бытия человека становится антинаучной - «полунаукой», по выражению Ф.М. Достоевского. И это в особенности очевидно в случае обращения к проблеме биологической адаптации человека к современным условиям цивилизации и ее развитию, которое сталкивается с рядом проектов «выведения» каких-то во всех отношениях приспособленных, «идеальных людей» чисто биологическим (генетическим) путем, что предлагает нам, в частности, неоевгеника. Однако неверно было бы полагать, что биологические факторы не играют никакой самостоятельной роли в жизнедеятельности человека и его будущего. Напротив, они приобретают порой такое существенное значение и так видоизменяют, трансформируют социальную сферу личности, что не видеть этого - значит быть попросту слепым. Поэтому, в частности, проблема здравоохранения и является одной из острейших глобальных проблем современности. Глобальный характер приобретает борьба с опасными и распространенными эпидемическими, инфекционными и паразитарными заболеваниями, предупреждение и лечение раковых и сердечно-сосудистых заболеваний, генетических дефектов и болезней генетического происхождения. С учетом актуальных проблем здравоохранения строятся и научные прогнозы, касающиеся будущего человека в биологическом плане. И здесь возникает ряд сложнейших вопросов, научный ответ на которые может быть дан только в контексте социальных факторов развития человека. Именно в социальной фазе своей эволюции человек, как полагал Б. Л. Астауров, должен заслужить себе новое наименование: «Человек разумный и гуманный» (Homo sapiens et humanus). Такими предстают перед нами общая система глобальных проблем, их сущность и значение в современном мире. Логическим следствием этого оказываются формы определения стратегии и методов решения глобальных проблем, а также того обратного влияния, которое они оказывают на все стороны жизни современного человечества.
2. Стратегия и методы решения глобальных проблем: единство научного, социального и гуманистического подходов;
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 783; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |