Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и значение глобальных проблем: системный подход




 

Марксистский подход, основывающийся на диалектико-материалистическом видении мира и его познании, позволяет вскрыть сущность и значение глобальных проблем в их внутренне противоречивой целост­ности, в связи и взаимодействии с основными реальностями современ­ного общества. В отличие от буржуазно-реформистского понимания сущности и значения глобальных проблем, которое исходит, как прави­ло, из того, что они имеют якобы «надклассовый», «надсоциальный» и «наднациональный» характер, марксистская концепция осно­вывается на анализе диалектической взаимосвязи общего и особенного, интернациональных (и в этом смысле глобальных) и национальных, общечеловеческих и классовых сторон и аспектов мирового развития. Марксистский подход к вопросу о сущности и значении глобальных проблем настоящего и будущего учитывает характерные особенности современного мирового развития как в экономической сфере, так и в области социально-политических отношений, в сфере духовной - в нау­ке, культуре и др., которые определяются объективными процессами интернационализации производства и всей общественной жизни, достигшими небывалых масштабов под влиянием современной научно-технической революции. Именно эти процессы и придали мно­гим ранее существовавшим и вновь возникшим проблемам глобальный характер. Однако наличие мировой системы капитализма привело к существенным извращениям общих прогрессивных процессов интер­национализации, до предела обострило глобальные проблемы, превра­тив их в ряде случаев в некоторую угрозу для всего человечества. По­этому, разрабатывая стратегию и тактику практического решения гло­бальных проблем, марксисты, хотя и учитывают многие научно-техно­логические достижения в решении отдельных глобальных проблем в ка­питалистических странах, в социальном плане обращаются к опыту реального социализма, исследуют перспективу их полного решения в будущем. Такая постановка вопроса позволяет ви­деть не только принципиальные преимущества социалистического пути решения глобальных проблем, но и имеющиеся на современном этапе исторического развития недостатки, объективные и субъективные про­тиворечия.

В качестве теоретической основы такой стратегии и выступает се­годня марксистская концепция глобальных проблем, которая рассматривает их в диалектической взаимозависимости, учитывает их системный характер и развитие в исторической перспективе, определяюшей будущее человечества. Марксистская методология исходит из того, что глобальные проблемы, образующие в своей целостности диалектически развивающуюся систему, находятся в известной иерархической соподчиненности, субординации в зависимости от того, какие причинно-следственные отношения существуют между ними в самой реальной жизни. Последнее определяет также степень их остроты и первоочередность решения.

С учетом этого можно, как представляется, выделить следующие группы глобальных проблем, характер и формы решения которых связаны:

1) с отношениями между основными социальными общностями современного человечества (социально-экономическими системами и входящими в них государствами), которые условно можно назвать «интерсоциальными» (сюда относятся проблемы мира и разоружения, социального развития и экономического роста);

2) с отношениями «человек - природа» (проблемы ресурсов, энергетики, продовольствия, окружаюшей среды). Эта группа проблем не находится, однако, в изоляции от социальных факторов. Более того, только с учетом последних вообще возможно правильное понимание и разрешение данных проблем;

3) с отношениями «человек - общество» (проблемы научно-технического прогресса, образования и культуры, роста народонаселения, здравоохранения, развития и адаптации человека, его будущего). Эти отношения также, разумеется, складываются как сугубо социальные, но имеют одновременно во многом индивидуализированный, личностный характер. Вместе с тем и многие «чисто» социальные глобальные проблемы как этой, так и в особенности первой группы существенно зависят, в свою очередь, от многообразных природных факторов, и этим, собственно говоря, и определяется то, что все они в комплексе образуют органически целостную систему диалектически взаимосвязанных и взаимодействующих проблем.

Общим условием существования и решения всей системы глобальныx проблем настоящего и будущего является проблема мира и разоружения. Это, к сожалению, главная забота человечества, можно сказать, даже «трагический синдром» человеческой цивилизации на всем протяжении ее развития и в особенности сегодня, когда поставлено под угрозу самое ее существование. Последнее связано как с тем, что силу развития негативных последствий интернационализации общественной жизни войны также приобрели опасную тенденцию становиться мировыми, глобальными, так и с небывалым возрастанием разрушительной силы технических средств ведения войны, использованием термоядерного оружия, ракетной техники и т. п. Поэтому мировая война в век ракетно-ядерной техники стала абсолютно недопустимой, так как она может привести к полному уничтожению всего живого на Земле, превратить нашу голубую планету в безжизненное космическое тело, зараженное радиоактивными осадками.

Человечество сегодня подошло к такому исторически поворотному рубежу, который с неизбежностью ведет к утверждению идеи «вечного миpa», о чем мечтали мыслители разных эпох развития цивилизации. Альтернативы этому нет, ибо мировая война не является альтернативой. И путь здесь один - мирное сосуществование государств с различным общественным строем.

Обеспечение мирного, безопасного будущего для всего человечества привело бы к освобождению его от тяжкого бремени гонки вооружений, развязанной империализмом, что способствовало бы решению многих насущных глобальных проблем, стоящих перед человечеством. Таким образом, разоружение - не только настоятельный императив современ­ной эпохи. Будучи одной из важнейших глобальных проблем, оно предопределяет, в конечном счете, смягчение остроты всего их ком­плекса.

Поэтому социальное развитие стран и народов в усло­виях мира и разоружения, включающее преодоление отсталости, унаследованной от коло­ниального прошлого, разрыва между развитыми и развивающимися странами, является еще одной важнейшей глобальной проблемой, стоя­щей перед человечеством сегодня и в перспективе его исторического раз­вития. В тесной связи с этой проблемой и в определенной причинно-след­ственной зависимости от нее находится также проблема экономи­ческого роста в мире.

Марксисты позитивно относятся ко всем предложениям и действиям, способствующим прогрессивному развитию всемирного хозяйства на демократических и справедливых началах, видя в этом объективную историческую тенденцию общего процесса интернационализации. Анализируя тенденцию интернационализации хозяйственной жизни человечества, условия революционной борьбы рабочего класса и осуществления им своей истерической миссии, К. Маркс и Ф. Энгельс писали: «...Наличие массы людей, живущих только своим трудом, - массы рабочей силы, отрезанной от капи­тала или от возможности хотя бы ограниченного удовлетворения своих потребностей и характеризующейся поэтому уже не только временной потерей самой этой работы, как обеспеченного источника жизни, но вообще совершенно непрочным положением, - все это предполагает, в силу конкуренции, существование мирового рынка. Пролетариат может существовать, следовательно, только во всвмирно-историческом смысле, подобно тому, как коммунизм - его деяние - вообще возможен лишь как «всемирно-историческое» существование».

Марксисты исходят из того, что «национальное» не растворяется в «интернациональном», а диалектически дополняется им. Именно в допол­нение к общности экономической жизни как признаку нации форми­руется общность экономической жизни как признак человечества. Вме­сте с тем интернационализация хозяйственной жизни может служить человечеству только при условии развития равноправного сотрудниче­ства между всеми странами и народами. В этих условиях становится возможным и постепенное решение глобальных проблем, стоящих ныне перед человечеством, и прежде всего тех, которые мы условно называем «интерсоциальными» - проблем мира и разоружения, социального раз­вития и экономического роста в мире.

Нетрудно видеть, что все эти проблемы диалектически взаимосвя­заны, имеют внутри себя строгую причинно-следственную субордина­цию. Однако они, как было отмечено, образуют лишь подсистему более сложной иерархии глобальных проблем, детерминируя функционирова­ние всех других подсистем, в частности тех, которые возникают в отно­шениях «человек - природа». Глобальные проблемы этой группы сегод­ня в неодинаковой степени затрагивают разные страны и регионы мира, а также человечество в целом, хотя с учетом перспективы положение здесь—в зависимости от степени остроты отдельных проблем и перво­очередности их решения в национальных и глобальных масштабах - может весьма существенно измениться уже к 2000 году.

Это наглядно обнаруживается, например, при рассмотрении проб­лемы природных ресурсов, ставшей одной из острых глобаль­ных проблем, от решения которой существенно зависят экономический рост, социальное развитие и вообще будущее человечества. Эта пробле­ма обостряется еще больше, в особенности в связи с тем, что «традици­онные» природные энергетические ресурсы сегодня близки к исчерпанию. Задача заключается в том, чтобы получить новые природные минераль­ные и энергетические ресурсы и наиболее эффективно их использовать. А это уже зависит от уровня развития науки и техники, определяемого социальными факторами, от взаимоотношений государств-владельцев и потребителей природных ресурсов. Следовательно, проблема природ­ных ресурсов не является «чисто» естественнонаучной или технологиче­ской, как в этом пытаются уверить некоторые идеологи: она в конечном счете обусловлена действием ряда социально-экономи­ческих и политических факторов, а потому и якобы надвигающийся глобальный кризис в этой области имеет сугубо социальные причины, связанные с особенностями частнособственнических отношений в капи­талистическом обществе.

И это весьма наглядно проявляется в подходах к решениям энер­гетической проблемы. Экономический рост, обусловленный во многом повышением энерговооруженности труда, привел к тому, что производство всех видов первичной энергии колоссально возросло. Это поставило энергетическую проблему в разряд наиболее острых среди глобальных проблем современности, причем капиталистические страны стремятся преодолеть энергетический кризис не столько за счет внутренних ресурсов, сколько путем продолжения неоколониалистской эксплуатации развивающихся стран.

Проблемы атомной энергетики стали одними из центральных в энергетических программах многих стран. Можно сказать даже, что они приобрели сегодня поистине глобальный характер, и это их качество будет непрерывно усиливаться в будущем. Атомная энергетика, разуме­ется, не выступает сегодня и в будущем (по крайней мере к рубежу III тысячелетия) в качестве альтернативы существующим «традиционным» энергетическим ресурсам, и человечество, как справедливо подчеркивают многие ученые, не обречено на выбор между «атомом и свечей». Широкое и более эффективное использование всех видов природных энергоресурсов (включая солнечную энергию и пр.) будет способствовать выходу человечества на новые рубежи социального и экономического прогресса, а это, в свою очередь, окажет обратное воздействие на укрепление и развитие энергетического базиса человека и природы.

Правда, широкое применение в индустрии ядерной энергетики, приводящее к уменьшению загрязнения окружающей среды продуктами сгорания (углекислотой, серой и т. п.), создает другую опасность - загрязнение среды радиоактивными продуктами деления ядер урана и плутония. Уже сейчас наукой делается немало для того, чтобы предотвратить эту опасность и в будущем исключить ее полностью.

Похожая ситуация наблюдается и с проблемой обеспечения энергоресур­сами непосредственной жизнедеятельности человеческого организма - с продовольственной проблемой в мире, которая чрезвы­чайно остро стоит перед человечеством и сегодня и в будущем. Отдельные теоретики пытаются объяснить обострение продовольственной проблемы в мире «естественными» причинами (ростом народонаселе­ния, опережающим увеличение количества продуктов питания, недо­статком земельных площадей, пригодных для сельскохозяйственного производства, убывающим плодородием почвы и пр.), а также техноло­гической отсталостью развивающихся стран, без учета различий по до­ходам и уровню потребления продуктов питания между разными социальными слоями внутри развитых и развивающихся стран. На самом же деле недостаток продовольствия в мире носит не абсолютный, а от­носительный характер, и причиной его являются не «естественные» и технологические, а прежде всего социально-экономические факторы, сдерживающие внедрение передовых методов ведения сельского хозяй­ства, которые могли бы обеспечить решение продовольственной пробле­мы в мировом масштабе.

Достаточно сказать, что сегодня производится всего лишь 3-4% той сельскохозяйственной продукции, которая могла бы быть получена при эффективном использовании современной науки и техники во всех странах. А впереди новые, поистине фантастические перспективы, открываемые развитием науки и техники в решении продовольственной проблемы. Будущие успехи в мировом производстве, в частности искус­ственных продуктов питания, связанные с применением научно-техни­ческих достижений, сравниваются иногда по своему значению для судеб человеческой цивилизации с введением земледелия 6000 лет назад, при­ведшего к возникновению первых высоких цивилизаций (Шумер, Ва­вилон, Египет).

Глубоко социальной предстает и такая острая глобальная пробле­ма, как экологическая, тесно связанная причинно-следственными отношениями с проблемой экономического роста, научно-технического прогресса, природных ресурсов, энергетики, продовольствия. Сегодня проблема окружающей среды получает во многих случаях даже домини­рующее значение по сравнению со многими другими, если иметь в виду по крайней мере то, как отражаются глобальные проблемы в массовое сознании. Это и понятно, так как факты, относящиеся к этой проблеме, очевидны и доступны каждому. Сложнее дело обстоит с общим пони­манием сущности этой проблемы как глубоко социальной, того, что она может быть решена только в итоге фундаментальных социокультурных, экономико-производственных, научно-технических и аксиологических сдвигов, необходимых для устранения опасных дисгармоний во взаимо­отношениях человека и природы.

Это в полной мере относится и к глобальным проблемам, возни­кающим в отношении «человек - общество». Глобальные проблемы этой группы концентрируются в значительной степени вокруг вопросов, связанных в первую очередь с социальными и гуманистическими аспек­тами научно-технического прогресса, который, как мы зна­ем, существенно определяет как общие направления развития человеческой цивилизации, так и в особенности глобальные тенденции в обла­сти образования, от которых он и сам в существенной степени зависит. С развитием науки и образования связываются сегодня лучшие надежды человечества. Однако они могут и не оправдаться, если воз­можности науки и образования не получат благоприятной социальной почвы для своей реализации. Трудности состоят здесь в том, что зача­стую при определении концепции науки и образования на перспективу 2000 года и дальше многие футурологи, квалифицированно обсуждая специальные аспекты, идут по пути сочинения идиллии будущего, не учитывая реального положения в мире. Известно ведь, что сегодня в развивающихся странах, а также среди эксплуатируемых классов в развитых капиталистических странах наблюдается еще очень значи­тельный уровень неграмотности, и она сохранится, очевидно, и в III ты­сячелетии. В то же время теория и практика реального социализма по­казывают его огромные преимущества в сфере науки и образования сегодня и в будущем. Перспектива коммунизма придает гуманистиче­скую направленность научно-техническому прогрессу и культуре человечества в целом, которая сегодня разорвана вследствие разнонаправленного действия многих классово-антагонистических фак­торов, но в будущем должна обрести свою целостность и единство.

На пути к нему человечеству предстоит еще решить много слож­ных социальных проблем, в том числе и тех, которые имеют глобаль­ный характер. К их числу относятся и проблемы, которые возникают в связи с ростом народонаселения, развитием демографиче­ских процессов сегодня и в будущем. Ситуация здесь, как известно, весьма сложная, и поэтому многие современные ученые высказыва­ются за активную и эффективную демографическую политику, которая определяется, разумеется, общими процессами социально-экономическо­го развития, особенностями общественного устройства тех или иных стран, господствующей в них идеологией, традициями и пр. Мы знаем, что уже в настоящее время в некоторых развитых капиталистических странах и развивающихся странах, ориентированных на капиталистиче­ский тип социального устройства, проводится определенное регулирова­ние роста народонаселения. Однако оно не дает должного эффекта, так как сталкивается со многими препятствиями и издержками, порождае­мыми антагонизмами частнособственнического строя.

Обращаясь к этой глобальной проблеме, мы, может быть, наиболее отчетливо осознаем, что общая судьба человечества неотделима от каж­дого человека; она является и его судьбой. В связи с этим встают но­вые вопросы: какое будущее ожидает человека, каковы его перспективы в связи с процессами, которые так неоднозначно развиваются и в со­циально-экономической, и в природно-биологической, и в культурной сферах современной человеческой цивилизации? Как все это взаимо­действует с комплексом глобальных проблем и направлениями их решения в будущем?

Следует подчеркнуть то важнейшее обстоятельство, что пробле­ма человека и его будущего является своеобразным цент­ром всей системы глобальных проблем, все они так или иначе связаны с ней. Человек, его актуальные потребности и его будущее оказываются своеобразной «точкой отсчета», из которой исходят в определении со­циальной и гуманистической значимости тех или иных глобальных проблем, направлений и форм их решения. Вместе с тем проблема чело­века и его будущего - это и в каком-то смысле самостоятельная гло­бальная проблема, которая может быть рассмотрена по крайней мере в двух аспектах: 1) как вопрос о перспективах человека в биологиче­ском плане, когда он берется в качестве представителя вида «Homo sapiens»; 2) как вопрос о будущем неповторимой, творчески активной личности, развитие которой детерминируется не только наличными ма­териальными и духовными условиями, но и определенными социальны­ми идеалами.

Разумеется, проблема будущего человека и всего человеческого рода в биологическом плане лишь условно может рассматриваться как самостоятельная, в известной изоляции от социальных факторов. Бо­лее того, сами отношения биологических и социальных факторов яв­ляются давней и сложной проблемой, от решения которой зависит во многом понимание сущности человека, а, следовательно, и путей его раз­вития в исторической перспективе. Поэтому тенденции выключить ка­кую-то сферу человеческой деятельности из общего социального контек­ста не могут быть признаны позитивными. В сущности, они оказывают­ся как бы продолжением чисто биологических, эволюционно-генетических и т. п. подходов, имеют с ними общую «натуралистическую» осно­ву. Но тем самым такая, хотя и возникающая из науки, экстраполяция в качественно иную сферу бытия человека становится антинаучной - «полунаукой», по выражению Ф.М. Достоевского. И это в особенности очевидно в случае обращения к проблеме биологической адаптации че­ловека к современным условиям цивилизации и ее развитию, которое сталкивается с рядом проектов «выведения» каких-то во всех отноше­ниях приспособленных, «идеальных людей» чисто биологическим (гене­тическим) путем, что предлагает нам, в частности, неоевгеника.

Однако неверно было бы полагать, что биологические факторы не играют никакой самостоятельной роли в жизнедеятельности человека и его будущего. Напротив, они приобретают порой такое существенное значение и так видоизменяют, трансформируют социальную сферу лич­ности, что не видеть этого - значит быть попросту слепым. Поэтому, в частности, проблема здравоохранения и является одной из острейших глобальных проблем современности. Глобальный характер приобретает борьба с опасными и распространенными эпидемическими, инфекционными и паразитарными заболеваниями, предупреждение и лечение раковых и сердечно-сосудистых заболеваний, генетических дефектов и болезней генетического происхождения.

С учетом актуальных проблем здравоохранения строятся и научные прогнозы, касающиеся будущего человека в биологическом плане. И здесь возникает ряд сложнейших вопросов, научный ответ на которые может быть дан только в контексте социальных факторов развития человека. Именно в социальной фазе своей эволюции человек, как полагал Б. Л. Астауров, должен заслужить себе новое наименование: «Человек разумный и гуманный» (Homo sapiens et humanus).

Такими предстают перед нами общая система глобальных проб­лем, их сущность и значение в современном мире. Логическим следствием этого оказываются формы определения стратегии и методов решения глобальных проблем, а также того обратного влияния, которое они оказывают на все стороны жизни современного человечества.

 

2. Стратегия и методы решения глобальных проблем:

единство научного, социального и гуманистического подходов;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 739; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.